Биография Басилашвили Олега Валериановича

Биография, история жизни Басилашвили Олега Валериановича


Басилашвили Олег Валерианович – советский и российский актер кино и театра.

Детство

Олег Басилашвили родился 26.09.1934 в московской интеллигентной семье. Отец Валериан Николаевич – директор Московского политехникума связи, мать Ирина Сергеевна Ильинская – доктор филологических наук, автор "Словаря языка Пушкина".

Дед Олега Басилашвили по отцовской линии был грузинским крестьянином, а по линии матери – известным архитектором храмов, окончившим духовную академию.

Детство Олега Басилашвили прошло в Москве и было обычным, как у всех мальчишек в довоенное и военное время.

Юный Олег уже в детстве грезил театром: "Я плохо учился в школе и ни на что другое не претендовал. Математика – гроб полный. И вот возник на моем пути Художественный театр, который меня обворожил тем, что ты попадал не в театр, не в помещение, где прекрасные актеры говорили чужими голосами чужие слова. А я увидел миры. Вот этим театр отличался. Мир "Синей птицы" Метерлинка: "Вот мы не нашли синюю птицу, дети, может, вы вырастете и найдете ее и поможете вашей соседке?". До сих пор я это чувствую. "Три сестры" Немировича – тоже до сих пор. И мне захотелось туда, в тот мир. Не в тот, в котором я жил – мир контор, военкоматов, жировок. И я готов был не быть актером, а мыть полы там. Я даже думал – вот какой я был странный человек! . Думал, фашисты опять нападут на Москву, вот они будут приближаться к Художественному театру, а я лягу вот там на крыше с пулеметом и буду его защищать. Причем ни к одному из других театров у меня не было такого отношения. В них не было нравственного клея, а во МХАТе это было главное".

Учеба. Первый брак

Олег Басилашвили поступил в школу-студию МХАТ на курс Павла Массальского. Курс был одним из самых сильных. Вместе с ним учились Евгений Евстигнеев, Михаил Козаков и несравненная Татьяна Доронина. Татьяна сразу поразила мужские сердца красотой, но была независима и горда.

ПРОДОЛЖЕНИЕ НИЖЕ

Сердце красавицы смог покорить обаятельный Олег Басилашвили. По воспоминаниям друзей, в Школе-студии МХАТ Олег Басилашвили считался самым красивым, интеллигентным и талантливым студентом. Их роман был бурным и вскоре завершился свадьбой. «Скромную свадьбу Таня и Олег праздновали в его квартире, – вспоминает педагог Иван Тарханов. – Свадебного платья и обмена кольцами не было. Шел 55-й год, а они были комсомольцами!».

Театр – Басилашвили и Доронина

По окончании в 1956 году Школы-студии Татьяну Доронину пригласили сразу в несколько театров. А вот Басилашвили, тогда еще никак не проявившего себя актера, брал лишь Сталинградский драматический театр. И Доронина как примерная жена укатила из столицы вслед за супругом. Однако прожили они там недолго. Не было ролей, не было перспектив. Режиссер драмтеатра отпустил молодых актеров и они поехали в Питер на родину Татьяны Дорониной.

Сначала супруги устроились в Театр имени Ленинского комсомола и несколько месяцев жили в гримуборной театра. Но спустя три года – в 1959 году – талант Дорониной был замечен художественным руководителем ленинградского БДТ Георгием Товстоноговым, который и пригласил ее в свой театр. Татьяна Васильевна поставила условие – зачислить в труппу и ее мужа. Товстоногов согласно кивнул. А Доронина продолжала: «И дать ему роль в первой же постановке БДТ». Самое примечательное, что условия будущей звезды были приняты.

Прожив восемь лет, супруги разошлись. «Таня была простой девочкой из рабочей семьи, мало знающей, но безумно любящей театр, у нее был мягкий характер и очень большой талант. К сожалению, Танин характер постепенно стал меняться; под влиянием театра в том числе. Наш брак длился восемь лет», – рассказывал Олег Басилашвили. Он отмечал, что его поразила совсем не красота Дорониной: «Нас объединяло что-то другое, более глубокое... Когда мы разошлись, я вдруг понял, что освободился от этого гнета. Я очень благодарен Татьяне Васильевне, что она была инициатором развода».

Театр. 60-80-е годы

С 1967 в творчестве Олега Басилашвили преимущественное развитие получила комедийная грань дарования. Главные черты многочисленных его работ конца 1960-1980-х годов – ироничность, некоторая отстраненность от образа, пластическая виртуозность.

Басилашвили – мастер перевоплощения. Среди лучших театральных работ стоит отметить следующие: порхающий Хлестаков ("Ревизор" Н.В. Гоголя, 1972), блестящий и пустой Серпуховский ("История лошади" по Л.Н. Толстому, 1975), благодушествующий обыватель Басов ("Дачники" М. Горького, 1978), гротесковый Джингль ("Пиквикский клуб" по Ч. Диккенсу, 1978), шаржированный Мамаев ("На всякого мудреца довольно простоты" А.Н. Островского, 1985).

Особняком среди работ Басилашвили стоит роль Войницкого ("Дядя Ваня" Чехова, 1982), в образе которого артисту удалось передать истинно чеховский сплав трагического мироощущения и мягкого юмора.

Сам Олег Валерианович всегда считал лучшей ролью в театре работу в спектакле по пьесе Шукшина "Энергичные люди".

Работа в кино

В кино Олег Басилашвили дебютировал в 1956 году ролью Андрея Андреевича в фильме Григория Никулина и Владимира Шредера "Невеста".

На счету актера множество разнохарактерных ролей, продемонстрировавших его широкий творческий диапазон. В картине "Живой труп", поставленной Владимиром Венгеровым по повести Л.Н. Толстого, Басилашвили создал интересный образ Каренина. Среди режиссеров, с которыми работал актер, можно назвать Михаила Швейцера, Семена Арановича, Карена Шахназарова, Анатолия Бобровского, Владимира Краснопольского и Валерия Ускова, но наибольший успех сопутствовал ему в фильмах, поставленных Георгием Данелия и Эльдаром Рязановым. И сыгранные у этих режиссеров роли стали лучшими в творчестве Олега Басилашвили – Самохвалов в комедии "Служебный роман", граф Мерзляев в фильме "О бедном гусаре замолвите слово", Платон Громов из "Вокзала для двоих", Андрей Бузыкин в "Осеннем марафоне", Горюнов в "Предсказании".

Конец 70-х-начало 80-х были самым звездным временем Олега Басилашвили в кино. Первой работой, после которой Басилашвили стал по-настоящему знаменит, была роль Самохвалова в комедии Э. Рязанова "Служебный роман" (1977). За внешней благопристойностью и импозантностью его героя кроется трусливый и подлый человек.

Кстати, Басилашвили мог сыграть у Рязанова раньше – в комедии "Ирония судьбы или С легким паром!" (1975). Олег Валерианович должен был играть Ипполита. На него даже уже сшили костюм и отсняли несколько эпизодов. И тут у Басилашвили случилось несчастье – умер отец. Из-за этого он отказался от съемок. И Рязанов вынужден был заменить Басилашвили на Юрия Яковлева.

В "Осеннем марафоне" (1979) Басилашвили сыграл человека, испытывающего внутреннюю опустошенность и экзистенциальное отчаяние. Лирическая комедия Данелия полна такой грусти и такого сочувствия к герою, что пронзительная жалость к себе затопляет каждого, кто обнаруживает в себе и своей жизни черты сходства с героем. А обнаруживают их многие. "Осенний марафон" не о том, как слабый и безвольный человек разрывается между женой и любовницей, как могло бы показаться по сюжету. Колоритное изображение любовных и семейных коллизий лишь подчеркивает и оттеняет центральный образ "страдающего эгоиста". Герой остается пассивным объектом, будучи не в силах что-либо решить окончательно. Хотя в фильме играли замечательные актрисы М. Неелова и Н. Гундарева, все же как минимум 75 процентов успеха фильма – это Олег Басилашвили в главной роли.

Следующим успехом была роль петербургского чиновника по особым поручениям Мерзляева в фильме Э. Рязанова "О бедном гусаре замолвите слово" (1980). Чиновник затевает интригу, чтобы проверить благонадежность в гусарском полку. Низкий и подлый Мерзляев сталкивается с благородством и достоинством гусаров и актеров.

Наконец, в 1982 году Олег Валерианович снялся в мелодраме Рязанова "Вокзал для двоих". Фильм отличен от других работ Рязанова тем, что тут, скорей, больше слез, чем смеха. Забавны неприятности, с которыми сталкивается отставший от поезда Платон Громов (Олег Басилашвили), музыкант по профессии. Однако зрительская улыбка гаснет, когда выясняется, что он жертва не только железнодорожных порядков, но и чужого честолюбия. Он пойдет в тюрьму за преступление, которое не совершал. Дуэт Басилашвили-Гурченко в этом фильме просто великолепен. Именно после этой работы Олег Валерианович постоянно называл Людмилу Гурченко любимой актрисой.

Сыграв в кино немало похожих ролей, Олег Басилашвили ни разу не повторился, демонстрируя удивительную способность быть разным, неизменно оставаясь самим собой. Всегда располагающая внешность, подкупающая мягкость и лёгкие иронические нотки. Он является не только исполнителем, но и создателем своих ролей, соавтором и сорежиссёром.

Олег Басилашвили: "Я никогда не шел на то, что мне не нравится. Есть фильмы, где я плохо играю. Вот там стыдно. Ну, не вышло. Но таких мало. Я всегда снимался в фильмах, которые были мне интересны".

Конец 90-х-начало 2000-х

После вынужденного простоя, вызванного кризисом отечественного кино, Басилашвили вновь вернулся на экран в конце 90-х. В 1998 году он снялся в сатирической комедии "Судья в ловушке" по Генри Фильдингу – первом российском фильме, снятом с помощью компьютерных технологий. Никаких декораций, все создавалось на компьютере. Реальный людный Лондон на самом деле виртуальная реальность. И если сегодня этим вряд кого-то можно удивить, то для тех лет это был настоящий прорыв. К сожалению, картина осталась незамеченной зрителями.

Зато другая работа актера – роль шефа мафии в сериале "Что сказал покойник", поставленном по одноименному детективу Иоанны Хмелевской – вызвала среди зрителей живейший отклик.

В 2001 году Олег Басилашвили снялся у Карена Шахназарова в фильме "Яды или Всемирная история отравлений". Это своеобразная энциклопедия об отравителях, отравлениях и в нашей сегодняшней жизни, и в глубине веков, с древности. Там он играет одновременно пенсионера Прохорова и Папу Римского Александра шестого – Борджиа. Лента получила Гран-При на фестивале Кинотавр.

Среди других работ актера в начале нового века можно отметить роли профессора Федорова в фильме "Романовы – венценосная семья" (2001) и Прохоренко в сериале "Бандитский Петербург".

В 2003 году на экраны вышел десятисерийный телевизионный фильм режиссера Владимира Бортко "Идиот" по одноименному роману Достоевского. В этом фильме Басилашвили сыграл генерала Епанчина, который всем сочувствует, но никак не может постичь, что же происходит вокруг. Перед началом съемок Олег Валерианович попал в аварию. Врачи определили перелом тазовой кости и ребер. Басилашвили уже хотел отказаться от роли, однако Бортко твердо заявил, что рассчитывает на него. Воодушевленный актер приступил к съемкам, даже не дождавшись полного выздоровления. Но это не помешало ему отлично справиться с поставленной задачей.

В 2005 году Олег Басилашвили исполнил роль Воланда в сериале "Мастер и Маргарита". В 2006 году актер снялся в сериале "Сонька – Золотая ручка", в 2007 году он был занят в российском детективном многосерийном фильме "Ликвидация". В 2008-2010 годах Басилашвили снимался работал очень много – за пару лет он успел принять участие в шести кинопроектах. После такого ударного труда Олег Валерианович решил немного снизить нагрузки и сниматься в одном фильме за год.

Личная и общественная жизни

Второй женой Олега Валериановича стала журналистка Галина Мшанская. Она быда шеф-редактором Санкт-Петербургского отделения ВГТРК. Их старшая дочь Ольга, став взрослой, устроилась на петербургское телевидение. Младшая Ксения стала корреспондентом радиостанции "Эхо Москвы".

В конце 80-х Олег Басилашвили был депутатом Верховного Совета СССР. В отличие от своих соратников по демократическому лагерю он не скомпрометировал себя полученными за время "хождения во власть" дивидендами. Наверно, потому, что был всегда абсолютно искренен в своих поступках и убеждениях.

Олег Валерианович всегда любил классическую музыку (Чайковского и Рахманинова) и хорошую литературу. Среди тех книг, которые его интересовали, он называл Библию, "Уходящую натуру" Анатолия Смелянского, известного театрального критика, "Дневники Михаила Булгакова", "Смерть Сталина" Леонида Млечина, произведения Достоевского. На тусовки и чтение детективов Басилашвили всегда было жаль тратить время.

Награды, премии и почетные звания

Народный артист СССР (1984).

Лауреат Государственной премии РСФСР им. братьев Васильевых (1979).

Награжден орденом Мира.

Фотографии Басилашвили Олега Валериановича

Ваше мнение о звезде


Нармина (Баку)
Мой любимый советский актер! Талантище и красавец! А как он сыграл Лахновского в "Вечном зове"! Невероятно талантливый и красивый актер!
2015-12-13 21:14:50
Таисия (Сочи)
Любимый актер!
2015-10-13 17:50:42
Владимир (Саратов)
У меня много любимых актёров, но Олег Басилашвили самый-самый любимый!
В тексте выше ошибка: он был не депутатом Верховного Совета СССР в конце 80-х, а народным депутатом России в 1990-1993 годах. Причём блестящим депутатом!
2015-01-28 16:40:27
Валентин (Санкт-Петербург)
Здоровья, счастья, удачи...
2013-09-27 13:02:18
эльмира (РК Атырау)
Замечательный актер, уважения заслужил. Дай бог Вам здоровья и долгих лет жизни.
2013-02-14 15:46:38
Павел (Санкт-Петербург)
Спасибо Олегу Басилашвили за его творчество! Дай Бог ему долгих и счастливых лет жизни!
2012-11-13 02:54:42
Наталья Баскова (Москва)
Обожаю Олега Басилашвили, талантливый, обаятельный и красивый актер!!! С удовольствием смотрю фильмы с его участием! Красавчик!
2012-10-01 01:05:21
Марина (Копейск)
Любимый актёр!
2012-06-20 18:28:21
Катерина
Люблю и обожаю этого артиста.
2009-08-24 15:15:23