Биография Вознесенского Андрея Андреевича
Вознесенский Андрей Андреевич – советский и российский поэт и публицист.
Происхождение
Андрей Андреевич Вознесенский появился на свет 12.05.1933 г. в Москве. Его отец, которого звали Андреем Николаевичем, был по образованию инженером-гидротехником, последняя должность – профессор. Отец Вознесенского занимал самые выдающиеся государственный должности, был директором нескольких проектных и научно-исследовательских институтов, носил звание заслуженного деятеля техники и науки. Мать поэта Антонина Сергеевна, урождённая Пастушихина, карьеры не сделала, родом была из сельской местности. Один из предков Вознесенского был архимандритом, настоятелем Муромского собора.
Образование, начало пути
Получать образование Андрей начал в школе города Кургана, где семья жила во время войны в эвакуации, затем продолжил учиться в одной из престижных и старых школ Москвы до самого окончания её в 1957 году. Ещё в школьном возрасте (в свои 14 лет) Вознесенский всерьёз начал работать в области стихосложения, направлял его в этом стремлении сам Борис Пастернак. Письмо Борису Пастернаку, которое он написал в подростковом возрасте, определило всю дальнейшую судьбу Вознесенского. Дружба с Пастернаком продолжалась и в последующие годы, когда определялся литературный стиль Вознесенского и основная направленность его творчества на мировые проблемы жизни, цивилизации и судьбы человечества. Так рано озаботившийся судьбой человечества Вознесенский творил в необычной манере, подбирая соответствующие теме образы, весь стиль творчества отличался неожиданностью и экстравагантностью, необычными рифмами и футуристически сложными эффектами.
Видимо, под влиянием тогдашних тенденций давать детям почти обязательное техническое образование родители усиленно рекомендовали Андрею его получить, а затем уже заняться литературой. Сын так и сделал. Имея довольно хорошие способности к рисованию, он легко поступил в Архитектурный институт и окончил его в положенное время, но по специальности работал довольно мало. Известно, что он является автором монумента «Дружба навеки», правда, в соавторстве с архитектором Коноваловым и скульптором Церетели. Памятник был установлен в Москве в 1983 году в честь присоединения Грузии к России.
Публикации
Его стихи были опубликованы впервые в 1958 году вскоре после окончания школы. Вознесенский был под влиянием творчества Семёна Кирсанова, последнего русского футуриста. Первый сборник вышел вскоре, в 1959 году, он назывался «Мозаика». И он сразу же стал скандальным, тираж даже хотели уничтожить. Это дало невиданный скачок известности поэту. Библиографической редкостью стал и второй сборник, он назывался «Парабола». Новый поэт с его новой скандальной известностью пришёлся в литературных кругах как нельзя кстати, литературная Москва воспрянула духом, оживились и круги наблюдателей за творчеством поэта со стороны государства. Его творчество стало попахивать формализмом в самом нехорошем смысле этого слова. Среди диссидентских кругов стали раздаваться призывы «не хоронить Вознесенского», вместе с этими призывами он стал ещё более известен. Вечера с участием поэта стали проходить один за другим в Политехническом музее, туда ломились известные московские молодые люди, стремившиеся, прежде всего, попасть в элитные списки золотой московской молодёжи. Все они были детьми известных советских номенклатурных работников, всем нужны были творческая слава и известность в мире, которые давались нелегко. Шла холодная война с Западом. Строки Вознесенского становились притчей во языцах и были у всех на устах, он старался вовсю. Однако в части другой группы советских литераторов его талант оспаривался и подвергался сомнению. Было обвинено в формализме самое известное стихотворение на тему войны. Такой известный поэт, как Игорь Кобзев, прямо обвинил Вознесенского за сборник «Треугольная груша» в том, что он является сором и мусором, рукодельным цветком, ненастоящим и заказным писакой заморским, пишущим абстрактный бред. Резкой критике подверг Вознесенского сам Никита Хрущёв, что резко подняло планку поэта среди модной молодёжи. Некоторые писатели, творившие для самиздата, прямо намекали поэту, что он специально санкционирован спецслужбами. Такие обвинения посыпались на Вознесенского во времена «оттепели», когда он выезжал за рубеж для своих выступлений, их было довольно много.
Вознесенский творил на самые смелые темы, особенно прославило его стихотворение на тему самоубийства Мэрлин Монро, с которой Вознесенского познакомили за рубежом незадолго до её загадочной кончины. Вознесенский политизировал тему смерти Монро до предела, вызвав тем самым интерес к ней как к чуть ли не сотруднице спецслужб, убитой по политическим мотивам.
Другие направления творчества
Вознесенский был автором популярнейших эстрадных песен, оперных либретто и романсов. Рок-опера на стихи Вознесенского постоянно находилась в репертуаре театров, впервые она была поставлена в 1981 году Марком Захаровым.
Частная жизнь
Даже в своей частной семейной жизни Вознесенский был известен, так как женился он на знаменитой Зое Богуславской. Зоя в бытность первого знакомства уже пользовалась гигантской популярностью у московской интеллигенции как писательница, литературный и театральный критик. Вознесенский жил и работал чаще всего под Москвой на даче, она была рядом с дачей Бориса Пастернака в Переделкино.
Литературные и другие встречи
Всю свою жизнь Вознесенский встречался с самыми известными мировыми знаменитостями, это были люди массовой культуры, известные актёры, знаменитые писатели и художники, философы и артисты советской эстрады преимущественно из стран Прибалтики и Восточной Европы, а также с представителями творческих кругов развивающихся стран.
Награды и государственные премии
Вознесенский за свою жизнь получил довольно много премий и государственных наград, в том числе в советский период существования России. Международную премию он получил в 1978 году в Нью-Йорке за достижения в поэзии. Государственную премию СССР Вознесенскому дали за поэтический сборник в 1978 году. Премия Правительства РФ была присвоена посмертно за книгу «Тьмать». За заслуги перед Отечеством и творческую деятельность были присвоены ордена. Орден Трудового Красного Знамени был получен в 1983 году. Вознесенский был почётным членом многих Академий, имел Знак Почёта «Общественное признание».
Другие знаки общественного признания
Вознесенский был героем документального фильма, снятого в 1984 году, фильм назывался «Мои современники», автор – Владислав Виноградов.
Уход из жизни
Вознесенский скончался от инсульта 01.06.2010 г. в Москве.