Биография Стэнли Кубрика
Родился в 1928 году в Нью-Йорке. Детское увлечение фотографией к 17 годам привело Стэнли Кубрика в ряды фотографов-профессионалов, а заодно и в штат журнала "Лук". В 1950 Кубрик уходит из журнала, чтобы осуществить мечту детства и снять свой первый — документальный — фильм "День боя". В 1953 он дебютирует игровым фильмом "Страх и желание", снятым для фирмы РКО на деньги, взятые взаймы у друзей. В 1954 вместе с продюсером Джеймсом Б. Харрисом организовал собственную кинокомпанию и через год выпустил малобюджетный фильм "Поцелуй убийцы", где снова выступал в качестве продюсера, сценариста, оператора и монтажера.
Криминальная драма "Убийство", первая работа Кубрика, где он не был стеснен бюджетом, впервые привлекла к нему внимание критики. Его следующий фильм, антивоенная драма "Пути славы" стал событием благодаря остроте и сарказму, с какими воссоздавался суд над солдатами, обвиненными в срыве французского наступления в годы Первой мировой войны, этот же сарказм привелк фактическому запрету на показ картины в Европе. В течение двух лет Кубрик не имел работы, и в 1960 был вынужден заканчивать начатую Э. Манном эпопею "Спартак". Несмотря на успех в прокате, Кубрик в 1961 переезжает в Англию, чтобы избежать конфликтов с голливудским "истеблишментом" и студийной системой, раздраженными его независимостью и стремлением быть автором своих работ в полном смысле слова.
В 1962 режиссер покусился на скандальный романа В. Набокова "Лолита". Неизбежная из-за цензурных соображений корректировка образа главной героини смягчила акценты и интонации Набокова, и критика, обвинявшая прежде в цинизме, заговорила о склонности Кубрика к "черному юмору". Как показал следующий фильм режиссера "Доктор Стрейнджлав, или как я перестал бояться и полюбил атомную бомбу", критики ошибались. Следующая картина Кубрика, грандиозная фантастическая эпопея "Космическая Одиссея, 2001" (1968, по А. Кларку) завоевала премию "Оскар" за использование спецэффектов и комбинированные съемки и стала эталоном научно-фантастического фильма. После этого можно было уже ничего не снимать, почивая на лаврах, но Кубрик успешно справился и с "Заводным апельсином" по роману Берджеса, и с "Сиянием" по роману Кинга (причем Кинг обиделся - официально за то, что Кубрик исказил букву и дух его книги, а скорее всего потому, что фильм вышел гораздо сильнее и страшнее, чем книга). После долгого перерыва в 1997 поставил мрачную семейную драму "С широко закрытыми глазами", которую, к сожалению, уже не успел довести до экрана.