Тамара Гвердцители

Биография Тамары Гвердцители

Гвердцители Тамара (Тамрико) Михайловна – советская, российская, грузинская эстрадная певица и композитор.

Увлекательная история жизни

Тамара Гвердцители – настоящая грузинская женщина. Из тех, которыми восхищаешься, гуляя по Тбилиси. Иногда в Верийском квартале пройдет мимо тебя грузинка – в длинном черном платье (непременно), с воздушным платком на плечах, окутает облаком терпких духов и необъяснимого очарования. И такая красивая, что стоишь, обернувшись вслед, и ничего с собой поделать не можешь. Нет, не из этой жизни... Не из этой...

Вот Тамара Гвердцители такая. Только платья она носит, уже по европейской привычке, все больше не черные, а яркие. Но это, впрочем, не имеет никакого значения.

Тамара говорила, что чем дальше она уезжает от своей родины, тем сильнее ощущает корни и свою грузинскую кровь. А уезжала она действительно все дальше и дальше. Маршрут жизни: Тбилиси – Москва – Париж – Нью-Йорк – Бостон – Москва...

Случилось так, что ее имя – пускай даже очень издалека, понаслышке – знакомо каждому (может быть, кому-то и незнакомо, но такие люди редко встречаются). Это именно случилось, потому что сама Тамара ничего для этого специального не делала, и, наверное, никогда к этому не стремилась. Просто всегда пела.

Она родилась и росла в солнечной советской Грузии 18 января 1962 года. Такую Грузию можно увидеть только в киножурналах: виноделы, под нестерпимым солнцем с любовью подвязывающие лозу, отары овец на склонах гор, первомайские демонстрации, всесоюзная здравница на Черном море. Тамара Гвердцители тоже из этих киножурналов. Ей было десять лет, когда мама привела ее в детский ансамбль "Мзиури". Голос у нее уже тогда был особенный – сильный, красивый, узнаваемый. "Капитан, капитан, подтянитесь!" – поет маленькая, коротко стриженая Тамуня, запечатленная на черно-белой пленке советского киножурнала.

"Мзиури" колесил не только по всей нашей большой стране, он объездил всю Европу. В Грузии имя Тамрико Гвердцители было известно всякому, ее узнавали на улицах, и вот с того времени начался ее звездный статус, в котором она живет всю жизнь. Нет точных данных о том, как адаптируется к "звездности" детская психика (насчет взрослой психики мы определенно можем утверждать, что в 90 случаях из 100 начинается "звездная" болезнь), Тамара, видимо, привыкла и научилась жить нормальной человеческой жизнью. Что, наверное, не так легко, когда твою фамилию – пускай даже понаслышке – знает каждый.

Потом Тамара поступила в консерваторию. Класс фортепиано и композиции.

Из тех девочек, что пели вместе с ней в "Мзиури", почти никто не стал музыкантом. Было бы некорректно говорить, что вот, мол, Тамара была самая талантливая и потому... Просто известно же, что талант – это не только талант, это талант и труд. А трудиться, доводить свое искусство до совершенства – это про Тамару. Другое дело, что петь для нее – как жить. Она всегда поет, не только на сцене, в студии или на репетиции, но даже когда салат какой-нибудь режет или просто отдыхает.

Впрочем, удача тоже была на ее стороне. В 19 лет Тамара получила первый приз на конкурсе "Красная гвоздика" в Сочи. Потом были еще конкурсы, еще победы – фестивали в Дрездене, в Сан-Ремо, "Золотой Орфей" в Болгарии – были гастроли, были записи молодой, совсем юной еще певицы с симфоническим оркестром. Пластинки: красивые песни о любви на грузинском языке и совсем немного песен советских, патриотических, звучащих сегодня не пошло или смешно, а так, что невольно начинаешь ощущать ностальгию по той советской Грузии, в которой как-то особенно цвели сады и как-то особенно люди говорили на разных языках. Были выступления перед солдатами в Афганистане, когда во время концерта началась бомбежка, и Тамара пела при свечах, зажженных в зале.

Еще была свадьба. Тамара выходила замуж за главного режиссера студии дрампрограмм грузинского телевидения. На их свадьбе была Маргарет Тэтчер – правда, не потому, что Тамару уже так хорошо знали в Англии, а потому что именно во время их регистрации Тэтчер привезли показать лучший в Тбилиси ЗАГС.

А потом родился Сандро, главный мужчина в жизни Тамары, как она сама говорит.

Конечно, Тамара – настоящая грузинская женщина. Но, наверное, не типичная. Потому что просто грузинская женщина всегда рядом с мужчиной, она не творит свою судьбу сама и почти наверняка всю жизнь живет в Грузии. Однажды в одной телепрограмме Нани Брегвадзе, самую признанную метрессу грузинской эстрады, спросили про Тамару. "Она все бросила и уехала отсюда, я бы так не смогла... – и, подумав, добавила. – Но я ее понимаю, она одержима музыкой". Это может показаться странным, но в Грузии ее понимали не все. Некоторые тоже считали, что Тамара бросила Родину – когда ее судьба, карьера, удача звала ее в другие страны и столицы, в самые знаменитые залы мира. И когда по Тбилиси, по проспекту Руставели, пошли танки, она забрала маму и сына и отправила их подальше, подальше от войны – в Нью-Йорк.

1991 год. Тамара – вполне признанная, удачливая молодая певица, живущая, правда, несколько обособленно от всего мира шоу-бизнеса. Она – не этническая певица, не "исполнительница из союзной республики", хоть и поет песни на грузинском, непонятном большинству населения Советского Союза, она просто другой породы, слишком аристократична для того, чтобы быть в общем потоке. Слишком тонкий вкус, чтобы петь популярную музыку. Хитом становится только песня "Виват, король!", которая и по сей день сразу же возникает в народной памяти как реакция на фамилию Гвердцители.

Так вот, 1991 год. Агент Тамары посылает ее кассету в Париж знаменитому композитору Мишелю Леграну. Как принято говорить, в офис композитора каждый день приходят десятки подобных кассет, и, несмотря на это, через три дня Тамаре позвонили и сказали, что мсье Легран будет счастлив видеть ее в Париже. Когда Тамара рассказывала об этом, в ее словах слышалось неподдельное ощущение чуда. Странно, в то время как нам ничуть не кажется странным то, что талантливую певицу пригласили поработать в Париж (если не ее, то кого же?!), Тамара как будто не до конца верит в реальность этого времени, проведенного во Франции. Парижские улочки, каштаны, парижские аккордеоны, город любимой с детства Эдит Пиаф, ее репертуар, который, исполненный Тамарой, приводит в экстаз парижскую публику... Каждое утро встречи в студии с Леграном, автором "Шербурских зонтиков"... Кульминация парижской жизни: концерт в Олимпии, главном зале страны. Они с Леграном играли на двух роялях, в четыре руки, импровизировали: "Шербурские зонтики" – джаз, блюз, рэп (первый и последний раз, когда Тамара работала в этом стиле), "Шербурские зонтики" – цыганщина... Потом она пела, и публика заходилась в овациях. Тамара смеялась, когда вспоминала, как взмокший от накала страстей конферансье кричал в зал: "Тамара... Тамара... – тут он несколько раз пытался выговорить ее фамилию, но безуспешно, тогда махнул рукой. – Запомните это имя – Тамара!"

Парижский контракт закончился, она вернулась в Москву, и вскоре вместе с семьей уехала в Америку. И опять она вовсе не собиралась покорять Новый Свет, просто жить там, по некоторым причинам, ей было проще и удобнее, чем где-нибудь еще. Она ездила по Америке и Канаде с гастролями, выступала в основном перед русскоязычной публикой, хотя, когда ее концерты в престижных залах предварялись хорошей рекламой, приходила и англоязычная (в Канаде – франкоязычная публика). Приходила и уходила в полном восторге, потому что по своему репертуару Тамара – абсолютный человек мира. У нее гигантский репертуар, где причудливо смешиваются семь языков (в скобках заметим, что сама Тамара говорит на английском, французском, итальянском и немного на иврите – это не считая родных грузинского и русского). Она поет древние народные песни (под Хава Нагилу зал встает), многие композиторы специально под ее голос пишут музыку, она исполняет оперные арии, французский шансон и песни собственного сочинения (любимые – на стихи Цветаевой). Ее приглашают петь в мюзиклах. А петь джаз и блюз она – сама честно сознавалась – стесняется.

Так Тамара жила в Америке, и однажды один человек влюбился в нее без ума. Он увидел ее где-то в гостях, и даже не знал, что она певица. Он был адвокат из Бостона. Он предложил ей, все, что мог предложить и что обычно предлагают в таких случаях. И Тамара с семьей оказалась в Бостоне. Впрочем, это не особенно изменило ее жизнь: во всех городах, где она жила, жизнь ее проходила в одном и том же ритме, и если кто-нибудь спрашивал Тамару "Чем занимаетесь?", она отвечала: "Все тем же, естественно. Музыкой, чем еще?".

Прошло еще немного времени, и московские газеты и журналы в своих отделах светской хроники написали: "Семья Тамары Гвердцители возвращается в Москву". И фотография – улыбающаяся, заграничная Тамара в черных очках, ее мама Инна Владимировна и выросший уже почти до двух метров Сандро. Сама Тамара приехала в Москву еще раньше, и в ожидании семьи купила новую квартиру – в самом центре, на "Маяковской", возле гостиницы "Пекин", в номере которой она жила два года в своей прошлой жизни в Москве. И опять вопросы: как, почему, зачем? Наверное, почему это произошло на самом деле, знают одни только близкие люди, на все же вопросы журналистов Тамара, как обычно, отшучивалась. Говорила: "Судьба!". В этом она, конечно же, неизменная грузинка, которая ни за что не будет откровенничать на публику (даже Оксане Пушкиной не удалось).

Хотя, о чем это мы? Разве мы забыли, что Тамара – давным-давно уже человек мира, и ей все равно, на каком языке разговаривают соседи. Ей просто некогда обращать на это внимание. "Последние 20 лет я только и делаю, что езжу на гастроли: из самолета в самолет, из поезда в поезд", – довольно-таки равнодушно говорила Тамара. И мы с некоторым содроганием вспоминаем расписание ее концертов одного месяца: Сургут – Баку – Прибалтика – Тбилиси – Москва – Чикаго. Такая жизнь в течение 20 лет – это не только гром аплодисментов (цветы, шубы, бриллианты, автомобили), но и подорванное здоровье. Однажды в Одессе перед концертом она потеряла сознание, и если бы врачи не оказались на месте почти в ту же секунду (изумленные тем, что человек мог жить, не ощущая и тени беспокойства от страшной опасности внутри себя), бог знает, что могло бы случиться. Потом она серьезно болела, но даже если бы доктора предписали ей другой образ жизни (кто знает, может, и предписали), она все равно не смогла бы жить иначе. А как может быть иначе?

Повод к переезду. Где бы ни была Тамара, она каждый день звонила домой, маме и сыну: "Мама меня всегда воспитывает, даже до сих пор. Я звоню ей с края земли, и она продолжает воспитание по телефону". С Сандро они друзья, самые лучшие, и поэтому тоже очень страдают от долгих разлук. С годами Тамара начала больше времени проводит в Москве, и нет ничего удивительного в том, что семья будет рядом.

В Москве Тамара продолжила заниматься любимым делом – музыкой. Записи альбомов, съемки клипов, выступления. Просто удивительно иногда: вроде Тамара, как говорится, с детства в шоу-бизнесе, но при этом абсолютно не человек шоу-бизнеса. Может быть, это от того, что у нее неправильный менеджмент, а может быть, она просто считает, что у нее есть дела и поважнее – посидеть за роялем, например, и сыграть еще ненаписанную музыку.

И вообще, ко всем этим делам она всегда относилась просто и спокойно. Она говорила: "Особенной борьбы за место в шоу-бизнесе я никогда не вела. Это место есть – вне зависимости от того, часто я буду появляться или редко. Просто тот, кто любит, будет скучать, а тот, кто не любит, будет продолжать не любить".

Все верно. И любят, и скучают.

Альбомы. Награды

Первый альбом Тамары Гвердцители вышел еще в 1982 году. Назывался он прозаично – «Дебют». Следующий сборник певицы поклонники увидели три года спустя. В 1990-е Тамара выпустила еще четыре сборника, затем оставила это занятие до 2000-х годов. А затем… Затем альбомы талантливой артистки стали выходить чаще – то ли жить стало проще, то ли звукозаписывающие компании решили, что имя Тамары должно быть на слуху почаще. Так, в 2000-х Гвердцители выпустила девять альбомов, в 2010-х – еще два.

За активное и плодотворное музыкальное творчество Тамара Михайловна удостаивалась множества почетных наград и премий. Особенно важно отметить звания Тамары – народная артистка Грузинской ССР (1991) и народная артистка Российской Федерации (2004).

Кино и телевидение

В середине 1980-х годов Тамара Гвердцители начала петь в фильмах – всего пару раз, но зрители запомнили. А в 2000-х годах артистка начала участвовать в съемках сама. Так, в 2006 году Тамара снялась в фильме "Жена Сталина", в 2010 – в картине "Дом образцового содержания".

В 2007-2008 годах Тамара Михайловна участвовала в проекте "Первого канала" "Две звезды". В 2011 году на том же канале блистала в шоу "Призрак оперы". А в 2014 году на канале "1+1" была наставником в проекте "Голос страны".

Родители

Отца Тамары звали Михаилом Павловичем. Он был программистом, ученым-кибернетиком, выходец из древнего грузинского дворянского рода Гвердцители. Мать звали Инной Вольфовной (в девичестве – Кофман). Инна была еврейкой по происхождению. По профессии – учительницей русского языка и литературы. Работала воспитательницей в Тбилисском доме пионеров.

Мужья и ребенок

С 1984 по 1995 годы Тамара была замужем за режиссером и заместителем председателя Гостелерадио Грузии Георгием Кахабришвили. В 1986 году у супругов родился сын Сандро (Александр).

Вторым мужем певицы был советский адвокат, живший в Бостоне, Дмитрий. Третьим спутников жизни Гвердцители был Сергей Амбатьело, кардиохирург, доктор наук. Брак с врачом просуществовал до конца 2005 года.

Общественная деятельность

В период 2007-2008 годов Тамара Михайловна Гвердцители была членом Высшего совета партии «Гражданская сила».

Артистка – член общественного совета Российского еврейского конгресса.

Mega-Stars.ru
Ваше мнение о звезде
* Код с картинки
2016-09-21 20:52:44
Уникальный по красоте, силе, тембральной окраске голос, прекрасная певица, актриса, человек с чувством собственного достоинства, который трепетно и нежно заботится о близких... Вот лишь малая толика того, что можно сказать о Тамаре Гвердцители. И каждое из этих качеств, и их гармоничное сочетание проявляются в необычайной энергетике личности, обаянии. При этом всегда красива, талантлива. То, что некоторыми расценивается как недостатки, лишь еще одна из граней ее личности ( на сцене, в жизни, гораздо реже в сложном переплетении этих миров). Всегда хочется слышать, слушать и видеть. Браво!
2014-09-28 18:51:25
Вас знаю и помню очень давно, даже слишком.
И очень люблю!
2012-11-27 21:24:33
Царица Тамара! Богиня, примадонна, суперзвезда! Уникальный голос, которым нельзя не восхищаться! Единственная и неповторимая. Ее хочется слушать и слушать, она завораживает и околдовывает. Знакома с ее творчеством с детства, всегда радуюсь ее творческим успехам. 25 ноября с огромной радостью присутствовала на ее концерте в к/з "Октябрьский" и, как всегда, получила истинное наслаждение от ее голоса, красоты и шарма! Хочется пожелать любимой певице исполнения творческих планов, новых программ, достойных ее божественного голоса произведений!
2012-11-07 12:36:31
Замечательная певица, женщина-красавица! Счастья ей и удачи!
2012-11-03 01:01:47
Единственная и неповторимая, обладательница голоса, красивейшего тембра и огромного диапазона!!!
Голоса, идущего от самого сердца!!!

2012-11-01 22:32:40
Я уже давно на пенсии. Тамару помню, когда она пела в детском ансамбле - её голос уже тогда покорял весь Союз. Спасибо большое за Ваше творчество!!! Я очень Вас люблю.
2012-09-02 17:17:10
Я всегда восхищаюсь ее уникальному голосу и манерой исполнения, нет песен в ее репертуаре, которые не трогали бы до слез, стоит услышать в ее исполнении песню "МАМИНЫ ГЛАЗА" и можно ничего больше не добавлять, здоровья и успехов!!!
2012-05-26 23:47:03
Лучший голос!
2012-04-30 20:39:26
Царица Тамара! Я даже не могу найти слов, чтобы высказать свое мнение о ней! Она самая сильная и великая певица, она достойная и настоящая женщина... Человек! Настоящий человек! Таких больше нет, не было и никогда не будет. Она единственная и мы должны должны быть рады, потому что живем в том же столетии, что и этот человек. Она олицетворяет женственность и красоту.
2012-04-30 20:38:28
Она прекрасна! Очарована-околдована... Точно - "царица Тамара". Моя любимая леди. Желаю ей всего наилучшего!
показать еще комментарии