Биография Софии Ротару
...В переполненном зале Дворца спорта погас свет, воцарилась напряженная тишина, и тогда остро почувствовалось, с каким нетерпением зритель ждал её... Зазвучала мелодия, и в мозаике разноцветных огней появилась София Ротару... Зал грянул аплодисментами...
Семья и детство
Итак, начнём с начала биографии Софии Ротару - отчего дома. Родилась 7 августа 1947 года София Ротару в песенном крае - в селе Маршинцы Черновицкой области. Без песен там не обходится ни одно торжество, ни один обряд. Кажется здесь сама земля рождает песни. Таких чистых, красивых голосов, как у Михаила Федоровича (он родился 22.11.1918) и Александры Ивановны Ротару (17.04.1920 -16.09.1997), не было больше в Маршинцах.
Михаил Федорович первый в селе вступил в партию, прошел всю войну, будучи пулеметчиком, и дошёл до Берлина. Был ранен и вернулся домой только в 1946 году. Сейчас солдатская память все чаще и чаще возвращает отца в те страшные годы, вспоминаются бои, лица погибших друзей.
В семье, кроме Софии, было пятеро детей: два брата и три сестры. Старшая сестра Зина (родилась 11.10.1942), перенесшая тяжелую болезнь, в детстве потеряла зрение.
Зина, имея сама абсолютный слух и легко запоминая новые песни, научила Софию многим народным песням и вообще стала младшим и второй мамой, и любимым учителем. Потом София, не боясь показаться восторженной, скажет: "... И мы все учились у нее - такая музыкальная память. А душа!" Зина, проводя много времени у радиоприемника, вместе с песнями выучила и русский язык. И научила ему братьев и сестер. Дома Ротару говорили только на молдавском. Естественно, как самая старшая, София была первой помощницей маме. Утром Соня с мамой ездили на рынок торговать - на что-то надо было жить.
- Мама меня затемно будила, - вспоминает София, - а я ужасно хотела спать. Она говорит: "А кто мне поможет?". Всю дорогу я спала. К шести утра подъезжали. Надо было заранее место на рынке занять, все разложить. И только когда начиналась торговля, я приходила в себя. Мне было интересно. Возле нас всегда выстраивалась очередь, потому что мама была чистюля, ее знали и ждали. У нее были постоянные покупатели.
София Михайловна никогда не торгуется на рынке. И запрещает это делать своим друзьям и близким. "Это адский труд, - говорит она мужу, - не смей".
Часто, очень часто приходилось Софии подменять мать, работать за нее в поле. Именно в эти годы формировался ее характер.
- Своим становлением как певицы и, наверное, личности, - рассказывает София Ротару, - я скорее всего обязана именно тем женщинам, с которыми работала в деревне, именно от них я научилась понимать смысл жизни. В трудные минуты от них - простых и великодушных - я получала помощь.
В этой среде София Ротару находит для своих будущих песен самые человечные, самые глубокие и искренние ноты. София начала петь с первого класса в школьном хоре, так же пела в церковном хоре.
В юности Софию привлекал театр, она занималась в драмкружке и одновременно пела народные песни в художественной самодеятельности. София, к примеру, любит вспоминать, как брала в школе единственный баян и по ночам, когда гасла в доме керосиновая лампа, уходила в сарай, подбирала полюбившиеся мелодии молдавских песен. Отец, Михаил Федорович, около тридцати лет проработавший бригадиром виноградарей, помнит, как однажды в село впервые приехали профессиональные артисты, а он привел к ним за кулисы Соню и с гордостью сообщил: "Вот моя дочка. Она обязательно будет артисткой!"
Будучи очень живой и подвижной София любила спорт, а особенно легкую атлетику, и конечно же делала успехи: была чемпионкой школы по многоборью, ездила на областные олимпиады. Однажды, на областной Спартакиаде в Черновцах, она стала победительницей в беге на 100 и 800 метров...
Победа Софии Ротару в районном конкурсе художественной самодеятельности в 1962 году открыла дорогу на областной смотр. За её чарующий голос земляки тогда одарили ее званием "Буковинский соловей". Голос был действительно удивительным - поражала его сила и широта, необычайная звуковая насыщенность. В нём было столько обаяния и страсти, так он был раскован и волнующе хорош, что сомневаться в счастливой судьбе молодой певицы не приходилось.
1963 год принес диплом первой степени на областном смотре художественной самодеятельности в Черновцах. Как победительница, она направляется в Киев для участия в Республиканском конкурсе.
1964 год, в свою очередь, порадовал победой на республиканском фестивале народных талантов. По этому случаю ее фото было помещено на обложке журнала "Украина" № 27 за 1965 год. Кстати, это фото потом сыграло в ее жизни не последнюю роль. После того конкурса народный артист СССР Дмитрий Гнатюк сказал землякам: "Это ваша будущая знаменитость. Запомните мои слова". Смотры, конкурсы, - неужели у 17-летней девчонки не закружилась голова от успеха? Но нет, родители всегда учили ее критично оценивать свое дело и настойчиво идти к цели, невзирая на трудности. Закончив в 1964 году школу. Соня твердо решила ехать в Черновцы поступать в музыкальное училище.
Начало взрослой жизни
К большому своему сожалению София узнала, что в музыкальном училище нет вокального факультета. Ну что ж, поступила на дирижерско-хоровой... В 1964 году София впервые спела на сцене Кремлевского Дворца Съездов, - и Москва была покорена. "И кто тебя замуж возьмет? - говорила, бывало, мама. - Одна музыка в голове". А тем временем на Урале, в Нижнем Тагиле служил молодой парень из Черновцов - Анатолий Евдокименко, сын строителя и учительницы, у которого тоже "одна музыка" была в голове: в детстве окончил музыкальную школу, играл на трубе, мечтал о создании ансамбля. И к ним в часть попал тот самый журнал "Украина" с фотографией красивой девушки на обложке. Он показывал фото сослуживцам: "Посмотрите, какие девушки у нас в селах! Представляете, что в городе делается?" И прикрепил обложку на стену возле своей кровати. А потом вернулся домой и начал искать Софию. Долго искал, наконец, нашел училище, Сониных подруг...
Вообще-то Соня не предполагала, что когда-либо будет петь с эстрадным оркестром. Кроме скрипок и цимбал, других инструментов для сопровождения она не признавала, пока не познакомилась со своим будущим мужем Анатолием Евдокименко, студентом Черновицкого университета и одновременно трубачом в студенческом эстрадном оркестре. Анатолий интуитивно понимал, что только музыкой и ещё раз музыкой можно завоевать сердце Софии. Он и был инициатором появления солистки в оркестре. Правда, поначалу для Софии подбирали только народные украинские и молдавские мелодии. Кстати, и сегодня народные песни занимают значительное место в ее репертуаре: "Без них я жить не могу. Как услышу - слезы..." Но Анатолий уговаривал Софию попробовать себя в роли солистки эстрадного оркестра. И вот однажды София все-таки поддалась на уговоры, рискнула - исполнила песню "Мама"; Броневицкого. И песня получилась.
В 1968 году на выпускном вечере в музыкальном училище доцент Пулинец заверял: "Уже сейчас можно говорить о ней как об эстрадной актрисе, которая будет иметь большой успех у самой широкой аудитории".
Начало песенной карьеры
Любопытно, что в 1968 году своей биографии София Ротару встретила свой день рождения, завоевав звание лауреата IX Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Софии (Болгария). Так состоялся дебют на эстраде тогда еще самодеятельной певицы. София Ротару была направлена на IX Всемирный фестиваль молодежи и студентов как участница фольклорного конкурса. Толик твердо вознамерился ехать с ней на фестиваль. Им для Болгарии срочно требовался контрабасист. И тогда Толя за два месяца освоил контрабас. Правда, с его пальцев потом долго не сходили мозоли. Ошеломительный успех, первое место. Когда Софии вручали золотую медаль, ее буквально засыпали болгарскими розами. И один оркестрант пошутил: "Цветы Софии для Софии". А газеты пестрели заголовками: "21-летняя София покорила Софию". Так было оценено исполнение украинской народной песни "На камені стою" и молдавской "Люблю весну", а также "Степом" А. Пашкевича и "Валентины" Г. Георгице. Последняя песня была посвящена присутствующей в зале первой женщине-космонавту Герою Советского Союза Валентине Терешковой. Председатель жюри Л. Зыкина сказала тогда: "Это - певица с великим будущим".
Потом пришло время иного дебюта: окончив музыкальное училище, она стала преподавательницей. До сих пор Ротару вспоминает этот день с волнением и радостью, как бы заново переживая те чувства, которые испытала перед первым уроком...
22 сентября 1968 года в Маршинцах София и Анатолий сыграли свадьбу. Родители не возражали. Мама лишь сказала: "Ты только, Соня, хорошо подумай, выходишь замуж - значит, на всю жизнь!". Свадьба была "скромная" - человек на двести. К вечеру пошел дождь, но даже он не прервал веселья: счастливая невеста в длинном платье, промокшая до нитки, продолжала танцевать до упаду...
Медовый месяц они провели в Новосибирске - так как в то время Анатолий оканчивал университет и был направлен туда на практику. Он работал на заводе имени Ленина, и молодая семья жила тут же, в общежитии 105-го военного завода. Соня готовила на всех еду, а по вечерам пела в клубе "Отдых". Молодожены уехали через 3 месяца.
Однако в мыслях у Софии было лишь одно...
София Михайловна как-то поделилась: - Через год нашего брака я стала мечтать о ребенке. И намекала время от времени об этом Толику. А он строил большие творческие планы и с ребенком не спешил. К тому же мы жили вместе с родителями в 2-х комнатной квартире, он не окончил еще университет. Денег не хватало, просить их у родителей было в нашей семье не принято. Мы же взрослые люди. Ну ладно, ладно думаю... И как-то говорю ему: "Послушай, врач сказал, что я скоро стану мамой." Хотя на самом деле в положении я в тот момент не была - пришлось пойти на маленькую женскую хитрость. Толик покачал головой: "Ну что ж, хорошо". Он расслабился, потерял бдительность и стал ждать, когда родится наследник.
Вот только ждать ему пришлось не девять месяцев, а одиннадцать, потому что забеременела Соня только спустя два месяца после того разговора.
- Сейчас, я полагаю, что все сделала правильно, - лукаво улыбается Ротару. - Потом бы просто не успела - начались бы эти бесконечные гастроли...
Ротару попала в роддом в ночь с воскресенья на понедельник. Весь день накануне она проплакала: Толик не взял ее с собой на рыбалку. Взбунтовались его родители: "Куда вы еще собрались? Соня, тебе рожать с минуты на минуту, а ты карпов идешь ловить?". Толик вернулся под вечер с небывалым уловом, и вместе с Соней они отправились проведать знакомых музыкантов. Схватки начались по дороге домой. Вы думаете, Ротару тут же поспешила в больницу? Как бы не так! Она поспешила домой, чтобы погладить платье, в котором и отправилась с мужем в роддом. Выглядеть потрясающе в любой ситуации было ее стилем жизни.
Двадцать четвертого августа 1970 года родился сын. Ему дали имя Руслан. Он оказался абсолютной копией отца.
...Такого в Черновцах еще не видели! Толик встречал жену и сына с оркестром. Все музыканты города собрались под окнами роддома и играли. Кто на трубе, кто на скрипке, кто на флейте. Проезжающие мимо машины тормозили, троллейбусы и автобусы останавливались, из всех близлежащих домов высыпали люди... Когда появилась Соня, в воздухе замелькал фейерверк пробок от шампанского. Всю дорогу до дома счастливый отец танцевал с сыном на руках...
А в 1971 году на "Укртелефильме" режиссером Романом Алексеевым был снят музыкальный фильм о нежной и чистой любви девушки-горянки и донецкого паренька "Червона рута". Песни В. Ивасюка и других авторов исполнили В. Зинкевич, Н. Яремчук и другие. София Ротару стала главной героиней. Фильм имел значительный успех. И когда в октябре София получила приглашение работать в Черновицкой филармонии и создать свой ансамбль, название ансамбля появилось само собой - "Червона рута"...
Еще и потому, что так называлась одна из первых песен гениального композитора и поэта Владимира Ивасюка. В песнях Володи удивительным образом сочетались красота и романтика буковинского края, свежесть и целомудренность первой любви, бескрайняя вера в счастье. София считает встречу с композитором Ивасюком счастливым подарком судьбы. Никто из композиторов, с которыми она будет работать позднее, не чувствовал так глубоко душу певицы, ее понимание и восприятие жизни. Большинство его песен были написаны специально для нее, для ее чрезвычайно прекрасного голоса. Они были современными, но вместе с тем построены на многонациональном мелосе народов, живущих на Буковине. Это было новое, удивительно яркое слово в песенной культуре Украины. Действительно, песни Володи подарили певице крылья, именно с ними засверкала ее эстрадная звезда.
Оценивая роль Софии Ротару в популяризации песен Володи, его отец, известный украинский писатель М. Ивасюк скажет перед многотысячной аудиторией земляков буквально следующее: "Мы должны низко поклониться молдавской девочке Соне, разнесшей по всему миру песни моего сына".
Действительно по всему свету, потому что в тысячах различных концертов Софии во многих и многих странах всегда звучали и звучат песни Володи, многие из которых стали классикой песенного искусства.
Сама песня "Червона рута" до сих пор является визитной карточкой Софии Михайловны. Ибо она нашла свою червону руту …
Червона рута – название цветка, взятое из древней карпатской легенды. Рута цветёт только в ночь на Ивана Купала, и девушка, которой удастся увидеть цветущую руту, будет счастлива в любви.
Руководителем ансамбля стал Анатолий Евдокименко. Несмотря на то, что он некоторое время работал на кафедре, у него были научные статьи, он изменил свою профессию. Безумно любя свою жену, он окончил затем и режиссерский факультет Киевского института культуры, стал режиссером-постановщиком всех ее концертных программ.
Дебютом "Червоной руты" стало выступление в Звездном городке у советских космонавтов. Именно там София Ротару и ансамбль "Червона рута" впервые заявили о себе как о незаурядных представителях целого направления советского эстрадного искусства, характерной чертой которого является сочетание в репертуаре и стиле исполнения элементов народной музыки с современными ритмами. Лишь только она закончила петь "Червону руту", как зал буквально вздрогнул от аплодисментов. Столь неожиданно теплым приемом она была чрезвычайно взволнована. Почему-то ей подумалось: если эти необычные в ее представлении люди находят радость в ее песнях, значит, она обязана петь, упорно идти избранным путем. А потом еще космонавт В. Шаталов от имени своих коллег пожелал ей больших успехов в песенном творчестве.
София лишь укрепилась в своем желании. Затем она пела на сцене Центрального концертного зала "Россия", Кремлёвского дворца и на сцене театра эстрады. Дебютируя на столичной сцене, Ротару меньше всего напоминала робкого новичка. Это был вполне зрелый мастер, уверенный в своей силе. Внешняя сдержанность певицы, не оставлявшая место для суетливости и неоправданной жестикуляции, удивительным образом гармонировала с полетом ее сверхэкспрессивного голоса. Она пела так, будто это были самые главные концерты в ее жизни. Казалось, она долго копила душевные силы, чтобы сегодня, сейчас выразить всю свою страсть, всю радость и боль без остатка. Ошеломляющая творческая "щедрость" Ротару необычайно возбуждала зрителей, вызывая горячую волну ответного чувства...
Рост популярности
Это явилось началом широкого признания в биографии Софии Ротару. Именно с 1971 года она ведет отсчет своей профессиональной творческой деятельности.
Ее авторами стали В. Ивасюк, студент музыкального училища Валерий Громцев, руководитель ВИА "Смеричка" Левко Дутковский. А заместитель директора Черновицкой филармонии Пинкус Абрамович Фалик и его жена, заслуженная артистка УССР Сиди Львовна Таль были тогда её вторыми родителями. Фалик являлся в то время одним из крупнейших администраторов с мировым признанием. Еще до войны он был продюсером известной английской певицы Джери Скотт.
Самую первую профессиональную программу "Червоной Руты" худсовет не утвердил. Тогда нужно было выдерживать определенную линию. Например, "любовь, комсомол и весна" т.е. все выступление должны были пропитывать радость, оптимизм. А она пела "Враги сожгли родную хату". Это не понравилось комиссии Министерства культуры, программу запретили. По сути, им перекрывали кислород. Спас Фалик. Он позвонил в Москву, и Червону руту, в обход всех разрешений, включили в программу "Звезды советской и зарубежной эстрады". Они попали в компанию к немцам, болгарам, чехам, югославам. В Ташкенте люди после концерта расспрашивали, понравился ли ей Советский Союз, где она так хорошо научилась петь по-русски. Оказалось, ее принимали за болгарку. Остались незабываемые и забавные, смешные случаи на концертах.
Это было в Грозном на стадионе: вышла на эстраду - стройная, в красном облегающем платье с застежкой-молнией на спине. И тут, как раз во время исполнения, "молния" лопнула. Зрители, конечно, заметили. Придерживает она платье руками, чтобы не слетело, и вдруг на сцену выбегает какой-то сердобольный гражданин с огромной булавкой. Развернул ее спиной к публике и под общее веселье спас-таки.
В 1972 году с программой "Песни и танцы Страны Советов" София Ротару и "Червона Рута" участвовали в турне по Польше.
В 1973 году в Бургасе (Болгария) состоялся конкурс "Золотой Орфей", Ротару получила на нем I премию, исполнив песню Е. Доги "Мой город" и "Птица" - песню на болгарском языке, посвященную памяти Паши Христовой, авторами которой являются Т. Русев и Д. Демьянов. Тот же год принес ей и звание заслуженной артистки УССР. Песни в ее исполнении "Кодры" и "Мой город" на молдавском языке были записаны в фильме "Весенние созвучия - 73".
На фестивале "Песня - 73" песня Е. Доги "Мой город" в исполнении Софии Ротару стала лауреатом...
Когда София Ротару выходит на сцену и начинает петь, забываешь обо всем на свете. Её прозрачный, чарующий голос проникает в душу, волнует и покоряет каждого, кто любит эстраду, любит песню. Вот стоит она перед микрофоном в свете прожектора - стройная, праздничная, словно весенняя веточка. Сколько в ней обаяния, красоты, сколько искренности и волнения, когда на прекрасном языке музыки и поэзии она доверительно делится с нами всем, что её радует и печалит...
В первомайском "Праздничном вечере в Останкино" в 1974 году она пела вместе с артистом из ГДР Михаэлем Ханзеном. В этом же году Ротару окончила Кишиневский институт искусств и стала участницей фестиваля "Бурштиновый Соловей" в Сопоте (Польша), где исполнила "Воспоминание" Б. Рычкова и "Водограй" В. Ивасюка. За исполнение польской песни из репертуара Халины Фронцковяк "Кто-то" (русский текст А. Дементьева) получила II премию. На "Песне-74" София Михайловна исполнила "Балладу о матери" Е. Мартынова на стихи А. Дементьева.
На фестивале "Песня-75" в финал вышли "Лебединая верность" и "Яблони в цвету". Песня "Смуглянка" была исполнена с югославским певцом Микки Ефремовичем. Через год, на следующем фестивале прозвучали песни "Верни мне музыку" и "Тёмная ночь". Вторая была исполнена с Анатолием Мокренко.
В творчестве наиболее важен для Софии Ротару контакт с песней, с её создателями. Писали песни ей и другие композиторы. Евгений Дога написал "Мой город", Арно Бабаджанян - "Верни мне музыку", Оскар Фельцман песню "Только тебе", Юрий Саульский - "Обычную историю"...
София с гордостью говорит: "Я была первой исполнительницей многих песен одного из любимых мною композиторов Евгения Мартынова. Люблю его "Лебединую верность", "Балладу о матери". В моем репертуаре песни разных жанров, но почти всегда - драматический сюжет, драматическая мелодия. Песня для меня - маленькая новелла со своим миром чувств, драматургическим строем, героями..."
... И тем не менее, главная ее привлекательность для слушателей заключается в том, что певица остается верна именно народной манере исполнения. Народность проявляется и в постановке голоса, и в простоте, сдержанности поведения на сцене, и, наконец, в выборе репертуара: песни Ротару всегда лиричны, распевны. И еще, в народной песне не встретишь случайных, ничего не значащих, пустых слов, и это, несомненно, научило Софию среди многих новых современных песен выбирать лишь те, что исполнены глубокого смысла, вызывают размышления. Ведь, по ее мнению, за те три-четыре минуты, какие длится песня, артист должен очень многое поведать слушателю, сделать его богаче.
Сама песня "Червона рута" до сих пор является визитной карточкой Софии Михайловны. Ибо она нашла свою червону руту …
1980—1985: Взлёт актрисы и новые сотрудничества
В 1980 году София Ротару выиграла первую премию на международном конкурсе в Токио за исполнение югославской песни «Обещание» и была награждена орденом «Знак Почёта».
Певица продолжила экспериментировать над своим имиджем и появилась на сцене впервые среди отечественных женщин-артистов в брючном костюме, исполнив песню «Темп» Александры Пахмутовой на стихи Николая Добронравова. Песня «Темп» и «Ожидание» были написаны к Летним Олимпийским играм 1980, проводившимся в Москве и вошли в культурную программу Игр. «Темп» также стал саундтреком к художественному фильму «Баллада о спорте» режиссёра Юрия Озерова. В 1980 певица снова прошла в финал Песни года, исполнив «Мой край» Н. Мозгового и «Ожидание» Ю. Саульского и Л. Завальнюка.
В 1980 году вышел фильм «Где ты, любовь?» (первоначальное название «Год призвания»), снятый на студии «Молдова-фильм», в котором, среди многих песен, певица исполнила песню «Первый дождь», без дублёра проехав на заднем сиденье мотоцикла по узкой насыпи посреди моря. Согласно автобиографическому сюжету, сельская певица приглашена в ансамбль, вместе с которым выигрывает гран-при на международном фестивале с песней «Где ты, любовь?» Р. Паулса на стихи И. Резника. В прокате фильм посмотрело около 22 миллионов зрителей. В этом же году вышел двойной альбом — «Песни из кинофильма «Где ты, любовь?»» с песнями из одноимённого фильма композиторов Е. Мартыновым, О. Фельцманом, А. Бабаджаняном, Д. Тухмановым.
Композиция А. Мажукова «Красная стрела» в 1980 году стала дебютом молодого поэта Николая Зиновьева в эстрадном жанре. Песня была запрещена на Всесоюзном радио руководителем музыкальной редакции Геннадием Черкасовым из-за того, что ему не нравилось, как поёт София Ротару. Но поскольку премьера песни состоялась на телевидении, она успела стать известной даже без радиоэфира. В 1981 году фильм получил приз жюри за популяризацию песенного творчества советских композиторов на XIV Всесоюзном кинофестивале в Вильнюсе по разделу художественных фильмов. Этот фильм стал первым опытом Софии Ротару в художественном кинематографе. Многие критики назвали эту роль провальной, тем не менее фильм завоевал зрительскую любовь, а песни прозвучавшие в фильме стали легендарными: «Красная стрела» (музыка Алексея Мажукова, стихи Николая Зиновьева), «Где ты, любовь?» (музыка Раймонда Паулса, стихи Ильи Резника), «Танец на барабане» (музыка Раймонда Паулса, стихи Андрея Вознесенского).
Следующий этап творчества начался с поисками нового стиля — рок-музыкой и с фильмом «Душа» с «Машиной времени» 1981 года с песнями А. Зацепина и А. Макаревича. Получив в Ялте первое предложение сняться в главной роли в фильме, София Ротару отказалась, так была больна и врачи не рекомендовали ей не только съёмки, но и дальнейшие выступления.
Это подтолкнуло Александра Бородянского и Александра Стефановича на описание автобиографического сюжета о драматической ситуации в жизни певицы, о потере голоса, и раскрытии в этот момент её души (диалог на пирсе с пожилым человеком) с последующей переоценкой ценностей. Увидев новый переписанный сценарий, а также песни, написанные в совершенно новом для певицы стиле, София Ротару согласилась, более того, была согласна отказаться на некоторое время от концертных выступлений, чтобы сняться в фильме. Таким образом, фильм стал музыкальной мелодрамой, затрагивающей не только частную жизнь артиста и человеческие отношения, но и вопрос отношения к таланту и об ответственности таланта перед теми, для кого он творит. Партнёром Ротару по фильму стал актёр Ролан Быков, лирического героя сыграл ленинградский актёр Михаил Боярский, рок-группа «Машина времени» — новую группу певицы Виктории Свободиной. Фильм посмотрели в прокате около 57 миллионов зрителей.
В финал «Песни Года» в 1982 году София Ротару вышла с песнями «Melancolie» П. Теодоровича и Г. Виеру и «Вставайте!» Р. Амирханяна и Х. Закияна. В «Песню 1983» прошли песни «Счастья тебе, земля моя» Ю. Саульского и Л. Завальнюка и «А музыка звучит» А. Мажукова и Н. Зиновьева.
После концертов в Канаде и выпуска канадского альбома в Торонто Canadian Tour 1983 в 83 году София Ротару и её коллектив на пять лет стали невыездными. Официальной причины не было, но когда в Госконцерт приходили вызовы из-за рубежа, отказывали под предлогом того, что «такая тут не работает». Во время записи пластинки в Германии Госконцерт назначил ей ставку 6 рублей за минуту звучания. Немецкая сторона должна была заплатить 156 марок и перезвонила в Москву. На следующий день переводчица передала Софии Ротару: «Наш шеф решил сделать вам маленький презент, потому что Москва повысить ставку не разрешает…» «Жалею об одном — что это выпало на молодые годы, когда так много можно было сделать», — сказала София Ротару.
В 1983 году София Ротару дала 137 концертов в колхозах и совхозах Крыма. Колхоз «Россия» Крымской области и Министерство культуры Молдавской ССР выдвинуло концертные программы Ротару 1983—1984 годов на соискание Государственной Премии СССР. Однако премией именитую певицу не наградили, поскольку все её сольные концерты с конца 1970-х годов проходят исключительно под плюсовую фонограмму.
В 1983 году Софии Ротару получила звание Народной артистки Молдавии. В этом же году во время прослушивания с поэтом Виеру специально написанной для неё композитором Кирияком мелодии, Ротару настояла на словах о романтике. Её поддержал муж и художественный руководитель Анатолий Евдокименко, и поэт написал, но о певице. Romantică — прилагательное на румынском значит «романтическая».
В 1984 году она представила «Romantică» на фестивале «Песня года». Эта песня входит в большинство сольных программ. Второй исполненной песней стала «Не могу забыть» (композитора Д. Тухманова на стихи В. Харитонова). Певица исполнила её в драматическом образе мужественной медсестры Второй мировой войны. Ротару была приглашена в программу ТВ ГДР «Пёстрый котел», где исполнила песню на немецком языке.
В 1984 году выходит LP «Нежная мелодия». Альбом стал возвращением к первоначальному имиджу с песней «Melancolie» («Нежная мелодия») Виеру. В 1985 году София Ротару получила приз «Золотой диск» Всесоюзной фирмы «Мелодия» за альбомы «София Ротару» и «Нежная мелодия» — самые продаваемые пластинки года в СССР, разошедшиеся тиражом более 1.000.000 экземпляров. В этом же году София Ротару была награждена орденом Дружбы народов.
В финал «Песни-85» зрители вместе с певицей пели «Аист на крыше» Д. Тухманова и А. Поперечного и «В доме моём» Д. Тухманова и А. Саед-Шах.
1986—1989: Новая волна — европоп и хард-рок
В середине 1980-х годов в творчестве наметился определённый переломный период. Поисками новой эстетики творчества был проникнут музыкальный фильм «Монолог о любви» (1986), в котором в отличие от предыдущего «Вас приглашает София Ротару» (1985) только композиция И. Поклада «Течёт вода» несла прежний фольклорный характер и имидж колхозной девушки, ставшей звездой. В фильме «Монолог о любви» София Ротару исполнила песню «Amor» в качестве виндсёрфера, в открытом море и без дублёра. «Монолог о любви» — альбом вышедший в 1986 году с саундтрэками и песнями из одноимённого музыкальный фильма, стал последней работой Ротару с первоначальными украинскими композиторами. Ансамбль «Червона рута» вернулся к украинской песне и покинул певицу, что стало для Ротару и Анатолия Евдокименко, художественного руководителя «Червоной руты», большой неожиданностью. В одном из интервью София Ротару на вопрос журналиста «Когда-нибудь Вам было по-настоящему страшно?» ответила: "Когда меня предали. Это было связано с коллективом «Червона рута», который Толик (А. Евдокименко) в своё время организовал. Это был пик популярности, когда нас носили на руках, когда на концертах машины поднимали. Ребятам показалось, что они могут рассчитывать на успех и без меня, что я неправильно к ним отношусь, не тот репертуар, что они получают мало денег… Когда мы с Толиком уехали на родину, они собрались и решили, что мы им не нужны. Они ушли со скандалом и с именем «Червона рута».
Резкое изменение направления творчества Ротару произошло после начала сотрудничества с композитором Владимиром Матецким в 1986 году. Уже появились «Лаванда» и «Луна, луна» москвича Владимира Матецкого — две самые популярные песни СССР 1986 года. Совместный альбом Ротару и Матецкого «Золотое сердце» были записаны уже с московскими студийными музыкантами. София Ротару перешла к композициям стиля европоп («Было, но прошло», «Луна»), вплоть до элементов хард-рока («Время моё», «Только этого мало»). Матецкий и его соавтор поэт Михаил Шабров практически монополизировали право на сотрудничество с Ротару в течение последующих 15 лет, производя талантливые работы, в большом количестве вошедшими в концертные программы 1990—2000 гг., и становившимися популярными за счёт харизматической личности Ротару и её незаурядных вокальных данных.
Начало этому сотрудничеству положила песня «Лаванда», написанная В. Матецким в 1985 году для её дуэта с Яаком Йоалой и до сих пор не потерявшая своей популярности. За «Лавандой» последовали «Луна, луна», «Было, но прошло», «Дикие лебеди», «Хуторянка», «Засентябрило», «Лунная радуга», «Звезды как звезды», «Ночной мотылёк», «Золотое сердце», «Жизнь моя, моя любовь» и многие другие.
В 1986 году композитор В. Мигуля написал специально для певицы песню «Жизнь», которая очень редко звучала.
Активная гастрольная деятельность и постоянное присутствие в музыкальных эфирах привели к тому, что к концу 80-х годов С. Ротару объективно стала лидером советского песенного искусства. 11 мая 1988 года Софии Ротару за большие заслуги в развитии советского музыкального искусства присвоили звание Народной артистки СССР, первой из современных поп-певиц.
Вместе с тем переход на русскоязычный репертуар вызвал определённое отторжение на Украине. Обвинения в предательстве национальной культуры, кроме общего роста национализма активно подогревались советскими государственными продюсерскими структурами, филармониями и концертными объединениями, терявшими в ходе экономических реформ контроль над финансовой стороной концертной деятельности Ротару. Во избежание масштабных провокаций Ротару отказалась от участия в фестивале «Червона рута», проводившегося на её родине в 1989 году. В конце 80-х годов обострившиеся межнациональные отношения привели к тому что в 1989 году на сборном концерте во Львове на стадионе «Дружба» присутствовавшая часть зрителей, настроенная против Софии Ротару, встретила певицу плакатами «София, тебя ждет кара!» и свистом, что привело к столкновениям с её поклонниками.
Тем не менее, София Ротару продолжала петь украинские песни и постоянно включала их в первые отделения концертных программ. Новыми песнями этого периода на украинском языке стали произведения Н. Мозгового («Край», «Минає день»), А. Близнюка («Эхо верности»), Е. Рыбчинского («Тече вода»), Ю. Рыбчинского («Бал разлучённых сердец»), и позднее — Р. Квинты («Чекай», «Одна калина», «Туман»). В то же время ею была подготовлена и представлена зрителю в 1991 году новая программа, вошедшая в альбом Романтика наполовину состоявшая из ремейков песен Ивасюка и других известнейших украинских композиторов и поэтов на украинском языке, в частности, «Червона рута», «Черемшина», «Кленовий вогонь», «Край», «Сизокрилий птах», «Жовтий лист», ставших классикой украинской эстрадной песни, после чего подобные обвинения рассыпались.
В 1991 году вышла следующая работа Ротару и Матецкого — LP «Караван любви» (фирма «Sintez Records», Рига, Латвия), также с заметным влиянием в стилистике хард-рока и метала, находившимся в то время на пике своей популярности. Одновременно с альбомом выходит одноимённый музыкальный телефильм и концертная программа Золотое сердце, ставшая последней программой певицы времён СССР.
Распад Союза отразился на географии поездок Софии Ротару. Министерство культуры СССР обязывало артистов совершать гастроли по «горячим точкам». Отказавшись вначале, Ротару, подготовила программы «Друзья остаются друзьями» и «Караван любви» представленные в Вильнюсе, Риге, Таллине, Тбилиси, Баку и Ереване. Концерты проходили в помещениях с отсутствием соответствующих условий, что привело в итоге к воспалению лёгких. София Ротару сказала: «Меня предупреждали — не спускайся в зал, мало ли что. Даже охрану приставили. А я считаю: с чем к человеку идёшь, тем он тебе и отплатит».
В конце 80-х, участвуя в сборном концерте, София Ротару обратила внимание на выступление балета «Тодес» и пригласила его к сотрудничеству. Танцы «Тодеса» сделали её песни более зрелищными со сценической точки зрения. В концертных программах этого периода София Ротару почти все песни танцевала с «Тодесом». Этот творческий союз просуществовал около пяти лет. Алла Духова, художественный руководитель балета сказала, что именно с Ротару балет «Тодес» начал успешную деятельность.
1991—1999: Новое время
В 1991 году София Ротару представила в Москве юбилейную программу, посвящённую 20-летию творческой деятельности певицы, оформленную лазерной графикой, свечами и фантастическими декорациями в форме двигающегося краснеющего цветка из легенды Червоной руты, из которого певица вышла на сцену. Юбилейные концерты «Цветы Софии Ротару» состоялись в Государственном Центральном Концертном Зале «Россия». Центральное телевидение транслировало эту программу, и она вышла на видео в телеверсии концерта. Оставаясь верной составлению первого отделения своих концертных программ, певица спела песни молодости, но уже в ремикс-версиях песен Ивасюка и других известнейших украинских композиторов и поэтов на украинском языке, в частности, «Червона рута», «Черемшина», «Кленовий вогонь», «Край», «Сизокрилий птах», «Жовтий лист», ставших классикой украинской эстрадной песни, а также новые «Танго», «Дикие лебеди» и другие. В концерте также участвовал ансамбль «Смеричка», который снимался с Ротару в фильме «Червона рута». Закрывающей второе отделение стала песня «Эхо».
После распада СССР и коммерциализации музыкального пространства певица не утратила ведущих позиций в шоу-бизнесе, имеет стабильную аудиторию, в том числе в русскоязычной диаспоре в Европе и США. В 1992 году вышел супер-хит в исполнении Ротару — «Хуторянка» (музыка Владимира Матецкого, стихи Михаила Шабовра).
Певица оставила филармонию и продолжила запись песен на собственной студии в Ялте. В 1993 году вышли два первых CD сборника лучших песен певицы — «София Ротару» и «Лаванда», затем — «Золотые песни 1985/95» и «Хуторянка». В 1995 году София Ротару снялась в музыкальном фильме «Старые песни о главном» телекомпании ОРТ (режиссёр Дмитрий Фикс, продюсер Константин Эрнст), исполнив песню «Каким ты был» (музыка И. Дунаевского, стихи М. Исаковского). В августе 1996 года София Ротару была удостоена Почётного знака отличия Президента Украины. В этом же году на «Песне-96» София Ротару признана «Лучшей эстрадной певицей 1996 года» и награждена призом имени Клавдии Шульженко. В 1996 году в финал конкурса прошли песни «Ночь любви» Лоры Квинт на стихи М. Денисова и «Нет мне места в твоём сердце» Владимира Матецкого на стихи Михаила Файбушевича. Также была исполнена «Лебединая верность», не попавшая, однако, в телеэфир.
В 1997 году София Ротару снялась в музыкальном фильме «10 песен о Москве» телекомпании НТВ (проекте Леонида Парфёнова и Джаника Файзиева), с песней «Москва майская» (музыка Д. и Дм. Покрасс, стихи В. Лебедева-Кумача) с группой «Иванушки International».
В 1997 году София Ротару стала Почётным гражданином Автономной Республики Крым; обладателем почётного приза Президента Украины Л. Кучмы за выдающийся вклад в развитие эстрадного искусства «Пісенний вернісаж» и Кавалером «Ордена Республики Молдова».
16 сентября 1997 года в 77 лет умерла мать Софии Ротару, Александра Ивановна Ротару. Перед этими событиями София Ротару неоднократно отменяла выступления в концертном графике, юбилейные концерты, съёмки, и прочие гастроли.
На съёмках финала «Песни-97» певица исполнила песни «Твои печальные глаза» (Владимира Матецкого на стихи Лилианы Воронцовой), а также «Было время» (Владимира Матецкого на стихи Михаила Файбушевича) и «Свитерок» (Владимира Матецкого на стихи Александра Шаганова).
В 1998 году вышел первый официальный (номерной) CD Софии Ротару, альбом «Люби меня», выпущенный на лейбле «Extraphone». В апреле этого года в Государственном Кремлёвском дворце в Москве состоялась премьера новой сольной программы Ротару «Люби меня». Также в 1998 году Софии Ротару был присуждён «Орден Николая Чудотворца» «За преумножение добра на Земле». София Ротару становится Почётным гражданином города Черновцы. Песня «Засентябрило» исполнена в дуэте с Николаем Расторгуевым.
В 1999 году лейбл «Star Records» выпустил ещё два CD-сборника певицы в «Звёздной серии». По итогам 1999 года София Ротару признана лучшей певицей Украины в номинации «Традиционная эстрада», получив «Золотую Жар-птицу», а также специальную награду «за вклад в развитие отечественной поп-музыки». В том же году певицу за особые личные заслуги в развитии песенного творчества, многолетнюю плодотворную концертную деятельность и высокое исполнительское мастерство наградили «Орденом Святой Княгини Ольги III степени». «Русский биографический институт» признал певицу «Человеком 1999 года».
2000—2006: Музыкальное лидерство в 2000-х
В 2000 году в Киеве София Ротару признана «Человеком XX столетия», «Лучшей украинской эстрадной певицей XX столетия», «Золотым голосом Украины», Лауреатом премии «Прометей — престиж», «Женщиной Года». В этом же году София Ротару стала Лауреатом премии «Овация», «За особый вклад в развитие российской эстрады». В августе 2000-го открылся официальный сайт певицы.
В декабре 2001 года София Ротару выпустила новую сольную концертную программу «Жизнь моя — моя любовь!» по случаю 30-летия своей творческой деятельности. К экспрессии 70-х прибавился лиризм 80-х, драйв 90-х и игра полутонов, на которой Ротару-режиссёр, Ротару-певица построила свою программу, объединившую новые песни и хиты прошлых лет, по-новому прочтённые. Многие её песни, сколько бы лет назад они ни были спеты, не вписываются в формат «ретро», продолжая современно звучать в каждой новой концертной программе певицы. Премьера программы состоялась 13-15 декабря в Государственном Кремлёвском дворце в Москве. Новую сольную программу «Жизнь моя — моя любовь …» София Ротару представила также в других городах России, Украины и Германии. В этой программе певица впервые выступила самостоятельно в качестве режиссёра-постановщика, где с ней впервые работал Борис Краснов как художник-постановщик.
Перед сольными концертами в Москве, киновидеообъединение «Крупный план» представило видеоверсию фильма «Душа» снятого киностудией «Мосфильм» в 1981 году с Софией Ротару в главной роли. Фильм занял 5-е место в прокате в СССР и считается на данный момент (2009) самой успешной киноработой Ротару.
В 2002 году песня «Жизнь моя, моя любовь», открывала «Новогодний Огонёк» на канале ОРТ. 20 января состоялась премьера телеверсии юбилейной сольной программы Софии Ротару «Жизнь моя — моя любовь», вышедшей также на видео. 2 марта София Ротару впервые выступила с клубным концертом в развлекательном комплексе «Метелица», ставшим событием в культурной жизни Москвы. 6 марта Президент Украины Л. Д. Кучма наградил Софию Ротару Орденом «Святой княгини Ольги» за «весомые трудовые свершения, высокий профессионализм и по случаю Международного дня прав женщин и мира». В апреле началась первая часть большого Всероссийского гастрольного турне певицы, охватившего большинство регионов России от Дальнего Востока до Юга России. Вторая часть тура состоялась в сентябре 2002 года, перед гастролями по городам Германии.
В 2002 году вышел новый альбом «Я тебя по-прежнему люблю». Официальный релиз альбома состоялся 23 апреля на студии «Extraphone» в Москве. Этот альбом стал первым продюсерским опытом Руслана Евдокименко, привлекшего к созданию песен талантливых молодых авторов Руслана Квинту и Дмитрия Маликова. Тем не менее большая часть композиций, как и в предыдущем альбоме «Люби меня» 1998 года является творчеством композитора Владимира Матецкого. Разностилевость каждой песни и молодёжный драйв «Девчонки с гитарой» (считающейся музыкальными критиками слабейшей, и которую София Ротару посвятила рождению своей внучки) впервые появились за более чем 30 лет творчества Софии Ротару вместе с ремиксами песен «Не спросишь» (автор Римма Казакова) и «Жизнь моя, моя любовь» (в стиле R&B). Часть тиража вышла в подарочном оформлении, включающем в себя бонус-трек новой песни «Отпусти» и эксклюзивный подарок-плакат с автографом Софии Ротару.
24 мая в Киеве перед зданием Международного центра культуры и искусств состоялась торжественная церемония открытия Украинской Аллеи Звёзд, среди которых была зажжена и «Звезда Софии Ротару». 7 августа, в день рождения певицы, Софии Ротару присвоено наивысшее на Украине звание Героя Украины «за значительные личные заслуги перед украинским государством в развитии искусства, самоотверженную работу на ниве сохранения национально-культурных традиций, приумножение наследия народа Украины». 9 августа 2002 года София Ротару была награждена орденом Почёта Указом Президента Российской Федерации «За большой вклад в развитие эстрадного искусства и укрепление российско-украинских культурных связей».
17 августа в Ялте, на Дне города, София Ротару представила более 6 тысячам зрителей на стадионе «Авангард» шоу со световыми, лазерными и пиротехническими спецэффектами, специально привезенными из Киева. Также летом на лейбле «Extraphone» (Москва, Россия) вышли ремастеризированные версии альбомов «Золотые песни 85-95» и «Хуторянка». Часть этого тиража вышла в подарочном оформлении с бонус-треком и плакатом певицы с автографом.
23 октября, после очередного инсульта, в киевской клинике умер муж Софии Ротару Анатолий Кириллович Евдокименко (продюсер и художественный руководитель группы «Червона рута», режиссёр-постановщик большинства концертных программ певицы). София Ротару отменила все концертные выступления и телесъёмки, отказалась от участия в съёмках мюзикла «Золушка», впервые за 30 лет не приняла участия в финале фестиваля «Песня года». После тяжёлой утраты, Ротару на время прекратила активную гастрольную деятельность.
25 декабря состоялся официальный релиз сборника песен Софии Ротару «Снежная Королева», выпущенного на лейбле «Extraphone» (Москва, Россия). Часть тиража альбома вышла с эксклюзивным подарком — плакатом певицы.
В 2002 году был выпущен официальный релиз видеоверсии фильма «Где ты, любовь?» режиссёра Валериу Гаджиу, выпущенного киностудией «Молдова-Филм» в 1980 году. Видеоверсия фильма была издана «Корпорацией АРЕНА». В главных ролях София Ротару, Григоре Григореу, Константин Константинов, Евгений Меньшов, Екатерина Каземирова, Виктор Чутак. Певица начинает сотрудничество с гитаристом Василием Богатыревым.
По итогам 2002 года София Ротару заняла 2-ое место по популярности среди всех отечественных исполнителей и групп в России (исследование проводила социологическая служба Института Гэллапа).
11 апреля 2003 года у Софии Ротару появилась композиция «Белый танец», украинских авторов Олега Макаревича и Виталия Куровского. Новый этап её творчества начался с выступлений в концертном зале «Россия» в Москве в честь закладки именной звезды на аллее перед залом. Основными авторами, работающими с Ротару, стали композиторы Руслан Квинта («Одна калина»), Олег Макаревич («Белый танец») и Константин Меладзе («Я же его любила», «Один на свете»), а также поэт Виталий Куровский. В этом же году вышел альбом-посвящение «Единственному», памяти мужа Софии Ротару, с новыми песнями и аранжировками на украинском и молдавском языках, а также сборник «Листопад».
В 2004 году, после четырёхлетнего перерыва София Ротару дала два больших сольных концерта в Чикаго и Атлантик-Сити, где выступила в одном из самых престижных залов — театре-казино Тадж-Махал (в 2001 году гастроли там были сорваны из-за того, что звукорежиссёр не получил визу).
В 2004 году вышел альбом «Небо — это Я» и «Лаванда, Хуторянка, далее везде…», В 2005 году — «Я же его любила».
В 2004, 2005 и 2006 София Ротару стала самой любимой певицей в России по опросам одного из рейтинговых социологических агентств.
2007: 60-летний юбилей — Настоящее время
7 августа 2007 года София Ротару отметила 60-летний юбилей. Сотни поклонников, а также известные артисты и политики приехали в Ялту из разных концов света, чтобы поздравить певицу. Президент Украины В. Ющенко наградил Софию Ротару Орденом «За заслуги» II степени. Торжественный приём по случаю юбилея проходил в Ливадийском дворце.
Чествования певицы продолжились в сентябре в Сочи, где на музыкальном конкурсе молодых исполнителей «Пять звёзд» один из конкурсных дней был посвящён её творчеству. А в октябре 2007 года в Государственном Кремлёвском дворце прошли юбилейные концерты С. Ротару, в которых приняли участие популярные исполнители России (А. Пугачева, Ф. Киркоров, И. Кобзон, Л. Лещенко, Н. Бабкина, Л. Долина, В. Меладзе, А. Варум, К. Орбакайте, М. Распутина, Н. Басков, В.Дайнеко и другие) и Украины (Евгения Власова, Т. Повалий, Потап и Настя Каменских, Танок на майдані Конго, и другие).
Последний невыпущенный сингл 2007 года «Я твоя любовь» занимал первое место, находясь четыре недели в чарте «Золотой граммофон» Русского радио. С марта по май 2008 года, София Ротару находилась в юбилейном турне по России.
В настоящее время Ротару участвует в сборных концертах и телепрограммах, иногда выезжая на небольшие гастроли. Находится в отличной физической и вокальной форме, обладает огромным авторитетом в украинских и российских музыкальных кругах. Врачи запретили Ротару делать пластику лица.
В октябре 2011 года София Ротару проводит юбилейные концерты в Москве (Кремль) и в Санкт-Петербурге (Ледовый дворец). Концерты приурочены к 40-летию творческой деятельности. Специально для этих дат Ротару готовит специальную программу с премьерами и новыми ремейками. Из-за некачественной организации, высоких цен на билеты, недостаточной рекламы концерты проходят в неполных залах. И если в Кремле за 2 дня залы были заполнены на 80 %, то в Ледовом Дворце Питера Ротару смогла собрать только немного более половины зала. Организаторы концерта понесли большие убытки, в том числе и перекупщики, которые отдавали билеты в первые ряды партера почти задаром. Сама певица, рассорившись с организаторами, за кулисами заявила, что больше никогда не будет давать сольные концерты в столицах. За последние 20 лет это были первые гастроли певицы в столицах с такой низкой заполняемостью.
После подсчёта всех песен Ротару, исполненных в финалах фестиваля «Песня года» выяснилось, что Ротару принадлежит абсолютный рекорд среди всех участников за всю историю — 83 песни, исполненные на 38 фестивалях (1973—2011, кроме 2002).
Личная жизнь Софии Ротару: семья, муж, дети
Родители
Отец – Ротарь Михаил Федорович (22.11.18 - 12.03.04г)
Мама – Ротарь Александра Ивановна (17.04.20 -16.09.97г)
Братья
Ротарь Анатолий Михайлович (08.08.55г)
Ротарь Евгений Михайлович (03.02.57г)
Сестры
Ротарь Зинаида Михайловна (11.10.42г)
Ротарь (Хлябич ) Лидия Михайловна (08.04.51г)
Ротарь (Пигач) Аурика Михайловна (22.10.58г) украинская эстрадная певица
Муж
Евдокименко Анатолий Кириллович (20.01.1942-23.10.2002) Народный артист Украины , музыкант , худ руководитель коллектива "Червона рута"..
Дети
Евдокимено Руслан Анатольевич ( 24.08.70г )