Биография Ступки Богдана Сильвестровича
Богдан Сильвестрович Ступка (родился 27 августа 1941 года в посёлке Куликов Жолковского района Львовской области — скончался 22 июля 2012 в городе Киев) — советский и украинский актёр театра и кино.
Детство. Родители
Богдан Ступка родился в селе Куликове Львовской области в Украине. Мальчишкой Богдан видел кровь, убитых, повешенных. А после войны бродил с друзьями, которые разбирали мины и гранаты, и знал, как отрываются руки.
Отец Богдана Ступки пел в хоре в оперном театре, старший мамин брат был солистом, тетя — главным концертмейстером. Богдан с семи лет крутился за кулисами, видел и слышал всех выдающихся певцов, Козловский и Лемешев гладили мальчика по головке.
У самого же Ступки слуха не оказалось, правда, когда служил в армии, в оркестре штаба Прикарпатского военного округа, стучал на барабане, ну а потом в ансамбле «пенсии и пьянки» занимался конферансом.
Театр
Не ясно, чем привлёк театр молодого Богдана Ступку - возможно, это был способ уйти от жестокой реальной жизни, ведь парень не по наслышке с самого дества знал - что такое смерть. Если говорить о театре, то это место, где, можно сказать, создаётся жизнь, ведь там всё происходит "не в серьёз" - люди на сцене умирают, погибают, влюбляются и т д. Там - это всего лишь игра, можно сказать - игра в реальную жизнь. Также театр можно назвать продолжением жизни - он помогает людям оторваться от реальности, вознестись над ней (пусть чуть-чуть, но всё же), разумеется, в художественной форме. Театр нельзя назвать побегом от жизни, совсем нет. Просто это другая, своеобразная её форма, и молодой Богдан Ступка нашёл данную форму. Театр - это театр, жизнь - это жизнь.
Богдан Ступка окончил студию при театре им. М. Заньковецкой и театроведческий факультет Киевского театрального института им. И. К. Карпенко-Карого.
Уже много лет Богдан Ступка – художественный руководитель Украинского национального академического драматического театра им. Ивана Франко. Но характер руководителя может проявить только на сцене, через роль, через искусство, по-другому пока у него не получается. И спектакли сам Ступка не ставит, приглашает режиссеров. И играет не так уж много, хотя ему, как артисту, сразу же каждый режиссер предлагает: «Для вас есть роль». А вот, например, в «Наталке Полтавке» один артист сыграл так, что Богдан Ступка ему даже сказал: «Мне так не сделать, играй ты». В Киеве на этот спектакль не попасть.
Сын Богдана Ступка – Остап - артист в театре у отца. И все говорят, что артист хороший. Он как-то Богдану Сильвестровичу сказал в шутку: «Папа, поменяй фамилию, не слишком ли - две Ступки в одном театре!». Остап играет с отцом в спектакле «Тевье-Тевель». Интересно, что когда Григорий Горин пришел после спектакля в гримерку к Ступке, у него челюсть отпала: «Вы на сцене - еврей, а оказывается - нет. Откуда вы все про этот народ знаете?» «Кто хочет, тот знает», - улыбнулся артист.
Великий артист всегда играет для людей, не для себя. «Я рассчитываю на публику, потому что для себя можно сесть в туалете – и играй себе, сколько хочешь», - считает актер.
Кино
Первая серьёзная и звёздная работа в кино для Богдана - прославленная картина «Белая птица с черной отметиной» - проект Юрия Ильенко. В фильме идёт речь о том, как Красная армия в 1939 году освобождает румынскую часть Украины. Ступка в фильме играет бендеровца - одного из братьев Звонарей (которые родом с Буковины, при этом, как выяснилось, весьма привлекательно бендеровца, что все просто с ума стали сходить. Орест Звонарь во время войны подался в отряд националистов Украины, вместе с собой увёл Дану - дочь священника, от которой никто из трёх братьев не смог бы никогда отказаться. В результате различных перепитий герой вынужден свести счёты с жизнью...
Актеру вообще чаще обычного поручали отрицательные роли в кино. Особенно впечатляющим получился небезызвестный Тимофей Лысенко в многосерийном телефильме «Николай Вавилов» (1990). В политической ленте Игоря Гостева «Серые волки» (1993) он был ни кем иным, как Семичастным, а в драме Режиса Варнье «Восток – запад» полковником из органов, чинящим препятствия «возвращенцам», наивно поверившим своей родине.
И все же, к большому сожалению, многогранный талант актера долгое время не был в должной мере востребован. Большинство картин, в которых Богдан Ступка снялся за тридцатилетний период (70-е, 80-е, 90-е годы), не стали заметными произведениями на экране. Многие из них, что называется, вообще и не вспомнить, даже прочитав название и узнав имя сыгранного героя. А если и остался в памяти какой-нибудь лихой «вестерн по-советски» типа «Забудьте слово "смерть» (1979), то все равно с трудом представляешь себе, что за персонаж Островой, которого изобразил в этом фильме с погонями и перестрелками внешне фактурный украинский актер. Настоящий успех к Богдану Ступке пришел лишь в новом веке…
XXI век
Новый век для актера начался с работы в исторической драме украинского режиссера Николая Засева «Черная рада», рассказывающем о борьбе за гетманскую власть на Украине в XVII веке. Правда, этот фильм остался широким зрителем незамеченным.
Историческую тему Ступка продолжил в достаточно спорном фильме Юрия Ильенко «Молитва за гетмана Мазепу». Как и картина 30-летней давности новый фильм Ильенко тоже изрядно политизирован. Мазепа, которого сыграл Ступка.… Когда о нем говорят, обычно вспоминают «Полтаву» Пушкина, где Мазепа - предатель. А в поэме же Рылеева «Войнаровский», которую почти никто не читал, Мазепа – положительный персонаж, борец с царским самодержавием. Вот и в фильме Мазепа - образованный, интересный человек, ведущий в то непростое время тонкую политическую игру между Россией, Швецией и Польшей….
Всенародный успех
Настоящий успех к актеру пришел в 2004 году. В то время Богдан Ступка снимался в двух фильмах одновременно и три месяца мотался между Севастополем и Псковом: неделю там, три дня здесь, потом, наоборот, три дня там, неделю здесь. Это как две души, и обе болят. Выбрать, какая из них ближе, для актера было сложно. Но, конечно, такого двойного успеха никто не ожидал - так бывает очень редко.
Не сомневался актер ни в режиссерах - он видел предыдущие фильмы Павла Чухрая и Дмитрия Месхиева и именно поэтому согласился работать с ними, ни в операторах Клебанове и Мачильском, ну и в замечательных артистах тоже, партнерами были Хабенский и Петренко. Этими фильмами были «Свои» Дмитрия Месхиева и «Водитель для Веры» Павла Чухрая. Они были просто одержимы, готовились к каждой сцене, все продумывали, по несколько раз репетировали, если что-то не получалось, начинали снова. Конечно, для бывалого артиста Ступки это не было ново, но он не ожидал от молодых актеров такой серьезности и такого желания помочь партнеру.
Свои
В фильме «Свои» Богдан Ступка потрясающе сыграл пожилого, но крепкого и волевого мужика, который пострадал от Советской власти в период раскулачивания. Ему впору бы навек озлобиться, мстя завистливым односельчанам и неблагодарной родине за годы лишений в лагерях. Однако, вызвавшись стать сельским старостой в услужении у немцев, он стал заботиться о том, как выжить самому, своей семье и прочим обитателям деревни на Псковщине, попросту переждать лихую пору, по-крестьянски мудро и даже с хитрецой снося неизбежное зло - незваных оккупантов, как и раньше таща нелегкое бремя в эпоху насильственной коллективизации.
Чужаки придут и уйдут - а вот свои останутся навсегда. С ними жить и по мере сил добра наживать - не только в материальном, но и в духовном плане. Ибо нравственно и по-человечески справедливо все то, что оказывается на пользу или же в угоду жизни. Пусть от беглого НКВД-шника родится в будущем ребенок у дорогой сердцу молодухи, которую ты сам уже не можешь осчастливить, а родной сынок хоть несколько дней помилуется со своей девахой - может, и она тоже понесет, как говорят деревенские... Важно, чтобы жизнь продолжалась несмотря ни на что и вопреки всему. Даже если ради этого придется убить немецкого прихвостня - полицмейстера и его пьяную компанию, спасая сына, а главное - двух дочерей, арестованных в качестве заложниц.
Экран, конечно, дает исполнителю прекрасную возможность для выражения тщательно сдерживаемых эмоций на крупном плане, когда мы словно видим человека изнутри. Однако Богдан Ступка не был бы носителем богатой театральной традиции, если бы одновременно не мог с помощью внешнего рисунка воспроизвести заметную перемену в персонаже, отныне готовом идти до конца.
Водитель для Веры
Ситуация в «Водителе для Веры» запутана и сложна не меньше. Там речь идёт об истории любви - генеральская дочка влюбляется в водителя, а КГБ напротив, накануне краха «хрущевской эпохи» теряет любовь к своему генералу. Высокопоставленному военначальнику необходимо сохранить свою честь в профессиональном плане, во что бы то ни стало - чины КГБ заинтересованы в том, чтобы тот стал «козлом отпущения» в грязных политических играх, которые происходят в самых верхах. Всё это происходит на фоне заговора - заговор готовится против генсека, который всем изрядно надоел. Личная жизнь также полна "сюрпризов" - хромоножка-дочь вдруг беременеет, от кого - неизвестно.
Прежде всего, Богдан Ступка предпочитает раскрыть в своём герое человеческую драму. Коллеги подставили, дочь поставила в глупое положение, он всё же не теряет лица перед товарищами и соратниками, с дочерью также не слишком суров - он готов её простить. Каким-то образом в сержанте-водителе он чувствует родственную душу, пусть он падок на грехи и соблазны, зато в последний момент ему удаётся поступить так, как мог бы поступить лишь преданный на все сто, свой человек.
Кинематографисты часто судят поверхностно обо всём, здесь всё же не смогли не заметить великолепную фигуру, огромную личность, неичерпаемость натуры и человеческое богатство в возрасте Ступки (артисту, кстати говоря, и в реальной жизни приходилось быть крупным начальником - он был министром культуры Украины). Герои фильмов «Водитель для Веры» и «Свои» до самого конца сохраняют свою неразгаданность. Эти люди обладают народным характером, который объяснить очень сложно - он связан не только с землёй, но и в принципе, с воздухом тех мест, где им доводится находиться. Однозначно о них можно сказать лишь одно - Наши!
Заяц над бездной
Как шутит сам Ступка, за три десятка лет своей карьеры он переиграл всех царей, вождей и генералов: Ричард III и король Лир, генерал в «Водителе для Веры», гетман Мазепа в «Молитве за гетмана Мазепу», у Сергея Бондарчука в «Красных колоколах» - Александр Федорович Керенский, и, конечно же, Брежнев в «Зайце над бездной».
Роль Леонида Брежнева - случай особый. Ведь он был у всех на виду - непонятно, то ли посмешище, то ли страшилище. Одних анекдотов о нём сколько в народе. Режиссёр картины Тигран Кеосаян дал актёру объяснения - фильм является вольной фантазией, Ступке не нужно копировать своего персонажа. Так что всё, что есть в этой картине - всё хорошо, начиная от режиссёра, который трудился вместе с актёрами, а также по законам искусства театрального. В хорошем ищи плохое, в плохом - хорошее, так и получаются настоящие живые люди. Тем более, это всего лишь выдумка.
В итоге зрители получили анекдот, но в нём есть доля грустинки... Брежнев в данном фильме далеко не карикатурный, он такой же простой как все мы - у него имеется собственная мечта, своя любовь. Он влюблён в королеву Англии (королеву играет Елена Сафонова), он просто мечтает о ней, а мечтать, как известно, нам никто не запрещает. И правда, почему бы и нет? Мужчина он видный, к тому же руководит 1/6 всего земного шара, можно сказать - он входит в тройку самых могущественных людей на планете. Английской королеве было бы не совестно положить взгляд на такого статного, высокого и красивого мужчину.
Тарас Бульба
Последние годы Ступка часто играл в сериалах. Актёр часто говорил - «Надо сниматься, пока приглашают. Отказываюсь я лишь тогда, когда в фильме вообще нет никакой роли, отсутствует внутренний конфлик. Но даже отказываться стараюсь как можно реже, так как завтра могут уже и не пригласить, кто знает, могут сказать что уже «примелькался» или просто надоел. Могут же и вообще забыть! О себе необходимо напоминать. В Южной Африке, к примеру, снимаюсь в «Убойной силе».
В 2007 году режиссер Владимир Бортко приступил к съемкам нового сериала по гоголевскому «Тарасу Бульбе», где Ступка играет, конечно же, Тараса.
«Придется ли ко двору сейчас этот сериал? Ведь отношения между народами - русскими, украинцами, поляками - запутались окончательно, - рассуждал актер, - Все будет зависеть от того, какие акценты сделает режиссер. Может, еще больше запутает, хотя хуже, по-моему, просто не может быть! Уже пора обратно двигаться.
У Гоголя же было две редакции «Тараса Бульбы». И в первом варианте - его у нас недавно издали - совсем другой финал. Там Тараса не сжигают, и темы антагонистического противостояния народов тоже нет. Какой вариант выберет Бортко, не знаю. Но как бы там не было, мой Тарас пойдет против обычных представлений и тех портретов, которые писали художники - тот же Репин. У Гоголя Тарас Бульба не просто казак. Это же полковник! Его дети учатся в бурсе. А в те времена Киевская бурса, к примеру, стояла почти на одном уровне с академиями. И чтобы туда отправить сына, нужно было иметь деньги».
Два в одном
Проект «Два в одном» Киры Муратовой и вовсе подарил Ступке неожиданную роль. Там ему пришлось стать «половым гангстером». Актёр в молодости был просто грозой для прекрасного пола, в старости же всех своих подруг растерял. Чтобы новый год не пришлось встречать в одиночестве, он просит дочь, чтобы та нашла ему женщину, не какую-то случайную, а особенную - которую герой случайно увидел из окна. В конце концов он в неё влюбляется...
Трудно понять, что означает любовь в преклонном возрасте. Что же это - наказание или подарок. Скорее наказание, ведь возраст тут роли не играет. Любовь - несколько мгновений счастья, если она является взаимной. Далее идут постоянные страдания. Мысли о том, где же она, ревность, с кем она проводит время, чем она в данный момент занимается. Так что не такая уж это и радость! Для чего же мы ищем её всю жизнь, всё время о ней мечтаем?...
Личная жизнь
«Я тяжелый человек — по характеру. Но жена говорит: «Да, с тобой тяжело жить. Но как только я посмотрю спектакль, где ты выходишь на сцену, то опять влюбляюсь и все прощаю!» Вот она, сила искусства! Другие меняют женщин как перчатки, а я вцепился в одну - и живу. Ее мудрость позволила нам прожить так долго, вместе более сорока лет. И считаю, что мне повезло! Ощущения, что уже все видел, и все знаю, совсем нет, очень любопытно, все интересно. Особенно сейчас, когда приходится много гонять по миру. То здесь, то там, с одних съемок на другие, из кино на сцену, со сцены в кино», - мечтательно говорил великий актер.
«Радуюсь солнцу, дождю, да, да... А вот жизни? Жизнь, она к закату движется... Неинтересно. Что за радость – приближаться к смерти и уйти в другой мир?! Все удалось: рождение, детство, юность, зрелость, а вот старость не удалась. Болезни, морщины появляются, силы уже не те. Какая радость? Раньше спрыгивал с дивана, теперь еле поднимаюсь», - грустно улыбался Богдан Ступка.
Последние годы и смерть
Летом 2010 года Богдан Ступка потерял сознание на съёмках телесериала «Однажды в Ростове». В январе 2011 года актёру сделали операцию на сердце в Германии; в октябре он снова уехал на лечение в Германию.
22 июля 2012 года советник Президента Украины Анна Герман сообщила, что в 7:45 утра актёр скончался в киевской больнице «Феофания» после продолжительной болезни. Президент Украины Виктор Янукович поручил премьер-министру страны Николаю Азарову создать специальный комитет для организации похорон Богдана Ступки, возглавил который министр культуры Украины Михаил Кулиняк.
Причиной смерти Богдана Ступки стала острая сердечная недостаточность, вызванная последней стадией рака костей, диагностированного у него в январе 2012 года. В ночь с 21 на 22 июля у актёра случился инфаркт, после чего он впал в кому. К утру Ступка скончался. Сын Богдана Сильвестровича Остап сообщил, что в день смерти его отца врачей в больнице не было вообще по причине выходного дня, но позже информация была опровергнута.
Соболезнования в связи с кончиной актёра выразили многие именитые персоны, президенты России, Украины и Белоруссии, а также коллеги Ступки по сцене и съёмочной площадке. Режиссёр Тигран Кеосаян, снимавший Богдана Сильвестровича в ленте «Заяц над бездной», сказал:
"Нужно скорбеть о том, что ушёл из жизни поистине великий человек, великий артист. Когда уходит гений, то не то что грустно, это необратимо, невозвратно, эту потерю невозможно измерить никакими мерилами. К этому невозможно привыкнуть. У меня ощущение, что я потерял родного человека".
В здании Театра им. Ивана Франко, в котором Ступка проработал почти 35 лет, был установлен его портрет, тысячи поклонников актёра несли к нему цветы и свечи.
Вечером 23 июля начался обряд отпевания актёра в церкви святого Николая Мирликийского на Аскольдовой могиле, который продлился всю ночь. Прощание со Ступкой прошло 24 июля на сцене Театра им. Ивана Франко. Чтобы лично проститься с Богданом Сильвестровичем, президент Украины Виктор Янукович прервал свой отпуск. Для выражения своего уважения к почившему актёру к театру выстроилась многотысячная толпа, для автотранспорта было перекрыто несколько улиц.
После окончания гражданской панихиды актёр упокоился на центральной аллее 52-го поля Байкового кладбища.
Сам актёр признавался, что хотел бы умереть в тот же день, что и его мать Мария Григорьевна, скончавшаяся в ночь с 23 на 24 июля 2007 года.
У Богдана Ступки осталась жена (Лариса Ступка, 1942 г.р.), сын Остап (1967 г.р.), внуки Дмитрий (1986 г.р., также актер), Богдан и внучка Устина.
Факты
- Во время одного из спектаклей «Фауст и смерть» (Львовский УАДТ имени М. К. Заньковецкой), где молодой Ступка играл роль робота, которого уничтожает лучом «альфа-аппарата» первый космонавт, из аппарата случайно вылетело стекло и попало актёру под левый глаз. Ситуация обошлась без последствий.
- Отсутствие собственных режиссёрских работ Богдан Ступка объяснял примером Михаила Ульянова, который, разочаровавшись своим режиссёрским дебютом в фильме «Самый последний день», заметил, что больше снимать не будет.
Признание
- Народный артист СССР (1991).
- Лауреат Государственной премии СССР (1980).
- Лауреат Государственной премии Украинской ССР им. Т. Г. Шевченко (1992).
- Лауреат премии Московского международного кинофестиваля (2005, за роль в фильме «Свои»).
- Лауреат премии Триумф (2007).
Скорблю о его безвременной кончине.