Биография Бальмонта Константина Дмитриевича
Константин Бальмонт родился в 1867 году 3 июня во Владимирской губернии в деревне Гумнищи. Мать его происходила из генеральской семьи, отец был мировым судьёй и председателем земской управы. Отца звали Дмитрий Константинович, мать – Вера Николаевна (Лебедева в девичестве). В школе дети учились в Шуе. Бальмонт в гимназии много читал, начал писать стихи с десяти лет. Из гимназии был он исключён за принадлежность к одному нелегальному кружку. Его перевели в гимназию города Владимира, жил он на квартире учителя греческого языка, который "надзирал" за ним. Гимназию Бальмонт проклинал всеми силами, она изуродовала ему нервную систему. Далее Константин поступил на юридический факультет в Московском университете, там он сблизился с революционером-шестидесятником Николаевым. Он участвовал в студенческих беспорядках и был посажен в Бутырскую тюрьму на трое суток. Он порывался уйти "в народ", увлекался общественными вопросами. Поэзия увлекла его позже, ранний период творчества всегда считался вторичным. Учиться в университете он не смог из-за сильнейшего нервного истощения и "казённого образования" не получил. Он занимался самообразованием до конца своих дней, увлекался философией. Вместе со старшим братом изучал немецкую литературу, историю. В это время он много занимался переводами. Переводил западноевропейских поэтов. Он был в скандинавских странах в 1892 году и увлекся там местной литературой. Бальмонт хрестоматийно перевёл Эдгара По, "Истории итальянской литературы", "Истории скандинавской литературы", испанских поэтов и драматургов, английских авторов. Он выучил грузинский язык и перевёл "Витязь в тигровой шкуре", ездил в Японию и переводил хоку.
В1889 году он сочетался браком с Ларисой Гарелиной, дочерью фабриканта из Шуи. Это были мучительные отношения, которые закончились попыткой самоубийства. Спустя год издал свой первый сборник. Он стал первым из представителей символизма в поэзии. Его стихи были на редкость музыкальны. Раннее творчество было проникнуто идеями братства, чести и свободы. Затем стали преобладать демонические настроения, он получил большие средства и пустился в длительный загул. Его романтические победы имели зловещий, языческий оттенок. Перед ошарашенным читателем проходили ведьмы и коллекции вампиров. Он провозгласил собственную уникальность и испытывал ужас перед происходящим. Новая возлюбленная Елена Цветкова пыталась спасти его от загулов. Нарциссические откровения Бальмонта шокировали общественность, на защиту встал только Иннокентий Анненский. Он сказал, что "Я" Бальмонта не собирательное и не личное и не принадлежит поэту, это его исследование всем присущего тайного мира бессознательного.
Невысоко оценивали современники предреволюционный период творчества, вызов и упрёк современности, который был представлен двумя запрещёнными сборниками-брошюрами. В эти годы появилась национальная тема, он увлекался славянской стариной. Его упрекали в "пряности" и фальши (1905-1909 годы). Россию Бальмонт считал неотъемлемой частью общеславянского мира.
В 1910 - 1914 годах творчество было наполнено впечатлениями от поездок, это продолжительное путешествие в Египет и другие кругосветные путешествия. Критика отмечала в эти годы "закат" творчества, утомительное однообразие и вялость, банальные красивости.
Кругосветные путешествия укрепляли в нём неприятие христианства. Радикальные перемены в мировоззрении были обусловлены потрясениями 1917-1920 годов. В эмиграции он сблизился с Иваном Шмелёвым. Бальмонт критически отозвался о футуризме и считал его проявлением безвкусного кричащего американизма. Говоря о русской классике, он прежде всего упоминал Достоевского, Пушкина, Фета. Из современников любил больше всего Брюсова. Вторым близким другом была женщина - Мирра Луховицкая, известная поэтесса, замужняя женщина с детьми. Она первая начала с ним поэтический диалог, который вылился в бурный стихотворный роман. Этот роман стал самым загадочным явлением русской литературной жизни. Бальмонт сблизился сначала с Горьким, но затем произошёл разрыв, после отъезда поэта в 1920 году во Францию. На Горького Бальмонт вылил весь пафос обличений, обвинений в нарушении прав и свобод человека в Советской России. Творчество в эмиграции вызывало неоднозначные оценки. Здесь ярко проявилась способность Бальмонта бросать отдельные вдохновенные строки, в стихах появились подлинные глубокие чувства, вызванные всеобщей бедой. В 1930 году он сделал перевод знаменитого "Слово о полку Игореве".
У Бальмонта было две официальные жены и гражданская, с которой он уехал из России – Е.К.Цветковская, но она не была последней любовью. От Цветковской была дочь Мирра. В Париже он возобновил отношения с Дагмар Шаховской, которая родила ему двух детей – Жоржа и Светлану. Самые бедственные годы он провёл с Цветковской, которая умерла в 1943 году, через год после смерти Бальмонта 23 декабря 1942 года во Франции в Нуази-ле-Гран.