Биография Александра Шульгина
Шульгин Александр Валерьевич – советский и российский композитор, музыкальный продюсер.
Детство
25 августа 1964 года в очень красивом городе, городе Иркутске, родился мальчик. До трех лет он рос, как и все обыкновенные дети. А когда мальчику исполнилось три года, дедушка подарил ему маленький компактный проигрыватель, на котором можно было слушать миньоны. Мальчик сидел около проигрывателя целыми днями, просто заслушиваясь пластинками. Так мальчик увлекся музыкой.
В шестом классе он стал перезаписывать у старшеклассников самую разную музыку на бобины: на одной стороне катушки мог быть записан Boney M, а на другой – группа Led Zeppelin.
В шестом классе мальчик уже играл в школьном ансамбле. Теперь вся его жизнь была связана с игрой на гитаре, репетициями, популярными песнями. Сначала школьный ансамбль играл песни таких групп, как "Самоцветы", потом начались попытки сыграть западные композиции, а потом появились группы "Воскресение", "Машина времени" и ансамбль начал играть их репертуар. Через два года, в восьмом классе на выпускном вечере ансамбль уже пытался играть собственные песни... Выступление на выпуском вечере было очень важным, и мальчик очень волновался. Когда ансамбль начал играть, то все музыканты заиграли одну песню, а он совсем другую. Мальчик понимал, что играет не ту песню, но ничего не мог с собой сделать. Его руки продолжали играть, а музыканты и зрители стояли, вытаращив на него глаза.
Конечно, в те времена совсем не было аппаратуры. Родители купили участникам ансамбля гитары, а усилители юные музыканты пытались сделать из подручных средств. Один раз, летом, в городском парке, старшие ребята сняли мегафон со столба, где он висел, и стали пускать через него бас-гитару. В то время ансамбль репетировал в госучреждении, на так называемой репетиционной базе. Спустя несколько дней директор учреждения увидел мегафон и вежливо поинтересовался, откуда он взялся у молодых музыкантов. Участники ансамбля сразу же честно признались в том, что сняли мегафон со столба в парке отдыха. Директор оказался человеком очень осторожным и слишком правильным, поэтому сразу же вызвал милицию. В итоге старшие участники ансамбля получили по два года условно. Мальчика к суду не привлекали – он был самым маленьким и ему к тому времени не исполнилось еще 14 лет.
Потом юные музыканты сами сконструировали колонки, а через некоторое время и вовсе решили поменять аппаратуру. Для этого старую аппаратуру надо было продать. У одного из друзей мальчика в комиссионном магазине работал старший брат. Мальчик договорился, и аппаратуру ансамбля оценили на продажу в 800 рублей (это были громадные деньги!). Тут и случился первый урок в жизни мальчика. В группе было четыре человека, но старшие участники ансамбля почему-то решили, что деньги удобнее поделить на троих. Поэтому они сказали мальчику, что исключили его из ансамбля еще за день до того, как сдали аппаратуру в комиссионный магазин, поэтому никаких денег ему не полагается. Мальчик испытал первый в жизни шок и узнал, что такое предательство. Правда, переживал он по этому поводу недолго. Время летело стремительно. Для мальчика наступало начало самостоятельной жизни...
"Я очень рано стал самостоятельным. Всегда был достаточно активным мальчиком. Когда мне было 13, у меня были стабильные "неуды" по поведению, хотя при этом я очень хорошо учился, особенно по математике. Меня в седьмом классе хотели отправить на математическую олимпиаду представителем от города Иркутска. В школе очень долго решали, достоин ли я ехать представлять целый город. Все-таки решили, что достоин, и я на олимпиаде даже место какое-то занял. А потом я очень сильно изменился. Просто я в конце восьмого класса влюбился. Поэтому, когда я перешел в 9 класс, меня в школе никто не узнавал – такими сильными были изменения. И, наверно, поэтому меня сразу выбрали комсоргом школы. А потом как-то все стало очень быстро меняться".
Юность. Первые серьезные шаги в музыке
Мальчик вырос, стал юношей, успешно закончил школу и поступил в институт, но занятия музыкой не бросил, продолжая выступать с другими музыкантами на танцплощадках родного города. А потом в город приехала группа "Карнавал". После общения с музыкантами из "Карнавала" его позвали с собой в Москву. Он полетел в Москву, там познакомился с группой "Круиз", но в Москве пробыл недолго и улетел обратно в родной город, хотя музыканты "Круиза" приглашали его в коллектив.
И тут опять произошел поворот в его судьбе. Ему было 19 лет, а друзья у него все были намного старше. И вот так случилось, что один из его друзей, которому тогда было 30 лет, сделал молодому человеку что-то очень нехорошее. Это было второе предательство друга в жизни молодого человека. Второй жесткий урок жизни. Тогда молодому человеку пришлось очень быстро принять серьезное решение: в течение часа он собрал вещи и прилетел обратно в Москву. Началась его работа с группой "Круиз".
"Как назло, только я начал работу в группе, как вышел указ о запрещении всех рок-групп на территории страны. Тогда я решил взять решение проблемы на себя и стал ходить по всяким учреждениям: министерству культуры, всяким комитетам и так далее. В результате моих хождений нашу программу в марте 1985 года приняла госкомиссия. Естественно, была некоторая хитрость. Мы назвались камерно-инструментальный ансамбль, играли классику в современной обработке, потому что тогда надо было либо песни советских композиторов исполнять, либо классику. Собственное творчество было под строжайшим запретом. Мы сдали программу, получили статус ансамбля и поехали на гастроли. Правда, на гастролях мы, конечно, уже играли собственную музыку. В каждом городе были по несколько дней, давали по 6 концертов в день, включая утренний в 11 часов и вечерний в 20 часов. С каждого концерта получали по 7 рублей 50 копеек. Струны летели мгновенно, а один комплект струн стоил 30-40 рублей. Поэтому работали мы практически бесплатно. Гастрольный тур прошел успешно, и мы вернулись в Москву. И тут неожиданно поступило предложение поехать всей группой в Норвегию. Нам дали всего день на то, чтобы собрать все документы".
Группа "Круиз" была приписана к Тамбовской филармонии, поэтому за документами надо было ехать туда. Уже вечером того же дня молодой человек и его друзья неслись на машине по заснеженной, скользкой дороге в Тамбов. Приехали туда, собрали документы и за 5 часов с риском для жизни "долетели" в Москву. Днем молодой человек уже стоял в кабинете чиновника, который организовывал поездку с необходимым набором документов. Этот влиятельный человек, надо сказать, очень сильно удивился оперативности молодой группы и понял, что с такими ребятами можно иметь дело. "Круиз" съездил в Норвегию, и в лице всех госорганов зарекомендовал себя очень хорошо: все вернулись обратно, вели себя правильно, и самое главное – оказались морально устойчивыми.
"Воодушевившись Норвегией, мы начали подумывать о поездках в другие страны. И, что самое интересное, мы действительно стали ездить. Обычно выезжали по линии сообществ группы народов, линии минкульта, госконцертов, также ездили на фестивали газеты "Юнита". А потом мы поехали на фестиваль Германской социалистической партии и там встретились с человеком, который имел отношение к мировому концерну. Концерн Warner Brothers, сейчас это АОL/Warner, заинтересовался нашим ансамблем "Круиз". Они делали нам выгодные предложения, но мы не могли самостоятельно ничего предпринимать. Тогда нам в голову пришла мысль пригласить их в Союз. Они согласились и действительно приехали. Параллельно с нами представители компании Warner Brothers вели переговоры еще с одним популярным коллективом, где директором был мой лучший друг. Проведя первые переговоры с моим другом, солидные пятидесятилетние мужчины встретились со мной, молодым мальчишкой, и сказали: "Мы остановились на "Круизе", будем работать с вами. И знаешь почему? Мы разговаривали с твоим другом три часа. И все это время он вместо того, чтобы хвалить свой коллектив, негативно высказывался о твоей группе и о тебе. А если о человеке много чего плохого говорят – значит, человек по-настоящему представляет реальную конкуренцию говорящему. Значит, человек действительно стоящий. Поэтому мы, не сговариваясь, выбрали тебя и вашу группу "Круиз"'. Это было третье предательство другом в моей жизни. И третий серьезный жизненный урок.
Далее представители компании провели разговоры с минкультом, отделом ЦК КПСС и мы заключили договор. Наш договор был заключен через внешнеэкономическое объединение "Международная книга", которая была в то время монополией".
В Германию и обратно. Настоящий шоу-бизнес
Молодой человек еще очень долго отчетливо помнил, сколько времени ему, молоденькому мальчику, пришлось провести в кабинетах, особенно в самом крутом отделе – отделе идеологии ЦК КПСС. Но опять все участники коллектива показали себя морально устойчивыми и вызвали доверие, потому что в Германию группу отпустили. "Круиз" стал первой советской группой, которая выехала за рубеж, потом уже были и группа "Парк Горького", и Борис Гребенщиков. Они действительно стали первой группой, которая пела в Германии.
"В Германии мы прожили 4 года, потом "Круиз" развалился, амбиции музыкантов начали сталкиваться и отношения испортились. Компания Warner посмотрела на то, что происходит в коллективе, и махнула рукой. Каждый из музыкантов надеялся, что компания заключит с ним контракт, но этого не произошло. Я остался в Германии работать в студии, прошел так называемые университеты, начал познавать систему шоу-бизнеса. Потом работал в студиях с известнейшими на весь мир людьми. Сначала я сидел и учился, и это было очень важно. За это время я познакомился с популярными, известными людьми в шоу-бизнесе, индустрии развлечений и очень много нового для себя узнал. Осуществил ряд локальных проектов и вернулся в Москву. Здесь началось частное предпринимательство: были открыты фирмы, совместные предприятия, мы делали очень много для Запада. Организовывали гастроли и съемки гастрольных туров, снимали клипы для зарубежных, локально известных исполнителей, записали 15 больших произведений с Московским государственным Академическим симфоническим оркестром под управлением Павла Когана для мирового рынка классической музыки. Здесь организовывали фестивали "Интершанс" для Emi France, снимали большие телефильмы для Canal+ и делали записи для выпуска за рубеж, для канала ВВС".
Параллельно в 1993 году я занимался большим бизнесом. Это было совместное предприятие, которое занималось дистрибутированием западной техники. Это была одна из крупнейших фирм, которая владела многими торговыми магазинами и недвижимостью по Москве. И первое время – начало 90-х годов – для меня это было интересно. Деньги были громаднейшие, но на бумаге. Столько-то миллионов перечислили в Германию, столько-то получили. А потом началось. Скачок марки, доллара, очередной жизненный урок. И все быстро меняется: уже надо отдавать долги, а инфляция каждый день все сжирает. В общем, вечная работа в стрессовых ситуациях.
В это же время была образована ассоциация производителей фонограмм, куда вошли несколько учредителей, потом оттуда вышла фирма "Союз". Все, что потом было использовано фирмой "Союз", было наработано в той ассоциации. Я тогда был генеральным директором фирмы "Бекар Records" и наша фирма с "Союзом" очень плотно делили музыкальный рынок и выпускали очень много альбомов настоящих звезд: это были и Кристина Орбакайте, и Ирина Аллегрова, и Александр Буйнов, и Ирина Салтыкова. Тогда же я занялся продюсерскими проектами: группой "Мечтать" и группой "Иванушки International". Потом работал с группой Мумий Тролль. А потом я ушел из компании, потому что мне стало неинтересно. Параллельно я тогда еще и политической деятельностью занимался. А потом у нас появилась компания "Фамилия Энтертейнмент" и компания "Фамилия Паблишинг", где генеральным директором была Валерия Юрьевна. После того, как у нее наступил декретный отпуск, она уехала к себе на родину. А мне пришлось вернуться в этот бизнес опять, хоть я и не хотел возвращаться..."
В начале 2000-х годов Александр Валерьевич выступил как автор и музыкальный руководитель двух популярных шоу – "Стань звездой" на РТР и "Фабрика звезд" на "Первом".
В 2006 году Шульгин стал колумнистом газеты "Взгляд", в 2010 году он начал писать для музыкального портала Newsmusic.
Становится ясно, что личные и деловые качества Шульгина позволили успешно реализовать многочисленные творческие проекты – как собственные, так и совместные. К этим качествам, несомненно, относятся аналитическое мышление, способность к стратегическому партнерству и планированию, умение принять быстрое и правильное решение в неоднозначных ситуациях, комплексное видение тенденций в развитии шоу-бизнеса. Сюда же следует отнести заслуживающий уважения опыт в составлении договоров и ведении деловых переговоров (в том числе с зарубежными партнерами), знания в области интеллектуальной собственности, в первую очередь, авторского права. Накопленные знания, естественно, требуют реализации. На своем сайте Александр Шульгин готов консультировать молодых артистов и продюсеров. Это новая психология шоу-бизнеса. Для Александра Шульгина – это жизнь.
Разностороннее образование
Пожалуй, Александр Валерьевич может смело претендовать на звание самого любознательного продюсера отечественного шоу-бизнеса. Так, деятельно искусства учился в нескольких ВУЗах разной направленности – в Иркутском государственном лингвистическом университете, Национального исследовательском Иркутском государственном техническом университете, Байкальском государственном университете экономики и права, а также в Православном Свято-Тихоновском гуманитарном университете.
Личная жизнь
Со своей первой женой Александр Шульгин познакомился в столичном ночном ресторане. Композитор приметил на сцене Аллу, ослепительной красоты девушку с дивным голосом. Познакомившись с начинающей певицей, Шульгин сделал ей предложение – пока еще только деловое. Шульгин взялся за раскрутку певицы. Так безызвестная Алла Перфилова стала Валерией. А вскоре Александр попросил свою подопечную стать его женой. В 1993 году у супругов родилась дочь Анна, в 1994 – сын Артемий, в 1998 – сын Арсений.
Казалось бы, вот она – красивая сказка о любви и счастье, в которой прекрасный принц спасает красавицу и умницу от голода и холода, дарит ей половину королевства и свою любовь. Увы, в жизни такие истории встречаются очень редко… В 2002 году Шульгин и Валерия громко развелись. Во время бракоразводного процесса публика узнала шокирующие подробности их семейной жизни – оказывается, еще после рождения Анны Шульгина словно подменили. Он стал агрессивным, вспыльчивым, постоянно цеплялся к своей супруге и нередко даже поднимал на нее руку. Разумеется, скандальные заявления Валерии не могли не подпортить репутацию Шульгина. Впрочем, как известно, плохой рекламы не бывает…
Следующей пассией Александра Шульгина стала певица Юлия Михальчик, занявшая третье место на проекте "Фабрика звезд-3". Михальчик до последнего не верила словам бывшей супруги своего возлюбленного, девушка не могла представить, что ее нежный и заботливый ухажер может быть жестоким извергом. Со временем Юлия на собственном опыте убедилась в том, что Шульгин действительно довольно деспотичен и очень требователен к своей женщине. Александр и Юлия не регистрировали брак официально, так что Михальчик без труда покинула своего звездного спутника.