Биография Смольянинова Артура Сергеевича
Детство и рождение карьеры
Артур Сергеевич Смольянинов родился 27 октября 1983 года в Москве. Детство и юность провёл в городе Королёв Московской области. Мама Мария Владимировна – художник, учитель рисования.
У Артура есть еще два младших брата и сестра. Артур Смольянинов вспоминает: "Раньше я никогда не жил один. У меня всегда было такое ощущение, что я буквально облеплен людьми. До моих 18 лет мы жили в однокомнатной квартире вначале ввосьмером, потом вшестером. А теперь у меня наконец-то появилась своя комната, я в ней сижу один, и мне это нравится. Вот мама моя - человек очень общительный. А я, видимо, являюсь таким своеобразным противовесом к ней".
Артур в детстве был лишён отца. «Мой отец ушел от нас, когда я был еще маленьким, а с отчимом не было тесного душевного общения, хотя он многое мне привил, и мне кажется, у меня до сих пор есть потребность в отце».
Артур позже делился своими впечатлениями о своём детстве: «Подростком был ужасным. Из-за «хорошей дисциплины» поменял восемь школ. Несколько раз попадал в милицию. Все пакости, которые мы творили с пацанами, делали без желания кому-то осознанно навредить. У меня природа такова, что я во всех безобразиях участвовал только потому, что это было весело и интересно».
И ещё: «У меня был очень сложный характер. На каждом уроке я старался привлечь к себе внимание любыми средствами. Я был очень эгоцентричен. Мне нужно было, чтобы окружающие смотрели только на меня, разговаривали только со мной. Я, как артист, постоянно хотел быть в центре внимания. И мне так часто в школе говорили о том, что мне надо идти в актеры, что, возможно, это тоже повлияло в результате на мой выбор. Я был сложным подростком, состоял на учете в детской комнате милиции. Однажды дело дошло до суда. И если бы в то лето я не улетел на съемки к Приемыхову, то оказался бы в тюрьме.»
Кроме спасения от тюрьмы, Валерий Приёмыхов также открыл Артура в кино. Фильм «Кто, если не мы» вышел в 1998 году, а когда проходили съёмки, Артуру было четырнадцать. В школу, где он учился, приехала ассистент режиссера, многих пацанов сфотографировала, взяла данные. Потом последовали приглашения на пробы. Одно, второе, третье... Сейчас трудно сказать, что именно повлияло на окончательный выбор режиссера. Возможно, неутомимость юного артиста. Ведь буквально всем мальчишкам после третьего дубля становилось скучно, азарт улетучивался, а Артур по шестнадцать раз без устали выдавал одно и то же. За роль Толясика в этом фильме Артур был назван «Лучшим актером-подростком» на VIII Международном кинофестивале детских фильмов в Артеке (1998).
Встреча с Приемыховым в корне изменила жизнь Артура, развернула ее в другую сторону. Этот уникальный человек очень много дал подростку. Когда Приемыхова не стало, Артур очень тяжело это пережил. «Кто, если не мы» стал путевкой в профессию – после этого фильма удача и успех ни на минуту не оставляли молодого актера.
После законченной экстерном школы в 16 лет с первого захода поступил в РАТИ (бывший ГИТИС) на актёрское отделение режиссёрского факультета (мастерская Л. Е. Хейфеца) и в 2004 году окончил его, имея за плечами почти десяток работ в кино и на телевидении.
Актёрская работа
Сразу после удачного кинодебюта в фильме «Кто, если не мы» сыграл в фильме «Триумф». Широкую известность актёру принесла роль Лютого в фильме об афганской войне «Девятая рота». Но всенародную известность и толпы поклонников Смольянинову принес все же сериал «Тайный знак». Этот сериал поднимает актуальные сегодня молодежные проблемы, такие, как наркомания, сектантство, нацизм... Не удивительно, что он стал столь популярным в нашей стране (да и за ее пределами). Режиссер Анна Меликян о нём говорит:
«У Артура очень яркая внешность, яркое, колоритное лицо. Но в нем есть юношеский задор, энергетика, которую не сыграешь».
Артур говорит: «Каждая роль - это новый уровень. Я снялся в картине и этим сделал шаг на новую ступень. Когда фильм вышел - я уже на следующей ступени и поэтому вижу недостатки своей работы. С верхней ступеньки всегда лучше видно. Потом снова съемки, другая работа, а после нее - новый внутренний рывок. И опять, когда картина выходит на экраны, я уже другой. И так каждый раз: я оказываюсь выше, чем моя следующая роль… Несмотря на это, я очень сомневающийся человек. И всегда боюсь, что каждая картина может оказаться последней.»
Не совсем довольный своей работой в сериале «Закон», как пройденным для себя этапом, Артур активно и с большим энтузиазмом снимается в продолжении сериала «Тайный знак». В это же время на экраны выходит фильм «Шик» режиссера Б.Худойназарова, где актер сыграл еще одну из своих главных ролей – молодого человека Геку (в титрах Артур указан под фамилией Поволоцкий). Фильм имел очень успешную фестивальную судьбу.
После съемок в фильмах «Папа» В.Машкова (роль - Ленчик) и «Марс» А.Меликяна (роль - Гриша) Смольянинов попадает на пробы фильма Федора Бондарчука «9 рота», где первоначально предполагался на роль художника Джоконды. Но в итоге очень мощно и ярко сыграл Лютого. Вот что сам Артур говорит о том, как повлиял этот фильм на него:
«Ближе к концу съемок, когда пошли самые сложные сцены, я действительно ощутил перемены внутри себя. Возможно, это было связано с тем, что мы снимали почти в хронологической последовательности. То есть наши герои менялись, и мы менялись вместе с ними. Что-то я переосмыслил для себя. Но у меня и возраст сейчас такой - перемен, переоценок. Человек окончательно формируется как личность годам к 25. И я ощущаю, как во мне все меняется со скоростью света. Сейчас одни установки в жизни, завтра - другие... А картина действительно сильно на меня повлияла. Да, раньше я был жестче. Но была такая среда, такие условия существования. Мне пришлось пройти через конфликты, ругань, непонимание окружающих, через какую-то боль. Меня постоянно бросало в разные стороны. Наверное, это свойственно каждому, просто у кого-то это на поверхности, у кого-то внутри… И еще: в последнее время я очень полюбил одиночество».
Фильм «9 рота» с новой силой привлек внимание поклонников и киношников к Артуру Смольянинову, правдиво сыгранная роль Лютого дала мощный толчок к новому витку популярности актера.
На вопрос хотите ли вы как актер премию Оскар, Артур ответил: «Я не говорю, что «мне это не нужно, заберите все это». Конечно, мне это нужно, конечно, мне это льстит, без сомнения. Но мне важен процесс больше, он мне интереснее.»
Артур Смольянинов был принят в труппу театра «Современник» в 2006 году. В дипломных спектаклях играл папу в «Семейных ситуациях» Б. Срблянович, Вихорева в «Не в свои сани не садись» А. Н. Островского.
В репертуаре артиста — Соленый в спектакле «Три сестры» А. П. Чехова, Датский король в «Ещё раз о голом короле» Леонида Филатова, Помпей и Гонец в спектакле «Антоний&Клеопатра. Версия» Олега Богаева и Кирилла Серебренникова по мотивам У. Шекспира, принц Гиальмар в «Мален» Мориса Метерлинка.
О популярности и поклонниках
Вот что сам Артур говорит о своем отношении к популярности: «Для меня не имеет значение статус «звезда-не звезда», для меня важен результат работы... Популярность как приходит, так и уходит. Временная штука, от которой не хочу быть зависимым. А настоящая слава, она после смерти приходит...»
О письмах поклонниц: «Когда мне приходят письма - это, конечно, приятно. Но иногда пишут в письмах такое… Например: «если ты мне не ответишь, то я повешусь». Я не знаю, как к этому относиться. Я боюсь таких писем. Я не стою того, да и ваша жизнь, дорогие поклонницы, не стоит того. Ищите любовь рядом с вами, она всегда найдется. Любовь рядом. Но внимание всегда приятно…»
О своих комплексах
«До института у меня не было вообще никаких комплексов, и я чувствовал себя прекрасно. Моя жизнь мне нравилась. Она отнюдь не была безоблачной, особенно для окружающих, но мне было хорошо. Потом начали появляться комплексы, причем самые разные. Комплекс невысокого роста, например. С некоторыми из этих комплексов я не боролся, они проходили сами собой. Долгое время у меня был комплекс из-за того, что меня, как мне казалось, не любят девушки. До второго курса института все мои попытки завести романтические отношения были неудачными. Я говорю о чувствах, а не о сексе. И, возможно, это самый сильный мой комплекс, дающий знать о себе до сих пор. Мне просто очень хочется, чтобы меня любили. А то у меня много раз так случалось, что я влюблялся в человека, открывался ему, отдавал всю свою душу, а она не то чтобы бросала меня, а просто не шла на этот душевный контакт.»
О своих пристрастиях
Музыка: «Я могу слушать разную музыку. Для меня музыка - это настроение. Какой настрой - такая музыка. Я играю на многих инструментах, хотя нот вообще не знаю. Так что в музыке я разнообразен и беспристрастен.»
Литература: «Что касается литературы, а в частности классики, то очень люблю Гоголя, много знаю о нем. С уважением отношусь к Акунину, считаю, что он пишет качественную развлекательную литературу. Что касается «Алхимика» Пауло Коэльо, то я бы сказал, что это детское пособие по элементарной философии. Это доступно, понятно, но все слишком просто, я предпочитаю более сложную литературу.»
Любимые режиссеры: «У меня их несколько. Скорсезе. Тарковский, отдельные картины, не все, допустим, «Иваново детство» и «Рублев». Наверняка, я кого-то забуду. А вот, Рязанова я люблю, комедии все.»
Ценные качества людей: «Терпимость. Человеколюбие. Когда человек в состоянии понять и почувствовать любого. Не переношу на дух лицемерия. Лицемерие идет от неадекватного соотношения себя с окружающей средой… Не люблю однозначных оценок. Я всегда стараюсь анализировать себя. Человек развивается, когда анализирует себя и свои поступки. Стараюсь всегда искать причину в себе. Хороший человек - это не профессия. Но это полпрофессии. И это одно из условий существования артиста, одна из составляющих его успеха. Это жестокая профессия.»
Кумир: «А к Высоцкому в нашем доме всегда относились с большим уважением. Не помню точно, как произошло мое знакомство с ним, возможно, лет в восемь, когда я впервые взял в руки гитару, и у меня появился какой-то сборник его песен. Я начал собирать кассеты с его записями. Потом появились книги. Но хорошо помню, когда меня совсем прорвало. Была какая-то очередная годовщина, и вышла кассета “Странные скачки”, где рок-музыканты пели Высоцкого. Мне страшно не понравилось, как Гарик Сукачев спел “Кони привередливые”. И я понял, что я сейчас, срочно, прямо сегодня, должен сделать это по-другому. Песня на разрыв, уходящая в смерть, у Сукачева получилась какой-то шансонной. А вот “Лирическая” в исполнении Чижа мне, наоборот, понравилась. Даже больше, чем в исполнении самого Высоцкого. И с тех пор это были две мои коронные песни, я исполнял их везде. Я всегда ощущал некое духовное родство с Высоцким, какую-то свою причастность к нему… По-честному, если завтра узнаю, что где-то идет кастинг на фильм о Высоцком, прибегу туда немедленно. Потому что лучше, чем я, песни Высоцкого не споет никто.»
О себе
«Я люблю свою работу, свою профессию. Наверное, от секса такого кайфа не получаю, как от игры. Люблю диалоги, люблю работать с партнером…»