Биография Печерниковой Ирины Викторовны
Печерникова Ирина Викторовна – отечественная киноактриса, театральная актриса.
Начало
Ирина Печерникова родилась 2 сентября 1945 года в городе Грозном. Вскоре семья переехала в Москву и поселилась на Ленинском проспекте по соседству с актрисой Малого театра Руфиной Нифонтовой. Девочка тайком подкладывала ей под дверь цветы, а однажды набралась смелости и позвонила: "Что нужно, чтобы стать актрисой кино?". – "Все", – прозвучало коротко, и дверь захлопнулась. Но этого оказалось достаточно. "Все" было понято в буквальном смысле. Ирина как одержимая стала заниматься всем подряд: фигурным катанием, фехтованием, гимнастикой, стрельбой, мотоциклом, лошадьми, записалась в театральную студию.
Она с первого раза поступила в театральный и уже на втором курсе Школы-студии при МХАТе Печерникову пригласили на интересную и сложную роль в спектакле "Зима тревоги нашей". Это было престижно, ответственно и молодая актриса впала в детскую эйфорию, наивно полагая, что в театре все безумно рады ее приходу. Но однажды она случайно услышала – между гримерками оказались тонкие перегородки – разговор двух артисток: "Конечно, кому же, как не ей, дать роль в этой пьесе? Наша девочка не промах. Успевает жить сразу с двумя – с Массальским и с Пузыревым".
Ирина Печерникова тогда забилась в декорации и долго плакала. От отчаяния ее спас педагог, тогда он сказал слова, которые придали актрисе силы: "Запомни, навсегда запомни, если о тебе говорят, значит, ты или женщина необыкновенная, или актриса талантливая. Плакать будешь, когда перестанут". И Ирина Печерникова запомнила и уже не рыдала, когда ее записывали то в жены, то в любовницы и к Тихонову, и к Смоктуновскому, и к Богатыреву, и к Высоцкому...
Театр
В послужном списке Ирины Печерниковой значатся МХАТ, Ленком, Театр имени Маяковского, Малый театр... Когда Михаил Иванович Царев, ангел-хранитель актрисы, брал ее в Малый, сразу предупредил: "Наш театр особый, императорский. Готовьтесь: Вас будут есть как минимум два года. А Вы, по-моему, съедобная". И ели...
А за что любить-то, вспоминала актриса, она ведь пришла и забрала все репертуарные роли. Актрис ее возраста в труппе было достаточно, а Ирина Печерникова у них не просто работу отняла – надежду. Взяла и все хапнула! Конечно же, Царев защищал, а когда его не стало, многое изменилось, да так, что в театр не хотелось идти и Ирина Печерникова ушла. Ушла из отношений, из театра – просто так, в никуда. Наверное, это непросто, но и очень важно, ведь процесс умирания зачеркивает то хорошее, что было.
Великие партнеры в кино
В кино впервые Ирина Печерникова снялась в заглавной роли Донны Анны в музыкальной драме режиссера Владимира Гориккера "Каменный гость" по опере Даргомыжского вместе с гениальным Владимиром Атлантовым. Красочные, незабываемые съемки. Зрителям сразу же полюбилась красивая девушка. Похоже, Ирина Печерникова все же была любимицей судьбы. Свою кинокарьеру она начала с фантастического успеха. Да и партнерами Бог не обидел: Тихонов, Высоцкий, Смоктуновский, Даль...
В культовой картине Станислава Ростоцкого "Доживем до понедельника" юная Печерникова и немолодой Вячеслав Тихонов сыграли нетипичных учителей советской школы. Появление на экране Ирины Печерниковой стало сенсацией. В актрисе было природное обаяние, пленительная женственность, особая эмоциональная притягательность. В дуэте с Вячеславом Тихоновым, безусловным кумиром публики, ее героиня Наталья Сергеевна Горелова, учительница английского языка, не потерялась, а стала его достойной партнершей.
С Иннокентием Смоктуновским Ирина Печерникова снималась в фильме "Первая любовь" по Тургеневу режиссера Василия Ордынского. Она его очень боялась и, честно говоря, плохо воспринимала. Он постоянно ворчал, нервничал, желчно подшучивал над молодой актрисой. Работать было трудновато. Обстановку разрядил огромный лось, который однажды стал с аппетитом пожирать наряд героини Печерниковой-Зинаиды. А в кустах корчился от хохота Иннокентий Михайлович, это и сблизило актеров. Уже потом Смоктуновский признался, что очень стеснялся жокейского костюма, который излишне подчеркивал и обтягивал его мужские достоинства. Поэтому-то и отрывался на своей прелестной партнерше.
С Олегом Далем Ирина Печерникова впервые снялась в многосерийном фильме про советских разведчиков "Вариант "Омега", где для нее и роли-то не было – так, эпизоды. Пошла только потому, что там играл ее любимый артист и она очень давно хотела с ним познакомиться. Перед Далем Печерникова преклонялась, но они чем-то были и похожи. Чем-то, что трудно и словами-то выразить. Второй раз они встретились в телевизионном спектакле Анатолия Эфроса "Страницы дневника Печорина". Даль – Печорин, Печерникова – княжна Мэри. А потом был телевизионный фильм "Личное счастье" Леонида Пчелкина. Очень слабый. Его скоро все забыли. Но именно на нем актеры и сдружились.
С Владимиром Высоцким Ирина Печерникова сдружилась давно и относилась к этой дружбе трепетно и очень серьезно. Наверное, по этой причине и произошел в одно прекрасное время между ними разлад, они расстались навсегда. Потом актеры встретились на съемках "Сказ о том, как царь Петр арапа женил", но самое забавное, что им пришлось в фильме изображать в постели безумную страсть. Сцена задумывалась как гротеск, все должно было выглядеть очень смешно, Владимир Семенович носил Ирину на руках с гипсовой ногой, она все время умудрялась сломать на съемках ноги. Это просто была беда какая-то!
Высоцкий молчал, но вот сцена безумной страсти в постели у актеров никак не получалась. Бедный режиссер Митта был мрачен и громко возмущался: "Вы мне седьмой дубль запороли!". Тогда актеры сосредоточились, что-то сыграли, но так и не помирились и не заговорили.
Затем были роли второго плана в "Однокашниках", в "Голубом карбункуле", в "Необыкновенном лете". Актриса снялась в картине "Человек меняет кожу" и фильме "34-й скорый". Наступило какое-то, небольшое правда, творческое затишье с интересными ролями. И вот режиссер Аркадий Кордон пригласил Ирину Печерникову на одну из главных ролей в психологическую драму "Набат на рассвете" о русском ученом Вернадском, которого с блеском сыграл Георгий Тараторкин.
Чудо пришло...
Ирина Печерникова назвала себя сама "Лучистая". Слывшая в 70-80-е годы одной из первых красавиц отечественного кино, актриса после долгих лет почти полного забвения вдруг пережила свое второе рождение. Она стала участницей телешоу "Формула красоты". Благодаря таланту пластических хирургов она помолодела лет на двадцать и именно преображение известной актрисы расценивалось как главный успех шоу. С внешними переменами пришли и внутренние. Сама Ирина Печерникова назвала все с ней происходящее чудом. Может еще и потому, что она так долго этого ждала...
Киношный мир тоже оценил перемены великой актрисы. Стали поступать предложения сняться в кино, но в сериалах Ирина Викторовна работать не захотела, они ей просто неинтересны. Актриса стала терпеливо ждать серьезных предложений, глубокую пьесу или такую же роль в кино. Так получилось, что в свое время Ирина Печерникова высоко подняла планку и опускать ее совсем не хотела.
Личная жизнь
Первым супругом актрисы был музыкант из Польши Бизонь Збигнев. Вторым – Борис Сергеевич Галкин, отечественный актер и режиссер. Оба брака Ирины была недолговременными – ни один из этих мужчин не смог дать ей то, что ей действительно нужно.
После второго развода в жизни Печерниковой наступила черная полоса – у нее не было ни работы, ни мужчины, зато был алкоголь. Именно спиртное чуть было не погубило Ирину Викторовну, но, к счастью, ей вовремя встретился актер Александр Иванович Соловьев, тоже в то время страдавший от кризиса. Объединив свои силы, Ирина и Александр смогли побороть пагубное пристрастие к алкоголю и начать жизнь заново. В 1997 году влюбленные поженились. Они прожили вместе около трех лет.
Награды и премии
Заслуженная артистка РСФСР (1988).
И снова сентябрь за окном.
И вновь на дворе яркий праздник.
Мальчишка сосед за углом
Сегодня серьёзен, проказник.
По-прежнему день этот жду,
Всегда почему-то волнуюсь.
Так будет, пока не уйду.
Я школьным парадом любуюсь.
Пух тополиный кружится.
Экзамены завершены.
Берёзки, как выпускницы,
За школой скромны и нежны.
С нею простились давно мы,
Но в памяти тот летний день:
С жизнью не слишком знакомы,
От солнышка прячемся в тень.
Берёзы за школой и ныне.
Они изменились и мы.
Прогонят деревья уныние.
И, повзрослев, так стройны,
Женственны, миловидны
Берёзы стоят за окном.
Славной поре завидуем:
В школу шли, в наш тёплый дом.
Берёзы, как в день давний, длинный,
Вновь шелестят листвой.
Прежней жизни картины
Напоминают порой.
"Сентябрь"
Вот и сентябрь. Звонкий сентябрь.
Он для меня месяц надежд.
Он – отплывающий в море корабль,
Время для смены прежних одежд.
Мудрый сентябрь, ты для меня
Месяц предчувствий, стартов, начал.
Только прошу тебя, не меняй
Ты мою пристань, развей лишь печаль.
Яркий сентябрь, радовал ты
Наш первый класс, класс выпускной.
Снова дебют, снова мечты.
Школа, студенчество вместе со мной.
В новый сентябрь я прихожу,
Лето прошло, но нет холодов.
Старых просчётов воз провожу,
Новых теперь избежать я готов.
Вечный сентябрь, школьный сентябрь,
Мне без тебя грустно порой.
Ты – отплывающий в море корабль.
Ты – знак судьбы моей, этой, земной.