Биография Вавиловой Натальи Дмитриевны
Родилась 26.01.1959 в Москве.
Дебют в кино
Кинокарьера Натальи Вавиловой начиналась очень удачно. Она родилась и жила в Москве, на Ленинском проспекте, неподалеку от "Мосфильма". Однажды к 14-летней Наташе прямо на улице подошли ассистенты режиссера и спросили, хочет ли она сниматься в кино. Так в 1974 году Наташа впервые появилась на киноэкране в небольшой роли в киноповести Юлии Солнцевой "Такие высокие горы".
Прошло два года, детское киноприключение почти забылось. И вдруг прямо на уроке открылась дверь, и в класс зашел помощник режиссера Владимира Меньшова. Он разыскивал большеглазую девочку Наташу, как ее бишь фамилия... Да вот же она, та с косичками - замечталась у окна! И Вавилова вместо того, чтобы вместе с одноклассниками сдавать экзамены на аттестат, вновь очутилась перед кинокамерой. Ее партнером по съемкам в фильме «Розыгрыш» был Дмитрий Харатьян.
Однако родители Наташи строго-настрого запретили дочери больше сниматься: по их убеждению, девочке из приличной семьи следовало получить более презентабельную профессию. А Наташа в тайне от них начала ходить на занятия в актерскую мастерскую Евгения Матвеева при ВГИКе.
"Москва слезам не верит"
В 1979 году Наталья Вавилова окончила ВГИК и снялась в легендарной картине "Москва слезам не верит", сыграв Александру - дочь главной героини фильма Кати Тихомировой. А ведь зрители могли и не увидеть Наталью в этой роли. Дело в том, что накануне съемок родители Наташи запретили ей сниматься. Когда Меньшов пригласил ее на роль Александры, ей пришлось и это скрыть от строгих папы и мамы. Но обман быстро раскрылся, и они буквально посадили дочку под замок. Устроили ее на курсы в МИД и лично возили туда и обратно. Ей запрещалось даже подходить к телефону. Владимир Меньшов пришел в ужас. Положение спас Алексей Баталов, он вместе с режиссером приехал к Наташе домой.
Рассказывает режиссер фильма Владимир Меньшов: "Когда определились с Алентовой, то захотелось видеть в роли Александры - у них даже некое сходство есть - Вавилову Наташу. Но ее родители были категорически против съемок. Они ее устроили на курсы в МИД. И Наташа даже не подходила к телефону. Мы начали съемки без Александры, и тут мне пришла в голову счастливая мысль попросить Баталова съездить к родителям Наташи. Мы позвонили в дверь, нам открыли, перед Наташиными родителями стоял Баталов. Естественно, они были потрясены".
Поговорив с известным артистом, родители сдались. Ведь ещё с молодых лет Баталов был их кумиром. На личное попечение «такого человека» они отпустили-таки свое драгоценное чадо на съемки. А в итоге Наташа бросила курсы в МИДе, поступила во ВГИК и стала актрисой...
Успех фильма, подкрепленный красивой внешностью актрисы, послужил тому, что Вавиловой посыпались предложения от режиссеров. За десять лет она снялась в полутора десятков фильмах, среди которых: романтическая мелодрама "Нас венчали не в церкви", трагикомедия "Мой избранник", фильм-катастрофа "Поезд вне расписания".
Личная жизнь
Работа на «Мосфильме» подарила Наталье не только профессию, но и мужчину всей ее жизни. Так же случайно, как Вавилова еще девочкой попала в кино, так же ненароком она встретила и своего будущего мужа - режиссера Самвела Гаспарова.
Гаспаров в кино тоже попал волей прихотливой судьбы. Жил себе в родном Тбилиси, работал дальнобойщиком и об искусстве даже не мечтал. Пока в 1964 году от него не ушла жена. Тогда Самвел отправился в далекую Москву с целью прогулять все, что у него было до копейки, и начать жизнь с чистого листа. Там он случайно познакомился с компанией молодых, веселых и талантливых студентов ВГИКа. Грузинский дальнобойщик с удивительной легкостью вписался в актерскую братию. Будущие звезды советского экрана - Екатерина Васильева, Сергей Соловьев - часами могли слушать «дорожные зарисовки» Самвела, которые он мастерски рассказывал, иногда даже в стихах.
И вот в один прекрасный день Васильева, тогда еще не народная актриса СССР, а просто Катя, ничего не говоря Гаспарову, отнесла тетрадку с его историями кинорежиссеру Михаилу Ромму. А через пару дней объявила, что прославленный Ромм ждет его в гости. Беседа простого дальнобойщика и легенды советского кино длилась без малого пять часов. В итоге Ромм заявил: «Шофером поработать вы всегда успеете, а пока сдавайте документы на режиссерское отделение. Я буду рад, если вы поступите!» Он поступил.
Сегодня рядовой зритель едва ли вспомнит названия его работ, а в советские времена гаспаровские, говоря современным языком, боевики собирали полные залы: «Ненависть» (1977) по сценарию Никиты Михалкова, «Забудьте слово «смерть» (1979), «Хлеб, золото, наган» (1981), «Шестой» (1982). Разрешение на выход каждого фильма на большой экран приходилось буквально выбивать у руководства. То слишком много убийств, то «не наша мораль, дурно влияющая на нашу молодежь». И вот когда Гаспаров уже почти впал в депрессию, в Доме кино на премьере своего однокурсника Владимира Меньшова он встретил ту, ради которой стал жить, творить, зарабатывать, строить дом. С первого взгляда на Наташу он понял, что не расстанется с этой девочкой, почти на двадцать лет его моложе, никогда. Они поженились и стали поддерживать друг друга в радости и горе, в болезни и здравии...
Травма и закат карьеры
В 1987 году, на съемках фильма "Николай Подвойский", с актрисой произошла беда. Наталья должна была появиться в кадре на лошади. Раньше Наташа никогда и рядом с конем не стояла, поэтому сразу после утверждения на роль записалась в конно-спортивную школу в Измайлове.. А во время съемок, работник ипподрома по ошибке вывел другую лошадь, с больной спиной. Как только актриса села в седло, лошадь от боли встала на дыбы и понесла. Со стороны это напоминало родео. Когда силы Наташу покинули, лошадь швырнула ее на землю. Почти месяц Вавилова провела на больничной койке. Дирекция съемочной группы, понимая, что виновата в тяжелейшей травме актрисы, обещала ждать ее возвращения на работу, сколько понадобится. Но уже через неделю Вавиловой нашли замену.
Для нее подобное отношение стало настоящим ударом. С большим трудом поправившись физически, она еще долго не могла прийти в себя эмоционально. Самвел забросил все свои дела и полностью сосредоточился на любимой женщине. Чтобы отвлечь ее от мрачных мыслей, он организовал для них двоих настоящее путешествие. На несколько месяцев они просто выпали из кино, работы, обычной московской жизни, любовались на Европу и любили друг друга. Вернувшись домой, Гаспаров для восстановления в Наташе уверенности в собственных силах снял ее в главной роли в своем новом фильме «Стервятники на дорогах». Однако к тому времени система проката в нашей стране уже разваливалась, кинематограф находился в состоянии кризиса, и фильм остался лежать на полке. Наталья Вавилова приняла решение уйти из профессии навсегда.
С тех пор актриса в кино больше не снимается. Как объясняет ее муж Самвел Гаспаров, предложения сниматься были и не мало, но не было ничего, что могло бы ее заинтересовать. Однако Наталья Вавилова не исключает своего возвращения на киноэкран.
Настоящее время
Сейчас Наталья Вавилова живет с мужем в подмосковном доме. Она занимается домашним хозяйством - обустройством дома, садоводством, кухней. Кроме того, Наталья Вавилова часто посещает церковь, помогает простым людям. Вместе с супругом они ездят по детдомам и оказывают материальную помощь обездоленным детям. Но рассказывать об этом супруги не хотят. Говорят, что благотворительностью они занимаются не для того, чтобы покрасоваться: "Если мы будем кричать об этом - пропадет смысл!". Вообще, супруги всячески избегают всех контактов с прессой. Наталья Вавилова остаётся патриотом Родины своего детства и в 2003—2004 годах отказалась менять паспорт СССР на российский.
С уважением ко всем, кто прочитал.