Биография Гостюхина Владимира Васильевича
Гостюхин Владимир Васильевич – актер кино и театра, режиссер.
Детство и юность
Владимир Гостюхин родился 10 марта 1946 года в Свердловске в рабочей семье. "Все мои предки – с запада России, – рассказывал актер. – Дед мой – русак – женился на крещеной еврейке из местечковой Белоруссии. Отец мой – из Вятской губернии (в те времена Кировской) – совершенный русак".
С детских лет родители Владимира Василий Павлович и Александра Ивановна приучили сына к труду. Семья Гостюхиных жила очень бедно. Отец – инвалид войны, мама постоянно была с ним, помогала ему… Несмотря на плохое здоровье, Василий Павлович старался обеспечить семью хотя бы базовыми предметами для нормальной жизни – едой, одеждой… В свое время он был руководителем Дома культуры в Алапаевске и сотрудником Уральского народного хора. Александра Ивановна была актрисой театра самодеятельности. Так что артистизм у Владимира был, что называется, в крови.
По окончании школы Владимир поступил в радиотехникум. Днем он учился, а вечерами работал электриком на стадионе. Участие в студенческом спектакле изменило жизнь Владимира. Он настолько увлекся театром, что бросил учебу и стал заниматься в студии при Доме культуры.
В 1965 году Владимир Гостюхин поступил в ГИТИС, после окончания которого в 1970 его призвали в армию. Он служил в разведроте знаменитой Таманской дивизии. "Считаю, что мужчина должен отслужить в армии. Испокон веку на Руси считалось это святым делом", – говорил Владимир Васильевич.
Театр
Вернувшись из армии, Владимир Гостюхин поступил в Центральный академический театр Советской Армии, но не актером, как этого следовало бы ожидать, а мебельщиком-реквизитором. А на сцену он впервые вышел, заменяя заболевшего артиста. Первой театральной работой актера стала роль старшины Бокарева в спектакле "Неизвестный солдат" (1974).
Владимир Васильевич вспоминал о том времени: "Я шесть лет двигал мебель на спектаклях и ждал своего часа. "Как ты выдерживаешь, как не сопьёшься?", – сочувствовали мне актёры. А я не обращал внимания на раздоры и работал. В трудовой книжке – одни благодарности. Меня так воспитали мои родители…".
В 1982 году Владимир Гостюхин стал актером Театра-студии киноактера в Минске.
Дебют в кино
В кино Гостюхин дебютировал еще на последнем курсе ГИТИСА, снявшись в эпизодической роли солдата Вехова фильме Марлена Хуциева "Был месяц май" (1970). А первую заметную роль сыграл в фильме Василия Ордынского "Хождение по мукам" (Красильников). Но для зрителей этот актер начался с ленты Ларисы Шепитько "Восхождение", вышедшей в 1976 году.
Приглашение Ларисой Шепитько на одну из главных ролей мебельщика-реквизитора Театра Советской Армии Владимира Гостюхина было для всех полной неожиданностью. И для самого Гостюхина, разумеется, в первую очередь. Хотя, "прочитав повесть Василя Быкова "Сотников", – вспоминал актер, – я был так потрясен образом Рыбака, что тогда же внутренне решил: это судьба. Я чувствовал, что это мое, что я смогу…".
Роль предателя Рыбака Владимир Гостюхин сыграл сильно и убедительно. Эта работа ярко продемонстрировала драматический талант актера. Владимир Гостюхин стремился передать живое движение характера, меняющегося в зависимости от тех или иных жизненных обстоятельств. Зажатый в рамки установленной режиссером схемы образа, он сумел создать (особенно в первой половине ленты) более глубокий характер, приблизившись к тому пониманию, какое было заложено в повести Василя Быкова.
Владимир Гостюхин делился своим ощущением этой роли: "Для меня он не был предателем изначально. Я видел слабости этого человека и те обстоятельства, выписанные Быковым, которые загнали его в угол. Именно обстоятельства привели его к такому страшному выбору. Не Рыбак виноват, а политики, которые не дают простым людям заниматься своим делом. Ведь Рыбак создан растить хлеб, кормить людей, а он попадает в такие жестокие обстоятельства, для которых не создан".
70-е-80-е годы
Можно было ожидать после "Восхождения", что Владимиру Гостюхину придется играть отрицательных, несимпатичных героев. К счастью, этого не произошло. Почти все персонажи его последующих фильмов неординарны. Актер, необыкновенно требовательный к себе, создавал на экране сложные, порой запутанные русские характеры. Пожалуй, только Боборыкин в "Предварительном расследовании" Андрея Разумовского кажется вполне традиционным.
В новелле "Волки", в киноальманахе "В профиль и анфас" и в "Чужой компании" Гостюхин играл героев, которых было трудно оценить однозначно. Интересна роль Кацубы в киноповести "Старшине". А в мелодраме "Случайные пассажиры" (роль – шофер Иван Жаплов) и психологической драме "Охота на лис" (роль – Виктор Белов) актер создал характеры, ранее неведомые нашему кино, отказываясь от устаревших представлений о стерильно положительных и так же стерильно красивых героях-современниках.
70-е-80-е годы вообще были наиболее плодотворными в творчестве актера. Владимир Гостюхин много снимался. Экран не прошел мимо фактуры Гостюхина – "народности" облика, мужицкой основательности. Его облик работал как образ в "Роднике", где Гостюхин играл крестьянина и воина Касьяна, в мелодраме "Белый ворон", где он был работягой-шахтером, в драме "Возьму твою боль", где актер играл крестьянина Ивана Батрака.
Но уже майор Мак-Наббс в телесериале "В поисках капитана Гранта" сыгран с большой долей актерского озорства, стилизаторства. На резкой смене привычного гостюхинского имиджа сыгран и острохарактерный, почти комедийный атаман Платов в "Левше". Столь же неожидан, но и абсолютно узнаваем воинствующий хам Меженин в киноромане "Берег" (Госпремия СССР, 1985).
Трагическая раздвоенность вора Васьки Пепла из фильма "Без солнца" (1987, по пьесе М. Горького "На дне", реж. Ю. Карасик) еще раз проживалась Гостюхиным на современном материале в неразрешимой драме сломленного, но из последних сил бунтующего могильщика Воробья в картине Итыгилова "Смиренное кладбище" (1989). Не менее трагичен бывший командир лагерной охраны Кузнецов из киноповести Михаила Пташука "Наш бронепоезд" (1988), бившийся в бесполезных попытках самооправдания и кончавший самоубийством.
В 1990 году Гильдия киноактеров отметила Гостюхина призом "За выдающийся вклад в профессию".
90-е годы
В 90-е годы – в период, когда в нашем кинематографе хорошие картины были большой редкостью – Владимир Гостюхин снимался меньше, чем в предыдущие годы. Но и в это время им были созданы интересные образы.
В 1991 году на экраны вышел фильм Никиты Михалкова "Урга – территория любви", прогремевший на Венецианском фестивале и получивший там "Золотого льва Святого Марка". Владимир Гостюхин здесь блестяще исполнил главную роль шофера Сергея.
В следующем году актер воплотил на экране образ легендарного советского генерала А.В. Горбатова, снявшись в картине "Генерал".
Среди других заметных работ тех лет: в социальной драме Николая Еременко-мл. "Сын за отца", костюмной драме по Бунину "Мещерские" (режиссер – Борис Яшин), боевике, во многом предвосхитивший ситуацию на южных границах России, "Мужской талисман" (режиссер – Борис Галкин), комедии о приключениях слесаря-сантехника Тутышкина "Святой и грешный" (режиссер – Иван Соловов).
В 1996 году Владимир Гостюхин выступил в качестве режиссера, поставив очень милый и добрый фильм "Ботанический сад". Сам Владимир Васильевич оценил свою работу скромно, заметив лишь, что постарался "сделать нежную, добрую картину".
Владимир Гостюхин снялся в немецкой двухсерийной исторической картине "Танец вокруг Бога" (режиссер – Том Толь), действие которой происходит в XVI веке. О той работе актер вспоминал: "На съемках в Германии я был единственным русским актером. Режиссер собрал исполнителей со всего мира: главного героя играл англичанин, героиню – испанка, я – Труделинка, немца. Историю своего героя вычитал в исторических трактатах, повествующих о первой кровавой коммуне: XVI век, баптисты захватили Мюнстер. Почему же меня, русского актера, пригласили играть немца? В актерстве есть вещи интернациональные. Я могу сыграть англичанина, немца, еврея, но не хочу этого делать. Я хочу играть русских мужиков. Я абсолютно русский по духу".
"Дальнобойщики" и другие работы
Новый виток популярности, на этот раз среди молодого поколения, принесла Владимиру Гостюхину роль обаятельного Петровича в сериале "Дальнобойщики". Зрители – от мала до велика – полюбили этот крепко скроенный добротный народный сериал и его героев Петровича и Сашка (Владислав Галкин). С тех пор, как признавался актер, "завидев меня, говорят: "Дальнобойщик идет!" Словно бы я ничего за последнее время не играл".
Но Владимир Васильевич не останавливался на достигнутом. В нулевых годах вышло сразу несколько фильмов с интересными работами актера: "Война", "Сказ про Федота-стрельца", "Прикованный", "Дикий табун".
Владимир Васильевич говорил о своем видении кино: "…мне отвратительна грязь, называемая современной эстетикой. Мои герои будут любить и ненавидеть то, что люблю или ненавижу я, а я никогда не переступлю запретной грани".
В 2004 году в сериале "Команда" Гостюхин сыграл тренера провинциальной футбольной команды "Торпедо". Владимир Васильевич рассказывал: "Мне было особенно интересно сниматься в этом сериале, так как все мое детство связано с футболом. Когда мама в очередной раз видела мои порванные кеды, она ругалась: "Обуви на тебя не напасешься!". Я молча зашивал их и опять бежал во двор – меня ждала моя команда".
Личная жизнь
Владимир Гостюхин всегда пользовался успехом у женщин – красивый, обаятельный, уверенный в себе… Впервые он женился еще во времена студенчества на девушке по имени Галина. Правда, их брак просуществовал очень мало. Очень скоро влюбленные поняли, что совершили большую ошибку, и развелись.
В начале 1970-х годов Владимир женился во второй раз. Его избранницей стала Зинаида, очень привлекательная особа, работавшая ассистентом художника по костюмам. В 1972 году у супругов родилась дочь Ирина. Владимир и Зинаида прожили вместе пять счастливых лет.
После разрыва с Зинаидой Гостюхин недолго оставался один. Уже в 1977 году он взял в жены Светлану, гримера и художницу. В 1982 году Светлана подарила Гостюхину ребенка – дочь Маргариту. Увы, и третий брак актера оказался не очень прочным – в 2000 году семья распалась. Вполне вероятно, что причиной разрыва стали измены Владимира – в 1986 году у него родилась внебрачная дочь (имя матери девочки и своей бывшей любовницы Гостюхин предпочитал не афишировать). Незаконнорожденную малышку назвали Александрой (в честь матери Владимира Васильевича).
Сразу же после развода со Светланой Владимир Гостюхин женился на актрисе Алле Пролич, с которой он познакомился в минском театре.
Политические взгляды
В молодые годы Гостюхин неоднозначно относился к верхушкам власти – в одной стороны, он поддерживал стремление советских политиков к всеобщему равенству и справедливости, с другой – не мог отделаться от мысли, что гонения на церковь и веру – дело гиблое. В 70-х годах он публично заявил, что советская система начала гнить, и наотрез отказался вступать в партию.
В 1993 году Владимир Гостюхин стал одним из основателей белорусской Республиканской партии труда и справедливости.
Награды и премии
Заслуженный артист РСФСР (1982).
Народный артист Беларуси.
Лауреат Государственной БССР (1981, за фильм "Возьму твою боль").
Лауреат Государственной премия СССР (1985, за фильм "Берег").
Лауреат премии за лучшую мужскую роль на Кинофестивале "Созвездие-89" (за фильм "Смиренное кладбище").
Лауреат Государственной премии РФ (1993, за фильм "Урга – территория любви").
Лауреат Приза Гильдии киноактеров "За выдающийся вклад в профессию" (1990).
Такого стержня нет ни у кого!
Здоровья настоящему мужику!
P. S. Наши дети в восторге от Вашего майора Мак-Набса!