Биография Скляра Игоря Борисовича
Скляр Игорь Борисович – советский и российский актер кино и театра.
Судьбе навстречу
Игopь Cкляp родился 18.12.1957 в Курске в семье инженеров. Учился в музыкальной школе и мечтал стать музыкантом. В 1973 году он отдыхал на каникулах в Москве и, гуляя с друзьями по станциям метро, попался на глаза ассистенту режиссера с киностудии имени Горького. Режиссер Владимир Роговой, снявший культовый фильм «Офицеры», готовился к съемкам фильма «Юнга Северного флота». Фильм рассказывал о подростках, которые в годы войны отправились в школу юнг на Соловецких островах. Одного из этих подростков – Колю Масленка – и сыграл Игорь Скляр. Вместе с ним в этом фильме дебютировал будущий актер и режиссер Альгис Арлаускас. Участие в съемках этого фильма изменило судьбу Игоря.
Поступление
После окончания в 1975 году школы он отправился в Москву поступать в творческие ВУЗы. Однако ему не повезло, ни в один из ВУЗов его не приняли. По совету друзей он уехал в Ленинград и с первого захода поступил в Ленинградский институт театра, музыки и кинематографии, на курс Льва Додина. И если вначале он учился неважно, то диплом он уже защитил на «отлично». Учась на курсе у Льва Додина, он принимал участие в создании легендарного спектакля «Братья и сестры», который впоследствии будет поставлен на сцене Малого драматического театра. Придуманная им роль деревенского дурачка заслужила похвалу самого автора – писателя Федора Абрамова.
Окончив в 1979 году обучение Игорь и его жена – однокурсница Наталья Акимова – уехали работать в томский ТЮЗ. Работая в томском ТЮЗе, Игорь получил предложение от режиссера Николая Ковальского сниматься в музыкальном телефильме «Только в мюзик-холле». Фильм имел успех и Игорь запомнился зрителям.
Отработав в томском ТЮЗе один сезон, Игорь с женой приехал на родину – в Курск. А в Курске Игоря призвали в армию. Служил Игорь в кавалерийском полку под Москвой, где служили многие актеры театра и кино. Параллельно со службой ему удалось сыграть в музыкальном телефильме «Берегите женщин» режиссеров А. Полынникова и В. Макарова. Вместе с ним в фильме снимались молодые актеры Альгис Арлаускас, Андрей Градов, Марина Шиманская, Елена Тонунц. Фильм запомнился и благодаря песням певца и композитора Юрия Антонова.
«Мы из джаза»
В 1984 году на экраны страны выходит фильм Карена Шахназарова «Мы из джаза». Фильм имел оглушительный успех у зрителей в том числе и благодаря игре молодого актера. Вместе с ним успех фильма разделили и его коллеги Александр Панкратов-Черный, Николай Аверюшкин, Петр Щербаков, Елена Цыплакова. А попал Игорь на эту роль совершенно случайно. Снимаясь на «Мосфильме» в эпизоде фильма «Анна Павлова», он заглянул в соседнюю съемочную группу. И хотя пробы актеров были закончены, Карен Шахназаров заинтересовался им и провел сверхплановую пробу. Проба оказалась удачной и Игорь Скляр был утвержден на главную роль – руководителя джаз-банда Костю Иванова. В этом фильме актер создает не просто характер, а музыкально-пластическую легенду о персонаже.
Как заметил композитор Юрий Саульский о Игоре Скляре: «Его широкая, удивительно добрая улыбка стала как бы камертоном этой картины. С первого взгляда заметна его любовь к музыке: в том, как он садится за рояль, как поет, двигается, видно, что он живет музыкой».
Фильм собрал много призов за пределами страны: в Лодзи, Белграде, Лондоне, Чикаго.
Взлет популярности
Большую славу фильм принес и Игорю Скляру. Параллельно с фильмом «Мы из джаза» на экраны страны вышли и другие фильмы с участием Игоря Скляра. Это «Анна Павлова», «Песочные часы», «Детский сад», «Марица», которые добавили популярности актеру. А уж когда Игорь исполнил песню Игоря Николаева «Комарово», популярность достигла своего пика. Потом Игорь иронически обыграет эту ситуацию в роли зстрадной звезды в фильме Александра Стефановича «Начни сначала».
Так, в середине восьмидесятых Игорь стал секс-символом всего CCCP. Как прошел это испытание, комментировал сам актер: «Очень рад, что эта волна схлынула. Я еле пережил свою популярность. A как бы вы себя ощущали, когда в любом общественном месте в вас тычут пальцем и не дают прохода? Каждый подойдет, хлопнет по плечу: «Эй, как тебя, привет! A вот я, моя жена и вся моя семья от тебя в восторге. Чe сидишь? Пошли-ка выпьем!»
Издержками популярности всегда были слухи и сплетни. Летом 1986 года в журнале «Советский Экран» появилось интервью с актером, в котором Игорь опровергал слухи о своей смерти.
Театр
Совсем другим представал артист на сцене Ленинградского Малого драматического театра под руководством Л. Додина, где начал работать с 1983. Здесь он играл сложные, психологически неоднозначные остродраматические роли: деревенский юродивый в «Братьях и сестрах» по Ф. Абрамову, Федьку-каторжного в «Бесах» по Ф. Достоевскому, Джека Саймона в «Повелителе мух» по У. Голдингу.
Во второй половине 80-х пришли роли в спектаклях «Дом» Ф. Абрамова, «Двадцать минут с ангелом» А. Вампилова, «Муму» И. Тургенева. В 1994 году состоялась премьера спектакля «Роберто Зукко» по пьесе Бернара-Мари Кольеса, где он сыграл главного героя. Премьера спектакля прошла в Париже, где имела большой успех.
Как говорил сам Игорь Скляр: «Мне мои роли в МДТ не кажутся эпизодическими. Неважно, сколько времени ты проводишь на сцене и сколько слов произносишь. Важно – как сыграл».
Однако все же чувство неудовлетворенности, нереализованности своего таланта заставило Игоря ограничить свое участие в работе на сцене МДТ двумя спектаклями и перейти в антрепризу.
Поначалу Игорь играл в двух антрепризных спектаклях. Один, «Мужчина, постойте!», он играл вдвоем с замечательной Ниной Усатовой, другой называется «Любовь не картошка». Он был убежден, что настоящая антреприза дает актеру возможность проявить себя в другом качестве, попробовать силы в разных жанрах. Игорь Скляр принимает участие только в стоящих предложениях, представляющих художественный интерес.
Кино в 90-х годах
Если в 80-х годах экранный облик Скляра был светлым, романтическим и положительным, то начале 1990-х годов он изменился. В «Имитаторе» (1990, реж. О. Фиалко) он зло и сатирично сыграл Игоря Луценко, построившего свою карьеру на имитации чужих голосов. В «Годе собаки» (1994, реж. С. Аранович) – бывшего зэка Сергея Кожина, надломленного, внешне грубого, но внутренне доброго и беззащитного человека. Роль была сыграна с болью и надрывом, что заслуженно принесла ему зрительский успех. На «Кинотавре» он получил приз за лучшую мужскую роль.
В комедии «Дети понедельника» (1998, реж. А. Сурикова) актер, явно преодолевая внутреннее сопротивление, с чрезмерно грубым юмором сыграл спившегося бизнесмена Митю. И, напротив, с большим творческим азартом погрузился в психологию революционера, комиссара Яковлева из фильма «Романовы. Венценосная семья» (2000, реж. Г. Панфилов).
Была еще картина, сделанная в конце 90-x в Hopвeгии по трем новеллам Кнyтa Гaмcyнa. В российский прокат она не вышла. И это все, что сыграл Игорь Скляр в 90-е годы. К сожалению, подобное случилось со многими звездами его поколения.
О жизни, жене, сыне и о многом другом
О личной жизни, конечно же, лучше узнавать из первых уст. Вот что говорил Игорь Скляр…
О жене: «Это первая и, надеюсь, последняя моя жена. Я к этому достаточно серьезно отношусь. Были в жизни впечатления, после которых понял, что должна быть семья, дети должны расти в доме, где есть и мать, и отец. Официально мы поженились после 10 лет совместной жизни. И ребенок появился у нас только после того, как расписались... (В августе 1991 года родился сын Вася)».
О жизни: «Я, наверное, произвожу впечатление очень разумного, практичного человека, да? На самом деле, далеко не такой. Много эмоций в моей жизни. Но я не сожалею ни о чем. Как говорил один мудрый человек, пока мы ругаем нашу жизнь, она проходит. Нередко ловлю себя на мысли: может, я родился и стал актером, чтобы спеть одну песню, сыграть одну роль в театре и одну в кино – и все? А в обычной жизни – родить сына, построить дом и посадить сад?»
О доме: «Домом, кстати, сейчас в основном и занимаюсь в свободное от работы время. На много лет растянулась стройка в Павловске, пригороде Петербурга. Дом, можно сказать, хобби, но, с другой стороны, и какая-то жизненная установка. Мне хочется, чтобы что-то осталось на земле, и мой правнук сказал: «Этот дом построил еще прадедушка». Высажу вокруг дома сад. И непременно заведу коня - это давняя моя мечта».
О сыне: «Сыну Василию сейчас 15 лет (интервью от 2006 года – прим. ред.). Актером быть не хочет, но, судя по его поведению в гимназии, есть способности. Может, он журналистом захочет быть! Но в гимназии тем не менее он – одна из самых активных, живых натур, остроумный, общительный. Боремся сейчас, чтобы еще учился хорошо».
О гороскопах: «По гороскопу, по сочетанию знака зодиака и года я – Петух и Стрелец, самый натуральный природный человек во всем зодиаке, написано: «Вернее, чем сама природа!». Я гороскопы начал читать годам к тридцати и понял, что там есть очень много смысла. Ведь люди веками и тысячелетиями их составляли, и там наверняка есть рациональное зерно, связанное с планетами, звездами, с Богом или дьяволом, не знаю».
Об инфаркте (в 2003 году Игорь Скляр пережил инфаркт): «У меня никогда не было проблем с сердцем. Три дня до этого что-то болело, жгло. Это, как потом выяснилось, и есть предынфарктное состояние, но мне это ни о чем не говорило. Репетиции, работа. Теперь-то я знаю, что это такое. Вообще доктора говорят, что инфаркты бывают в основном у тех, для кого слова «я должен», «я обязан» превалируют над всеми другими. То есть у пофигистов инфарктов не бывает. Я вообще перестал пить. Не могу сказать, что слишком серьезно отношусь к здоровью. Курю, а мне курить нельзя. Но с алкоголем я разобрался решительно, прочувствовал, что моему организму это уже тяжело вплоть до невозможности».
О внешности: «Если только человек не болен, то, поверьте, он выглядит так, как он хочет выглядеть. Все эти разговоры: вот, мол, хочу похудеть, но не могу, это только разговоры. Как говорит герой Сан Саныча Калягина: «И худеть хочется, и есть хочется!» Так выбери что-то одно, посмотри на себя в зеркало и реши, каким ты хочешь быть: стройным, подтянутым и худым или тучным, неповоротливым. Если ты много ешь, значит, ты должен в два раза больше двигаться, и все это у тебя будет сгорать. Я никогда не задавался целью похудеть. Кстати, мои родители, родной брат и другие родственники – люди не худые. Я же для этого не прикладываю никаких усилий. Ем столько и тогда, сколько и когда мне хочется. Но, видимо, я очень много двигаюсь, живу суматошной жизнью».
О людях: «Твердолобых я не люблю, и вообще только дурак не меняется. Есть этика и мораль, но и они неоднократно менялись. Должна быть совесть. «Постарайся не делать другому того, чего не хочешь, чтобы сделали тебе».
Снова востребован
В новом веке Игорь Скляр снова начал много сниматься, в основном в сериалах. В «Гибели империи» у Владимира Хотиненко – представитель красного террора, один из людей Урицкого – прибалт Рикс. В «Московской саге», фильме по замечательному роману Аксенова, сыграл Михаила Васильевича Фрунзе. В фильме «Шахматист» он – большой человек, который сидит в Швейцарии и руководит заговором. А в очень смешной комедии «Рататуй» Скляр в роли Игоря Филиппова лихо обводит за нос своих подельников по краже. Вышли на телеэкраны фильмы: «В круге первом», «Риэлтор», «Секунда до». Предложений о работе было немало. Игорь Скляр соглашался, конечно, не на все подряд, а только на то, что ему самому было интересно сыграть. За год актер мог сняться в нескольких картинах одновременно.
Как заметил Игорь Скляр о своих работах: «Я никогда не стану играть в фильме, сериале, если сюжет мне неинтересен, если в нем не прослеживается никакой логики. В последнее время все чаще с такими сценариями сталкиваюсь. Для меня же важно «разгадывать» роль. Актерское дело – не лицедейство, а психологическое человековедение, такой детективный жанр. Этому можно учиться всю жизнь…»
Основные награда и премии
Лауреат премии за лучший актерский дебют на фестивале «Молодость «Мосфильма» (1984, за роль в фильме «Мы из джаза»).
Лауреат премии за лучшую мужскую роль на Открытом российском кинофестивале в г Сочи (1994, за роль в фильме «Год собаки»).
Заслуженный артист Российской Федерации (1996).
Народный артист Российской Федерации (2013).
Обладатель приза Ассоциации продюсеров кино и телевидения в категории «Лучший актер второго плана» (2015, сериал «Уходящая натура»).