Биография Брыльской Барбары
Барбара Брыльска – польская киноактриса, актриса театра.
Надя Шевелева
Ее называют «главной новогодней улыбкой» нашей страны. Она – идеал мужчин и пример для подражания у женщин: обаятельная, романтичная, эмоциональная. Барбара Брыльска – одна из любимейших актрис у россиян и просто красивейшая женщина.
Впервые ее героиня вошла в наш дом 1 января 1976 года в фильме «Ирония судьбы, или С легким паром!» и сразу же стала для всех родной. Теперь уже невозможно представить новогодний праздник без этой картины, а сам фильм Эльдара Рязанова – без польской актрисы Барбары Брыльской.
Для самой актрисы ее Надя тоже стала примером. Не зря же она не меняла счастливый имидж столько лет после того, как вышел на экраны фильм Эльдара Рязанова «Ирония судьбы, или С легким паром!», где Барбара Брыльска сыграла одну из главных ролей – учительницы русского языка и литературы Нади Шевелевой. «Ни один фильм, а у меня их около семидесяти, не дал мне столько, сколько «Ирония судьбы»! Эльдар Рязанов сделал картину, которую полюбила вся огромная страна. И вся страна за одну ночь полюбила меня».
Начало кинокарьеры
Барбара Брыльска родилась 05.06.1941 (по другим данным – 29.05.1941) в местечке Скотники в районе Лодзи (Польша). Выросла в послевоенной бедности. Отец слесарничал, а мама шила. Родители воспитывали ее в строгости, поэтому она была скромной и закомплексованной, но условия жизни заставили ее с детства быть самостоятельной. Родители все сделали для того, чтобы она окончила художественный лицей. Директор лицея, увидев ее в самодеятельности, убедил поступить в Лодзинскую высшую театральную школу.
Впервые на экране Барбара появилась в 1958 году, сыграв небольшую роль в комедийном боевике Антони Богдзевича «Калоши счастья». Настоящий же ее кинодебют состоялся в исторической драме Ежи Кавалеровича «Фараон», где она исполнила главную роль – Каму. Затем были работы в историческом фильме Ежи Хоффмана «Пан Володыевский» (Кржися), мелодраме Романа Залуски «Анатомия любви» (Ева), военной мелодраме Яна Рыбковского «Польский альбом» (Мария), популярном польском сериале «Ставка больше, чем жизнь» (Инга) и других польских картинах.
Со второй половины 60-х актриса начинает сниматься и за рубежом, чаще всего в ГДР. Советские зрители могли ее видеть в популярных немецких вестернах об индейцах «След Сокола» и «Белые волки» (Катерина). Среди других работ: Эрика Бонгерт в криминальной ленте немецкого режиссера Ингрид Сэндер «Пигмалион XII», Милена в остросюжетном фильме чехословацких режиссеров Джозефа Мэча и Степана Скалски «Тихий американец в Праге», Ханка в телефильме Лотара Беллага Scheidungsprozeb.
Личная жизнь
В жизнь актрисы были счастливые моменты – влюблялась Барбара, по ее собственному признанию, 5 раз, и всегда избранниками были мужчины именно ее типа – высокие, статные, черноволосые красавцы. Актриса признавалась, что в первую очередь всегда отмечала в мужчине внешнюю привлекательность, красоту, а уж потом обращала внимание на интеллект и характер.
Замужем была трижды, но ни с одним мужем долгой и счастливой жизни, к сожалению, не получилось…Первым супругом был польский актер Ежи Зельник, вторым – Ян Боровец, третьим – Людвиг Космаль. От третьего брака актриса родила двоих детей, красавицу-дочь Барбару и сына Людвига. Родители настолько любили друг друга, что хотели повториться в детях, дав им свои имена… На 21-м году жизни дочь Барбара, преуспевающая модель и начинающая актриса, которой прочили блестящее будущее, погибла в автокатастрофе. Для Барбары Брыльской это был страшнейший удар, конец света. Три года плакала каждый день, жила на таблетках. Она не хотела жить и только маленький сын остановил ее от самоубийства.
По прошествии многих лет актриса не перестала всем рассказывать о том, какая ее дочь была прекрасной, талантливой и как много подавала надежд… Да, невозможна наша жизнь без горечи, как ни тяжело это осознавать, и Барбаре выпало самое тяжелое испытание в жизни – пережить собственного ребенка. Но она невероятно сильная женщина и этим она завоевала еще больше уважения к себе и любви.
В 90-2000-х годах Барбара все свои силы и любовь отдавала сыну, которого обожала и боготворила. С удовольствием занималась хозяйством, всегда прекрасно готовила, обустроила очень красивый дом под Варшавой – его интерьер актриса придумала сама, не привлекая дизайнеров.
На вопрос, готовит ли заливную рыбу, как Надя, Барбара всегда отвечала: «Да. Только лучше, чем Надя. К празднику готовлю блюда из рыбы, пирожки с грибами и капустой, красный борщ, телятину «карли» с ананасами и шампиньонами. Люблю вкусно поесть, но не могу много кушать. Надо держать себя в форме». И это ей всегда отлично удавалось! Она и в пожилом возрасте осталась в великолепной форме – практически такой же, как много лет назад.
Еще она очень домашний человек, снималась в кино и играла в театре только тогда, когда заканчивались средства. Поступала всегда мудро – не жила, чтобы работать, а работала, чтобы жить.
«Ирония судьбы, или С легким паром!»
Знаменитый фильм «Ирония судьбы, или С легким паром!» – не первый опыт Барбары Брыльской в советском кино. Еще в 1968 году актриса снялась в двух сериях знаменитой военной киноэпопеи режиссера Юрия Озерова «Освобождение» – «Огненная дуга» и «Прорыв». Спустя несколько лет последовала новая работа – главная роль в драме режиссера Александра Зархи «Города и годы» (1973). В том фильме Барбара Брыльска сыграла немецкую девушку-художницу, в которую влюбляется главный герой Андрей Старцев (его роль исполнил Игорь Старыгин).
И все же советский зритель открыл для себя Барбару Брыльску именно в «Иронии судьбы». А судьба «Иронии» была непростой... Пьесу Брагинского и Рязанова (тогда она называлась просто «С легким паром!») отвергли почти все московские театры. Наконец нашлись желающие ее поставить. Вывесили приказ о распределении ролей: Надя Шевелева – Юлия Борисова, Лукашин – Юрий Яковлев, Ипполит – Николай Гриценко. Но постановка снова сорвалась. После почти шестилетних театральных мытарств Рязанов решил пьесу экранизировать. В роли Лукашина он видел Станислава Любшина. Но тот обиделся, узнав, что на эту роль пробуются и другие актеры. Затыкать дыру пришлось Андреем Мягковым.
На роль Ипполита поначалу был утвержден Олег Басилашвили, на которого уже сшили костюмы. Однако у артиста умер отец и его заменил Юрий Яковлев. Он только взошел на кинематографический небосклон в фильме Пырьева «Идиот», сыграл князя Мышкина.
Сложнее всего было ответить на вопрос, кто сыграет Надю Шевелеву. На эту роль претендовали все первые красавицы Советского Союза. Начались кинопробы, а идеальной претендентки не находилось. И тут Рязанову вспомнилась актриса из польского фильма «Анатомия любви». Он раздобыл телефон, позвонил ей в Варшаву. Она была свободна от съемок и сказала, что ждет сценарий. Многие задавали ему вопрос: «Ну неужели в нашей стране не найти подходящую актрису?». Однако Рязанов был непреклонен – именно в Барбаре опыт режиссера распознал идеальную кандидатуру на роль Нади.
Актрису вызвали в Москву и устроили ей кинопробу. Ее версия роли оказалась самой убедительной. За очаровательной внешностью Барбары Брыльской чувствовалась биография, нелегкая судьба. Барбара – профессионал, она приходила на съемки готовой, зная наизусть текст.
Фильм снимался три месяца. Актриса Валентина Талызина озвучила Брыльску, второй соавтор – Алла Пугачева – исполнила все песни героини, вложив в них нежность и наивность. А все вместе они подарили нам надежду на то, что под Новый год сбываются самые невероятные мечты. И по сей день «Ирония судьбы» является одним из самых любимых фильмов российских зрителей. Многие помнят его практически наизусть, но все равно каждый год 31 декабря с неизменным интересом и волнением переживают все его перипетии. Что же касается Барбары Брыльской, то вряд ли найдется другая зарубежная актриса, пользующаяся в нашей стране большей популярностью и любовью. Хотя почему зарубежная? Большинство россиян искренне считают ее «своей».
Последствия успеха
На ее родине, в Польше, актрису невзлюбили после оглушительного успеха в фильме «Ирония судьбы…» – ревность к другому народу. К тому же в конце 70-х в польском кинематографе воцарился новый тип героини – напористая, агрессивная. И мягкая, лиричная Барбара Брыльска осталась не у дел. Ее практически вычеркнули из списка актрис.
Но невероятная любовь всей нашей огромной страны с лихвой покрыла то недовольство. Приезжая к нам, актриса ощущала себя по-настоящему дома – так тепло ее встречали и окружали любовью. В Советском Союзе Барбара Брыльска снималась еще не раз – в драме Арунаса Зебрунаса «Час полнолуния» (1988), в криминальном детективе Хабиба Файзиева и Всеволода Иванова «Ау, ограбление поезда» (1991). Правда, большого успеха эти ленты не имели.
В 2003 году в Москве Барбаре Брыльской предложили попробовать себя в спектакле «Квартет». Барбара призналась, что до этого она не любила театр: «Я всегда считала себя киноактрисой, полагая, что театральный актер – совершенно иная профессия, другая техника, средства выражения, другой образ жизни. Театр – это работа до ночи, а я стремилась быть вечером дома со своей семьей». Но поработав вместе с Игорем Дмитриевым, Кахи Кавсадзе, Светланой Крючковой, актриса стала получать удовольствие от игры на сцене.
Не оставляла актриса и кинематограф. Теперь уже российский. В 2000 году она снялась в роли Епанчиной в скандальной интерпретации романа Достоевского «Идиот» – «Даун Хаус» режиссера Романа Качанова, в 2003-м – в комедийной мелодраме Игоря Угольникова «Казус Белли». А в 2007 году Тимур Бекмамбетов огорошил зрителей тем, что собирается снимать продолжение «Иронии судьбы». Причем в картину вновь будут приглашены Барбара Брыльска и Андрей Мягков. Правда теперь в Ленинград улетит их сын... Долгое время публика судачила о том, будет ли удачной эта картина. Как правило, подобные продолжения редко имеют успех. Однако лента получилась довольно неплохой.
Заключение
Психологи говорят, что всех людей можно разделить на две группы. Одни считают, что все лучшее у них уже было, они всегда смотрят назад, вспоминая прошлые годы. Другие думают, что все лучшее еще впереди, и смотрят только вперед.
«Я смотрю на сегодняшний день и стараюсь не забегать дальше будущей недели, – говорила Барбара Брыльска. – Иногда думаю о прошлом. Это не очень веселые мысли, признаюсь (смеется). Прошлое очень часто больно бьет по душе, по нервам. Так что я приучила себя жить тем, что имею сейчас».
Награды
Лауреат Государственной премии СССР (1977, за участие в фильме «Ирония судьбы...»).