Рутберг Юлия Ильинична

Биография Рутберг Юлии Ильиничны

Рутберг Юлия Ильинична – советская и российская киноактриса и актриса театра.

«На уровне хромосом…»

Юлия Рутберг родилась 8 июля 1965 года (место рождения – город Москва) в артистической семье. Мама – музыкант, бабушка – танцовщица, дедушка – артист балета. Отец окончил Энергетический институт, но потом увлёкся пантомимой, стал лауреатом Всесоюзного конкурса артистов эстрады.

Своей профессией и гордым профилем Юлия Рутберг обязана отцу – миму и актеру Илье Рутбергу. До своей безвременной кончины в 2014 году Илья Рутберг был профессором, заведующим единственной в мире кафедрой пантомимы и пластической культуры, но и продолжал сниматься в кино. На его счету такие фильмы: «Добро пожаловать, или Посторонним вход запрещён», «Ты – мне, я – тебе», «Безымянная звезда», «Мэри Поппинс, до свидания!», «Женщина, которая поёт», «Если верить Лопотухину», «Макаров», «Свадьба».

Когда артистку спрашивали, какое влияние на нее оказал ее папа, она отвечала: «Это на уровне хромосом». Юлия с отцом были жутко похожи. Девочке было месяца четыре. Какая-то пожилая, очень экзальтированная особа, увидев ее, воскликнула: «Боже, какая некрасивая девочка!». Надо представить себе выражение Юлиной мамы, Ирины Николаевны (девичья фамилия – Суворова). Но та не растерялась: «Да, вылитый папа. Будет счастливой, примета такая…». Её называли «дочерью полка», девочка постоянно находилась в гуще репетиций и творческих споров. Ее нянчили по очереди все участники студии «Наш дом». Она и спустя много лет по привычке называла тетями и дядями: «дядя Сеня Фарада», «дядя Саша Филиппенко», «дядя Гена Хазанов»...

Учеба

Училась Юлия Рутберг не очень хорошо. Она посещала английскую спецшколу с преподаванием некоторых предметов на английском языке. По гуманитарным предметам шла, правда, неплохо, в технических же была «полный ноль». Кошмарные сны, что ее вызывают по физике, математике или химии, ей снились лет до тридцати.

Тяга к искусству в Юле проявилась еще в школе. В детстве она ходила на занятия в музыкальную школу при Академии имени Гнесиных.

Осознанное желание стать артисткой пришло в пятом классе на юбилее эстрадной студии «Наш дом» при университете, где работали родители: папа был одним из трех руководителей (Аксельрод, Розовский, Рутберг), а мама пела там же в квартете.

В Щукинское училище Юлия Рутберг с первого раза не прошла, а поступила в ГИТИС на эстрадный факультет. Два года училась там на одни пятерки, но все равно каждый год поступала снова и снова в Щукинское. Илья Рутберг ждал ее у училища, чтобы, всю в слезах и соплях, забрать дочку с очередного провала. Наконец сердце его дрогнуло и он позвонил заведующему кафедрой Щукинского училища Владимиру Георгиевичу Шлезингеру, и попросил послушать дочь лично. В итоге Юлия Рутберг была зачислена на курс А.А. Казанской.

Театр

В 1988 году Юлия окончила Щукинское училище и была принята в труппу Театра им. Вахтангова. На его сцене ею были созданы образы Зойки в «Зойкиной квартире», Двойры в «Закате», Дурандас в «Два часа в Париже», Хетти в «Даме без камелий», Клотильды в «Я тебя больше не знаю, милый», Алкмены в «Амфитрионе», Жюли в «Фрекен Жюли», Морин Фолан в «Королеве красоты» и др.

Удача Юлии Рутберг улыбнулась с первых же театральных шагов. Очень скоро актриса завоевала народную любовь и со временем ее имя в афише для посвященного зрителя стало своеобразным гарантом качества.

Помимо работы в родном театре Юлию Рутберг приглашали в свои проекты ведущие отечественные режиссеры. Она репетировала «Хлестакова» (роль Анны Андреевны) в Театре Станиславского у Мирзоева; участвовала в эксперименте Жолдака «Чайка» (Аркадина), который шла на сцене Театра наций; с Михаилом Козаковым возобновляла «Играем Стриндберг-блюз» (Алис); у питерского режиссера Гриши Козлова в театре на Литейном играла все женские роли в «Докторе Чехове».

Юлия Рутберг ответственно относилась к любой работе и никогда не стала бы работать с халтурщиками. Ей всегда было интересно работать с талантливыми людьми, играть в спектаклях Петра Фоменко, Романа Виктюка, Гарри Черняховского, Владимира Мирзоева, Андрея Жолдака. В кассовом, но низкопробном действии она никогда не принимала участие!

«All that Jazz» – «Вся эта суета»

Наверно, неожиданно было, что артистка, которая работала в репертуарном театре, актриса Театра имени Вахтангова, которая играла Чехова, Шекспира, Мольера вместе с партнерами, вдруг сделала такой зигзаг и вышла в соло. Юлия Рутберг вдруг решила самореализоваться в моноспектакле. Ей вдруг почему-то стало очень важно быть на сцене одной, захотелось саморазрядиться. Видно, чего-то или много накопилось, или немножко надоело, что ее стерилизуют режиссеры. А вот здесь она могла быть в разных ипостасях, такая, какая есть.

В 2004 году родился собственный театральный проект Юлии Рутберг, результатом которого стал спектакль «All that Jazz» – «Вся эта суета». В спектакле, созданном в жанре кабаре, актриса общалась с костюмерами и музыкантами небольшого оркестра, с далекими Лайзой Минелли и Майклом Джексоном, Эдит Пиаф и Чарли Чаплиным. Она легко, свободно разговаривала с залом, попутно решая одну из самых болезненных для театра проблем – вечно звонящих мобильных телефонов.

Кино

Вообще, кино для Юлии Рутберг началось ни шатко, ни валко, и нормальные роли пришли не сразу, но с годами актриса перестала бедствовать в этом плане. Ее приглашали сниматься как в полнометражные фильмы, так и в сериалы.

А впервые Юлия Рутберг попала на съёмочную площадку в 16 лет, правда, вошла в кадр только спиной. Играла дочку тирщика, а тирщика играл ее папа.

В 1989 году актриса сыграла небольшую роль у Евгения Гинзбурга в мюзикле «Руанская дева по прозвищу Пышка» по рассказам Ги де Мопассана. Г. Гаранян тогда разрешил актрисе даже спеть самой. В картине Юлии посчастливилось играть в окружении настоящих звезд: Армена Джигарханяна, Николая Лаврова, Леонида Ярмольника, Александра Абдулова, Валентины Талызиной, Светланы Смирновой, Константина Райкина.

Год спустя Евгений Евтушенко позвал Юлию Рутберг в свою вторую картину, ретро-драму с элементами фантасмагории «Похороны Сталина», насыщенную автобиографическими мотивами. 1953 год. Москва прощается с вождем. Улицы забиты толпами, гибнут люди. В похоронной толчее знакомятся девушки, одна из которых нелепо погибает в траурной процессии. Так у второй начинается другая, взрослая жизнь.…

Потом у артистки была, правда, совсем уж эпизодическая роль вместе с Сергеем Фетисовым в философской притче, эксцентрической драме «Макаров», в которой, по мнению критики, так превосходно играли артисты. Причем все. Сергей Маковецкий, который наконец сыграл в кино как подобает статусу артиста, а не восторженно оценивающей публике. Замечательная Елена Майорова, у которой неудач, впрочем, и так никогда не было.

Мужской характер в кино

В 1999 году в криминальной драме «Мужской характер, или Танго над пропастью» Юлия Рутберг сыграла киллера. И, наверно, неспроста. В характере актрисы, безусловно, было что-то сильное, мужское. Она всегда умела добиваться результата, противостоять хамству, наглости, подлости. Она человек шпаги, умела постоять за себя и не только…

В том же году в триллере «Чек» Юлия Рутберг снялась в роли Марины вместе с Николаем Расторгуевым и Николаем Фоменко. Сценарий писался специально для музыканта Расторгуева. Действие фильма разворачивается в провинциальном городке. Илья и Акежан – сыновья одной матери и разных отцов, которых воспитывает чуткий дядя-милиционер по фамилии Расторгуев. Акежан, двенадцатилетний компьютерный гений, серьезно болен, его необходимо срочно оперировать. Операция безумно дорогая и денег на нее нет. Оказавшись в безысходном положении, милиционер Расторгуев связывается с мафией и погибает. Но после него остается чек на пять миллионов долларов. Мощь правоохранительных органов, коварство мафии обрушены на юных героев.

Сериалы

С 2000 года начался новый, сериальный этап в жизни Юлии Рутберг. В восьмом, заключительном фильме сериала «Каменская. Не мешайте палачу» ей посчастливилось сыграть с Еленой Яковлевой, Валерием Приемыховым, Андреем Паниным, Николаем Лавровым. И хотя роль ей досталась эпизодическая, но благодаря актрисе она получилась яркой и запоминающейся.

В том же году Юлия Рутберг с Константином Хабенским и Игорем Ливановым снялась в одиннадцатом эпизоде сериала «Империя под ударом. Хлыст».

Можно заметить, что актрисе нередко доставались отрицательные роли. Но и в отрицательной роли Юлия Рутберг всегда старалась увидеть конкретный характер. Замечательно учили ее педагоги, что, если играешь плохого, то ищи в нем все же побольше хорошего. Поэтому ни один отрицательный персонаж не получился у актрисы совсем уж отрицательным. Например, она получала письма по поводу роли Эммы Константиновны в «Московских окнах», где ей говорили, что «...вот гадина, но вас так жалко!».

В 2003 году Юлию Рутберг в числе многих звезд кино пригласили в «Участок», позже названный «народным сериалом». Актрисе досталась роль Инны Шаровой. Наверно, в жизни героиня Юлии Рутберг вряд ли смогла бы жить в деревне. Хотя… Кого только в деревне не встретишь… Свою героиню актрисе характеризовала так: «Моя интеллигентка вышла замуж. Муж привёз её к себе домой в деревню и она так там и осела. Такая овца из девятнадцатого века».

Между съемками в сериалах актриса успела сняться в полнометражном фильме, комедии «Прощайте, доктор Фрейд!», где исполнила роль мамаши, обеспокоенной взрослением своего сына и для этого нанимающей ему психолога. На эту роль Юлия была утверждена без проб. Режиссер Марина Мигунова так и сказала: «Никто, кроме тебя». А сама актриса признавалась: «Когда такое говорят артисту, он начинает просто расцветать, это такой допинг, после которого человек начинает творить чудеса».

И, конечно же, знаменитый сериал «Не родись красивой», вышедший на экраны в 2005 году. По мнению самой артистки: «Это феномен Шарля Перро. История про Золушку, которая всегда срабатывает! Но пользоваться этим надо очень аккуратно. Сильный актерский состав: Тараторкин, Остроумова, Муравьева, Жигалов, Раиса Рязанова, хорошие молодые актеры Петя Красилов, Илюша Любимов из студии Петра Фоменко, Оля Ломоносова, Нелли Уварова

Я получала большое удовольствие, работая в таком коллективе. А еще благодарна ребятам-режиссерам за то, что они мне дали осознанную вольницу. Вообще, эта работа была сплошным хулиганством. Все эти «дядьки» и «тетьки», «кукусики» и «бабасики» были придуманы совершенно случайно. Правда, потом чуть не сошла с ума. Выходя на улицу, всякий раз вспоминала Фаину Григорьевну Раневскую, которую преследовала фраза «Муля, не нервируй меня!»
.

Другие работы

В середине нулевых Юлия Рутберг стала одной из самых востребованных актрис. В 2006 году она была приглашена в сериал «Затмение», где поднимаются уходящие из нашего времени понятия веры, надежды, любви и бескорыстия. Юлия Рутберг играла роль матери Арсения. Артистка попыталась построить роль так, чтобы зрителям было понятно, отчего она дошла до жизни такой. Нет, не в данном конкретном случае, здесь никаких особо отрицательных вещей не написано, а именно в «сложных» людях, какой является героиня.

В том же году Юлия Рутберг вместе с компанией замечательных актеров – Александром Балуевым, Александром Лыковым, Марией Ароновой и Ольгой Красько – снялась в очень веселой комедии положений «Кушать подано».

А чуть позже поступило предложение от продюсера Мирры Тодоровской сыграть в многосерийном телефильме о семье Сталина, который будет снимать молодая женщина, режиссер из Чехии. «Все Тодоровские, от мала до велика, очень профессиональные люди. И работать с ними – одно удовольствие», – сказала как-то Юлия Рутберг.

Голос

Голос Юлии Рутберг можно услышать (хотя и не так часто) в рекламе. Да и за кадром в циклах передач, документальных и публицистических фильмах на канале «Культура» ее голос звучит. Для такой работы нужен особый настрой. Ведь артист не может помочь себе игрой. Здесь нужно внятное словесное действие – это как определённый музыкальный инструмент.

Личная жизнь

Дом, в котором жила уже состоявшаяся актриса – это продолжение дома, где она выросла. В родительском доме был один закон, самый главный: все помогали друг другу. Дети были всегда любимыми, а когда подрастали, становились помощниками родителям. И все очень переживали друг за друга. И эти семейные традиции, естественно, перешли к Юлии. Хотя из-за того, как она живет, из-за того, ее муж, актер Анатолий Лобоцкий, постоянно уезжал на съемки, у них был несколько другой быт. Но в семье тоже есть свой закон: муж Толя обязательно утром варил овсяную кашу – ну, потому что это нужно, полезно, а жена Юлия периодически старалась сварить какой-нибудь бульон, чтобы, забежав домой днем, можно было что-то легко перехватить.

Ни в электричестве, ни в технике актриса никогда ничего не понимала. Единственное, что освоила – это мобильный телефон, да и то только те функции, которые ей показал Максим Суханов, потому что у него такая же модель. Компьютер никогда даже не включала. Так что информацию по-прежнему предпочитала получает из книг, от людей, а общаться с компьютером совсем не хотела.

А вот сын был очень увлечен компьютером. «Гришка взрослый, самостоятельный, замечательный и в то же время очень сложный. Лицедей. Очень спортивный. Со всем джентльменским набором. Страшный обезьянец. Учится в Международном институте рекламы, безусловно, тяготеет к актёрству, но насильно толкать его никто не будет. Пусть у мальчика будет «нормальная» профессия. Его приглашали сниматься, но он отказывался. Гриша никогда не выходил на сцену, как многие актёрские дети, и не снимался в кино», – любовно характеризовала Юлия Рутберг своего старшего ребенка.

В браке у Юлии и Анатолия родился ребенок. К сожалению, это не спало семью от распада. Спустя несколько лет счастливой жизни бок о бок артисты решили прекратить свои отношения.

Для Юлии Ильиничны это был уже не первый развод в ее жизни. У нее не получилось создать крепкой семьи ни с первым супругом Алексеем Анатольевичем Кортневым, ни со вторым мужем Александром Константиновичем Кузнецовым (он, к слову, и является биологическим отцом Гриши).

Когда актриса работает, отдыхает спазматически, нервно и чуть-чуть. С одной стороны, понимает, что есть слово «надо», а с другой - надеется, что будет работать с отличными актерам. А отдохнуть, наверное, успеется в другой жизни. Любит путешествовать, любит море. Обожает собирать грибы, землянику. Ей нужны лес, резиновые сапоги, платок, и чтобы ее никто не узнавал. В первые три дня отпуска актрисе хочется быть абсолютным животным: спать, спать и есть.

Юлия Рутберг всегда считала себя человеком с дурным характером. Дурность характера актрисы, наверно, заключалась опять же в том, что она оставляет за собой право назвать подлеца подлецом, белое назвать белое, черное – черным.

А еще, как она сама признавалась, ей присуща зависть. Она всегда завидовала Лайзе Минелли, что в ее жизни повстречался Боб Фосс. Она всегда завидовала Фаине Георгиевне Раневской, что рядом с ней оказался Александров. Она всегда завидовала Ольге Михайловне Яковлевой, что ее создал Эфрос. Она всегда завидовала тем людям, которые снимались в фильмах Ромма и Авербаха. Какого цвета эта зависть? И как она, к чему она обращена? «Вот и судите меня с этих критериев, что мне свойственно, а что – нет. Во всем остальном я прекрасная маркиза. Ваша Юлия Рутберг».

Награды и премии

Заслуженная артистка РФ (2001).

Лауреат театральной премии «Чайка» (1997).

Лауреат премии «Лица года» (2005).

Кавалер ордена «Слава нации» (2006).

Награждена медалью «Миротворец» (2007).

Mega-Stars.ru
Ваше мнение о звезде
* Код с картинки
2013-07-21 22:57:22
Как органично можно выглядеть без пресловутой кукольной внешности!!! Обаятельная интеллигентность, чувствуется сильная женщина, я таких обожаю, а особенно мне Юлия понравилась в фильме "Женская дружба" - и фильм, и она!!!
2012-05-11 14:16:08
Редкая красота. Лучше бы ей заняться режиссурой.
2012-04-13 16:16:05
Добрый день. вы не подскажете, кто автор снимка актрисы Юлии Рутберг №11 в коллекции ее фотографий на вашем сайте? заранее спасибо.
2009-09-27 11:12:10
Юлия превосходная актриса, очень калоритная личность, интересный человек и привлекательная женщина.Не многие могут, как она строить свою жизнь.
Если б мне предложили на выбор личное знакомство с любой артисткой мира, я бы выбрала Юлию.
Юля, вы замечательны и как профессионал своего дела и как человек.