Биография Вайкуле Лаймы Станиславовны
Вайкуле Лайма Станиславовна – певица, актриса.
Детство
Лайма родилась в 1954 году 31 марта в городе Цесис (Латвийская ССР). Ее отец Станислав был простым рабочим, мама Янина была продавщицей (со временем она сделала невероятный скачок вверх по карьерной лестнице и стала директором магазина). Семья была большой – помимо самой Лаймы, у супругов были еще две дочери и один сын. В трехлетнем возрасте все семейство Лаймы перебралось в Ригу.
С детства любила петь и танцевать, хотя мечтала стать врачом. Примечательно, что никто из родных Лаймы не имел отношения ни к музыке, ни к какой-либо другой отрасли творчества. За исключением, пожалуй, только бабушки Лаймы – та пела в церковном хоре.
В 14 лет девушка за компанию с подругой приняла участие в республиканском конкурсе юных вокалистов и стала его дипломанткой. Поступив в медицинское училище после того, как окончила восемь классов школы, Лайма принимала участие в самодеятельности.
Юность
В 16 лет ее услышали музыканты Латышского ансамбля и пригласили солисткой на турне по Закавказью. Немного поработав с ними, с 18 лет Лайма Вайкуле стала солисткой Рижского эстрадно-концертного объединения и выступала в ресторанах.
Постепенно складывались ее инструментальная группа и эстрадный балетный ансамбль. Не обладая богатыми вокальными данными, Лайма Вайкуле разыгрывала на основе песни целый спектакль, где главным становилось образное решение. Большое внимание уделяла пластике, танцу, художественному оформлению, костюму. Создав постоянную труппу варьете в Юрмале на сцене «Юрас-Перле», Лайма Вайкуле в течение пяти лет давала представления на Рижском взморье и была в них и певицей, и танцовщицей, и постановщиком, и балетмейстером, и художником-модельером.
Дальнейшая карьера
В 1984 поступила на режиссерский факультет ГИТИСа. Помимо западного репертуара и ряда современных песен, в сопровождении инструментального ансамбля «Лайма» (художеств, рук. Роберт Альбрехт) начала исполнять латышские песни, в частности Р. Паулса «Верококо» (в русском варианте ее пел В. Леонтьев – «Верооко»). Однажды певицу заметил известный поэт-песенник И. Резник. Он предложил ей для записи на радио новую песню «Ночной костер»; певица попала не только в радиоэфир, но и в передачу ТВ «Песня – 86».
Тогда же, в 1986 году, в советско-итальянском концерте эстрадных звезд Лайма Вайкуле исполнила совместно с Леонтьевым новую песню «Вернисаж» (Паулс, Резник). К 1987 году Лайма Вайкуле записала еще одну песню тех же авторов «Еще не вечер», предложив свою оригинальную трактовку. В феврале 1987 года участвовала в авторском вечере Паулса в ГЦКЗ «Россия». После трансляции концерта по ТВ Лайма Вайкуле получила всесоюзную известность.
Популярность
«Золотая лира» на международном фестивале в Чехословакии («Братиславская лира») в мае того же 1987 года за песню «Вернисаж» закрепила успех певицы. Одновременно с учебой на факультете режиссеров эстрады ГИТИС началась подготовка большой сольной программы, премьера которой состоялась в ГЦКЗ «Россия» в начале 1988 и доказала, что актрисе подвластны лирические, характерные, шуточные, гротесковые образы. В программу вошли новые песни – «Шерлок Холмс», «Скрипач на крыше», «Танго Летнего сада» (Паулс, Резник). В этой работе ярко проявилось и режиссерское дарование Лаймы Вайкуле (логическое построение, световое решение). Певица, приступая к песне, видела ее во всем объеме – сюжет, пластику, костюм. Работы Лаймы Вайкуле отличали высочайший профессионализм, образность решений, зрелищность, отличный вкус при некой экстравагантности. Певица вернула эстраде утерянный было жанр театра-варьете.
По натуре Лайма Вайкуле – экспериментатор. Это проявляется не только в смене собственного имиджа (женщина-вамп, мужской стиль в одежде, американизированная «дива» и др.), но и в стиле ее работы на эстраде.
Титаническая работоспособность, умение твердо идти к заранее намеченной цели позволили Лайме Вайкуле за короткий срок одолеть путь, который от другого потребовал бы годы. Лайма Вайкуле много гастролировала (Финляндия, ФРГ, Италия). В 1989 в Америке записала на английском языке семь песен («Я за тебя молюсь», «Умный в гору не пойдет» и другие песни Паулса и Резника).
В 1990 новый сольный концерт Лаймы Вайкуле в ГЦКЗ «Россия» прошел с еще большим успехом. Там ей помогали единомышленники – художники-модельеры, балетмейстеры-постановщики. Репертуар пополнился песнями композитора И. Крутого («Улица любви», «Ветка каштана», «Акапулько», «Ты и я» и др.).
В 1997 году Лайма приготовила новую программу с музыкантом Ю. Варумом (отцом певицы Анжелики Варум, доселе единственной исполнительницы его песен), вновь записала в Америке новый диск (уже на русском языке) и много концертировала, исполняя некоторые песни с Крутым, В. Винокуром и А. Лещенко, с дуэтом «Чай вдвоем».
В 1999 в ГЦКЗ «Россия» состоялся концерт «Лайма в стиле танго», в 2001 – «В XXI век – с любимыми». Яркое шоу, к которому, как говорила певица, она шла всю жизнь. Звучала хорошая музыка, умные тексты (многие из них написаны поэтом В. Пеленягрэ), присутствовали отличная хореография А. Сигаловой и сценография Жан-Пьера Тревора (из Англии) в постановке самой Лаймы Вайкуле.
Кино и телевидение
В 1979 году Вайкуле решила попробовать свои силы в кинематографе. Она дебютировала в роли барной певицы в фильме «Инспектор Гулл». Критики и зрители остались вполне довольны артистичным талантом певицы, впрочем, как и режиссеры. С тех пор Лайму неоднократно приглашали для участия в самых разных проектах.
Не обошла Лайму Станиславовну и участь рекламной актрисы – она снялась в двух рекламных роликах, демонстрирующих известные косметические марки.
Личная жизнь
В 1970 году Лайма Вайкуле познакомилась с продюсером и экс-музыкантом Андреем Латковским. Через восемь лет они начали жить вместе. Официально регистрировать отношения пара не пожелала. Единственное, что они сделали, так это сыграли маленькую свадьбу в Лас-Вегасе.
Детей в фактическом браке так и не появилось. Певица дважды беременела, но оба раза она делала аборт, так как не хотела бросать любимую работу. После этого врачи заявили Лайме, что ее организм больше не способен зачать и выносить ребенка.
Многие ошибочно полагают, что женщина, которой не удалось стать мамой, со временем становится настоящей стервой. Но это утверждение целиком и полностью было опровергнуто Лаймой. Ее сердце осталось таким же добрым и чутким, как и во времена беззаботной юности. Став известной, артистка начала бороться за права животных и даже стала вегетарианкой.
Награды
Летом 2011 года Лайма Станиславовна была награждена орденом Дружбы за свой значительный вклад в укрепление российско-латвийских культурных связей.