Биография Ракова Виктора Викторовича
Детство
Виктор Раков родился 5 февраля 1962 года в Москве. Школьные годы артист вспоминает с ужасом. Для него это было мучением, хотелось поскорее уйти домой из школы, может поэтому он был невнимателен на уроках, да и учился не очень… Правда, любовь к рисованию, хоть как-то привязывала мальчика к школе.
В детстве маленький Витя удивлял близких тем, что в 10 лет надевал бабушкин халат, платок, брал палочку и изображал ее походку, манеру говорить, чем приводил всю родню в неописуемый восторг. Он ведь не из актерской семьи, не знал изнанку этой профессии. Правда, отец очень хорошо пел и даже выступал в свое время во Дворце культуры.
Как и все дворовые мальчишки Виктор Раков увлекался спортом: сначала хотел пойти в секцию бокса, но его отговорила мама. Карате тогда было под запретом и Виктор стал заниматься дзюдо. Для того, чтобы получить спортивный разряд, ему не хватило всего двух побед. Но в девятом-десятом классах Виктору пришлось оставить спорт, родители посоветовали больше внимания уделять учебе и он с ними безоговорочно согласился.
Родители и брат Виктора Ракова работали на машиностроительном заводе "Молния". Кстати, там же год проработал и сам Виктор и даже получил третий разряд монтажника радиоаппаратуры и приборов.
"Ленком"
Глядя на биографию Виктора Ракова, кажется, что он невероятный везунчик. После окончания в 1984 году актерского факультета ГИТИСа сразу же попал в прославленную ленкомовскую труппу, показав Марку Захарову и всему художественному совету театра пластический этюд: драка и ковбойские шутки. В "Ленкоме" всегда ценили то, как артист поет, двигается.
О Викторе Ракове заговорили после блестящего исполнения роли Глумова в спектакле Марка Захарова "Мудрец". В спектакле пришлось обнажиться, показав зрителям левую часть тела со спины. Но по этому поводу у актера нет никаких комплексов. Потом были блестяще сыгранные актером роли в спектаклях "Трубадур и его друзья", "Гамлет", "Звезда и смерть Хоакина Мурьеты", "Юнона и Авось", "Королевские игры", "Мистификация".
В последнее время Виктор Раков принимает участие в антрепризе "Трактирщица" по Гольдони - вместе с Татьяной Васильевой, Валерием Гаркалиным, Георгием Мартиросяном, Владимиром Мурашовым и с замечательной ленкомовской актрисой Татьяной Кравченко.
Кино. Начало карьеры
После первой небольшой роли Гаврилы в телефильме "'Клятвенная запись" в большое кино Виктора Ракова привел Марк Анатольевич Захаров. Именно он утвердил актера на первую серьезную роль - Генриха в картине "Убить дракона". Здесь он снимался с такими мастерами, как Олег Янковский, Евгений Леонов, Вячеслав Тихонов, Александр Абдулов, Александра Захарова, Александр Збруев. Съемки проходили в Польше, актер снимался без дублера, все трюки выполнял сам. Это своего рода актерский кураж. Кстати, в "Гардемаринах-3" Виктор тоже прыгал с какой-то высокой кручи. Правда, этот эпизод в фильм так и не вошел.
В киноленте "Свой крест" Виктору Ракову предложили сложную, очень интересную и очень нужную ему в тот момент роль Сергея Троицкого. Как актер там просуществовал - другой вопрос. Но вся история ему оказалась очень близка и понятна. Что-то происходило в жизни, направляло в нужное русло. Работа с Валерием Лонским доставляла огромное удовольствие, режиссер приглашал потом актера еще в четыре свои картины.
Работа с Глебом Панфиловым
Потом был фильм "Мать", где актер сыграл Павла Власова. Фильм поставил Глеб Панфилов. У Глеба Анатольевича актер снялся потом еще в двух фильмах. Работать с таким замечательным режиссером просто удовольствие и актер мечтал, чтобы его пригласили и в следующую работу "Романовы. Венценосная семья". Актера пробовали на Николая II, но для этого исторического персонажа он тогда оказался слишком молод.
Ракова, правда, утвердили на другую роль, уже был подписан договор, уже шили костюмы, но Захаров, узнав о том, что у актера параллельно идут съемки фильма, почему–то заявил: "Выбирай: или снимаешься в фильме, или играешь в театре". Так как в репертуаре стояли спектакли, где актер играл в одном составе, то пришлось от съемок в фильме отказаться. Но Ракову все же предложили озвучить в этой картине актера, сыгравшего роль Николая II.
Дважды актера снимали режиссер Матвеев и Краснопольский с Усковым. Удачей считает Виктор Раков свою работу с Андреем Харитоновым в "Жажде страсти". Надеется еще встретиться с молодым, но очень хорошим режиссером Александром.
90-е
Однако вернемся в 90-е годы. В 1994 году Юрий Кара пригласил Виктора Ракова на роль Мастера в экранизацию знаменитого романа "Мастер и Маргарита". Об этом произведении всегда ходило немало поверий. Когда же после завершения съемок смонтированный фильм исчез, и вовсе стали говорить о том, что все попытки экранизации обречены на провал. Спустя десятилетие это утверждение опроверг режиссер Владимир Бортко, снявший свою версию "Мастера и Маргариты" (в ней роль Мастера исполнил Александр Галибин). Спустя пару лет "отыскалась" и лента Юрия Кары. Теперь зрители имеют возможность сравнить эти две интересные работы.
Если "Мастера и Маргариту" зритель в те годы не увидел, зато несколько других фильмов, в которых Виктор Раков снялся в середине 90-х, имели большой успех. Прежде всего, актера стали узнавать после "Петербургских тайн", - пришла так называемая популярность. Виктор блестяще исполнил роль князя Николая Чечевинского. Чем чаще показывают "Петербургские тайны", тем чаще Раков сталкивается с фанатами этого сериала. Сначала было странно, непривычно, но сейчас он к этому нормально относится. Хотя, на его взгляд, до "Тайн" были другие, не менее интересные работы. Запомнился сериал, - да и замечательно, пусть будет так! А то бывает, что человек всю жизнь работает и ничего не запоминается и это не всегда зависит от актера. Это зависит от ситуации в обществе, от политической, экономической обстановки в стране. Виктор Раков очень хотел спеть в "Петербургских тайнах" песню, что звучит за кадром, на титрах. Не получилось.
Запомнился актер и по народной трилогии Евгения Матвеева "Любить по-русски". Эта добрая и очень наивная картина не могла оставить равнодушными зрителей. А Виктору Ракову довелось исполнить в ней роль трусливого приспособленца Михаила.
Еще одной удачной работой стала роль в криминальной комедии "Барханов и его телохранитель". Виктор Раков сыграл эдакого актера-неудачника. В тот момент он конкретно "списал" этот характер, что называется, "слепил" этот образ со своего друга - бывшего актера "Ленкома". Фильм имел успех, прежде всего, из-за того, что жанр криминальной комедии в те годы был еще очень редким в нашем кинематографе, и на общем, очень низком, уровне молодого российского кино, эта картина, безусловно, выигрывала.
В новом веке
С началом нового века Виктор Раков стал много сниматься в различных фильмах и сериалах: "Сыщики", "Саломея", продолжении популярного сериала "Петербургские тайны", "Каменская", "Сатисфакция" (в нем актер исполнил замечательный романс на стихи Юрия Ряшенцева) и др.
Запомнилась актеру работа с Велединским, у которого он снялся в 23-серийном художественном телевизионном фильме "Закон". "Закон" попал на тот период, когда в профессиональной жизни актера происходила переоценка ценностей и открывались новые горизонты. Велединский, кстати, тогда очень помог. Не то чтобы он специально настраивал или психологические тестирования проводил, нет. Просто такому человеку почему-то веришь и хочется делать то, чего еще не делал.
В этом сериале Раков играет бизнесмена, руководителя благотворительного фонда и ведущего ток-шоу, такой, скажем, отрицательный персонаж. Отрицательные персонажи, почему–то наиболее интересны для Ракова. Наверное, у положительных героев меньше выразительных средств. А отрицательные герои могут быть очень разными, многогранными, они не такие плоские.
Многим зрителям Виктор запомнился по его роли в известном многосерийном фильме "Вольф Мессинг" (2009), где он сыграл барона Генриха Канариса. Актер великолепно изобразил "благородного злодея", ведущего охоту на главного героя. Возможно, секрет успешной игры в том, что Виктор играл в некотором роде самого себя.
В том же 2009 году Виктору Ракову снова довелось сыграть злодея, но в этот раз персонаж Виктора не отличался великодушным характером. В фильме "Адмиралъ" Виктору довелось играть следователя Попова, ведущего допрос над Колчаком вместе со своими коллегами. В картине есть эпизод, где Колчак в последнюю минуту спасает Попова от неминуемого расстрела. Из-за этой сюжетной детали, актеру пришлось изображать малодушную стыдливость Попова перед Колчаком на допросе.
В 2010 году Виктору выпало сняться в кинокартине "Три женщины Достоевского". Там он сыграл брата великого писателя, Михаила Достоевского. Из последних фильмов за актером числятся "Фарфоровая свадьба" (2011, Олег Викторович Максимов, врач), "Однажды в Ростове" (2011, Владимир Толстопятов, киномеханик) и "Второе восстание Спартака" (2011, разведчик Щука (в производстве).
В соседней Украине!
Актеру приходилось сниматься, правда, не так много и на студиях бывших братских республик Советского Союза. В Украине у актера было две работы: сериал "Право на защиту" Вячеслава Криштофовича и фильм "Потерянный рай" Валерия Рожко. Кстати, последний стал чуть ли не лучшим фильмом 2000 года в стране. Но по отношению к актерам и к Ракову, в частности, совершенно отвратительно повела себя администрация съемочной группы. Они просто не выплатили Виктору Ракову обещанный гонорар. Более того, его роль озвучил другой актер, на что согласия, естественно, никто не спросил.
После этого актер дал себе зарок — никогда не сниматься в Украине. Но когда Вячеслав Криштофович, замечательный режиссер, предложил роль в своём фильме, не смог Раков ему отказать. А прошлой весной актер снимался у Дмитрия Томашпольского, умного и интересного режиссера, и это уже получается третья украинская картина. Не отвечать же им за своих непорядочных коллег-соотечественников…
Хобби
Виктор Раков помимо того, что актер, еще и художник, увлекается керамикой, вышивает бисером. Конечно же, художник может это и слишком сильно сказано, хотя картины Ракова выставлялись в Бахрушинском музее, и в Доме-музее Ермоловой.
А с керамикой началось с того, что актриса Ира Серова втянула Виктора Викторовича в это хобби. Он почувствовал, что такое глина, что такое объем. Когда что-то можешь сделать своими руками - это здорово. Когда можешь слепить то, что никто не может, придумать какой-нибудь необычный сюжет - это класс! Там ты сам себе и режиссер, и исполнитель, и играешь главную роль. Это было, но не прошло. Выяснилось, что это небезопасно. Тем более, все происходило в жилом помещении. Чтобы не травить себя и близких артист решил пока прекратить эти опыты.
А вот вышивка бисером - эта история законченная. Очень нудное занятие. Для этого нужно колоссальное терпение. А его, как выяснилось, у актера не хватает. Это настолько кропотливо, утомительно, что начатая картина так и останется незавершенной….
Личная жизнь
У Виктора Ракова не сложились отношения с первой супругой, - от нее остался сын. Видно, судьба такая. Но инициатором развода была жена, которая заявила актеру, что нашла другого. Он с трудом пережил этот разрыв, но, тем не менее, благодарен бывшей жене за него, потому что с тех пор многое пересмотрел, изменился сам, как ему кажется, в лучшую сторону, стал более ответственным.
А потом на раковском горизонте появилась Людмила. И он понял, что жизнь продолжается. Она прекрасная, верная жена, которую он безумно любит. Она – его вдохновитель. И в театре, и в кино, и дома. В начале они жили без регистрации, а когда должна была родиться Настя, расписались и даже обвенчались в церкви.
В семье Раковых хозяин – мужчина. Как скажет, так и будет. Скорее всего, это нормально. Каждый мужик должен иметь собственное мнение, он не должен быть инфантильным, полностью растворяясь в женщине. Как мужчина он должен отвечать за свою семью и своих близких. Виктор Раков - нормальный человек. Муж, отец, сын, брат, коллега, друг...
Признание
В 1997 году Виктору вручили театральную премию «Чайка» в номинации «Лучший злодей» за роль в спектакле «Королевские игры».
Народный артист России (2003).
Лауреат театральной премии «Чайка» (1997, за участие в спектакле «Королевские игры», номинация — «лучший злодей»).
Может было у них там чего, не знаю это дореволюционная фишка, а у этого рожа слишком типичная.