Биография Лавровой Татьяны Евгеньевны
Лаврова (Андриканис) Татьяна Евгеньевна (07.06.1938, Москва – 16.05.2007, Москва) – советская и российская киноактриса, театральная актриса.
Детство
Настоящая фамилия Татьяны Лавровой – Андриканис. Ее родители – папа Евгений Николаевич Андриканис и мама Галина Кузьминична Пышкова – были кинооператорами. Вместе они сняли такие фильмы, как «Гаврош» и «Небо Москвы».
Когда Тане было 12 лет, родители разошлись, и это событие, по ее собственному признанию, оставило тяжелый отпечаток на всю жизнь. Некоторое время после развода родителей Татьяна оставалась с мамой, а в 17 лет она ушла из дома. Детство закончилось. Для Татьяны началась своя собственная жизнь...
МХАТ
Таня с детства знала, что обязательно станет актрисой. Пришло время и девушка подала документы сразу во все театральные учебные заведения Москвы. Удача улыбнулась ей в школе-студии при МХАТе. В этом было что-то символичное, ведь одним из предков Татьяны был легендарный меценат Савва Морозов, строитель Художественного театра.
А вскоре пришел и первый успех. МХАТу требовалась молодая героиня на роль Нины Заречной в легендарной «Чайке». Так студентка четвертого курса попала в окружение выдающихся театральных звезд. Партнершей Татьяны была сама Алла Константиновна Тарасова, игравшая Аркадину.
Правда, для работы в театре Татьяне пришлось сменить фамилию. Ей объяснили, что «русская актриса должна иметь русскую фамилию». Пришлось взять псевдоним. Выбрала Татьяна его очень оригинально. Она попросила сокурсников написать фамилии на листке бумаги и ткнула в одну из них наугад. Так из Татьяны Андриканис получилась Татьяна Лаврова.
После дебюта в «Чайке» о Татьяне Лавровой заговорили как о новом таланте. На курсе она была признана первой ученицей, педагоги школы-студии прочили ей большое будущее, а МХАТовские «старики» приняли и полюбили молодую актрису. Великий Грибов даже предложил ей вместе сыграть «Белые ночи» Достоевского.
О таком начале карьеры можно было только мечтать и тем неожиданней стал уход Татьяны Лавровой из МХАТа. Но об этом чуть позже, а пока…
Первый брак
Тем временем Татьяна Лаврова вышла замуж. Ее избранником стал актер Евгений Урбанский – человек редкого таланта, которого впоследствии назовут советским Марлоном Брандо.
Когда они познакомились, Евгений Урбанский был женат и работал в театре имени Станиславского. Татьяна нередко приходила на его спектакли и Евгений каждый раз очень волновался. Несмотря на разницу в возрасте (Евгений был старше на 6 лет), Татьяна была для него большим авторитетом.
Об их совместной жизни Татьяна Лаврова вспоминала: «Он казался очень старым, мне во всяком случае. Смешно, да? Вы знаете, я была очень юна. Это была первая любовь. Что сложности быта? Они тогда не так воспринимались, как сейчас. Мы долго жили в общежитии театра Станиславского. Потом у моей бабушки за ширмой в одной в коммуналке. И снимали комнаты. Но это не превалировало интереса к жизни и друг к другу и к искусству».
Однако их совместная жизнь была недолгой. Татьяна узнала об измене мужа и не смогла ему этого простить: «…идеализм молодости, он бескомпромиссен, особенно, если любовь есть». А спустя некоторое время случилась трагедия. 5 ноября 1965 года Евгений Урбанский погиб на съемках фильма «Дублер», выполняя трюк на автомобиле.
«Девять дней одного года»
Вернемся на несколько лет назад. Итак, в 1959 году Татьяна Лаврова окончила Школу-студию и осталась работать в МХАТе. Тогда же состоялся ее дебют в кино. Первой ее ролью стала Варя в фильме «Песнь о Кольцове».
А спустя два года Татьяна Лаврова сыграла главную роль в драме Михаила Ромма «Девять дней одного года». Молодой актрисе посчастливилось сниматься с великими мастерами кинематографа Иннокентием Смоктуновским и Алексеем Баталовым. И как органично она вписалась в это трио!
Как и многие шедевры, эта картина имела непростую судьбу. Первоначально сценарий был вовсе запрещен и только благодаря настойчивости Михаила Ромма фильм все же состоялся. Что же так не понравилось чиновникам от культуры?
Дело в том, что картина для того времени была во многом нетипичная. Главные персонажи – физики-ядерщики (Смоктуновский и Баталов) – были не картинными героями, а обыкновенными людьми со своими житейскими проблемами. Все это дополнялось непростым любовным треугольником, в котором разрывалась Леля – героиня Татьяны Лавровой. Татьяна Евгеньевна вспоминала: «Главный на площадке – Ромм, который точно знал, куда нас вести. Я сама ему задала: «Так кого же она любит – этого или этого?». Он сказал: «Деточка, можно любить двоих». Я сказала: «Хорошо».
Успех «Девяти дней одного года» был огромен. Картина была удостоена множества призов. Главный приз международного кинофестиваля в Карловых Варах, Почетный диплом международных кинофестивалей в Сан-Франциско и Мельбурне, Государственная премия РСФСР имени братьев Васильевых – и это далеко не полный перечень наград.
Не удивительно, что после выхода картины Татьяна буквально проснулась знаменитой. Актрисе посыпались многочисленные предложения от других режиссеров, но… «…всех я мерила уже по Ромму и от большинства предложений отказывалась», – признавалась Татьяна Евгеньевна. К тому же в эти годы начался ее стремительный взлет в театре…
«Современник»
Как уже говорилось, несмотря на успехи во МХАТе, Татьяна Лаврова приняла решение покинуть его. В 1961 году она перешла в «Современник».
Чем же объясняла свой поступок сама актриса? «Меня поразило то, что на сцене «Современника», сейчас этим, конечно, никого не удивишь, но я увидела людей, которых я вижу в жизни, которые существуют реально. А во МХАТе были великие мастера, но там было ощущение, что это какие-то далекие-далекие люди, что вот где-то они живут и мы их не знаем и не узнаем, вот только вот на сцене. Как-то вот такая странность была. Скучно мне стало там…».
«Современник» сделал Татьяну Лаврову знаменитой. Здесь она сыграла одну из лучших своих ролей – Гитель Моску в пьесе Э. Гибсона «Двое на качелях». Вот что писал о ней Виталий Вульф: «Лаврова играла искусно, тонко и глубоко. Она давала ощущение «первооткрывателя». У ее героини Гитель Моска, маленькой женщины, привыкшей отдавать все, что она может, была великая душа. До сих пор мне слышится голос Тани Лавровой: «Сколько бы ты ни прожил на земле, я хочу, чтобы ты помнил: последнее, что ты услышишь от меня, это что я люблю тебя».
Не менее интересными были и другие работы актрисы: Катя в спектакле «С любимыми не расставайтесь», Раневская в «Вишневом саде», Полина Андреевна в «Чайке», Лавра в «Эшелоне», Настя в пьесе «На дне» и др.
Вспоминал Виталий Вульф: «Лаврова была беспощадна к своим героиням, она с потрясающей силой и вдохновением сыграла Настю в «На дне», тема возрождения человека была доминирующей в этом спектакле. В те уже далекие годы она была любимицей Волчек и та занимала ее во всех своих спектаклях. Лавра в «Эшелоне» Рощина, Раневская в «Вишневом саде» были уже работами мастера, актрисы мощной индивидуальности, талант которой заражал и притягивал и зрителей, и товарищей по сцене.
Именно в «Современнике» Лаврова сыграла роль, которая навсегда останется в истории театра Чехова непревзойденной: Полина Андреевна в «Чайке» Олега Ефремова. Это была особая «Чайка», критика считала ее неудачей режиссера, она была насмешливой и очень трезвой, неожиданной. На сцене были обыденные люди с возвышенным складом души. И самой неожиданной была Лаврова, сыгравшая, казалось бы, невыгодную, не очень выразительную роль с редким проникновением в суть, как бы высвободив в себе скрытую энергию…».
Личная жизнь
На сцене «Современника» в те годы играли потрясающие актеры: Игорь Кваша, Олег Табаков, Галина Волчек, Евгений Евстигнеев, Нина Дорошина, Валентин Гафт, Михаил Козаков, Олег Даль… Обаятельный, искрометный, невероятно талантливый и в то же время нервный, неуживчивый и очень ранимый Олег Даль… В 1965 году Олег и Татьяна стали мужем и женой. Вместе они прожили лишь полгода...
Впоследствии в жизни Татьяны Лавровой был и третий брак, но о нем она вспоминать не любила. Лишь позже стало известно, что третьим избранником актрисы был советский и российский футболист Михайлов Владимир Алексеевич. В 1967 году Татьяна родила ему сына. Малыша назвали в честь отца – Владимиром.
Кино 70-х годов
Как признавалась сама Татьяна Лаврова: «Моя история с кино не очень состоялась». Да, роль в фильме «Девять дней одного года» так и осталась лучшей в кинобиографии актрисы. И все же интересные работы были. Это и политическая драма Наума Ардашникова «Вся королевская рать», и фантастическая притча Михаила Швейцера «Бегство мистера Мак-Кинли», и психологическая драма Бориса Шадурского «Факт биографии», и мелодрама Леонида Марягина «Вылет задерживается» (роль – Ольга Васильевна)…
Снова МХАТ
В 1978 году Лаврова вернулась в МХАТ к Олегу Ефремову (он покинул «Современник» в 1970 году). Поначалу ее карьера здесь складывалась очень удачно. Она много играла в самых разных спектаклях: «Наедине со всеми» (Наташа), «Серебряная свадьба» (Аглая), «Варвары» (Надежда Монахова), «Московский хор» (Люба), «Мишин юбилей» (Катя), «Венецианский антиквар» (графиня Изабелла), «За зеркалом» (графиня Брюс)…
И вновь была «Чайка». Только теперь уже Татьяна Лаврова выходила на сцену в роли Аркадиной. Виталий Вульф: «Лаврова играет проникновенно, с ощущением общей темы спектакля. В Аркадиной она как истинная актриса сыграла боязнь приближающейся старости. Поэтому ее Аркадина моложава, следит за собой и третий акт, сцену с Тригориным, проводит на пределе человеческих и женских сил безо всякого актерства».
Но в дальнейшем все сложилось совсем не так, как, наверно, хотелось бы актрисе. С годами ролей становилось все меньше и меньше. Одной из причин считают ее неуживчивый характер. Хотя, как считает Виталий Вульф: «Он (характер), может быть, действительно нелегкий, но вся конфликтность ее натуры связана с тем, что в искусстве Лаврова – максималистка».
Последние годы
В последние годы работы в театре у Татьяны Лавровой было мало. В интервью одному изданию она как-то призналась: «Я два года не имею ни одной роли пока что. И у меня уменьшился репертуар, потому что часть спектаклей, в которых я играла, они сняты в силу определенных обстоятельств. Ну, женщинам всегда сложно в театре. Но я надеюсь, я слишком много проработала в этом театре, много сил отдала и здоровья. Надеюсь, что мне что-то предложат. Я вот сейчас живу в ощущении: «Ищу режиссера, ищу режиссера!». Где бы его взять, чтобы он захотел со мной трудиться? Вот, например, мне сейчас очень хочется сняться у, я его очень люблю, у Говорухина. Он картину начинает. И хотелось бы сняться в «Московской саге» Васи Аксенова, который мой друг. И никто не зовет туда, а мне очень хочется. Я думаю, вдруг я скажу по телевидению и они захотят. В театре у меня просто папки несыгранных ролей. Как-то недавно перебирала все и думаю: «Боже мой, и это не сыграла, и это, и это».
6 мая 2007 года Татьяне Лавровой внезапно стало плохо. Ее сын Владимир срочно вызвал «Скорую помощь» и актрису доставили в клинику. Врачи определили у Татьяны Евгеньевны серьезное и опасное заболевание сердца. Десять дней они боролись за жизнь актрисы. Побороть смертельную болезнь не удалось... 16 мая 2007 года Татьяна Евгеньевна ушла их жизни. Ее тело похоронили на Троекуровском кладбище в Москве.
Награды и премии
Заслуженная артистка РСФСР (1974).
Народная артистка РСФСР (1988).
В 1998 году Татьяна Лаврова удостоилась Ордена Почета. В 2002 году получила приз Гильдии актеров России «Созвездие», а спустя год – премию «Ника» за лучшее исполнение роли второго плана. Оба приза актриса получила за свое участие в картине «Кино про кино».