Самойлова Татьяна Евгеньевна

Биография Самойловой Татьяны Евгеньевны

Самойлова Татьяна Евгеньевна – советская и российская актриса кино и театра.

Дочь актера

Татьяна Самойлова родилась 4 мая 1934 года в Ленинграде в семье замечательного советского актера театра и кино Евгения Самойлова и Зинаиды Ильиничны Левиной, инженера. В 1937 году семья Самойловых переехала в Москву.

В школьные годы Татьяна Самойлова занималась балетом. Она окончила балетную студию при театре имени Станиславского и Немировича-Данченко, и ее даже приглашала учиться в балетную школу при Большом театре Майя Плисецкая, но тяга к драматическому театру оказалась сильнее. Татьяна, воспитанная на фильмах и спектаклях отца, всегда хотела стать только актрисой.

Щукинское училище

В 1953 году Татьяна поступила в театральное училище имени Щукина, где училась до 1956 года. Там же она познакомилась с Василием Лановым.

Во время учебы она была приглашена на роль Маши в драму Владимира Каплуновского «Мексиканец» – экранизацию рассказа Джека Лондона. Мало кто помнит этот фильм, но именно во время его съемок состоялась свадьба Татьяны Самойловой и актера Василия Ланового.

И хотя через несколько лет они расстались, Татьяна Евгеньевна говорила: «Вспоминая наше с Лановым время, я всегда плачу. Мы были такие молодые и счастливые!».

«Летят журавли»

Сразу после окончания учебы Татьяна Самойлова сыграла одну из самых значительных своих ролей в кино – Веронику в великолепной картине Михаила Калатозова «Летят журавли» по пьесе Виктора Розова «Вечно живые».

Героиня Самойловой – вчерашняя московская школьница. Беспечная Вероника в годы войны теряет своих родственников и, растерянная, сломленная, она изменяет ушедшему на фронт любимому с его близким другом.

Актриса так оправдывала свою героиню: «Вероника – жертва войны, и таких девушек было много. Я была ребенком в те годы, но помню их. Я чувствовала, что вокруг все страшно изменилось. Слышала, что в дома приходят похоронки. Ровесники рассказывали мне о гибели отцов, братьев. Но и Веронику я восприняла хрупким, поверженным войной существом, в одночасье осиротевшим. Она осталась одна в огромном, полыхающем пламенем мире...».

Когда фильм вышел на экран, критика его встретила весьма прохладно. Ханжеская советская мораль протестовала против героини, которая изменила ушедшему на фронт жениху. «Как можно ее оправдывать!», – возмущались недруги фильма.

Были возмущенные и среди зрителей, но большинству фильм очень понравился. Трагическая судьба девушки, совершившей ошибку, но по-прежнему продолжающей любить, оказалась многим близка.

Настоящий успех ждал картину в 1958 году на Каннском кинофестивале.

Великий художник Пабло Пикассо, еще не видевший наш фильм «Летят журавли», а просто вглядевшись в удивительное лицо актрисы, сказал ей: «Уверен, после показа Вашей картины Вы станете звездой...».

Он был прав. Создатели фильма были удостоены гран-при. «Летят журавли» стал единственным советским фильмом, получившим «Золотую пальмовую ветвь». Удачная работа Татьяны Самойловой тоже не осталась незамеченной, актриса получила специальный диплом за лучшую женскую роль и премию жюри «Апельсиновое дерево».

Татьяна Самойлова вспоминала: «Во время конкурсного показа картины я сидела в ложе вместе с Сергеем Павловичем Урусевским. Мы вдвоем представляли «Летят журавли»: Михаил Константинович Калатозов хворал, незадолго до фестиваля у него случился сердечный приступ и мы улетели без него. Поначалу во время просмотра в зале стояла тишина, никакой реакции... Мы напряглись. Во время сцены проводов Бориса на фронт раздались первые аплодисменты. Потом они вспыхивали уже постоянно: бомбежка, смерть Бориса, мои пробеги. В глазах членов жюри появились слезы, хотя им не положено проявлять свои чувства. Когда показ завершился, была долгая-долгая овация. Мы поднялись, кланялись. Потом был яркий свет, масса восторженных слов в наш адрес. Нас все время фотографировали, журналисты не давали выйти из зала. Интервью следовали одно за другим. Потом мы получили «Золотую пальмовую ветвь» – это первая и до сих пор, к сожалению, последняя такая премия в нашем кино».

«Неотправленное письмо»

После фестиваля Татьяна Самойлова возвратилась в Москву, поступила в Государственный институт театрального искусства. Была принята в Театр им. В.Маяковского, затем перешла в Театр им. Е. Вахтангова, где работала до 1960 года.

В 1959 году Татьяне Самойловой вновь посчастливилось работать с режиссером Михаилом Калатозовым и оператором Сергеем Урусевским, открывшим в ассиметричном лице Самойловой скрытую силу, упорство, темперамент. Специально для нее они написали роль Тани в романтической драме «Неотправленное письмо».

Об этой работе актриса вспоминала: «Мы снимали в очень трудных условиях – в тайге. Во время сцены лесного пожара мне изрядно обожгло руки. Но все меркло перед возможностью общаться с Калатозовым и Урусевским. У меня были потрясающие партнеры – Смоктуновский, Урбанский, Вася Ливанов, которого я знала еще по годам учебы в Театральном училище имени Щукина. Фильм потом ругали, заставили изменить финал, хотя и Ромм, и Герасимов много сделали, чтобы картину спасти. Самое горькое, что больше мне не довелось сниматься у Калатозова и Урусевского».

Желания и возможности

Роль Тани в «Неотправленном письме» была удачной, но актриса могла справедливо рассчитывать на гораздо большее. После триумфа на Каннском фестивале ее пригласили в Голливуд на роль Анны Карениной. Партнером Самойловой должен был стать Жерар Филип. Но руководители Госкино не дали актрисе согласия на участие в голливудском фильме.

Татьяне Самойлова рассказывала: «Заведующий отделом внешних связей Госкино товарищ Давыдов все решил за меня. Приводил иностранным продюсерам какие-то нелепые доводы: Самойлова-де не имеет высшего образования и что-то еще в таком духе. Я не так страдала из-за того, что не складывается с Голливудом. Тоска была потому, что очень хотелось играть вместе с великим Жераром Филипом».

Оказалось, что актриса вообще не принадлежала себе. Ее буквально принудили сняться в роли Наташи в эксцентрической советско-французской комедии «Леон Гаррос ищет друга». Затем она сыграла Соню в военной драме известного итальянского режиссера Джузеппе Де Сантиса «Они шли на Восток». Как признавалась Татьяна Самойлова, этого режиссера она очень ценила, но ей совершенно нечего было делать в этой роли. В картину актрису пригласили лишь потому, что нужно было ее имя.

«Альба Регия»

Единственной удачной работой Татьяны Самойловой в первой половине 60-х стоит считать лишь роль русской радистки в венгерском фильме «Альба Регия», сыгранную актрисой просто и искренне. Партнером Самойловой по фильму был замечательный венгерский актер Миклош Габор.

Специально для съемок Татьяна выучила венгерский язык, а для того, чтобы лучше войти в образ, Самойлова много общалась с прототипом своей героини – советской разведчицей, чудом выжившей в годы войны.

«Внешне мы были совершенно не похожи. Мне было интересно говорить с ней, слушать ее. Трогали ее чистота, вера. Я представила себе, как ей было невыносимо трудно сохранить свою душу в тех жутких обстоятельствах, когда смерть все время рядом с тобой. И еще важно было рассказать, как женщина остается женщиной, несмотря ни на что».

Съемки фильма продолжались почти два года и, пока шла работа над фильмом, Самойлова жила в Венгрии вместе со вторым мужем – писателем Валерием Осиповым.

Татьяна Самойлова вспоминала: «У меня была одна большая любовь. Это Валерий Дмитриевич Осипов. Как красиво он ухаживал! Он буквально бомбил меня телеграммами! И стихи писал… Я была счастлива в любви».

«Анна Каренина»

Сыграв после картины «Летят журавли» лишь в нескольких фильмах, Татьяна Самойлова с 1964 года и вовсе пропала с экранов. В течение последующих трех лет она вообще не снималась в кино, но сложа руки не сидела – работала в Театре киноактера, ездила на встречи со зрителями.

Второй «звездный час» Татьяны Самойловой наступил в 1967 году, когда она получила роль Анны Карениной в 16-ой мировой экранизации романа Льва Толстого.

Выбор режиссера Александра Зархи многим показался неожиданным. В представлении многих Анна Каренина была типичной русской красавицей. И вдруг – Татьяна Самойлова с ее чуть раскосыми глазами (как признавалась сама актриса: «Это у меня от мамы – польской еврейки...»).

Александр Зархи: «Почему Татьяна Самойлова? Этот вопрос мне задавали тысячу раз. …каждый имеет собственное восприятие, представление об Анне. Можно было пригласить на роль Карениной талантливую красивую актрису. Но мне казалось, что погоня за банальной доходчивостью упростит дорогой всем образ, лишит его пленительного своеобразия и загадочности, которые были в Анне».

Сомневающиеся оказались посрамлены. Татьяна Самойлова создала поистине русский образ. «Анна Каренина» была восторженно принята зрителями, став за всю историю советского кино второй по посещаемости экранизацией русской классики после «Войны и мира» Сергея Бондарчука.

После «Анны Карениной» об актрисе вновь заговорили. Французская газета «Уик-энд» писала: «После перерыва Т. Самойлова вновь появилась на экране. Прекрасно сложенная, с поступью королевы, с теплым и лучистым взглядом карих глаз – это пленительная во всех отношениях Анна Каренина».

А вот цитата из финской газеты «Кансан Уутисет»: «Можно спорить о том, насколько созданный актрисой образ отвечает той Анне, которая была дочерью великого Пушкина – Марией Гартунг, портрет которой послужил писателю образцом Анны. Во всяком случае, созданная Самойловой героиня на многие годы останется Карениной экрана».

Забвение

Окрыленная успехом, Татьяна Самойлова ждала интересных предложений от режиссеров, но их не последовало. Актриса изредка появлялась в небольших ролях в малоприметных фильмах.

С середины 70-х Татьяна Самойлова совсем исчезла с экрана. Вспомнили о ней лишь в начале 90-х годов – пригласили на 43-й Каннский кинофестиваль в качестве почетного гостя. В 1997 году Артур Зариковский снял о Татьяне Самойловой фильм «Трагическая пауза, или Татьянин день».

Новое время

В 1999 году после долгого перерыва Татьяна Самойлова вновь появились на экране в картине Александра Атанесяна «Двадцать четыре». Актриса рассказывала, что ей было очень интересно сняться у режиссера нового поколения: «Я оценила стремление Атанесяна к новым формам. Между прочим, я впервые снималась в боевике, мне нравилась нацеленность режиссера и актеров на игру динамичную, острую, энергичную. Эта картина не похожа на те бессмысленные боевики, которые потоком идут на телевидении».

В 2004 году Самойлова мелькнула в эпизодах «Московской саги» и «Сен-Жермен». После этих фильмов актриса сказала в интервью: «…чувствую себя как будто после долгой спячки, просыпаюсь, оживаю». В 2005 году она сыграла эпизод с картине «Далеко от Сансет-бульвара», в 2008 – в драме «Нирвана».

Сын. Личная жизнь

Дмитрий – сын Татьяны Евгеньевны от брака с театральным администратором Эдуардом Мошковичем уехал с семьей в Америку. Несмотря на то, что у Дмитрия с детства проявились прекрасные внешние данные, он был очень музыкальным, играл на разных инструментах, актерской профессии он предпочел медицину. «Митя никогда не стремился в актерскую профессию, хотя и вырос в доме деда», – признавалась Татьяна Евгеньевна.

К слову, до брака с Мошковичем, который продлился с 1968 по 1973 годы, Татьяна три года жила и журналистом Соломоном Шульманом. И хотя их брак не был оформлен официально, принято считать, что у Самойловой было четыре мужа – Василий Лановой, Валерий Осипов, Соломон Шульман и Эудард Мошкович.

Неизбежный конец

Последние годы жизни Татьяна Самойлова жила в Москве одна. Одиночество, болезни и материальные трудности переносила стойко и надеялась, что будет еще работа и она «кому-нибудь пригодится».

Одинокую, выброшенную на обочину жизни Татьяну Самойлову, некогда блиставшую на экране, последние годы жизни часто подводило здоровье. Так, актриса дважды уходила из дома и не могла найти дорогу домой – первый раз (в 2009 году) ее нашли в больнице на следующий день, второй раз (в 2011 году) на поиски Самойловой ушла целая неделя. Женщину опять же нашли в больнице.

4 мая 2014 года (в этот день актриса встречала свой восьмидесятый день рождения) Татьяна Евгеньевна попала в больницу. Звезду советского кинематографа госпитализировали в очень тяжелом состоянии с гипертонией и ишемической болезнью сердца. Врачи сделали все, что могли, чтобы спасти Самойлову. Но увы… В тот же день в половине двенадцатого ночи по московскому времени Татьяна Евгеньевна ушла из жизни.

Тело актрисы было похоронено на Новодевичьем кладбище 7 мая 2014 года.

Основные награды и премии

Народная артистка СССР (1993).

Лауреат Государственной премии СССР.

Лауреат Премии жюри XI Каннского фестиваля «Апельсиновое дерево» как «Самой скромной и очаровательной актрисе» (1958, за фильм «Летят журавли»).

Mega-Stars.ru
Ваше мнение о звезде
* Код с картинки
2015-09-01 01:34:20
Best of the Best.
2014-05-08 21:38:41
Бывает очень редко такая таинственная красота... Глубоко скорблю...
2014-05-07 17:58:55
Уникальная актриса с потрясающей внешностью. Такое впечатление, что в ней скрыто несколько человек, причем все великолепны и неподражаемы!!! Скорбь бесконечна! Представляю, как будет мучаться сын из-за того, что мало был с матерью...
2014-05-04 15:24:47
Татьяна Самойлова – это неземная красота и очень хорошая актерская работа. Россия обязана охранять и помогать таким немолодым актерам, т.к. это наше достояние, как Эрмитаж. И не надо её оставлять в одиночестве. Второй Самойловой не будет...
2013-07-28 10:33:58
Актриса она, конечно, бесспорно красивая. Но мне кажется, что у нее жизнь впоследствии сложилась так, как она заслужила. Мне кажется, она была эгоисткой по отношению к близким и коллегам (читала о ней). Все ее роли - это люди маленько неадекватные. Поэтому она так блестяще справлялась: она играла саму себя.
2012-11-27 15:52:06
Я тоже обожаю Татьяну Евгеньевну Самойлову. За ее красоту - внешнюю и внутреннюю, за ее мужественность (так мало снимали). Я могла бы бесконечно говорить о ее таланте и обаянии, если бы она могла это прочесть.
2012-10-15 19:33:25
Очень сильная личность с тонкой душой. Мне не очень нравится "Летят журавли", но очень любуюсь ее героиней, а особенно последующими ролями Татьяны Евгеньевны. И мне кажется, что она не смогла себя реализовать до конца.
2012-09-22 22:25:00
Замечательная актриса, красавица! Жаль, что в старости наши популярные актеры забыты, живут и умирают в нищете. Дай Бог долголетия!!!
2012-09-22 22:23:31
Восхищен гением звезды мирового масштаба. Подобные люди мировую культуру минимум обогащают, а о максимуме не мне судить...
О сыне говорить не стану - у меня и бабушка 1918 года жива, слава Богу, и мама. Никогда их не оставлю.
2012-07-21 21:18:52
Моя дочь Яна удивительно похожа на молодую Татьяну Самойлову, это замечают все, кто видел актрису, но, к сожалению, похожесть оказалась не только внешней, но и в поведении - а это не радует...
показать еще комментарии