Биография Яковлева Юрия Васильевича
Яковлев Юрий Васильевич – советский и российский актер кино и театра.
Детство
Юрий Яковлев родился в Москве 25 апреля 1928 года. Его отец Василий Васильевич был юристом из Воронежа; мать Ольга Михайловна (в девичестве Иванова) работала медсестрой, родилась она в Таганроге.
Когда началась Великая Отечественная война, семья Яковлевых переехала в Уфу, где тринадцатилетний Юра работал вместе с мамой в госпитале. В 1943 году Яковлевы вернулись в Москву, где, чтобы хоть как-то прокормить семью, Юра пошел работать в гараж при посольстве США. Сначала он заправлял машины, потом ему стали доверять мелкий ремонт и в итоге он стал работать один, без руководства. В распоряжении Юрия Яковлева был джип «Виллис». Он был самым счастливым человеком, подъезжал к вечерней школе на машине, катал друзей и подруг. Об актерской карьере Юрий Яковлев вроде бы и не думал, ведь он собирался поступать в Институт международных отношений. И вдруг – как знак свыше – появилась мысль о ВГИКе…
Учеба
…Но не тут-то было. На вступительных экзаменах вердикт был неутешителен: «Некиногеничен». Но нет худа без добра! В 1948 Юрий Яковлев поступает в театральное училище им. Б.В. Щукина. На первом курсе по главной дисциплине, актерскому мастерству, у Юрия Яковлева была двойка. На втором – тройка. А дальше... Дальше, намного позже, его умолял гениальный Иван Пырьев: «Снимайся у Рязанова!» Но правду говорят, что «гений состоит лишь частично из таланта, но в большей степени из трудолюбия». И с 1952 года, несмотря ни на что, Юрий Яковлев стал актером академического театра им. Евгения Вахтангова.
Театр
Через два года Москва заговорила о молодом актере, увидев его в виртуозно сыгранной роли заморского королевича в сказке С. Маршака «Горя бояться – счастья не видать». В этом же 1960 году в спектакле «Пьеса без названия» А.П. Чехова Юрий Яковлев сыграл одну из своих любимых ролей – Трилецкого. Сыграл изящно, тонко, пронзительно, с грустной иронией. Стало понятно, что в труппе театра творит актер невероятных, безграничных возможностей. 60-80-е годы – звездные в биографии Яковлева. Он создает характеры объемные, многоплановые, разнообразные.
Невозможно перечислить все роли, сыгранные артистом на сцене театра, а их более семидесяти, среди которых: Калоджеро, герой комедии Эдуардо де Филиппо «Великая магия», загадочный Казанова («Три возраста Казановы»), блестящий придворный дипломат, герцог Болингброк («Стакан воды»), трагически гениальный Прокофьев («Уроки мастера»).
Одна из самх ярких ролей – Дудукин в знаменитом спектакле П. Фоменко «Без вины виноватые». Яковлевский персонаж – очаровательный московский барин, нежно и преданно любящий театр, кулисы и артистов. В спектакле звучат старинные русские романсы, и режиссер максимально использует необыкновенной красоты и музыкальности голос Юрия Яковлева.
Многолетняя партнерша по сцене Юлия Борисова делилась своими впечатлениями: «С ним радостно на сцене. Он молниеносно реагирует на любой нюанс партнера, мгновенно подхватывает зазвучавшую в тебе ноту и присоединяется к ней». Творчество Юрия Яковлева имеет оттенок сиюминутности. Именно импровизационная легкость (редкий и особо ценный дар) сделала Юрия Яковлева истинным «вахтанговцем».
Кино
Право называться и стать подлинно всенародным любимцем принес Юрию Яковлеву экран кино и телевидения. В кино Юрий Яковлев начал сниматься, сыграв роль Чахоткина в фильме «На подмостках сцены». Затем последовала роль поручика Дибича в картине В. Басова «Необыкновенное лето». В одно мгновение начинающий киноартист оказался востребованным. Его органика, абсолютное чувство свободы, природное обаяние и необыкновенный дар перевоплощения раскрылись в разнообразной галерее персонажей, многие из которых перешли с экрана в нашу повседневную жизнь, стали ее неотъемлемой частью.
Актер снимается в кино с 1956 года, а слава пришла к нему в 1958 году, когда он блистательно сыграл роль князя Мышкина в киноверсии «Идиота», поставленной Иваном Пырьевым.
В творчестве Юрия Яковлева немалое место занимает успешное сотрудничество с режиссером Эльдаром Рязановым, у которого актер впервые снялся в «Человеке ниоткуда», однако зрительскую любовь снискали Яковлеву роли поручика Ржевского в великолепной «Гусарской балладе» и Ипполита в телефильме «Ирония судьбы, или С легким паром!».
Актер также сыграл Стиву Облонского в экранизации «Анны Карениной», созданной Александром Зархи, и Брюханова в дилогии «Любовь земная» и «Судьба», поставленной Евгением Матвеевым по романам Петра Проскурина.
Среди наиболее запомнившихся зрителям работ Яковлева – комедия Леонида Гайдая «Иван Васильевич меняет профессию», где актер сыграл сразу две роли – управдома Пунши и царя Ивана Грозного, а также фантастическая лента Георгия Данелия «Кин-дза-дза», в которой Яковлев снялся вместе с Евгением Леоновым и Станиславом Любшиным.
Стоит также отметить роли актера в детективе Алексея Коренева «Ловушка для одинокого мужчины», в драме Валерия Приемыхова «Штаны», в фильме Сергея Овчарова «Левша» (Николай I) и в телесериале «Графиня де Монсоро» (барон де Меридор).
Юрий Яковлев всегда с любовью говорил о своих ролях:
Иван Васильевич: «Сначала было довольно трудно. Царя всерьез играть было нельзя, потому что это комедия. И все же он и в этих непривычных обстоятельствах должен был оставаться Иваном Грозным. А Буншу нужно было изобразить другими красками. Это должен был быть весьма бытовой кретин с двумя извилинами. И я нашел к нему подход. Во-первых, он говорит скороговоркой. У таких людей одна мыслишка убегает вперед, и они стараются ее скорее высказать, пока она не ушла. А что, если он еще и шепелявит? Это уже смешно. Я попробовал. Получилось».
Ипполит: «Мое отношение к Ипполиту – это из области тщеславия. Когда картина прошла на Новый год, мне просто нельзя было дойти от дома до театра. Это, конечно, было приятно, чего там говорить. Но дело в том, что у меня есть гораздо более интересные и глубокие роли, мимо которых просто проходят. Тот же Стива Облонский. Никто его не знает. А это одна из моих любимых ролей, я обожаю этого человека. Мы родственные души».
Поручик Ржевский: «"Гусарская баллада" идет до сих пор, и многие ее любят. И поручик Ржевский стал как бы реальным лицом – о нем есть анекдоты, как о Чапаеве, а недавно в Ржеве даже решили поставить ему памятник».
Би: «"Кин-дза-дза" – это и не комедия, и не трагикомедия, и не фантастика в чистом виде. А все вместе. Роль, конечно, у меня была совершенно необычная. Сценарий к тому же все время переписывался. Мы приезжали со съемки, Данелия и Габриадзе запирались в номере и за ночь переписывали текст. И порой он оказывался совершенно противоположный тому, который мы уже выучили... С коллегами мы чаще всего общались с помощью слова «Ку». Коротко и емко».
А вот о роли князя Мышкина, пожалуй, главной его роли в кино, Яковлев говорил редко: «Это другое».
Яковлев – актер интуиции, внутреннего порыва. Эмоциональные краски рождаются органически, а не выдумываются из головы; острейшая характерность возникает из верно понятой логики драматического произведения и режиссерского решения. «Он кажется летящей птицей, которой не надо контролировать свой полет, подсчитывать, сколько усилий нужно для взмаха крыла, – говорила Юлия Борисова. – Она летит плавно, свободно, мощно, исполненная радостью бытия, даря эту радость людям».
Личная жизнь
В юности Юрий Яковлев слыл большим ловеласом. Свою первую жену, студентку мединститута Киру Мачульскую, он буквально отбил у ее тогдашнего жениха. Вскоре после свадьбы, в 1961 году, у молодых родилась дочь Алена. Тут-то и обнаружилось, что у Яковлева намечается еще один ребенок – «на стороне». Беременной оказалась актриса Екатерина Райкина, дочь выдающегося артиста Аркадия Райкина, бывшая жена Михаила Державина. С ней Яковлев вместе играл в спектакле «Дамы и гусары». Узнав об этом, Яковлев развелся с Мачульской и женился вторично.
Однако и этот брак оказался недолговечным. Вскоре после рождения сына Алексея Яковлев и Райкина расстались. Екатерина впоследствии вышла замуж за актера Владимира Коваля, а Юрий Яковлев после нескольких бурных романов наконец-то нашел свое семейное счастье.
Третьей и последней женой актера стала Ирина Леонидовна Сергеева, в то время работавшая директором музея при Театре Вахтангова. В 1969 году у них родился сын Антон.
Алена, его старшая дочь, стала актрисой, устроилась работать в Театр Сатиры. Она трудоголик. Снимается в четырех или пяти картинах сразу, в сериалах, является ведущей актрисой Театра Сатиры.
Сын Антон Яковлев стал талантливым режиссером, его спектакли шли в Москве и Петербурге.
Сын Алексей некоторое время был актером Театра имени Ермоловой, затем ушел в частный бизнес.
Юрий Васильевич был любимым и любящим дедушкой, хотя не всех своих потомков он успел увидеть. У него несколько внуков: Мария Козакова (1992), дочь Алены; Елизавета (2003), дочь Алексея; Андрей (1992), Петр (1999) и Варвара (2014), дети Антона.
Хобби
Юрий Васильевич всегда любил читать русских классиков, особенно А.П. Чехова. С юности предпочитал классическую музыку, обожал и хорошо знал старую Москву. С удовольствием собирал грибы. Увлекался спортом: хоккеем, футболом, гимнастикой, фигурным катанием.
В 1997 году в издательстве «Искусство» вышла книга Юрия Васильевича Яковлева «Альбом судьбы моей». В 2003 году издательство «Астрель» выпустило книгу артиста «Между прошлым и будущим».
Это интересно
Первоначально на роль Ипполита в «Иронии судьбы» планировались Андрей Миронов и Олег Басилашвили. Первый не захотел играть «отрицательного героя», у второго случилось несчастье в семье. Тогда Эльдар Рязанов в срочном порядке позвал Яковлева.
Иваном Васильевичем Буншей-Грозным могли бы стать Юрий Никулин, Георгий Вицин и Евгений Лебедев. Все по разным причинам отказались от роли.
Далеко не сразу после выхода на экран «Гусарской баллады» поручик Ржевский превратился в анекдотический персонаж. Напротив, советские школьницы считали его идеалом мужественности и красоты.
Карьера в кино Яковлева могла бы начаться классически, словами: «Мальчик, хочешь сниматься в кино?». Тогда маленького Юру позвали на киностудию и попросили надкусить яблоко, а потом произнести лишь одно слово: «Кислятина». Но... после проб Яковлева больше не позвали. Так он не сыграл в фильме «Тимур и его команда».
Известные выражения героев Юрия Яковлева стали «крылатыми выражениями» у народа:
«Царь, очень приятно. Царь».
«Танцуют все!»
«Бориску на царство?!»
«Меня терзают смутные сомнения...»
«Человек! Челове-ек! Официант! Почки один раз царице!»
«Нет, генацвали. Когда у общества нет цветовой дифференциации штанов, то нет цели!»
«Вот потому, что вы говорите то, что не думаете и думаете то, что не думаете, вот в клетках и сидите. И вообще, весь этот горький катаклизм, который я тут наблюдаю... и Владимир Николаич тоже...»
«А потрите мне спинку, пожалуйста».
«Я требую продолжения банкета».
«О, тепленькая пошла…».
Согласно интернет-опросу, самой крылатой фразой из отечественных кинофильмов является реплика Яковлева в «Иване Васильевиче»: «Требую продолжения банкета!». Она значительно опережает известные изречения киногероев «Наши люди в булочную на такси не ездят!», «Ларису Ивановну хочу» и другие.
Награды и премии
В копилке Юрия Яковлева огромное множество различных почетных наград и званий. Так, он – Народный артист СССР (1976). Лауреат Государственной премии РСФСР им. К.С. Станиславского (1970, за театральную работу). Юрий – победитель конкурса-смотра «Золотые маски» за лучшее исполнение мужской роли (Сальвадор Альенде, «Неоконченный диалог», 1976). Лауреат Государственной премии СССР (1979, за участие в фильмах «Любовь земная» и «Судьба»). Лауреат Государственной премии РФ (1995). Лауреат премии «Хрустальная Турандот» (1998). Лауреат премии Деловых кругов «Кумир» за высокое служение искусству (1999). Кавалер Орденов Ленина (1988), Трудового Красного Знамени (1978), «За заслуги перед отечеством» III степени (1996). Награжден медалью им. А.П. Довженко за фильм «Судьба» (1978).
Юрий Яковлев – обладатель Премии Президента Российской Федерации в области литературы и искусства (2003), Международной премии Станиславского (2006), Ордена «За заслуги перед Отечеством» II степени (2008), Чеховской медали (2010), Российской национальной актерской премии имени Андрея Миронова «Фигаро» (2011), лауреат премии «Звезда театрала» в номинации «Легенда сцены» (2013). Также Яковлев был почетным членом Российской академии художеств.
Последние годы жизни и смерть
Последние несколько лет своей жизни Юрий Яковлев не снимался в кино. Исключение стал 2007 год, когда актера уговорили сыграть роль Ипполита в продолжении легендарной «Иронии судьбы». В театре Яковлев появлялся тоже нечасто – играл только в одной постановке – «Пристани».
30 ноября 2013 году актера, любимца миллионов зрителей, не стало. Он скончался в одной из столичных больниц после долгой болезни. Официальная причина смерти – сердечный приступ.
3 декабря тело Яковлева предали земле на Новодевичьем кладбище. До этого в Театре имени Вахтангова состоялась церемония прощания с гением перевоплощения.