Биография Тихонова Вячеслава Васильевича
Тихонов Вячеслав Васильевич – советский и российский киноактер, актер театра.
Детство
Вячеслав Тихонов родился 8 февраля 1928 года в городе Павловском Посаде Московской области. Мальчик рос среди рабочей молодежи и делал все, что делали мальчишки тех лет, большую часть времени проводя на улице.
Началась война. Отец определил сына в ремесленное училище, работа токарем по металлу на военном заводе была не в тягость. Он с детства помогал по дому, любил мастерить. После работы Вячеслав Тихонов с друзьями бегал в местный кинотеатр, где жадно смотрел героические картины с любимыми героями. Всеобщие кумиры – Михаил Жаров и Петр Алейников, Борис Бабочкин и Николай Черкасов – заворожили и потащили Вячеслава Тихонова в искусство.
Артистом Вячеслав Тихонов стал вопреки воле родителей. Родители – отец Василий Романович – механик по ткацким станкам, мама Валентина Вячеславовна – воспитательница в детском саду – от актерства были явно далеки. Они видели своего сына студентом сельхозакадемии. Окончательную точку в этом разногласии поставила бабушка – глава дома, добрая и очень мудрая женщина. «Валя, не запрещайте Славику идти туда, куда он хочет. Если вы ему сегодня запретите, он всю жизнь будет считать, что вы ему помешали…», – тихо, но веско произнесла она исторические слова. Молчаливое родительское согласие было получено.
Учеба
Во ВГИК будущая знаменитость не поступила. Абитуриент Вячеслав Тихонов провалился на экзамене по актерскому мастерству. 17-летний юноша стоял, уткнувшись носом в стенку коридора, и горько плакал, плакал от обиды, от горя, от какой-то безысходности. И вот – его величество случай! Его увидел руководитель курса Борис Бибиков, случайно проходивший мимо. Вгиковский профессор Б Б. Бибиков зачислил Вячеслава Тихонова к себе на курс после завершения вступительных экзаменов.
Театр
В отличие от большинства актеров-«молодогвардейцев», Вячеслав Тихонов почти десть лет не получал интересных ролей. Режиссеры использовали главным образом внешние данные актера, не выявляя сам актерский потенциал. Вячеслав Тихонов не стал звездой, хотя для этого имелись все предпосылки. Но сам Вячеслав Тихонов не считал эти годы потерянными. С 1950 года он работал в Театре-студии киноактера, где он заявил о своем даровании, сыграв Медведя в спектакле «Обыкновенное чудо», поставленном Эрастом Павловичем Гариным.
Ранние работы в кино
В первые послевоенные годы на экраны выходит фильм Сергея Герасимова «Молодая гвардия». Съемки этого фильма были исключительным явлением для советского кино: разработка характеров, «врастание» актеров в свои персонажи, доскональное воссоздание среды. Вячеслав Тихонов, будучи студентом, сыграл в фильме роль Володи Осьмухина. Дебют довольно удачный. Фильм «Молодая гвардия» можно назвать блестящим дебютом целого послевоенного поколения молодых талантливых актеров: Инны Макаровой, Сергея Гурзо, Ноны Мордюковой, Виктора Хохрякова, Клары Лучко, Сергея Бондарчука, Евгения Моргунова, Виктора Авдюшко. Вячеслав Тихонов за роль в картине получил Сталинскую премию.
Многим ранним работам Тихонова был присущ романтически-героический пафос. Среди них: Виктор Райский в героико-приключенческом фильме «ЧП – Чрезвычайное происшествие» (1958), Олег Безбородько в героической драме «Жажда» (1959), Панин в историко-революционной ленте «Мичман Панин» (1960), Алексей в драме «Оптимистическая трагедия» (1963) и др.
«Дело было в Пенькове»
Однако первую популярность актеру принесли вовсе не героические роли, а простой деревенский парень Матвей Морозов из фильма Станислава Ростоцкого «Дело было в Пенькове» (1958), где актер прибегнул к лирико-комедийным краскам, выводя своего героя за пределы положительного или отрицательного персонажа.
Облик актера Вячеслава Тихонова определенно не вязался с ролью тракториста, однако зритель принял Матвея Морозова. Зритель почувствовал, что истинная драма героя заключалась не в несчастливой любви, а во внутреннем несоответствии с обстоятельствами жизни. Роль тракториста Матвея Морозова принесла актеру зрительское признание, а главное – обнаружила его востребованность в качестве исполнителя, наделявшего своих героев новым для кино тех лет свойством: неприметным, тихим романтизмом в обыденной, бесконечной повседневности. Не удивительно, что именно эту роль Вячеслав Тихонов считал своей лучшей работой в кино.
Настоящий русский интеллигент
С конца 60-х актер отходит от героических ролей, все чаще создавая на экране образы настоящих русских интеллигентов. Одним из первых таких персонажей стал его учитель истории Илья Семенович в лирической повести «Доживем до понедельника» (вместе с Тихоновым в этой замечательной, доброй картине снялись знаменитые Ольга Жизнева, Нина Меньшикова и начинающие Ольга Остроумова, Игорь Старыгин, Ирина Печерникова).
Этот ряд продолжили Андрей Болконский («Война и мир»), Штирлиц («Семнадцать мгновений весны»), писатель, хозяин Бима («Белый Бим, Черное Ухо») – на первый взгляд такие абсолютно разные персонажи…
Князем Болконским в фильме «Война и мир» Сергея Бондарчука Тихонов стал с легкой руки тогдашнего министра культуры Людмилы Фурцевой, хорошо относившейся к актеру. Съемки длились четыре года, и, по словам самого Вячеслава Тихонова, они буквально опустошили его. «Толстой заставлял меня порой делать то, что мне не свойственно. Я играл Болконского, а сам задавал себе вопрос: мог бы я так же, как он, ежедневно писать с войны письма отцу? Наверное, нет. Я воспитывался в рабочей обстановке. Нас не столько школа воспитывала, сколько улица. У меня и наколка на руке есть. Хорошо еще хватило ума наколоть только свое имя «Слава». Никак потом не мог это дело вытравить. Пришлось двух князей с наколкой играть».
С выходом на экраны картины «Война и мир» многие критики отрицательно приняли работу Вячеслава Тихонова. Да он и сам был недоволен собой, что даже в какой то момент решил уйти из кино. Но это была лишь минутная слабость…
Штирлиц навсегда
Самую «звездную» свою роль Исаева-Штирлица Вячеслав Тихонов сыграл в телесериале «Семнадцать мгновений весны». Режиссер Татьяна Лиознова на эту роль первоначально пробовала совсем других актеров. В числе кандидатов были Иннокентий Смоктуновский, Арчил Гомиашвили и другие. Но по разным причинам все они не подошли Лиозновой, в итоге выбор режиссера пал на Тихонова.
Он вспоминал: «Для меня это была обычная актерская работа. Дали роли, мы их должны были исполнить. Сценарий был написан точно по роману. Поэтому ничего особенного от меня не требовалось. Только поверить в предлагаемые обстоятельства мне, человеку, который много моложе своего героя и через все это не проходил. Мне надо было убрать из-под Штирлица пьедестал, контурность, суперменство, которые так и лезли изо всех фильмов про разведчиков…».
Вячеслав Васильевич создал живой, сложный характер. Актеру удалось показать насыщенную внутреннюю жизнь персонажа, точность и лаконизм жестов и мимики, тонкий психологизм, игру на подтекстах, едва заметную смену настроений, умение «держать» крупные планы, глубокое понимание специфики актерской работы в кино.
Премьера фильма-сериала состоялась в конце лета 1973 года. Успех фильма был невероятным! С 11 по 24 августа буквально вся страна прильнула к экранам своих телевизоров. Говорят, что в стране в это время даже снизилась преступность. А уж последние серии, где интрига фильма была закручена до предела, зрители и вовсе смотрели, затаив дыхание.
Актерская удача! Невиданная популярность! Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых! Настоящий триумф! Герои сериала «ушли» в народ, став персонажами бесконечных анекдотов «про Штирлица», литературных и музыкальных произведений, карикатур, а через много лет и компьютерных программ, что лишний раз подтверждает гениальность картины.
Образ Штирлица был создан Тихоновым настолько достоверно, что в реальность его существования поверили не только миллионы зрителей, но и сам Леонид Ильич Брежнев. Посмотрев «Мгновения», он даже отдал распоряжение разыскать разведчика Исаева и присвоить ему звание Героя Советского Союза. Генсеку объяснили, что Исаев – это всего лишь роль, блестяще исполненная артистом. «Жаль», – покачал головой Брежнев…
А ведь фильм мог и не появиться на экранах: просмотрев «Семнадцать мгновений весны», член Политбюро ЦК КПСС М.А. Суслов высказался за запрет показа. «Не показан подвиг советского народа в войне», – прозвучали аргументы не в пользу фильма. Его поддержали советские военачальники, заявившие, что согласно фильму, складывается ощущение, что войну выиграли одни разведчики.
За фильм вступился председатель КГБ СССР Ю.В. Андропов: «Весь советский народ не мог служить в аппарате Шелленберга». (Много лет позже, когда Андропов станет Генеральным секретарем ЦК КПСС, он наградит Тихонова звездой Героя Социалистического труда). Тем не менее в тот момент Лиозновой пришлось пойти на попятную и включить в картину несколько сот метров документальной хроники. После чего фильм зажил, и живет уже не одно десятилетие…
Талант
70-е годы – пора расцвета таланта Вячеслава Тихонова. С каждым фильмом к его актерской палитре добавлялись неожиданные краски, как, к примеру, самоирония в драме Сергея Соловьева «Егор Булычев и другие», вышедшей на экраны еще до «Мгновений».
В 1977 году Вячеслав Тихонов снялся в очень пронзительной картине Станислава Ростоцкого «Белый Бим, Черное ухо». При работе над фильмом Вячеславу актеру пришлось проявить большую находчивость. Вот что рассказывал сам Вячеслав Тихонов: «Мне нужно было за очень короткий срок подружиться со взрослой собакой. Причем не просто подружиться, а сделать так, чтобы у зрителей не оставалось никаких сомнений, что эта собака – моя. Задача непростая! Пес очень тосковал по своему хозяину, который сдал его на полтора года напрокат. Все старались: кто колбаской угостит, кто сосиской, кто сладостями. Значит, идти этим путем нельзя. И здесь помогла любовь к животным. Приходя на площадку, я первым делом стал гулять с собакой. Через некоторое время пес стал ждать меня. А когда начались сами съемки, он по всей студии искал меня и всегда находил. В фильме видно, что Бим относится ко мне как к хозяину, а я в кадре делаю вид, что совсем на него не обращаю внимания. Но я точно знал, что вот сейчас заверну за угол – и он помчится за мной». Вся внутренняя творческая сущность Вячеслава Тихонова проявилась в этой роли.
Удачные, запоминающиеся образы Вячеславом Тихоновым были созданы в военных картинах. Актер сыграл Млынского в кинотрилогии «Фронт без флангов»–«Фронт за линией фронта»–«Фронт в тылу врага», Николая Стрельцова в военной драме «Они сражались за Родину». А в фильме «Битва за Москву» режиссеру Юрию Озерову понадобился неповторимый голос Тихонова (там он читает закадровый текст).
Вне кино
С середины 90-х Вячеслав Тихонов все реже снимался в кино. Одна из последних его работ – слепой ветеран войны Моргулис в драме Сергея Урсуляка «Сочинение ко Дню Победы». Сценарий фильма писался специально под Вячеслава Тихонова, Олега Ефремова и Михаила Ульянова (любимых актеров Урсуляка), которым к тому времени исполнилось по 70 лет.
После этой картины Тихонов в кино почти не снимался. Как объяснял сам актер, он хотел бы вновь появиться на экране: «Я же всю жизнь отдал кинематографу. Как же это желание может уйти! Но – смотря, что играть...» Достойных ролей ему не предлагали, а играть различных криминальных авторитетов он не собирался. Правда, в 2005 году дочь Вячеслава Васильевича Анна Тихонова уговорила его сняться в триллере Николая Вороновского «Глазами волка», но картина вышла крайне слабой... А в 2006 году Тихонов снялся в роли бога в фильме-сказке «Андерсен. Жизнь без любви». На этой картине в его карьере актера была поставлена твердая точка.
Награды
За свою длинную и яркую творческую жизнь Вячеслав Тихонов был удостоен невероятного количества самых разных наград (профессиональных и государственных) и премий, среди которых: Народный артист СССР (1974), Герой Социалистического труда (1982), лауреат Ленинской премии СССР (1980), лауреат Государственной премии СССР (1970), лауреат Государственной премии РСФСР (1976), лауреат Премии «Золотой витязь», кавалер орденов Ленина, «Октябрьской Революции», «Знак Почета», «За заслуги перед Отечеством» III степени и многие другие.
Личная жизнь
Личная жизнь Вячеслава Тихонова, как и судьба в кино, складывалась с переменным успехом.
Со своей первой женой Вячеслав Тихонов познакомился на съемках фильма «Молодая гвардия». Он долго не обращал внимания на Нонну Мордюкову. Ей стоило больших усилий вскружить голову стройному молчаливому красавцу... К тому времени, как картина вышла на большой экран, у пары родился сын Владимир (в 1990 году трагически ушедший из жизни – он погиб от передозировки наркотиками). Через тринадцать лет совместной жизни супруги развелись, разошлись мирно, без скандалов. Как настоящий мужчина, Вячеслав Тихонов о первой жене распространяться не любил…
Второй женой популярного артиста стала работница «Совэкспортфильма» Тамара. Когда актер почувствовал, что брак стал трещать по швам, Вячеслав Тихонов переехал на дачу, без скандала собрав вещи, оставив квартиру в Москве жене и дочери. Во втором браке у Вячеслава Тихонова родилась дочь Анна, тоже актриса. В 1989 году Анна Тихонова организовала небольшую студию «Актер кино», художественным руководителем которой стал ее знаменитый отец.
Брак Вячеслава и Тамары продлился 42 года.
Последние годы жизни и смерть
Последние годы своей жизни Вячеслав Тихонов провел тихо на даче с котом Масиком. Артист говорил, что в особой заботе он не нуждался... Родные в Москве, а он отвык от города...
В начале 2000-х годов здоровье Вячеслава Тихонова начало ухудшаться. В 2002 актер перенес инфаркт миокарда. В 2007 году он случайно упал, после чего у него начались сильные боли в области сердца; некоторое время провел в больнице. В 2008 году в Центральной клинической больнице Тихонову сделали операцию.
В 2009 году Вячеслав Васильевич в очередной раз оказался на больничной койке. Мэтру отечественного кинематографа сделали операцию на сосудах. Несмотря на то, что само оперативное вмешательство прошло хорошо, оно повлекло за собой негативные последствия. У Вячеслава Тихонова отказали почки, его подключили к аппарату гемодиализа. Очень скоро звездного пациента пришлось подключить и к аппарату искусственной вентиляции легких. Увы, спасти Тихонова не удалось – 4 декабря 2009 году он ушел из жизни.
Церемония прощания с Вячеславом Васильевичем состоялась 8 декабря в Доме кино. Отпевали умершего в Храме Христа Спасителя. В тот же день тело Тихонова было погребено на Новодевичьем кладбище.
Интересное
Вячеслав Тихонов был страстным футбольным и хоккейным болельщиком, долгие годы был поклонником команды «Спартак». Увлекался зимней рыбалкой. Его любимое произведение – роман Л.Н. Толстого «Война и мир», а любимый кинофильм – «Большая жизнь» с Петром Алейниковым.
Почти все фильмы с участием Вячеслава Тихонова были суперпопулярными, а значит, и суперприбыльными, но особых богатств актер не нажил. Основное богатство народного артиста СССР – президентская премия да скромная недвижимость: квартира в районе станции метро «Кропоткинская» и дача.
В свое время был проведен эксперимент: аудитории – сто человек – показывали фотографии частей мужского лица: отдельно фото глаз, отдельно фото подбородков и т.д., и просили выбрать наиболее понравившиеся фотографии, наиболее мужественные и привлекательные. По итогам эксперимента большая часть выбрала черты лица Штирлица.
Все мы в этой жизни квартиранты,
Гости даже в собственном дому.
Молодые, старые, бездари, таланты,
Люди разных страт – любой пример возьму.
Каждый мимо проходящий путник?
"Ад – это другие", Сартр нас уверял.
Где ж твоя Луна, естественный твой спутник...
Многое в себе, возможно, потерял.
Все мы в этой жизни квартиранты,
Но когда-то вдруг появится она.
Лет немало прожито, и мы не дебютанты,
Но пришедшая нам всё равно страшна.
Все мы в этой жизни квартиранты,
Временно мы здесь, таков уж наш удел.
В любом возрасте мы просто практиканты.
Ты сомнения, страх преодолеть сумел?
Что спасёт и даст точку опоры:
Книга, передача и статья,
Музыки, кино огромные просторы...
Вот что обнадёжит и меня.
Каждый миг – утечка жизни больше.
Всё необратимо, друг ты мой.
Посреди судьбы не растеряйся всё же.
Не молчи, пиши, поговори со мной.
Отброшу все сомнения без нужды.
Перетерплю последствия беды.
Не вовлекут меня в дешёвый разговор.
Переживу несправедливый я укор.
Перенесу и зависти укол.
Испепелю слов лживых частокол.
Перенесу и подлости налёт.
Преодолею впрямь опасный поворот.
Вновь пережду я зной, метель, дожди.
И пережду иное. Пережди.
Пусть на пути преграды, виражи.
Преодолею их и миражи.
Он мог проникновенным взглядом своих умных глаз и душой играть роль так тонко, что и без слов текста все
было ясно и всегда сопереживаешь его героям!