Еременко Николай Николаевич

Биография Еременко Николая Николаевича

14.02.1949, Витебск - 27.05.2001, Москва.

Детство

Николай Еременко-младший родился и вырос в семье известных белорусских актеров - народного артиста СССР Николая Николаевича Еременко и народной артистки Белоруссии Галины Александровны Орловой ("Одесские каникулы", "Здравствуйте, я ваша тетя!").

"Воспитывали меня строго, - рассказывал Николай Еременко. - Отец четыре года провел в концлагерях, это расшатало его нервы. Мне повезло, что родители часто были на гастролях. Кличка во дворе у меня была "Артист", из-за родителей. Меня оскорбляло это прозвище, ведь у других были более хулиганские…"

Почти все детство Николай провел за кулисами театра. "Мы не навязывали ему свою профессию, - вспоминает мать актера Галина Орлова. - Но впечатления детства, конечно, повлияли на выбор сына - уже в трехмесячном возрасте он поехал с нами на гастроли. Учился средне, математику вообще ненавидел. По-моему, это признак сценического таланта. Мне, например, тоже не давались точные науки".

ВГИК

По окончании школы вопроса кем быть у Николая не возникало. Естественно артистом! Однако с первой попытки поступить во ВГИК ему не удалось. Причина была банальна - он просто, как и многие другие, опоздал на конкурс. К тому времени курс был практически набран, и ребят, приехавших со всего Союза, просматривали лишь для того, чтобы не обидеть.

На следующий год в свою мастерскую набирал курс выдающийся режиссер, педагог и актер Сергей Апполинариевич Герасимов, хорошо знакомый с отцом Николая. В фильме Сергея Герасимова "Люди и звери" Еременко-старший сыграл свою первую большую роль в кино.

Николай Еременко не скрывал, что поступить ему помог отец: "О Белорусском театральном речи быть не могло! Я же намеревался Москву покорить. Без таких амбиций зачем артистом-то становиться? На следующий год показывать меня Герасимову повез отец".

Еще во время съемок фильма "Люди и звери" Еременко-старший подметил, что Сергей Аполлинариевич постоянно декламировал "Грозу" Заболоцкого. По совету отца, Николай выучил это стихотворение для вступительного экзамена. "Герасимова, видимо, подкупил мой выбор. А Тамара Федоровна Макарова меня в мастерскую брать не хотела, в тот год нас, "детей", слишком много поступало: Наташа Бондарчук, Володя Тихонов... Позже мне рассказали, что Герасимов пообещал "из этого мальчика" артиста сделать".

Вместе с Еременко на курсе у Герасимова учились: Наталья Белохвостикова, Вадим Спиридонов, Наталья Аринбасарова и еще много талантливых студентов, впоследствии ставших известными актерами. "Многие хотели учиться у него, - рассказывал Николай Еременко, - потому что знали, Герасимов всегда давал роли своим ученикам в картинах, которые снимал. А это самый короткий путь к успеху, популярности, известности. Чего греха таить, и мной двигали тогда такие мыслишки. Но Герасимов очень тонко чувствовал, кто может, а кто не может быть артистом".

Дебют в кино

В 1969 году Сергей Герасимов пригласил Николая Еременко на роль Алеши в картину "У озера". Главную роль в ней сыграл Василий Шукшин. Кроме того, в этой мелодраме снялись ученики Герасимова: Наталья Бондарчук, Вадим Спиридонов, Наталья Аринбасарова, Наталья Гвоздикова, Наталья Белохвостикова и другие. Для многих эта картина стала их дебютом в кино. Первый фильм - первая известность! Позже Николай Еременко с иронией говорил: "Можете себе представить, пяточки у нас оторвались от земли, мы зависли над планетой: "Они там ползают". А мы парили, старшекурсников в упор не видели - кино еще и не нюхали, а нас уже все знают, любят, носят на руках. В этом идиотизме я занимал одно из лидирующих мест".

"Красное и черное"

Надо сказать, что учился Николай во ВГИКе неважно. Регулярно появлялись выговоры за прогулы, "хвосты" и хулиганство. За время обучения он получил восемь строгачей! С курса на курс будущего актера переводили исключительно "условно". Свое право стать актером Еременко доказал не партой, а на съемочной площадке. И первой по-настоящему большой и серьезной его работой стала главная роль в драме Герасимова "Красное и черное" по одноименному роману Стендаля.

Вновь слово Николаю Еременко: "…встречает меня в стенах вуза мой учитель, подзывает и говорит: "Коля, а ты читал Стендаля?" Очень внимательно на меня смотрит. Я стал выкручиваться: "Вы какой роман имеете в виду? Их же у него несколько..." "Видишь ли, Коля, артисту в принципе не вредно книжки читать, хотя бы иногда. А "Красное и черное" стоит прочесть не раз и не два, поверь мне. Так вот ты прочти, а потом объясню, зачем я тебе эту пытку устроил". Через неделю встречаемся, оказывается Герасимов решил дать мне роль Жюльена Сореля. Я совершенно себя в ней не представлял, думал: "Что за мужик такой? Ни одна женщина столько не плачет, сколько он". На что Герасимов, как всегда, очень тонко, умно, главное вовремя, обращаясь через меня ко всем студентам заметил: "Вы поймите одну простую вещь: сейчас вы счастливы не только потому, что молоды, что у вас все впереди (широкие проспекты жизни, как раньше говорили), но еще и оттого, что сейчас в моей мастерской вы можете играть все, что хотите. Вся мировая классика лежит у ваших ног. Играйте, кого угодно (Гамлета, Отелло, Дездемону), вешайте друг друга, стреляйте, травите - все, кроме контрреволюции и порнографии, вы здесь можете делать. Потому что, когда выйдете из стен института, вы будете играть не то, что хотите, а только то, что вам дадут." Как говорят в Одессе, это две большие разницы".

Работу над фильмом "Красное и черное" Герасимов начал в 1969 году, когда Николай Еременко еще учился во ВГИКе, а окончил через семь лет. Николай начинал сниматься 18-летним юношей, что вполне подходило под образ Жюльена Сореля, который по книге был "невысоким и щуплым юношей". Но всего за пару лет Еременко возмужал, раздался в плечах… Герасимов не любил что-то менять, а уж тем более снимать чужих актеров. "Им надо все объяснять с самого начала, а вы все уже знаете...", говорил он. Еременко остался. В итоге его герой вышел высоким, статным, красивым мужчиной.

Картина имела большой успех не только у нас в стране, но и за рубежом. Ее посмотрела вся Европа, за исключением Франции. На родине великого писателя не решились "тревожить прах своих великих артистов" - ранее, в 1954 году во французской картине "Красное и черное" главную роль сыграл знаменитый Жерар Филипп.

Роль Жюльена Сореля принесла Еременко не только настоящую популярность и любовь зрителей (после выхода этого фильма на экраны актер получил первые мешки писем от восторженных поклонниц), но и закрепило за актером амплуа героя-любовника. Сам Еременко не раз признавался, что "Красное и черное" - его любимый фильм.

Немаловажным было и признание ведущих актеров. Когда Еременко дебютировал в фильме "У озера", ему довелось работать бок о бок с прославленным Василием Макаровичем Шукшиным. "Я спинным мозгом чувствовал, он меня почему-то презирает, - вспоминал Еременко. - Наверное, он думал, что я один из тех очередных сынков, который всеми правдами и неправдами пробился во ВГИК, перейдя дорогу кому-то из народа. Наверное, что-то классовое у него ко мне было. Я это чувствовал и обходил его стороной. Время шло, появилось "Красное и черное", "Юность Петра", где я играл Меньшикова... И вот на "Мосфильме" иду по лестнице, ведущей в актерский отдел (она всегда пустая, потому что все обычно на лифте ездят), навстречу Шукшин. Думаю: "Господи, за что мне?" Но вижу, издалека улыбается и первый говорит: "Здравствуй, Коля." Я понял, что мне дано "добро", мол, занимаешь свое место. Я на крыльях полетел дальше".

Отец и сын

Окончив в 1971 году ВГИК, Еременко стал актером Театра-студии киноактера, а с 1976 - актером киностудии имени М.Горького. К концу 70-х на его счету было уже немало картин, среди которых: драма "Трактир на Пятницкой", мюзикл "31 июня", революционный "Мятежная баррикада".

Первоначально и отец и сын писались в титрах просто - Николай Еременко. Но со временем зрители стали путаться. "Отец рассказал мне такой курьезный случай: когда появился телевизионный фильм с моим участием "Красное и черное", к нему в Минске после пятой серии подошла женщина и на полном серьезе сказала, как он замечательно молодо выглядит в этой картине. Или наоборот: после "Вечного зова", где снимался отец, подходили ко мне с недоумением: "В титрах написано - Николай Еременко - все глаза проглядели, не можем тебя найти. Ты что, вырезан из фильма?" Чтобы каждый раз не объяснять, где какой Николай Еременко, мы стали писать: "старший" и "младший"".

"Пираты ХХ века"

1979 год - на экраны кинотеатров вышел первый советский боевик "Пираты ХХ века". Это сейчас никого не удивишь трюками и единоборствами - многочисленные боевики заполонили сегодня экраны кино и телевидения, а тогда - это было подобно взрыву - "сломанные кинотеатры и пустые школы по утрам, потому что все в кино…".

Интересно то, что режиссер фильма ни в какую не соглашался утверждать Николая Еременко на роль - слишком уж все привыкли после "Красного и черного" видеть в актере лишь героя-любовника. И тогда Еременко снял рубашку и крутанул сальто. Вид его рельефных бицепсов убедил режиссера лучше любых слов.

Съемки были очень непростыми. Но Еременко все делал без дублеров. Когда снимали битву врукопашную, он настоял на работе без каскадеров. "Сейчас многие молодые актеры имеют хорошую спортивную подготовку, а в то время нам запрещали выполнять рискованные трюки, рассказывал Еременко. - У меня же просто не было другого выхода, моя роль на 2/3 состояла из этих самых трюков, и если бы за меня это делал бы кто-то другой, тогда какой смысл мне было бы браться за роль. Съемки были на самом деле очень трудные: мне надо было нырять по семь часов в день, меня били, роняли. Один из трюков чуть не закончился для меня гибелью. Вы, наверное, помните сцену, где мой герой прыгает со скалы на борт корабля? Я прыгнул, естественно не на корабль, а в воду в полуметре от судна, пытаюсь вынырнуть и чувствую, что меня затягивает под лопасти винтов. Если бы в тот момент я растерялся, то на поверхность залива, где шли съемки, всплыла бы кучка фарша из актера Николая Еременко".

Вместе с восторгом публики, фильм вызвал огромное раздражение критики (за которой стояли высокопоставленные деятели комсомола и партии). Центром нападок стало следующее обстоятельство: герой должен побеждать умом, а не грубой силой. На этом держались отечественные шпионские, приключенческие фильмы. "Наше государство довольно цинично себя вело - с одной стороны, зарабатывало на фильме бешеные деньги, а с другой считало своим долгом размазать его по стенке за "подражание Западу". Хотя Брежневу так нравилась эта картина, что ее за ним возили, когда он отправлялся отдыхать. Правда, он все время забывал, кто там наш, а кто не наш, и спрашивал: "Это наш того ё....?" Ему говорили: "Наш, наш, Леонид Ильич" - "Молодец..."".

Так или иначе, после выхода этого фильма журнал "Советский экран" назвал Николая Еременко лучшим актером 1981 года, что очень удивило самого актера - "…после грандиозного успеха "Пиратов" я был озадачен... с одной стороны было радостно, а с другой - как-то не по себе. Играешь Стендаля - тебя не называют лучшим артистом года, играешь моториста, который только дерется и плавает - называют. Да и для любителей "Красного и черного" это был шок. Я получал гневные письма: "Как вам не стыдно?! Как вы могли так низко пасть с высот искусства?". А с другой стороны, детские послания: сплошной восторг и просьбы выслать инструкции по каратэ".

Меньшиков и Орлов

В 80-е годы Николай Еременко снимался не очень много. В 1980 году вышел исторический фильм "Юность Петра", где он сыграл Алексашку Меньшикова. Затем был приключенческий фильм "В поисках капитана Гранта" и еще несколько небольших ролей.

В 1990 году Еременко снялся в исторической драме Виталия Мельникова "Царская охота". Он сыграл графа Орлова, который по приказу Екатерины Великой соблазняет претендентку на российский престол княжну Тараканову и привозит ее в Петербург, что бы отдать в руки палачей. Николай Еременко признавался, что ему "очень близок граф Орлов. Нравится мне он, очень хотелось его сыграть".

"Сын за отца"

Первая половина 90-х - не лучшее время как для Николая Еременко, так и для всего нашего кинематографа. Многие актеры мучительно переживали этот трудный период, в их числе был и отец Николая. В середине 90-х Николай Еременко-младший, решил сам заняться режиссурой. Он снял фильм "Сын за отца", в котором сыграл вместе с отцом. До этого вместе они не снимались. "Но от судьбы не уйдешь. Кинодраматург Валентин Черных принес сценарий с ролями для меня и для "старшего"... Отцу вот-вот должно было исполниться семьдесят, хотя у меня всегда было ощущение, что по сравнению со мной он мальчишка, в тот момент отец показался каким-то... потухшим. Мне захотелось его встряхнуть. И я рискнул на режиссерский дебют. Сам факт моей режиссуры я сегодня расцениваю как испуг: я не привык сидеть без дела, а как раз на эти годы пришелся и мой "кризис среднего возраста", и начало падения кинематографа. А поскольку я считаю, что единственное, в чем человечество достигло совершенства, так это в искусстве самооправдания, то я придумал себе тьму самооправданий. Но главное, мне надо было вытащить отца из ощущения старости".

Фильм был принят критиками прохладно. Его называли "красно-розовым" кино, намекая на ностальгию по старому времени. Сам же Еременко признался, что его фильм - это, конечно же, сказка. "Это как хотелось бы, чтобы было. Чтобы всем бандитам надрать ж... Все, что не реализовано в жизни - реализовано в этом фильме. И народ выходил после него с хорошим настроением, как в советские времена. Это ностальгия по старому кино, старому времени и одновременно прощание с ним".

Последние работы

В середине 90-х Николай Еременко сыграл в боевике "Крестоносец" и его сиквеле - комедии "Незнакомое оружие, или Крестоносец-2". Затем вместе с Натальей Андрейченко изобразили, "сложную любовь" в фильме Дмитрия Астрахана "Подари мне лунный свет", а у дебютанта Андрея Разенкова снялся в "Тестах для настоящих мужчин".

Наталья Андрейченко вспоминает о своей работе с Еременко: "Для меня “Лунный свет” - это прежде всего открытие личности Николая. Я знала Еременко всю свою жизнь, но как звезду, легенду, супергероя. И никогда не думала, что Коля - ТАКОЙ человек! То ли высокомерный образ, который он нес с экрана в фильме “Красное и черное”, был в этом виноват, то ли разговоры о нем в прессе. Но, когда мы познакомились, я была приятно удивлена. Когда мы были на съемках, то каждый день вместе устраивали спортивные пробежки. Он был очень спортивным".

Одной из последних работ актера стала роль в сериале "Маросейка, 12". Еременко сыграл там бандита. Его герой там был абсолютно … лысый. "Очень сочная получилась роль. И это первый раз, когда я решил что-то изменить в своей внешности. Такой кайф поймал, когда побрился наголо. Я очень редко что-либо изменял в себе. Ни разу в жизни не красился, никто не заставил меня это сделать. Мне всегда были куда более интересны внутренние изменения, нежели внешние. А тут накопилась такая усталость от своей внешности. Я просто видеть себя не мог, до тошноты… Отличная роль получилась".

Личная жизнь

Жену секс-символ восьмидесятых встретил во ВГИКе. Она не была актрисой: Вера Титова окончила исторический факультет МГУ и работала в вузе редактором учебного отдела. У Еременко и Титовой родилась дочь Ольга.

Николай Еременко не был идеальным мужем. К тому же бешеная популярность ни как не способствовала сохранению верности. Вот и возникали многочисленные романы. На съемках своего фильма "Сын за отца" в 1996 году Еременко познакомился с юной ассистенткой Людмилой. Вскоре у актера родилась внебрачная дочь Татьяна.

Николай безумно любил обоих дочерей, буквально разрывался между ними... Старшая дочь Оля закончила иняз и вышла замуж. Еременко страшно волновался, когда Ольга поступала в Институт Мориса Тореза. Дочь выдержала огромный конкурс, занималась целыми днями до головных болей. Английский она учила с первого класса в спецшколе, и отец очень гордился ее способностями. Профессию лингвиста Ольга выбирала сама - в актрисы не стремилась. "Николай был даже рад, когда его дочь отказалась продолжить династию, - рассказывает друг Еременко Владимир Носик. - Вообще Коля был прекрасным отцом, а с Верой они очень удачно дополняли друг друга. И все же их брак распался. Коля сильно переживал разрыв, хотя и не распространялся о том, что давно не живет в семье".

В пятьдесят лет Николай, проживший четверть века с Титовой, решил круто изменить свою жизнь и развелся с женой. Николай купил квартиру в Москве, где поселился вместе с Людмилой. Незадолго до своей кончины актер собирался официально оформить с ней отношения. Но не успел...

Вслед за отцом

1 июля 2000 года в возрасте 77 лет скончался отец Николая - Николай Еременко-старший. А через год, едва перешагнув за 50, умер он сам. Оторвавшийся тромб остановил творческий путь актера, которого так любили зрители.

"Сын был вместе с Люсей, когда внезапно потерял сознание, - вспоминает Галина Орлова. - Она тут же вызвала "скорую" и позвонила мне в Минск. Я села на поезд и утром приехала в Боткинскую больницу. Коля лежал без сознания. Врачи сказали, что был инсульт. Я только спросила у них: "Есть надежда?" - и услышала: "Нет".

Смерть полного сил мужчины шокировала всех. Некоторые пытались объяснить это алкоголем, что разумеется не было правдой. Все намного сложнее. Актер, имевший образ супермена и героя-любовника, на самом деле был человеком легкоранимым и чувствительным. За маской циничности скрывались его страдания. "Маска героя приросла к нему, он ни на минуту не мог расслабиться даже в дружеской компании, переломить свою гордыню и признаться, что слаб, переживает и не все ему по плечу в этой жизни. Я думаю, его психика не выдержала этого напряжения" - говорит однокурсница Николая Нина Маслова.

Когда умер Еременко-старший, Николай попросил: "Похороните меня рядом с отцом". Теперь они лежат вместе...

Премии, награды, звания

Народный артист России (1994).

Лауреат премии Ленинского комсомола (1980).

Лучший актер 1981 года по опросу журнала "Советский экран" (за фильм "Пираты ХХ века").

Mega-Stars.ru
Ваше мнение о звезде
* Код с картинки
2015-11-25 10:56:00
Часто вспоминаю неожиданный уход Ваших отличных мужиков, Галина Александровна, как доказательство несправедливости устройства этого мира.