Биография Тараторкина Георгия Георгиевича
Тараторкин Георгий Георгиевич (родился 11.01.45, Ленинград) – советский и российский актер кино и театра.
Детство
Георгий Тараторкин родился 11 января 1945 года в Ленинграде, в городе Пушкина, Достоевского, Блока. Мальчика воспитывала сама атмосфера этого удивительного города, а Достоевский и Блок и через много лет остались любимыми авторами. Детство актера не назовешь беззаботным. Семья, слава Богу, не пострадала ни от репрессий, ни от ужасов гражданской войны. Но он рос в трудное послевоенное время. Мальчику было всего семь лет, когда после долгой болезни умер его отец Георгий Георгиевич, и на мать Нину Александровну, совсем еще молодую женщину, легли все заботы о детях – о нем и младшей сестре Вере. Семья с трудом сводила концы с концами. У детей было, наверно, не самое сытое, не самое одетое, но потрясающе счастливое детство. Самым любимым праздником в семье были походы в театр, особенно в ленинградский ТЮЗ. Впечатлений от спектаклей хватало на много дней.
В школьные годы будущий актер мечтал совсем не об актерской профессии: очень хотел когда-нибудь стать учителем. После школы уже собирался поступить в любимый ТЮЗ учеником художника, а пришлось работать осветителем. Тут-то юношу и заметил художественный руководитель театра Зиновий Яковлевич Корогодский и предложил держать экзамены в студию, и Георгий Тараторкин был принят по конкурсу в студию при Ленинградском ТЮЗе им. А.А. Брянцева.
Учеба, ТЮЗ
После фантастического конкурса – сто человек на место – над всеми студентами студии постоянно висел дамоклов меч профнепригодности, могли отчислить каждую минуту. Но именно Зиновий Корогодский разглядел в долговязом застенчивом юноше будущего актера и поверил в него. Началось время интенсивной учебы.
Студийная обстановка во многом сформировала Тараторкина как актера и как личность. В студии воспитывали трудолюбие, преданность делу, умение не щадить себя, высокие нравственные и гражданские принципы. И первая же роль молодого актера, еще студийца – роль школьника Виталия Ромадина – положила начало той актерской теме, которая потом прошла через все основные его роли.
По окончании студии Георгий Тараторкин играл в ТЮЗе ведущие роли в большинстве спектаклей, поставленных Корогодским. Играл Гамлета, Бориса Годунова, Петра Шмидта, Подхалюзина – репертуар, о котором мог бы мечтать любой актер. Актер создавал образы героев ярко выраженного романтического типа, чем привлек внимание кинематографа.
Кино
Дебют актера в кино произошел в фильме «Софья Перовская», он сыграл Гриневицкого, бомбиста, который взрывал Александра Второго. Интересно закольцевалась судьба актерская – потом через много лет артист сыграл и самого Александра Второго. У молодого Георгия Тараторкина еще не было профессионального опыта. Не так уж он много знал и умел как актер. Но трепетный талант, тонкая интуиция, страстная любовь к человеку, которого он играл, поклонение и восхищение им, стремление к идеалу вели актера в этой роли и все в ней определяли.
Мир Федора Достоевского
Это и привлекло режиссера Льва Кулиджанова, он увидел в молодом актере Ленинградского ТЮЗа главного героя своего фильма. И вчерашний студиец был утвержден на роль Раскольникова в экранизации романа Достоевского «Преступление и наказание». В фильме раскрылась актерская сущность Георгия Тараторкина – не играть, а жить жизнью своего героя, умение самозабвенно отдаваться роли. В работе над Раскольниковым актер продемонстрировал редкое мастерство углубленного психологического анализа, душевную экспрессию. Не было случайностью и то, что Раскольникова сложно и тонко сыграл двадцатипятилетний актер.
Совпали не только внешние черты актера и героя, но и какая-то особая, присущая страдающим людям аскетичность и нервность. Во внутреннем мире Раскольникова многое было близко Тараторкину – и мучительная совестливость, и смертельная боль от чужих страданий, яростная гордость и честолюбие. Роль Родиона Раскольникова в «Преступлении и наказании» принесла артисту большую известность. Наряду с другими создателями фильма Георгий Тараторкин стал лауреатом Государственной премии РСФСР. Позднее убийцу старушки-процентщицы артист играл на протяжении, наверно, лет десяти на подмостках театра Моссовета в «Петербургских сновидениях».
Стоит заметить, немного забегая вперед, что после «Петербургских сновидений» Георгий Тараторкин неоднократно «возвращался» к Федору Достоевскому. Раскольников – не единственный герой писателя, которого сыграл актер. Была роль Ставрогина в «Бесах» у Ю. Еремина. Тогда после начала перестройки общество только открывало этот текст Достоевского. Но работа над ролью Николая Ставрогина была очень трудной: как сыграть человека, из которого и энергия, и душа вытекли? Это не обнаженные нервы Ивана Карамазова в «Братьях Карамазовых» в постановке П. Хомского, не эмоциональный накал Раскольникова.
Отечественная критика пришла к единодушному мнению – лучшего актера для «театра Достоевского» трудно представить. Но, по меньшей мере, наивным было бы считать Тараторкина актером «одного автора». Достоевский – лишь одна из вершин его таланта. Бесспорно, творчество Федора Достоевского сыграло уникальную роль в жизни актера Георгия Тараторкина: «Спасибо, что судьба подарила мне мир Федора Михайловича Достоевского. И Раскольников, и Иван Федорович Карамазов, и Николай Всеволодович Ставрогин – это не персонажи, это сыны нашего Отечества».
Известные и незаметные роли
После роли Раскольникова, после столь стремительного взлета, Георгию Тараторкину пророчили блестящую карьеру в кино. Казалось бы, романтическая внешность, несомненный актерский талант – режиссеры должны были ухватиться за столь «ценный кадр». Но, увы, этого почему-то не произошло.
Творческая кинобиография актера весьма скромна. Очень памятный и очень хороший фильм с участием Георгия Тараторкина – «Победитель». Там была такая дуэль идеологий. «Красного» героя играл Александр Збруев, а Тараторкин, естественно, играл по тем временам белую сволочь.
А как прекрасно актер сыграл Виталия Дудина в «Переводе с английского», Роберта Уорбека в «Чисто английском убийстве», Евгения Павловича в «Делах сердечных». Известны также роли в телевизионных фильмах: Макашев в «Победителе» и Антон в «Отклонении – ноль». И, конечно же, Митя Львов в «Открытой книге» и Чарский в телефильме М. Швейцера по А.С. Пушкину «Маленькие трагедии». Снялся в двух картинах известного российского режиссера Александра Хвана – «Дюба-дюба» и «Умирать легко». Исполнил роль в боевике «24 часа». А в 2004 году озвучил российский мультфильм «Щелкунчик и мышиный король». Нельзя не отметить роли Георгия Тараторкина в телесериалах – «Хроника любви смерти», «Спас под березами», «Нежное чудовище», «Шахматист» и, безусловно, «Не родись красивой».
Театр имени Моссовета
Вскоре после ошеломляющего успеха в кулиджановском фильме Георгий Тараторкин получил приглашение от художественного руководителя Московского академического театра имени Моссовета Ю.А. Завадского. В 1974 году Георгий Тараторкин переехал в Москву. Для него этот переезд был непростым решением. Уезжая, он оставлял работу в ТЮЗе. И, с другой стороны, в Москве работала его жена, жизнь в поездах и самолетах, курсирующих между двумя столицами, не могла продолжаться долго.
Одно время актер практически ничего не играл на сцене родного театра, кроме главной роли в спектакле «Не будите мадам» Ж. Ануйя, режиссер Ю. Еремин выбрал эту пьесу специально для Тараторкина. Артист создал живой, пластичный, нервный тип режиссера, пытающегося поставить спектакль, «равный жизни».
Актер вместе с Чулпан Хаматовой и Евгенией Симоновой играл в антрепризном спектакле режиссера Петра Штейна «Сильвия» (антреприза Ю. Малакянца). Но этот спектакль был абсолютно лишен клейма антрепризности – на сцене декорации, а не тряпки, наскоро скроенные. Выходили артисты – именно те, которые объявлены в афише, в костюмах своих героев, да еще и говорили не случайные слова, а те, что написаны в пьесе!
Другой Тараторкин
Со временеи Георгий Тараторкин стал одним из выдающихся и самых известных российских актеров. Наряду с работой в театре и кино артист раскрылся как талантливый мастер слова, его голос звучал во многих аудиоспектаклях Гостелерадиофонда. А когда поэзия была особенно популярна на эстраде и радио, Георгий Тараторкин много выступал с чтением стихов Блока и других поэтов «Серебряного века». Критики неоднократно отмечали мастерство артиста, его редкое умение донести не только содержание, но и красоту формы стиха.
В 1992 году Георгий Тараторкин попробовал себя в качестве режиссера-постановщика в фильме «Та, которой не стало». Будучи профессором ВГИКа, он набрал курс молодых актеров и создал для них Театральную мастерскую.
В свое время Георгий Тараторкин занял пост президента Ассоциации «Золотая маска». Он считал, что театральный фестиваль «Золотая маска» преследует цель сохранения единого театрального пространства на всей территории России. И это действительно так, ведь спектакли-лауреаты и номинанты «Золотой маски» с большим успехом шли в театрах по всей стране.
Личное
На съемках фильма «Преступления и наказания» произошло еще одно знаменательное событие в жизни Георгия Тараторкина – он познакомился со своей женой актрисой театра и кино, писательницей Екатериной Марковой, исполнительницей главных ролей в фильмах «А зори здесь тихие», «Дела сердечные», «Третий в пятом ряду». Екатерина Маркова – член Союза писателей России, автор нескольких книг, по сценариям Екатерины Марковой сняты фильмы «Чужой звонок», «Непохожая", "Чехарда». Родились у звездной четы и дети: Тараторкин Филипп Георгиевич и Тараторкина Анна Георгиевна, а еще появились два замечательных внука, два классных мужика! Дочь Георгия и Екатерины пошла по родительским стопам – окончила училище имени Щепкина и стала профессиональной актрисой. Сын выбрал несколько иной путь – получил кандидатскую степень по истории и посвятил себя богослужению.
Чтобы объяснить успех Тараторкина-актера, необходимо постичь личность Тараторкина-человека. А он, по мнению окружающих его друзей и коллег, с юности обладал завидным набором превосходных качеств: обаяние, тонность, ум, прекрасная внешность и заразительный сценический темперамент. Он всегда умел вести себя с особым достоинством, оставаясь естественным и скромным в любых обстоятельствах.
Он Козерог по гороскопу и в силу этого трудоголик по определению, поэтому вполне правомерно утверждать, что и в преклонном возрасте Григорий Тараторкин все еще находился в самом зените своего творческого пути и наверняка планировал еще много раз порадовать почитателей своего таланта новыми и интересными театральными ролями и кинематографическими работами.
Награды и премии
Народный артист России (1984).
Лауреат Государственной премии РФ имени братьев Васильевых (1971).
Кавалер Ордена «Знак Почета» (1971, 1998).
Кавалер Золотого ордена «Созидатель Петербурга» (2000).
Кавалер Ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2005).