Биография Стравинского Игоря Фёдоровича
Стравинский Игорь Федорович – русский композитор.
Происхождение
Игорь Стравинский родился в Ораниебауме (с 1948 года – город Ломоносов в Санкт-Петербурге) 5 (но новому стилю – 17) июня 1882 года. Отец Игоря Федор Игнатьевич был известным оперным певцом, солистом Мариинского театра. Мать Игоря Анна Кирилловна Холодовская тоже занималась музыкой – была пианисткой, певицей, концертмейстером своего супруга.
Игорь был одним из четырех сыновей своих родителей. Так, у него были братья Роман (1874-1897), Юрий (1878-1941), Гурий (1884-1917).
Дом Стравинских всегда был полон гостей, причем все они были сплошь людьми творческими – музыкантами, писателями, артистами.
Жизненный и творческий пути
В конце 1890-х годов Игорь Стравинский учился игре на фортепиано у А. Снетковой, затем некоторое время занимался у Л. Кашперовой.
В 19 лет Стравинский окончил гимназию Гуревича и поступил в Санкт-Петербургский университет, юридический факультет. Желания заниматься юриспруденций у Игоря не было, но на получении такого образования настояли его родители. Впрочем, параллельно Стравинский изучал музыкально-теоретические дисциплины.
В 1904-1906-х годах Игорь в частном порядке учился у Н. Римского-Корсакова. Педагог предложил Стравинскому заниматься с ним дважды в неделю. В то же самое время Игорь брал уроки у другого композитора – В. Калафати. Николай Римский-Корсаков был восхищен музыкальным талантом Игоря. Опытный музыкальный деятель порекомендовал Стравинскому не поступать в консерваторию, ведь все необходимые знания и навыки у Игоря уже были. Римскому-Корсакову, по сути, даже нечему было учить своего подопечного – он лишь рассказывал ему об оркестровке, корректировал произведения Игоря. Также Николай использовал свои связи и влияние для того, чтобы музыка Стравинского исполнялась на публике.
В 1908 году «Симфония ми-бемоль мажор» и «Фавн и пастушка» авторства Игоря Стравинского были сыграны придворным оркестром. В 1909 году театральный и художественный деятель Сергей Дягилев попал на концерт, на котором исполнялась музыка Стравинского, и остался в восторге. Он немедленно заказал у Игоря Федоровича аранжировки для русского балета в Париже, а еще через год сделал новый заказ – музыкальное оформление нового балета «Жар-Птица». Летом 1910 году состоялась премьера «Жар-Птицы», после которой о Стравинском заговорили как об одном из самых ярких представителей нового поколения современных композиторов. Сотрудничество Игоря Стравинского и Сергея Дягилева продолжилось.
В 1913 году в театре Парижа был представлен балет Стравинского «Весна священная». Произведение получилось неоднозначным, многие зрители были не готовы к такому. Танцы, музыка – все было чрезмерно смелым, слишком вызывающим для того времени. Стравинского начали называть деструктивным модернистом. Впрочем, доброй половине поклонников балета новшества Игоря Федоровича пришлись по душе.
С началом Первой мировой войны жизнь Игоря Стравинского сильно изменилась. Гонорары закончились, людям было не до балета. К 1914 году денег почти не осталось. Семья Игоря переезжает в Швейцарию, находясь уже на краю бедности. Работать Игорь Федорович не перестал. Он продолжил писать музыку, но она стала другой – более сдержанной, в чем-то аскетичной. Появилось больше ритмичности. 1914-1923 годы Стравинский посвятил работе над балетом «Свадебка». Вдохновением для написания этого произведения Игорь избрал сельские песни – те, что исполнялись на венчаниях и свадьбах. В то время, пока «Свадебка» еще только создавалась, Стравинский явил миру еще один шедевр – «Симфонию для духовых» (1920).
Со временем музыкальные интересы Стравинского сместились – с национальных мотивов на неоклассицизм, затем композитор занялся интерпретацией старинной музыки Европы. В 1924 году Игорь на время перестал создавать новые мелодии и начал выступать как пианист и дирижер.
В 1926 году в Игорь Стравинский заинтересовался духовными практиками, в связи с чем в его произведениях появились религиозные мотивы. Затем в 1950-х годах музыкант пережил серьезный профессиональный кризис. А в 1966 году Стравинский представил свое последнее произведение – «Реквием».
Личная жизнь
В 1906 году Игорь Стравинский взял в жены свою кузину Екатерину Гавриловну Носенко. Уже через год у пары пошли дети. Всего родилось четверо: два сына – Святослав (композитор и пианист) и Федор (художник); две дочери – Людмила и Милена.
Екатерина была больна чахоткой, поэтому каждую зиму семья уезжала в Швейцарию, подальше от сырого воздуха. В 1914 году Стравинские остались в Швейцарии из-за войны и скорой революции. Все, что осталось у семьи дома, было отобрано; авторские больше не перечисляли. Игорь Федорович сильно переживал, ведь он содержал не только свою жену и детей, но и мать, сестру и племянников. Стравинский, чтобы заработать, начал как можно скорее выпускать новые редакции уже написанных произведений.
Известно, что в самый тяжелый для семейства Стравинских на помощь композитору пришла модельер Коко Шанель. Она позволила Игорю, Екатерине и их детям жить на ее вилле. Коко покупала им одежду, следила за тем, чтобы они хорошо питались, и способствовала профессиональному развитию Стравинского. Так продолжалось два года. Но и после того, как Стравинские уехали, Коко Шанель продолжала еще целых 13 лет каждый месяц посылать им деньги. Это натолкнуло общественность на мысль о том, что между Игорем и Коко были романтические отношения.
В 1939 году Стравинский овдовел. Через год после смерти Екатерины Игорь уехал в Америку и вскоре женился там во второй раз. Его избранницей стала актриса немого кино, актриса театра, художница Вера Боссе.
Смерть
6 апреля 1971 года Игорь Федорович Стравинский скончался от сердечной недостаточности. Композитора похоронили на русской части кладбища Сан-Микеле в Венеции. В 1982 году рядом с ним похоронили и Веру.