Биография Ароновой Марии Валерьевны
Мария Валерьевна Аронова (родилась 11 марта 1972 года в г. Долгопрудный) — российская актриса театра им. Е.Вахтангова и кино. Народная артистка РФ (2012), лауреат Государственной премии Российской Федерации.
Детство и юность
Мария Аронова жила в Долгопрудном. Училась плохо, но родители в нее верили. Стать актрисой она мечтала с детства: "Актрисой я хотела стать с тех пор, как себя помню, лет с пяти-шести… Я созывала всех соседей, навешивала простыни-декорации и устраивала представления. А папашу моего это злило, ему было стыдно, что я, как клоун развлекаю бабок. Это мое лицедейство, собственно, и был единственный способ самоутвердиться, и среди родни, да и в школе тоже. Дело в том, что училась я плохонько, хорошие отметки только по русскому, литературе и истории были, остальное едва на тройки тянула".
Мария чуть было не вышла замуж уже в юном возрасте. В 14 лет она познакомилась с узбекским юношей, который, кстати, был в два раза старше ее. Уже и их родители дали согласие. Ждали лишь, когда Марии исполнится 16 лет. Однако через некоторое время девушка поняла, что еще не готова к замужеству, к взрослой жизни, и они расстались.
Вот что рассказывает по этому поводу сама актриса: "Мальчик был нерусским, из Узбекистана. Его звали Улугбек, а я называла его Лулу. Мы встретились, когда я поехала в рабочий лагерь, а он в это время учился в Тимирязевской академии и там же проходил практику - выращивал цветы. Мне ещё не было и четырнадцати лет, а Лулу был старше вдвое. И такая с нами влюбленность приключилась, что мы решили пожениться. Уже его родители с братьями ко мне приезжали и вели полностью конкретные разговоры о нашем будущем, уже для нас в Узбекистане обитель строили - мы с Лулу должны были отбыть к нему на родину, ждали только, когда мне 16 лет исполнится. У меня была знакомая дама, которая работала в программе "Мир и молодежь". Мы весьма дружили, я ей верила все свои тайны, аккурат под ее руководством я делала свои первые актерские шажочки в детской театральной студии. Для программы понадобился сюжет про влюбленность, и моя наставница предложила мне: "Хочешь со своим Лулушечкой сняться?". Я согласилась. И вот я пришла на съемки в мамином длинном пальтецо, в силу того что что по бедности своего пальтецо я не имела, а зимой ходила в этаком полперденчике до колена, с большим бантом на голове и с развивающимся шелковым шарфом - одним словом, кретинка полная! Я бежала по заснеженному лесу, а Лулу кидал в меня снежки. Потом на каких-то пнях у нас забирали беседа. И эту белиберду увидела вся держава! Поэтому весь град моего жениха знал, что у Лулу молодая Маша из Москвы и ждали меня с нетерпением. И каким ужасом явилось для них всех, что посредством два с половиной года я поехала в комсомольский лагерь "Ювента", увидела там безупречно отмороженных мальчишек, моих ровесников, таких родных, клевых, безбашенных и подумала: "А на фига мне это замужество?". Мы с Лулу были уже в таких отношениях, когда надобно было жениться и рожать детей - отрезок времени романтики давнехонько прошел, началась взрослая бытие. А я к этому ещё не была готова. Как он плакал, когда я ему отказала… Самое интересное, что Улугбек до сих пор мне звонит и присылает открытки на 8 марта и на День рождения - он женился, у него трое детей, но он до сих пор помнит меня. Как то раз он приехал ко мне в Москву - и вот что странно: когда встречаются бывшие любовники обыкновенно возникает какая-то эротическая аура между ними, знакомый аромат, звук, движения вытаскивают из памяти чувственные воспоминания. В данном случае этого не произошло - видимо мое восприятие этого мужчины было до такой степени детским."
После школы поступила в Театральное училище имени Б.В.Щукина (курс Владимира Владимировича Иванова), которое окончила в 1994. Как говорит Аронова - Владимир Владимирович до сих пор остается ее творческим папой, царем и богом. В дипломном спектакле "Царская охота" Мария Аронова сыграла Екатерину II. За эту роль начинающая актриса получила свою первую премию - Государственную премию РФ имени К.С.Станиславского.
Еще на втором курсе училища, Аронова была приглашена в Московский академический театр им.Вахтангова Аркадием Фридриховичем Кацем, который ставил здесь "Женитьбу Бальзаминова" (пьеса А.Островского). Там ей предоставили играть Белотелову. Потом Аронову ввели в "Зойкину квартиру" (пьеса М.Булгакова) и "Трехгрошовой опере" (пьеса Б.Брехта).
Поэтому, когда она закончила институт, вопроса о том, куда пойти, не было. Так с 1994 Аронова стала актрисой Московского академического театра имени Е. Вахтангова.
Театр
Уже с первых лет работы в театре Ароновой "везло" на роли. У нее не было ни одной массовочной сцены, ни одного малюсенького эпизода. Если это был эпизод, то это был эпизодище, как, например, был в спектакле "Я тебя больше не знаю, милый" у Виктюка.
В спектаклях Ароновой довелось работать рядом с Владимиром Этушем, Людмилой Максаковой, Сергеем Маковецким, Юлией Рутберг. За роль Прони в спектакле "За двумя зайцами" (1997) ей была присуждена премия "Хрустальная Турандот".
Судьбоносным стал спектакль "Дядюшкин сон", Аронова предстала здесь в новом свете. "Эта роль помогла мне разговаривать своим собственным голосом, ничего не придумывать, и понять, что благодаря режиссеру, я могу вольготно, удобно, совершенно без поворотов в стороны и боязни быть неинтересной чувствовать себя на сцене".
Кино
В кино - с 1995 года. Первая роль - в фильме Сергея Урсуляка "Летние люди" по пьесе М.Горького "Дачники". Это драма об одном дне из жизни дачного поселка начала века. Сюда съехались представители интеллигенции. Завершается чудный летний день, наполненный легким флиртом, ни к чему не обязывающими разговорами, пикниками, шутливыми играми. Но наступает вечер, каждый из героев скрывает свою драму, еще немного, и может случиться трагедия.
"От первых съемок я до сих пор просто щенячий восторг испытываю, - рассказывала Мария Аронова, - это была моя первая поездка за границу (фильм снимался в Чехии), да еще и с такими замечательными артистами как Ирина Купченко, Сергей Маковецкий, Наталья Вдовина. Безумно интересно было работать с Урсуляком: он вообще замечательный режиссер именно в плане точной работы с актером, видимо, потому что сам в прошлом актер".
Вслед за дебютной ролью последовали ее работы в различных сериалах: "Остановка по требованию", "Московские окна". Особенно актриса запомнилась зрителям по комедийному телесериалу "Клубничка", бытовой комедии, наполненной анекдотическими ситуациями из жизни московской семьи, владеющей маленьким кафе.
Мария Аронова вспоминает: "Просто потрясающие уроки я получила, работая над сериалом "Клубничка". Галина Польских, по-моему, просто родилась перед камерой. А Наталья Леонидовна Крачковская буквально взвалила меня на свои плечи и всему учила".
В 2004 году Мария Аронова была приглашена в сериал "Солдаты" на роль продавщицы из чепка Эвелины. Работа затянулась на два года. Вместе с Игнатом Акрачковым они создали обаятельный, неповторимый дуэт, тем самым завоевав огромную зрительскую популярность и любовь.
В настоящее время является также телеведущей программы "Люблю не могу" на телеканале Россия.
Личная жизнь
Мария Аронова не любит шумных или богемных компаний. Все ее близкие подруги никак не связаны с кино. Живет в квартире своих родителей, замужем, воспитывает сына Владика.
Из интервью Марии Ароновой (записано Катериной Романенковой, сайт peoples.ru): "Владик - плод большой любви, я любила так, что могла за этим человеком босиком по снегу бежать, я в рот ему смотрела, молилась на него, как на икону… Когда я поступила в Щукинское училище, я захотела самостоятельности и заявила, что буду жить в студенческом общежитии, как все. Конечно, мама без конца переправляла мне кастрюльки с домашней пищей, а на эти кастрюльки слетался весь наш голодный курс, и не только наш. Так получилось, что очень скоро я сдружилась с третьекурсниками - это великая честь, потому что весь первый семестр к старшекурсникам мы обращались уважительно на "ВЫ". В нашей тусовке всё время все говорили о каком то Владе - некая темная лошадка и фантастическая личность, которым все восхищаются, которого все ждут, который душа любой компании и вообще центр вселенной. И вот однажды, когда я мыла пол в своей комнате, я выползаю в коридор с этим грязным тазом, растрепанная, с подобранным подолом и вижу, стоит один мой друг-третьекурсник, а рядом с ним страшный, странный человек - с громадным носом, с огромными зелеными глазами, длиннющими ресницами и зловещим взглядом куда-то вверх, под веки. Не человек, а инопланетянин: страшный и при этом жутко-интересный. Мой друг с хитрой ухмылкой и говорит: "Знакомься, это Влад!".
Потом этот загадочный Влад стал ко мне заходить - очень быстро вспыхнул роман по силе сравнимый лишь с атомной войной. Этот человек был гением, супер-талантливым, но он совершенно не состоявшийся, слабый и безвольный, он учился в ГИТИСе и школе-студии МХАТа, но не закончил ни то, ни другое. Теперь я понимаю, что он был мне послан кармой, только для того, чтобы в этот миг и в этой точке планеты на свет появился человечек. Мой избранник мог быть умным, красивым, богатым, щедрым, надежным - каким угодно, а здесь не было ничего этого, просто в голове произошло затмение… Я даже не сразу поняла, что беременна. Девочка-дурочка из строгой семьи, где не принято было говорить на интимные темы не обратила внимание ни на то, что месячных давно нет, ни на то, что в такси стало тошнить. Подруги хором твердили: "Машка, иди ко врачу, ты беременная", - а я только отмахивалась. И лишь когда почувствовала какое-то неудобство в животе - словно газированный лимонад булькает, пошла в поликлинику. Оказалось, что я беременна уже четыре с половиной месяца, а буйство лимонадных пузырей - первое шевеление малыша. Боже, ведь через неделю я должна была ехать от института кататься на лошадях, это же наверняка случился бы выкидыш, как вовремя я пошла ко врачу. Я вышла из поликлиники… Вообще по натуре я жуткий паникер, из-за мелочи могу покрыться нервной сыпью, но в судьбоносных вопросах я становлюсь Железным Феликсом, паника приходит позже. Иду я по Арбату и думаю: "Меня могут выгнать из дома, - это я так фантазировала, конечно, этого никогда бы не случилось, - меня однозначно отчислят из института, я там никому не нужна - первокурсница. Но мне все это до лампочки пропади все пропадом, но я буду его рожать". Я уже тогда точно знала, что это будет именно мальчик, и чуть позже он мне приснился, похожий на лосенка, такой, каким мне его первый раз принесли…".
С Владом Мария Аронова прожила около двух лет, а затем они расстались. Как признается Мария, это могло произойти и раньше. Чашу терпения переполнило, когда он в нетрезвом состоянии ударил ее по лицу…
В настоящее время Мария Аронова замужем. Ее муж Евгений работает начальником транспортного цеха в том же театре, где выступает Мария. "На самом деле, я ни разу не была замужем, в привычном понятии этого выражения - я не ходила в ЗАГС и не одевала фату. Но, я в первый раз за всю мою бытие поняла, что такое настоящая семейство, я верно знаю, что я должна чувствовать к мужу, как должна выражаться привязанность, как он должен обнаруживать себя по отношению ко мне - впервой это происходит с Женей, с человеком, с которым мы вкупе нереально долговременно - четыре года. Для меня это нереальный срок! Мы познакомились в театре, он работал у нас начальником транспортного цеха. Если бы кто-то сказал, что тот самый мужчина станет моим мужем, я бы рассмеялась ему в лик человеческий. Я на него ни в жизнь не смотрела, это же транспортный цех, это мужчина "не моего профсоюза"… Однажды мы выступали в Кремле, я живу в Долгопрудном, и ночные поездки в поезде частенько оборачивались для меня неприятными приключениями. Женя сам лично привозил Ульянова в Кремль, и Михаил Александрович попросил его после этого концерта отвезти меня домой. По дороге мы разговорились. Раз подвез - два подвез, чтобы ему поздненько не ретироваться в Москву, я предложила заночевать у меня - в детской комнате был свободен большущий диван. Так он и ночевал у меня месяца три: мы болтали на кухне допоздна, утром сообща завтракали и ехали не выспавшиеся в театр - при том, что между нами ничего не было. А позже он собрался отъезжать и прощаясь меня поцеловал… И в ту темное время суток, когда его не было рядом, я поняла, что не могу без него существовать - как будто бы я не испытывала к нему никаких чувств, несложно не могла без него быть, места не находила - и это в тысячу раз круче, чем самая жгучая слабость. Он действительный человек, он меня жутко ревнует, но ни в жизнь не показывает своего раздражения, он делает все, чтобы я чувствовала себя королевой, но при этом понимала, что это аккурат он и делает меня этой королевой, он бесконечно повторяет, какая я талантливая и замечательная - безошибочно подобрал ключик ко мне. Он неглупый человек, превосходно владеет постелью, независимо от того, приезжаю ли я с работы в 3-4-5 часов утра, он вечно ждет меня с горячим чайником, в халате, заспанный, со следами от подушки на щеке… Когда Влад пошел в школу, Женя добровольно взял на себя заботы домохозяйки, няньки и кухарки, предоставив мне вероятность заниматься творчеством. Так что в семье первостепенной важности добытчик - это я, но главой семьи все-таки остается супруг. У нас нормальная, правильная схема: есть человек, за ним стоит дама, а за бабой - чадо. И когда мы выходим в свет, меня представляют, как его жену, а не его, как мужа Марии Ароновой. Наконец-то я поняла шибко простую вещь: для меня в семье значимо, чтобы мой милый существовал для меня, а я для него - и не нужно никаких доказательств."
Премии
- Лауреат премии «Ника» в номинации «Лучшая женская роль второго плана» («Артистка», 2008).
- Лауреат Главной национальной кинопремии «Золотой Орел» в номинации «Лучшая женская роль второго плана» (2007, кинофильм «Артистка», режиссер Станислав Говорухин).
- Лауреат Театральной премии газеты «Московский комсомолец» в номинациях «Лучшая женская роль» и «Лучший женский тандем» в категории «Полумэтры» (2005, «Мадемуазель Нитуш»).
- Лауреат премии «Чайка» за лучшую женскую комедийную роль сезона «Улыбка Ж» (2005, «Мадемуазель Нитуш», театр им. Вахтангова).
- Лауреат Театральной премии газеты «Московский Комсомолец» в номинациях «За лучшую женскую роль», «За лучший женский тандем» (2005, за роль Начальницы монастырского пансиона в спектакле «Мадемуазель Нитуш»).
- Лауреат премии российских деловых кругов «Кумир» в номинации «Надежда года» (1999, «За двумя зайцами»).
- Лауреат премии «Чайка» за лучшую женскую комедийную роль сезона «Улыбка Ж» (1998, «Амфитрион», театр им. Вахтангова).
- Лауреат премии «Хрустальная Турандот» (1997, за роль Прони в спектакле «За двумя зайцами»).
- Лауреат Государственной премии РФ имени К. С. Станиславского (1994, за роль Екатерины II в дипломном спектакле «Царская охота»).