Сафонова Елена Всеволодовна - биография, фильмы

Биография Сафоновой Елены Всеволодовны

Сафонова Елена Всеволодовна – советская и российская киноактриса, актриса театра.

Киношное детство

Елена Сафонова родилась 14 июня 1956 года в Ленинграде в семье известного актера Всеволода Сафонова и режиссера «Мосфильма» Валерии Рублевой. Влияние отца предопределило будущую профессию Елены Сафоновой. Детство прошло в киноэкспедициях – девочка постоянно помогала осветителям, звукооператорам, кому-то что-то подносила, иногда засыпала прямо на коробках с пленкой.

Всеволод Сафонов был востребованным актёром, снялся в сотне фильмов. Невозможно забыть его прекрасные роли в кинолентах «Солдаты», «Цель его жизни», «Дело пестрых», «По ту сторону», «Тишина» и, конечно же, «Белорусский вокзал». Лена росла в актерском окружении: у отца в гостях постоянно бывали Леонов, Евстигнеев, Папанов. Они дружили, ходили, друг к другу в гости. Все было на виду – их шутки, их юмор, то, как они работают.

Девочка бегала на киностудию играть, семья жила у «Мосфильма». Лена видела через окно, как гримируется Евстигнеев, и бросала в окно снежками, а он грозил ей салфеткой... «Я всегда знала, что буду актрисой. Да я ничего другого и не умею, разве что готовить…», – улыбалась Елена Сафонова.

А настоящая киношная жизнь началась с картины Аиды Манасаровой «Ищу мою судьбу», в ней Елена Сафонова снялась в роли Любы, имея десять классов за спиной.

Учеба

В середине 1960-х годов семья Елены перебралась в Москву. Среднее образование девочка получила в школе с углубленным изучением французского языка. В 1973 году Сафонова получила аттестат и, полная надежд, подала документы во ВГИК. Елене удалось поступить только с третьей попытки, хотя к тому времени были съемки уже в двух фильмах. Проучилась, правда, недолго. Начинающая актриса дружила с диссидентом, которого по идеологическим соображениям не приняли во ВГИК. Парень эмигрировал в Америку, а студентке второго курса Сафоновой под напором преподавателей пришлось вернуться в родной Ленинград, где она и закончила ЛГИТМИК. Потом был один сезон работы в Театре им. Комиссаржевской.

Первая большая роль

Играть в кино Елена начала в 1974 году. Но впервые актрису заметили после главной роли Соломии Крушельницкой в биографической картине Олега Фиалко «Возращение Баттерфляй», вышедшей на экраны в 1983 году. И хотя с дистанции времени эта роль кажется претенциозной, все равно «Баттерфляй» запомнился Елене Сафоновой как красивый фильм. Тогда на пробы она приехала в джинсиках, совсем девчонка, и режиссер Олег Фиалко долго колебался: «Понимаете, Вы должны будете сыграть очень сильную, мужественную женщину». Актрису это разозлило: «С моим характером, а он у меня мерзкий, Вы еще столкнетесь. Мужественности мне не занимать, а вот женственность попробуйте сами открыть во мне». Потом в течение нескольких лет актриса снималась только в небольших эпизодических ролях...

Из Ленинграда в Москву Сафонова уехала в 1982 году. В столице она стала актрисой Театра-студии киноактера. А несколькими годами позднее, в 1986, Елена стала актрисой известной киностудии «Мосфильм».

«Зимняя вишня»

Звездный час Елены Сафоновой наступил только через десять лет. Для миллионов зрителей Елена Сафонова прежде всего – это фильм «Зимняя вишня». Как это часто бывает, роль, сделавшую её мегазвездой, актриса получила совершенно случайно.

На главную роль в «Зимнюю вишню» утвердили Наталью Андрейченко. Но на съемках в Суздале у нее случился страстный роман, любовь, выяснение взаимоотношений с американским режиссером и актером Максимилианом Шеллом, и она напрочь забыла о роли у режиссера Игоря Масленникова. В срочном порядке нашли другую актрису – Елену Сафонову, которая успешно сыграла героиню фильма, показав непросто хорошую, а разностороннюю актрису, обладающую к тому же незаурядными драматическими способностями. Правда, с ее появлением тональность сценария изменилась: он стал более лиричным и трагичным.

Сама же актриса объясняла свой успех тем, что зрителю хотелось простых и искренних чувств. Он и получил простую историю с понятными страстями и эмоциями. Исполнителя главной роли – Сергея Шакурова – тоже пришлось менять «под Сафонову». На помощь позвали Виталия Соломина, которой прекрасно изобразил мужскую несостоятельность своего героя. Эта мелодрама была с восторгом принята зрителями.

«Зимняя вишня» принесла Елене Сафоновой широкую популярность и признание коллег по искусству. Она была названа лучшей актрисой года, получила премии за лучшее исполнение женской роли на кинофестивалях в Мадриде и в Алма-Ате. Естественно, когда Лена снималась, она даже заподозрить не могла, что бренд «Зимняя вишня» так крепко привяжется к ней. Где бы она ни появлялась, на какие бы встречи со зрителями ни приходила, ее везде ассоциировали именно с этой ролью. А ведь она сыграла в огромном количестве фильмов.

«Очи черные»

После фильма «Зимняя вишня» актрисой всерьез заинтересовались именитые режиссеры и стали наперебой приглашать ее сниматься – главный показатель успеха. Актриса стала много играть в картинах у известных режиссеров — у Павла Лунгина, у Сергея Бодрова-старшего, Сергея Микаэляна.

Следующую большую роль Сафонова сыграла в советско-итальянском фильме режиссера Никиты Михалкова «Очи черные», который, в отличие от Масленникова, работающего легко и с юмором, показался актрисе настоящим деспотом. Михалков заранее выстраивал определенный мир фильма и предоставлял актеру свободу творчества только в жестких рамках своего видения будущей картины.

В фильме «Очи черные» Елена Сафонова сыграла главную женскую роль, ее партнером был Марчелло Мастроянни. «Я горжусь этой ролью, хотя знаю, что картина в Москве тогда всем не понравилась. Символа никакого не было – я просто играла маленькую женщину Анну с обычной внешностью, какие часто встречаются в жизни, и которая вдруг стала главной любовью в жизни героя Мастроянни». Эта работа принесла Елене Сафоновой европейскую известность.

Удивителен тот факт, что много лет Елена Сафонова была «невыездной» актрисой, и лишь Никите Михалкову удалось переломить ситуацию: режиссер помог актрисе добиться возможности работать за границей. Встреча с очень большим, очень талантливым режиссером Михалковым, правда, не нашла творческого продолжения. Но актриса не видела в этом никакого горя – ни для него, ни для себя.

К сожалению или к счастью, но после съемок в «Зимней вишне» и фильме «Очи черные» актрисе практически всегда предлагали один и тот же жанр – мелодраму, достаточно драматическую историю с юмористическим оттенком. Это и Настя в «Филере», и Алла в ленте «Где находится нофелет?», Ольга в «Продлении рода», и Анна в «Катале», Люба в фильме «Утоли мои печали», Нина в «Такси-блюз», и актриса в картине «Бабочки».

Французский период

А потом Сафоновой поступило предложение от французского режиссера, перевернувшее всю ее жизнь. Актриса сыграла отличную роль в фильме «Аккомпаниаторша» Клода Миллера, органично вписавшись во французскую среду, во французский ландшафт. В картине ей предстояло играть любовь с актером Самюэлем Лабартом, влюбленным в русскую актрису еще с фильма «Очи черные».

Их роман развивался стремительно. Вернувшись после съемок в Россию, Елена стала собирать чемоданы, чтобы уехать во Францию к любимому человеку. Ради него она в одночасье бросила все – карьеру, дом, близких. Впрочем, во Франции актриса не оставила свою профессиональную карьеру: актриса работала в театре и продолжала играть в кино.

Так, Елена Сафонова сыграла роль Софи в том же спектакле, где был занят ее муж, – в пьесе Жан-Мари Бессе «То, чего ждем, и то, что происходит», посвященной гей-культуре. Блестяще справившись со своей ролью, русская актриса заслужила похвальные отзывы в прессе. После этого поступило сразу несколько предложений от французских режиссеров. Одно из них особенно заинтересовало актрису – роль жены С. Дали, русской по происхождению, роль М. Цветаевой, в парижском «Театре 13».

Чтобы легче войти в новую среду, актриса вообще решила играть во французском кино и театре роли иностранок. Но что бы ни выбирали героини Сафоновой – счастье или гордость, независимость или любовь, – их выбор всегда, в любых жизненных ситуациях, благодаря обаянию самой актрисы, выглядел убедительным. Во Франции актрисе удалось сняться в нескольких фильмах: «Мадмуазель О», «Женщина на ветру», «Ветер с востока».

Переселившись в Париж, Елена Сафонова продолжала жить на два дома: трудилась во Франции и регулярно приезжала в Москву, где ее тоже ждала работа.

«Музыка для декабря»

Режиссер Иван Дыховичный поехал во Францию, чтобы пригласить Сафонову на главную роль спившейся и постепенно теряющей рассудок жены «нового русского» в свою картину «Музыка для декабря». Драматическая история с оттенком юмора. «Лене понравился сценарий, и она согласилась приехать в Россию, несмотря на то, что ей пришлось отказаться от многих интересных европейских проектов. Лена одна из немногих русских актрис, сумевших покорить Европу, – говорил режиссер Иван Дыховичный. – Работать с Сафоновой – одно удовольствие. Она профессионал, начиная с того, что никогда не позволит себе опоздать на съемку или прийти, не выучив текст».

«Принцесса на бобах»

В 1997 году Сафонова рассталась с мужем и вернулась в Россию, поступив, таким образом, вполне в духе своих героинь. Постсоветское кино не преминуло воспользоваться волевым и одновременно женственным имиджем актрисы. После достаточно эстетской картины, «Музыки для декабря», были, как говорят, зрительские картины – «Президент и его женщина» и «Принцесса на бобах».

Героиня фильма «Президент и его женщина» Вера опять оказалась перед выбором между семейным счастьем и на этот раз политической карьерой. А ее Нина в «Принцессе на бобах» режиссера Виллена Новака? Женщина из знатного рода Шереметьевых, не подозревающая о своем дворянском происхождении, вкалывает на нескольких работах. Она в раздумье: остаться гордой, но бедной, или поступиться принципами и стать женой нувориша. По роли Елена Сафонова должна быть немытой, грязной, с паклей на голове, не накрашенная. Редкие актрисы готовы неприглядно выглядеть на экране, но Сафонову это не смутило – она в первую очередь думала о роли и образе своей героини. Вкалывала, как рабочая лошадка: надо по роли драить полы в подъезде – драила, надо мыть посуду в ресторане – мыла. В конце фильма героиня и морально, и физически превращается из «загнанной лошади» в настоящую женщину, которой подвластно и земное, и неземное. Героиня фильма смотрит в окно и наблюдает, как герой Сергея Жигунова занимается спортом. Режиссер хотел, чтобы Сафонова изобразила страсть к мужчине… На расстоянии изобразила секс. Иногда слова в фильме значат меньше, чем молчание. И у актрисы все получилось. А ведь сыграть это очень трудно.

Просто роли

В кино Елена Сафонова в свой так называемый постфранцузский период сыграла несколько десятков ролей. И самая главная по-прежнему Ольга в «Зимней вишне-2», «Зимней вишне-3» и «Зимней вишне-4» . Первая «Зимняя вишня» – фильм, в котором достоверно передан стиль жизни середины 80-х. И вот «Зимнюю вишню» переделали в сериал, на волне успеха сценарист и режиссер решили все это продолжить. Наверное, напрасно. Ведь это как в казино. Когда что-то получилось, выиграл – забирай и уходи, дальше идет проигрыш. От добра добра не ищут. Фильм и сериал – это две разные истории. Одна другую не продолжает, хотя имена те же и лица те же, только слегка изменившиеся не в лучшую сторону.

Тихо, немалыми усилиями Елена Сафонова начала выкарабкиваться из «лирической героини»: в киноленте «Поклонник» Николая Лебедева и в замечательной роле Лизы в фильме «Женская собственность» Игоря Месхиева, доказывая, что может играть другое, что ее возраст, ее опыт открывают ей какие-то иные возможности, у режиссера А. Зернова в сериале «Все красное», своеобразном дайджесте по произведениям польской писательницы И. Хмелевской, которая свои детективные истории разбавляет не менее интересно закрученной личной интригой, в российско-швейцарском фильме режиссера Елены Хазановой «Вольный перевод» – роль русской эмигрантки, такую понятную и близкую ей.

Елена Сафонова продолжала играть женщин с разными судьбами и непростыми проблемами. Но для актрисы главное, чтобы роль не была скучной. Ведь она в жизни всегда любила посидеть на кухне с подругами, подурачиться, пошутить. Может быть, поэтому она согласилась сыграть роль королевы Англии Елизаветы в трогательной лирической комедии Тиграна Кеосаяна «Заяц над бездной».

Театр

По возвращении в Россию Сафонова обосновалась в Москве и не испытывала творческой невостребованности. В карьере у Елены Сафоновой все складывалось благополучно: она в отличной форме и режиссеры ее любят. За роль Полины на театральной сцене в комедии «Плачу вперед!» по пьесе Надежды Птушкиной, поставленной театром «Амфион», она удостоилась премии «Чайка-99». В составе антрепризы В. Дубровицкого «LA’ТЕАТР» Сафонова прекрасно сыграла Крис Горман в комедии «Слухи» по пьесе Нила Саймона и Маркиза де Мертей, интересная роль в «Опасных связях» по мотивам пьесы Леонида Филатова и куртуазного романа Шадерло де Лакло. Не менее удачная Марта в спектакле «Девичник», созданном в продюсерской компании «Независимый театральный проект».

Но ни с одним репертуарным театром актриса не была связана, и это не из-за того, что в театрах мало платят. Елена Сафонова иногда работала за чисто символические, смешные деньги. «Нельзя все время думать только о деньгах, и вообще, о них надо думать пореже, – говорила актриса. – Я человек небогатый и к богатству особо не стремлюсь. Хочу только, чтобы мне было интересно жить, чтобы меня окружали те люди, с которыми мне приятно общаться. Поэтому в спектакле «Стакан воды» в театре имени Станиславского я играю за чисто символические деньги, ради собственного удовольствия».

Личная жизнь

«Как среди женщин бывают женщины, бабы и девчонки, так есть мужчины, есть мужики, а есть просто жлобы. Вот мужчин люблю, а остальных нет», – призналась актриса.

Самая знаменитая роль Елены Сафоновой – в «Зимних вишнях» – оказалась в чем-то для нее пророческой. В судьбе актрисы во многом повторилась судьба ее героини – и расставание с любимым, который не смог оставить свою семью, и встреча с заморским принцем, причем не с одним... «У меня были романы и с неженатыми, и с женатыми мужчинами. Затяжными, правда, они не были: зачем женатому уходить от жены и жить со мной, если я сама не была уверена, что хочу и могу с ним жить? Мужчины в некотором смысле все невероятно одинаковые. Только лица разные... И одних мы любим, а других…», – философски рассуждала актриса.

У актрисы, правда, был опыт неудачного брака с актером Виталием Юшковым. Это было в России. Супруги прожили вместе шесть лет, после чего расстались. Одна из причин, по которой Елена решилась оставить мужа, было его пристрастие к спиртному.

В конце 1980-х годов у Сафоновой был роман с Ваче Мартиросяном, женатым бизнесменом из Америки. В 1991 году Елены родила от любовника сына Ивана. Актрисы дала мальчику свою фамилию. Отношения с Ваче окончились ничем – он не пожелал оставлять семью, хотя долгое время убеждал Елену в обратном и сулил чуть ли не золотые горы.

Позднее понадеявшись на наше русское авось, Елена опять-таки отправилась под венец. Она стала супругой французского актера Самюэля Лабарта. Потом вместе с сыном Ваней переехала к своему новому мужу в Париж. Вскоре в семье появился еще один ребенок – сын Саша.

Муж Сафоновой приезжал на съемки в Москву. Она ждала его, с любовью и нежностью относилась к нему. Смотреть на влюбленных было очень приятно. Было видно, что француз тоже ее обожает. Но он жутко ревновал, хоть и не имел на это абсолютно никаких оснований. А болезненная ревность всегда мешает развитию отношений между мужчиной и женщиной. Муж Самюэль не выдержал. Он поставил условие: или дом, или кино.

Первое желание было отказаться от актерской карьеры, сидеть дома и воспитывать детей. Актриса долго думала и решила все же расстаться с мужем. И основная причина вовсе не в дилемме дом или работа.

Потом актриса поселилась в Москве. Часто ездила в Париж, где остался жить ее младший сын Саша – с родным папой, что утешало его маму. Он остался жить среди родных людей, которые его любят, в хороших условиях. «Конфликт между мной и мужем сына не должен касаться, – полагала Елена Сафонова. – Я очень, очень скучала по Москве, по России. Мне казался совершенно чуждым французский менталитет. Французы, в отличие от нас, удивительно законопослушные люди. Русские – широкая душа, необязательность во всем, щедрость, близкая к расточительству... Я не люблю подчиняться обстоятельствам. Сама зарабатываю деньги, меня устраивает положение независимой женщины. Когда я работаю, то я работаю, отрешаюсь от всего, азартный я человек – включаюсь, и это становится самым интересным».

Сыновья Елены пошли по стопам матери и занялись кинодеятельностью. Иван устроился на работу на «Мосфильм», а Александр окончил актерскую школу во Франции.

Елена Сафонова говорила, что как актриса она состоялась. Причем в равной степени в двух странах – России и Франции. Возможно, именно поэтому у нее появилось чувство глубокого удовлетворения. Даже одевалась она всегда так, как видит себя, и главным в одежде считала удобство. Косметику же всегда предпочитала французскую. Полагала, что все должно быть естественным, не признавая никаких диет и специальных операций по уходу за кожей. Возможно, в этом и заключается секрет обаяния актрисы – в любых обстоятельствах оставаться самой собой, не стараясь подделываться под вкусы окружающих

«В жизни позволено все, кроме подлости», – считала народная, пусть неофициально, актриса Елена Сафонова. Профессию свою «разбавляла» разными домашними делами: всегда обожала заниматься домом, путешествия предпочитала, когда конкретно куда-то хочется, а не просто турист. Всякие занавески, наволочки любит шить, получает такой кайф!.. Всегда любила хорошую еду, комфорт. Себя побаловать тоже всегда любила, но делает, увы, это редко – мешают обязанности, заботы и финансы. И чувство долга проклятое. Любит, когда все просто. Не любит двусмысленности.

Награды и звания

Елена Сафонова – актриса года по версии читателей журнала «Советский экран» (1985), лауреат Всесоюзного кинофестиваля в номинации «Премии за лучшие актерские работы» (1986), лауреат премии «Давид ди Донателло» от Итальянской академии кинематографии в номинации «Лучшая женская роль»(1988), лауреат премии «Киношок» (1996), лауреат премии «НИКА» (1996), лауреат Премии «Чайка-99» (1999), обладательница приза за лучшую главную женскую роль на кинофестивале «Созвездие» Гильдии актеров кино России (1999), заслуженная артистка Российской Федерации (2011).

Сафонова Елена Всеволодовна - фильмы (актерская работа):

Звёзды и лисы (мини-сериал, 2019)
Зимняя вишня 4 (2018)
Старушки в бегах (сериал, 2018)
Динозавр (сериал, 2017)
Весеннее обострение (мини-сериал, 2016)
Женщина с лилиями (ТВ, 2016)
Жили-были мы (2016)
Куба (сериал, 2016)
Опекун (сериал, 2016)
Портрет любимого (мини-сериал, 2016)
Разбитые сердца (мини-сериал, 2016)
Тот, кто читает мысли (Менталист) (сериал, 2016)
Это твой сын (2016)
Королева бандитов 2 (сериал, 2014)
Москва никогда не спит (2014)
С чего начинается Родина (сериал, 2014)
Мама будет против (ТВ, 2013)
Мезальянс (мини-сериал, 2013)
Шанс (мини-сериал, 2013)
Дневник доктора Зайцевой (сериал, 2012)
Дневник доктора Зайцевой 2 (сериал, 2012)
А счастье где-то рядом (сериал, 2011)
Биение сердца (мини-сериал, 2011)
Время для двоих (сериал, 2011)
Новости (сериал, 2011)
Одуванчик (ТВ, 2011)
Откройте, это я (мини-сериал, 2011)
Сваты 5 (сериал, 2011)
Журов 2 (сериал, 2010)
Как же быть сердцу. Продолжение (2010)
Карусель (ТВ, 2010)
Энигма (сериал, 2010)
Журов (сериал, 2009)
Какраки (2009)
Мужчина в доме (2009)
Как же быть сердцу (2008)
Мой осенний блюз (ТВ, 2008)
Наследство (сериал, 2008)
Атлантида (сериал, 2007)
Девы ночи (ТВ, 2007)
Вы не оставите меня (2006)
Заяц над бездной (2006)
Петя Великолепный (сериал, 2006)
Игра слов: Переводчица олигарха (2005)
Молоды и счастливы (сериал, 2005)
Небесная жизнь (мини-сериал, 2005)
Счастливый (сериал, 2005)
Принцесса и нищий (сериал, 2004)
Не привыкайте к чудесам... (2003)
Пан или пропал (сериал, 2003)
Next 2 (сериал, 2002)
Виллисы (мини-сериал, 2002)
Маленькая девочка (ТВ, 2002)
Воспоминания о Шерлоке Холмсе (сериал, 2000)
Дон Маттео (сериал, 2000)
Империя под ударом (сериал, 2000)
Рухнувшие небеса (2000)
Черная комната (сериал, 2000)
Поклонник (1999)
Алиса (1998)
Женская собственность (1998)
Принцесса на бобах (1997)
Президент и его женщина (1996)
Зимняя вишня 3 (ТВ, 1995)
Музыка для декабря (1995)
Мадемуазель О (ТВ, 1994)
По следу телеграфа (1994)
Аккомпаниаторша (1992)
Ветер с востока (1992)
Бабочки (1991)
Зимняя вишня 2 (1990)
Такси-блюз (1990)
Филипп Траум (ТВ, 1990)
Катала (1989)
Утоли моя печали (1989)
Где находится нофелет? (1988)
Продление рода (1988)
Счастливчик (1988)
Филер (1988)
Избранник судьбы (1987)
Клиника (1987)
Очи черные (1987)
Очная ставка (1986)
Шерлок Холмс и доктор Ватсон: Двадцатый век начинается (ТВ, 1986)
Возвращение Баттерфляй (1985)
Зимняя вишня (1985)
Когда становятся взрослыми (ТВ, 1985)
Софья Ковалевская (мини-сериал, 1985)
Тайна Земли (1985)
Чужой звонок (ТВ, 1985)
Меньший среди братьев (ТВ, 1984)
Двое под одним зонтом: Апрельская сказка (1983)
Голос (1982)
Всем - спасибо!.. (ТВ, 1981)
Семья Зацепиных (ТВ, 1977)
Поле перейти (1976)
Ищу мою судьбу (1974)
Три дня в Москве (ТВ, 1974)

Mega-Stars.ru
Ваше мнение о звезде
* Код с картинки
2018-02-04 22:59:18
Вы прекрасная актриса и я всегда с удовольствием смотрю фильмы с Вашим участием. Спасибо Вам.
2013-04-01 19:53:09
Талантливая, работящая, но при чем здесь "звезда"???
2012-06-25 14:48:53
Вы замечательная актриса и прекрасная женщина!!!
Желаю Вам крепкого здоровья, счастья, радости, исполнения всех Ваших желаний и больших творческих успехов!!!