Герчаков Евгений Аркадьевич

Биография Герчакова Евгения Аркадьевича

Родился 31.07.1949.

ЦТСА

Евгений Герчаков в 1972 году окончил факультет актеров театра музыкальной комедии Музыкального училища имени Гнесиных, где занимался в мастерской Л.Михайлова. Начинающему артисту прочили карьеру опереточного комика с широким диапазоном - "комика с голосом". Однако вместо оперетты Герчаков внезапно оказался в Центральном театре Советской Армии. В театр он пришел по приглашению самого руководителя - Андрея Попова. Так Евгений стал драматическим актером.

В ЦТСА Евгений Герчаков проработал до 1982 года. О своей работе там он рассказывает: "Театр Армии - это большая школа жизни, государство в государстве, причем под охраной Министерства обороны. Находясь там, я учился выживать. Меня там гнобили, когда увидели, что я что-то из себя представляю. Петр Наумович Фоменко, у которого я сыграл одну из "пулевых" ролей в спектакле "Экзамены никогда не кончаются", мне сказал: "Женя, тебя будут долбать по полной программе". И это было все. Театр Армии всегда делился на кланы, я же не примыкал ни к одному из них. И правильно делал".
Дебют в кино

Первая роль Евгения Герчакова в кино - Баран в музыкальной сказке "Мама", поставленной в 1976 году. Фильм стал по сути веселым мюзиклом, в котором главные партии исполняли Михаил Боярский и Людмила Гурченко. Не затерялся среди именитых актером и Евгений Герчаков - не зря ему прочили карьеру опереточного комика.

Однако в последующие пятнадцать лет Герчаков снимался крайне редко. За этот период не наберется и десятка ролей в кино. Среди редких работ - роли в музыкальной комедии "Восточный дантист" (1981), комедии "Отпуск за свой счет" (1981), музыкальной сказке "Приключения маленького Мука" (1983).
"Эрмитаж"

В 1982 году Евгений Герчаков покинул Театр Армии. Он был приглашен главным режиссером Михаилом Левитиным в театр "Эрмитаж". На сцене этого театра актер проработал до 1992 года, создав лучшие свои роли. Он выступал в пьесах по Маркесу, Моравиа, Олеше, Мопассану, Хармсу, Оффенбаху.

Очень интересна его работа в спектакле "Хармс! Чармс!Шардам! или Школа клоунов" по произведениям Даниила Хармса. С актрисой Л. Полищук в роли прекрасной, несравненной Марьи Ивановны они разыгрывают лирический дуэт столь страстный, что из уст влюбленных то и дело с грохотом падают молотки, вроде тех, с которыми вечно возятся невропатологи… Как признается сам актер, он благодарен Левитину именно за то, что тот открыл для него Хармса.
В "Эрмитаже" Евгений Герчаков играл в драме, клоунаде, музыкальной комедии, в трагических сюжетах, поставленных Левитиным. В спектакле "Хроника широко объявленной смерти", созданном по произведениям современных писателей, у Герчакова было две роли: Туллио по рассказу А. Моравиа "Приказывай, я подчиняюсь" и Кристо Бедойя по повести Маркеса "История одной смерти, о которой знали заранее".

Вот как описывалась роль Кристо Бедойя в журнале "Театрально-концертная Москва" (1986): "Герчаков не играет свою роль, а танцует - так построено действие. Его движения полны осторожности, страха, стыда. Он танцует завороженно, бесшумно, он будто загипнотизирован музыкой, в то время, как происходит убийство, которое можно было легко предотвратить".
Также несколько ролей Герчаков сыграл в спектакле "Здравствуйте, господин де Мопассан" (представлении, сочиненном Левитиным по произведениям Ги де Мопассана).

Одной из лучших работ актера стала роль папаши Нонанкура в спектакле "Соломенная шляпка" Э. Лабиша. Вновь выдержка из "Театрально-концертной Москвы": "У папаши Нонанкура - Е. Герчакова - "старого дикобраза", оголтелого жреца миртового деревца - временами не гнутся ноги, а иногда он невозмутимо шагает через головы самой почтенной публики. Безумный старец отплясывает канкан, зависая в воздухе вопреки законам гравитации. Он чувствует себя одинаково вольно и в дамском пеньюаре, и во фраке из золотой парчи. Легкость импровизаций, уморительная мимика, акробатические соло - все козыри легкого жанра во власти исполнителя".
А вот что писал журнал "Театральная жизнь": "Господин Нонанкур (Е. Герчаков) - мастер совершенно особой актерской школы, что издавна и исподволь пестовал Левитин. Мастер театральной пластики, виртуозной стихии гротеска, позволяющего строить образ за пределами бытового правдоподобия. Он ищет точные "деревенско-провинциальные" штрихи роли, не лишает ее причудливой контрастности красок - от добродушной сентиментальности до одуряющего спесивого самодовольства".

О Герчакове говорили: "Он человек-парадокс, оперный голос, гуттаперчивая пластика. С одинаковым блеском может сыграть деревенскую няньку, коня по прозвищу Холстомер или царя Эдипа. Он актёр без возраста".
Кино. 90-е годы

С начала 90-х пришел успех и в кино. Самой большой удачей стала роль старухи в сюрреалистической гротесковой фантазии Вадима Гемса "Стару-ха-рмса" (1991), поставленной по повести Даниила Хармса. За эту работу Герчаков в 1992 году получил на кинофестивале "Киношок" Приз в категории "Лучшая ЖЕНСКАЯ роль".

В других картинах того времени Евгений Герчаков появлялся преимущественно в ролях второго плана. Но, тем не менее, благодаря своей внешности и искрометной игре он неизменно запоминался зрителю. Так в знаменитой комедии Владимира Меньшова "Ширли-Мырли" (1995) он сыграл директора оркестра, в телесериале "Графиня де Монсоро" (1997) - Бономэ, а в сериале "Что сказал покойник" (1997) - тюремщика Гвидо.
Театр сегодня

Еще в 1992 году Евгений Аркадьевич ушел из "Эрмитажа". Он уехал в заграничный вояж, сыграв в Женеве роль Фрейда на французском языке. Вернувшись, пытался организовать свой частный театр. После одной, впрочем, успешной постановки - "Путешествие Вениамина III в Святую землю", это дело было прекращено.

Сегодня, оставаясь внутренне свободным, Герчаков все же "приписан" к Театру Луны, занят в нескольких спектаклях. В Театре "У Никитских ворот" он играл Холстомера в спектакле "История лошади". Одержим желанием и собственных постановок - мечтает об "Амоке" С.Цвейга и мюзикле "Серенада солнечной долины" Г.Миллера.
На вопрос, почему он несколько раз менял театры, и вообще, должен ли актер "блуждать", Евгений Аркадьевич отвечает: "Обязательно должен. То-то и оно, что мои метания не от беды и не с горя. Самый народный и перенародный артист, существуя 30 - 40 лет в одном театре, похожей режиссерской эстетике, закономерно обрастает штампами, причем ужасными. Актер становится все более великим, а смотреть на него уже нельзя. Тому масса примеров. И я это еще молодым человеком понял. Знаете, иногда внутри тебя начинает звучать какой-то подсознательный колокольчик - и я ухожу куда-нибудь в другое место, чтобы очищаться".
Личная жизнь

В первом браке Евгений Герчаков прожил со своею женой Натальей 14 лет.

Летом 2004 года 55-летний Евгений Герчаков вновь вступил в брак. Его новая жена Оксана на 27 лет моложе актера.

Премии, награды, звания

Заслуженный артист России.

Лауреат Приза за исполнение лучшей женской роли на фестивале "Киношок" (1992, за фильм "Стару-Ха-Рмса").

Герчаков Евгений Аркадьевич - фильмы (актерская работа):

Бабушка лёгкого поведения 2. Престарелые мстители (2019)
Бабушка лёгкого поведения (2017)
Между нот, или Тантрическая симфония (ТВ, 2015)
Петр Лещенко. Все, что было… (сериал, 2013)
Трудно быть Богом (2013)
Глухарь. «Снова Новый!» (ТВ, 2010)
Однажды в милиции (сериал, 2010)
Гоголь. Прощальная повесть (ТВ, 2009)
Участковая (сериал, 2009)
Очень русский детектив (2008)
Река-море (сериал, 2008)
Агония страха (сериал, 2007)
Театр луны, или Космическая дурочка 13.28 (2007)
Бальзаковский возраст, или Все мужики сво... (сериал, 2004)
Женская логика 2 (ТВ, 2002)
Курортный роман (сериал, 2001)
Директория смерти (сериал, 1999)
Любовь зла... (1999)
Что сказал покойник (сериал, 1999)
Вино из одуванчиков (1997)
Графиня де Монсоро (сериал, 1997)
Звездная ночь в Камергерском (ТВ, 1997)
Ширли-мырли (1995)
Нимб (1994)
Маленькие человечки Большевистского переулка, или Хочу пива (ТВ, 1993)
Мушкетеры 20 лет спустя (мини-сериал, 1993)
Mushketyory dvadtsat let spustya (мини-сериал, 1992)
Азбука любви (сериал, 1992)
И возвращается ветер... (1992)
Эй, на том берегу! (1992)
Блуждающие звезды (1991)
Господня рыба (1991)
После того, как (1991)
След дождя (1991)
Стару-ха-рмса (1991)
Бочка (1990)
Земляничный дождик (1990)
Попугай, говорящий на идиш (1990)
Рок-н-ролл для принцесс (ТВ, 1990)
Такси-блюз (1990)
Античная лирика (1989)
Любовь к ближнему (ТВ, 1988)
Русь изначальная (1985)
Сеанс Гипнотизера (ТВ, 1985)
Отпуск за свой счет (ТВ, 1983)
Приключения маленького Мука (ТВ, 1983)
Восточный дантист (ТВ, 1982)
Камертон (ТВ, 1979)
Стратегия риска (ТВ, 1978)
Город с утра до полуночи (1976)
Мама (1976)

Mega-Stars.ru
Ваше мнение о звезде
* Код с картинки
2014-09-12 09:51:54
Я обожаю Евгения Аркадьевича, этот модный симпатяжка всегда остроумен. Великий и неподражаемый актер, потрясающий собеседник и друг!!!