Биография Светина (Гольцмана) Михаила Семеновича
Светин Михаил Семенович (имя при рождении – Гольцман Михаил Соломонович) – советский и российский киноактер, актер театра.
Детство
Михаил Светин родился 11 декабря 1930 года в городе Киев в достаточно обеспеченной семье, которая владела галантерейным магазином. Хулиган и весельчак от рождения, Михаил Светин с трехлетнего возраста постоянно «выступал» – собирал вокруг себя аудиторию, всех смешил. В восьмом классе будущий актер был отчислен из школы из-за конфликта с учителем украинского языка.
Так как Михаил Светин уже с детства мечтал стать артистом, то все время тренировался. Юному дарованию постоянно нужна была аудитория, публика, а здесь – целый класс! Михаил Светин острил, шутил, задавал вопросы, привлекая к себе внимание – в классе стоял непрерывный хохот.
Путь к славе
Сильное воздействие на Михаила Светина оказал немой кинематограф. Артист считал, что вообще взглядом, паузой, пластикой можно выразить больше, чем словами. Вот почему кумиром Светина был Чарли Чаплин. Эти глаза... В них можно прочесть все.
После окончания Киевского музыкального училища по классу гобоя Михаил Светин ушел в армию. Отслужив и твердо решив, что будет поступать только в театральный, он уехал в Москву.
Его путь к славе был долог и труден. Обладая ярко выраженными данными комика, Михаил Светин, тем не менее, не был принят ни в один из московских театральных ВУЗов – его называли бездарным, ссылались то на дефект речи, то на маленький рост.
Великий эстрадник…
Что делать? Михаил Светин считал себя совсем взрослым – 22 года все-таки! В придачу был непосредственным, упрямым и даже наглым. И увидев афишу «Гастроли театра Райкина», решил искать встречи с самим великим эстрадником. Светин отправился к гостинице «Москва», позвонил по телефону Райкину в номер. Нет. Звонил так дней шесть подряд. Потом… О чудо! Идет Райкин, черноволосый, седая прядь спереди. Картинка! Преградил ему дорогу: «Хочу у Вас работать!». А он в ответ что-то типа «Будь Вы хоть трижды талантливы, не могу вас взять, штат всего 12 человек!». Светин не отступал и упросил-таки Райкина, чтобы он послушал его. Маэстро назначил встречу в театре Маяковского.
До этого Михаилу Светину в театре никогда не довелось бывать. Но встал, ручки на животе сложил (видел, что конферансье их так складывают) и как начал читать! Так старался, так кривлялся, так хотел его рассмешить! Потом Райкин подошел: «Вы мне понравились, беру Вас в театр учеником!». Так и стал Михаил Светин актером во вспомогательном составе у Райкина. Практическая школа, она, пожалуй, лучше любого ГИТИСа. Бесспорно, но... Очень скоро оттуда Светина с треском выгнали: позволил себе указывать, как надо играть.
Светин… не Светин…
Потом были провинциальные подмостки в Камышине, Петропавловске (Североказахстанске), Иркутске, Кемерово. Наконец – Пенза. Однажды здесь гастролировал Киевский театр оперетты, актер туда и устроился. Казалось бы, оперетта, легкий жанр! Но выгнали и из Театра оперетты, лишь только возник национальный вопрос. Сказали: «Миша, Вы патологичны на сцене». Светин умолял: «Бога ради, не выгоняйте, я – киевлянин, хочу жить и работать дома».
Оказалось, все очень просто: выяснилось, что Светин – вовсе не Светин, а... Его фамилия была уже заявлена в «Севастопольском вальсе». Не помогло – потребовали снять актера с роли и вообще устранить из театральной труппы, чтобы потом не говорили, что в театре, мол, устроили филиал синагоги.
А все дело в том, что настоящая фамилия актера была Гольцман. В том, что у Светина теперь такая фамилия, виновата была его дочь Светлана. После ее рождения актер и решил стать Светиным. Актер долго сопротивлялся, не желая делать сценический псевдоним своим настоящим именем. Но гонорары, да и в гостиницах задавали дурацкие вопросы: «А почему у Вас данные в документах не совпадают?». Пришлось «сдаться».
И, наконец, Питер…
В пятьдесят лет актер перебрался в северную столицу, где и началась его новая, «звездная жизнь». Малый драматический театр, ныне Театр Европы, или театр Додина, где Михаил Светин задержался более, чем на 20 лет. Актер пешком ходил в свой родной театр, так как жил недалеко, на Фонтанке.
Спектакли с его участием – «Двенадцатая ночь», «Синее небо, а в нем облака» годами шли в репертуаре театра и неизменно собирали полные залы. Каждую театральную роль артиста отличали блеск острой характерности, незаурядная смысловая наполненность, филигранное мастерство актерской техники.
Как подлинный, опытный и искусный художник-профессионал Михаил Светин владел широчайшим спектром актерских красок: от яркого гротеска в «Тени» до проникновенного лиризма в «Трудных людях». Неисчерпаемость его творческого потенциала, неувядаемость и силу его исключительного дара продемонстрировала премьера спектакля-бенефиса «Даешь Америку!», «Слон», ставшего полным триумфом мастера.
В кино
Известность Михаилу Светину принесло кино. В кино актер Михаил Светин стал сниматься, когда ему было уже за сорок. Начинал одновременно в двух фильмах. Так получилось: пригласили сразу на две главные роли. Элем Климов позвал в «Агонию» на роль филёра по фамилии Терехов. И тогда же украинский комедиограф Виктор Иванов, кстати, снявший «За двумя зайцами», пригласил в свою картину «Ни пуха, ни пера». Фильм по охотничьим рассказам Остапа Вишни, где актеру досталась роль врача Степана Степановича. Снимался Михаил Светин вместе с замечательным актёром Николаем Гринько. И потом пошло...
О «Чародеях»
Михаилу Светину нередко доставались по-настоящему звездные роли, в частности, в известных «Чародеях». Съёмки проходили очень спокойно, снимали в Одессе, прямо в большом павильоне студии. Ничего особо смешного не происходило и никто не ожидал, что результат будет таким успешным. Правда, режиссёр Константин Бромберг позволял актёрам импровизировать на съёмочной площадке – ему нравились многие находки. Артисты чувствовали себя свободно и раскованно. Таким подходом к процессу Бромберг напоминал Леонида Гайдая, который за удачную находку выставлял актёру бутылку. Снимались «Чародеи» очень долго, но фильм отработали артисты легко. Зритель полюбил эту картину – она добрая. Светинская тема там – маленький человек, его трагедия. Чаплинская такая тема, любимая тема артиста.
Творческая деятельность Михаила Семеновича поражает своей наполненностью и интенсивностью. И каждая новая работа артиста, в какой бы области искусства она ни была бы осуществлена, приоткрывала все более неожиданные грани его незаурядного дарования.
Его героям, таким разным по характеру и привычкам, социальной и профессиональной принадлежности, дарована великая способность быть добрыми. Их душевная широта, органическая неспособность к злобе и агрессии, легкий нрав и оптимизм берут истоки в актерской и человеческой индивидуальности Михаила Светина. С добродушной улыбкой и искренним весельем мудрого «рыжего клоуна» рисует артист своих героев – наивных чудаков, озорных выдумщиков, трогательных увальней, хитроватых умельцев – тех, с виду простые и обыкновенные люди, на которых и держится мир. Его искусство созидательно, оно несет свет, дарует счастье. И поэтому всегда находит благодарный отклик в сердцах его почитателей.
Ах, Одесса…
В Одессе актер снимался очень много. Причем два фильма вообще конкретно об Одессе. А всего Михаил Светин снимался на киностудии приблизительно в двадцати картинах, таких, как «Любимая женщина механика Гаврилова», «Ребёнок к ноябрю» или «Зефир в шоколаде». Когда-то актер приезжал в Одессу с творческими встречами, здесь жили его родственники. Со временем почти никого не осталось, многие уехали.
В 2006 году Михаил Светин вновь снялся в Одессе, в новой экранизации «Золотого телёнка». Остапа там сыграл Олег Меньшиков, а Михаилу Светину дали роль Фунта. «Это одна большая сцена. Отказаться я не мог, хотя моя роль – это Паниковский. Конечно же! Ничего не хочу сказать плохого о режиссёре. Фунт, так Фунт», – делился впечатлениями актер.
С середины нулевых годов Михаил Светин в кино снимался редко. Но не потому что, не приглашали – просто не видел для себя любимого образа «маленького человека» и всей душой ненавидел «кровавые» сериалы. Сейчас ведь рынок, быстро все расхватывают. Актер хотел бы сыграть роль классическую... В сериалы, конечно же, Михаила Светина приглашали, но он отказывался, а режиссеры обижались. «Зачем мне это? Больше, чем есть у меня, они мне не дадут. Я сыграл в таких прекрасных фильмах, зачем мне очередные «Менты»? – говорил актер. – И не хочется в двадцатисерийных фильмах играть, быстро, быстро, быстро... Хотелось бы, чтобы придумали для меня специально роль, чтоб это не было мелькание на экране пожилого известного артиста». В 2005 году, правда, Михаил Светин снимался в Чехии, в фильме Киевской студии «День рождения королевы».
Личная жизнь
Свою будущую жену, серьезную актрису Малого драматического Брониславу Проскурнину, Михаил Светин встретил в Камышине. Ей тогда было 17 лет, это был ее первый сезон. Их свел спектакль «Брак поневоле», где Светин, гнусный старикашка, за ней гонялся, а она ему изменяла по ходу действия. И вот более, чем на пятьдесят лет, затянулся этот «брак поневоле».
«Дочь Света в Америке живет с внучками Аней и Сашкой. Зять работает по контракту в Нью-Джерси, программистом. Они не на Брайтон-Бич живут, а в американском районе, среди местного населения. Скучно без них очень. Мы с дочкой очень любим друг друга. Никто меня не понимает так, как Светка. И чувство юмора у нее прекрасное», – улыбался актер Светин.
Михаил Светин всегда любил забегать в маленькие кафешки, чтобы выпить кофе. В преклонном возрасте стал больше есть не то, что нравится, а то, что предписано диетой после операции на сердце: овощи, рыба, нежирная говядина. Все жизнь любил черный хлеб, с детства сохранилось желание вдоволь наесться – мог враз съесть полбуханки. Михаил Светин также не мог отказаться от сала, шашлыка, кофе, иногда рюмочку пропускал, хотя это категорически противопоказано. Машину никогда не водил – боится, да и жене не разрешает.
Надев смокинг, Михаил Светин читал Зощенко и Жванецкого на своих творческих вечерах, которые зачастую длились больше двух часов. Всегда обожал смотреть новости по телевизору. Мог, сочиняя и фантазируя, долго играть на пианино и при этом напевать. Не раз уверял, что счастлив тем, что его просто любят.
Основные звания, премии
Заслуженный артист РСФСР (1987).
Народный артист России (1996).
Лауреат Специального приза Высшей театральной премии Санкт-Петербурга «Золотой софит» (2003-2004).
Здоровья Вам, Михаил Соломонович!