Биография группы «Земляне»
«Земляне» – советская и российская рок-группа.
История создания
Известнейший в будущем музыкальный продюсер и рок-бизнесмен Владимир Владимирович Киселев приехал в Ленинград c Западной Украины к началу 70-х годов. Опробовав свои силы в качестве барабанщика в разнообразных самодеятельных и ресторанных ансамблях, уже в качестве генератора идей образовывает к весне 1975 г. собственную группу «Апрель».
Позднее В. Киселев устраивается барабанщиком в филармонический ВИА «Поющие гитары», после чего вновь возвращается к идее «Апреля», который к тому же в 1976 году пополнился некоторыми серьезными музыкантами из распавшегося тогда состава «Россиян»: Олег Гусев, Игорь Романов, Борис Аксенов и др. В поисках базы в сентябре 1978 г. группа получает предложение обосноваться при ДК им. Дзержинского, проходя по документации вместо распавшейся к тому времени группы «Земляне» клавишника Евгения Мясникова (группа Е. Мясникова, существовавшая с начала 70-х годов на ленинградской самодеятельной рок-сцене и к тому времени распавшаяся, также собирается в конце 1978 г. как «Земляне», под этим названием участвует на тбилисском рок-фестивале «Весенние ритмы-80», но впоследствии вынужденно меняет имя на «Атлас», не выдерживая конкуренции с группой В. Киселева).
Первые успехи
В составе новоиспеченных «Землян» в то время значились: Владимир Киселев – ударные; Игорь Романов – гитара; Виктор Кудрявцев – гитара вокал; Павел Борисов – бас (экс-«Две радуги» «Орнамент»); Юрий Старченко – клавишные; Николай Кудрявцев – вокал; Вероника Степанова – вокал. На группу обращает внимание известный советский композитор Марк Фрадкин, предложив составить программу группы из своих песен и дав возможность записать их на миньон-пластинку. Несмотря на это, отношения с официальными структурами Ленинграда не складываются. Как и большинство рок-коллективов страны, «Земляне» находят пристанище на земле Кузбасса. Подписывают в августе 1979 г. контракт с Кемеровской филармонией, т.о. обеспечивают себе возможность легальных концертных заработков и выступлений. И отправляются в большое гастрольное плавание по городам Сибири и Урала (следует заметить что группой «родного» ЛенКонцерта «Земляне» были лишь в период с января по ноябрь 1985 г., побывав до этого также коллективом при Калужской филармонии, с декабря 1985 г. при ташкентском цирке, а затем окончательно обосновались в Москве).
В состав группы к тому времени приходят мультиинструменталист Борис Аксенов (гитара, клавишные, бас), игравший ранее в «Россиянах» «Солнце» и «Апреле»), клавишник Юрий Дмитриенко и певец Игорь Дембовский. Ушли В. Степанова, Н. Кудрявцев и П. Борисов (позже работал с «Джаз-диапозоном» «Секретом», В. Сюткиным, А. Розенбаумом, с 1998 г. – в группе «ДДТ»). Чуть позже конфликтная ситуация повергает к уходу И. Дембовского и И. Романова, на смену которым в «Земляне» влились Юрий Ильченко – гитара, вокал (экс-«Мифы» «Машина времени»); и Александр Титов – бас (экс-«Стая»). Однако вскоре В. Киселеву удается вновь вернуть Романова в группу, который и приводит с собой в начале 1979 г. клавишника и вокалиста Сергея Скачкова, с которым работали вместе популярные в популярной на тот момент группе «Какаду», чей своеобразный тембр голоса с этого момента навсегда определяет характерную конкретику истинно мужского начала неподражаемого «земляновского» вокального звучания группы.
Творческий путь. Пик популярности
До создания группы «Какаду» Сергей Скачков с 1974 года работал в созданной им и его друзьями группе «Апрель». Таким образом, на тот момент в Ленинграде работали одновременно две группы «Апрель», но их пути никогда не пересекались и лично знакомы они не были. В. Киселев, сменивший ударную установку на административную деятельность (тем временем за барабаны садится Андрей Круглов, Ю. Ильченко уходит в «Интеграл», А. Титов уходит в «Август», позднее в «Аквариум» и «Кино»; за бас берется В. Кудрявцев) знакомит группу с композитором Владимиром Мигулей, что рождает на свет ряд удачнейших во всех отношениях коммерческих супер-хитов «Каратэ», «Каскадеры», «Трава у дома», бившие все мыслимые и немыслимые рекорды популярности того времени. Количество концертов и гастролей растет с неумолимой прогрессией. Подобное сотрудничество с эстрадными поэтами и композиторами, конечно, вызывает самое негативное отношение к «Землянам» со стороны апологетов прессы независимого рок-андерграунда (особенно преуспевали А. Троицкий и А. Бурлак). Однако неменьший артобстрел и давление приходится испытывать группе и со стороны официальных культурологических структур (при всем своем кажущимся якобы «лояльном» отношении со стороны оных): за слишком вольное и развязное поведение на сцене, за «космодромно-громкий» концертный звук, так коробящий провинциального обывателя. За техническую прозападность имиджа и используемые спецэффекты, и зрелищность шоу-представлений (нужно отдать должное, что по тем временам во всех этих отношениях равных «Землянам» действительно не было).
Несмотря на все это, подобная вынужденная политика соединять сложные инструментальные баллады и композиции хард-н-хэви с канонами массовой эстрадной песни действительно привлекла в то время к «Землянам» самую широкую и разнообразную зрительскую аудиторию. Но легализация «металла» и раскрепощение команд по типу «Арии» или «Круиза» заставляет и музыкантов «Землян» критически взглянуть на дальнейшие перспективы своего развития. В итоге, являясь сторонником утяжеления звучания , в октябре 1985 г. группу покидает любимец женских сердец – фронтмен Игорь Романов (позднее сколотивший металлический квинтет «Союз»), переманивший с собой и Валерия Брусиловского (экс-«Россияне» «Арсенал» «Квадро» «Поп-механика»), чуть ранее сменившего за барабанами А.К руглова (позднее – «Август», «Товарищи», Pushking). В 1986 году В. Киселев пробует кардинально изменить имидж нового состава: меняются музыканты, готовится новая программа, стилистически близкая к утяжеленным буги-вуги.
К концу 1986 г .группа стабилизируется в составе: В. Киселев, С. Скачков, Б. Аксенов, Сергей Васильев – гитара, Юрий Бабенко – гитара, Анатолий Лобачев – гитара (экс-«Поющие гитары»), Георгий Тонкилиди – ударные (экс-«Визит»), Юрий Жучков – вокал, Иван Ковалев – бас (экс-«Аргонавты» «Теле У»), весной 1987 г. И. Ковалева заменяет басист Александр Кривцов (экс-«Союз») и группа начинает новый штурм музыкального Олимпа. Но всеобъемлющая легализация рок-музыки в стране выплескивает на музыкальный рынок массу самых разнообразных команд, ранее находившихся в подполье и, несмотря на продолжающиеся аншлаговые концерты и успех на международном фестивале «Шлягер-87» (г. Дрезден), рейтинг «Землян» в среде молодежной аудитории постепенно падает. Негативную окраску в прессе получают и впервые состоявшиеся в декабре 1987 г. совместные концерты советской группы с корифеями западного рока впервые посетившими СССР, группой Uriah Heep. К этому времени группу покинули А. Лобачев и Б. Аксенов (оба позднее в «Дельта-операторе», Аксенов с 1995 г. – соучредитель и замдиректора «Невского» музыкального 36-канала ТВ С-Петербурга).
80-90-е годы
Внутренние противоречия взглядов на музыкальную политику в группе продолжают расти. В 1987 году "Земляне" приняли участие в традиционном фестивале шлягеров в Дрездене, где получили сразу два приза – "За высокий профессионализм" и "За лучшее исполнение немецкой песни". Всю премию – 2400 марок – музыканты перечислили в Советский фонд мира. Тем не менее выступление в августе на музыкальном фестивале «Сопот-88» вызвало удивление и восторг у публики и участников фестиваля т.к. это была единственная группа из СССР, выступающая вживую и играющая рок (по тогдашним политическим мотивам польское жюри просто намеренно саботировало выступление артистов из СССР).
По приезду на Родину средства массовой информации, привыкшие за последние годы к постоянным победам советских артистов на Сопотском фестивале, обошли молчанием выступление «Землян» . «Земляне» расстаются с В. Киселевым (позднее В. Киселев организовал в Ленинграде хозрасчетный продюсерский центр для молодых коллективов типа «Санкт-Петербург-2» «Русские» «Пассажиры»; затем международный музыкальный фестиваль «Белые ночи», «Государственного Унитарного Предприятия «Кремль»), полностью передоверяя дальнейший менеджмент коллектива Борису Зосимову (в 1975 г. он имел опыт административной работы с «Машиной времени», в 1981-83 гг. – с группой «Воскресение», в 1984 г. с А. Барыкиным, затем «Земляне»), окончательно склоняясь к канонам хэви-металлического глэма.
Тем временем в зарубежных поездках музыканты начинают работать под новым названием «Восточный экспресс» и впервые выступают с ним в нашей стране на фестивале «Монстры рока СССР» в г. Череповце в сентябре 1989 г. Пробуя возродить концепцию мужественного романтизма, в противовес «Восточному экспрессу», в составе которого были Ю. Жучков, С. Васильев, Ю. Бабенко, Г. Тонкилиди, к которым добавились клавишник Владимир Париэль и басист Вячеслав Махренский, на замену А. Кривцову, перебравшемуся в «Август» позднее в «Гейн-А», а с 1992 г. в американскую группу L.A.Guns), набирая новых музыкантов, он приглашает принять участие в проекте Игоря Романова, продолжающему гастролировать по провинции под маркой «Землян». Несмотря на ряд совместных выступлений, репетиций и подготовку новой программы в студии, И. Романов, исходя из общекризисного положения в стране и, в частности, в рок-музыке, отказывается от дальнейшей идеи возрождения «Землян», а в конце осени 1990 г. распускает и собственную группу «Союз», два музыканта которой примкнули к С. Скачкову.
C этого времени группа С. Скачкова продолжает выступать в стабильном составе (Юрий Левачев – бас, Вячеслав Махренский – гитара, Валерий Горшеничев – вокал, Владимир Ушаков – ударные) до осени 1992 г. Возвратившись из «заграничного чеса» «Восточный экспресс», в составе которого были Ю. Жучков – вокал, С. Васильев – гитара, Ю. Бабенко – бас, Ю. Тюрин – ударные, С. Протодьяконов – директор, вновь почему-то заявляет себя на родине как «Земляне», выступает так на фестивале «Формула-9» в Ростове-на-Дону в октябре 1991 г.. И в 1992 г. в свете общих потрясений в стране прекращает свое существование… Бывший директор Б.Г. Зосимов расширил свою деятельность и стал директором центра Biz Enterprises и телеканалов Biz-TV и Муз-ТВ; с 1998 г. – председатель совета директоров канала MTV-Россия» и АО «PolyGram Россия» (реорганизованное позднее в русское отделение фирмы Universal Music).
По прошествии времени ситуация в стране, в т.ч. и в шоу-бизнесе, несколько налаживается, и в 1994 г. Скачков пробует реанимировать проект, привлекая в группу бывших музыкантов «Землян» для различных единоразовых выступлений. Дабы напомнить о себе зрителю, в конце 1994 г. на инди-фирме NP.Records выходит двойной CD «Лучшие хиты» (позднее переизданный на «ЗеКо»). Серьезность намерений подкрепляется и поиском постоянного состава, который готов к осени 1995 г.: С. Скачков, Ю Левачев – бас, Геннадий Мартов – гитара, (экс-«Рондо», гр. Игоря Куприянова), Леонид Хайкин – ударные (экс-«Джокер»), чуть позже присоединяется клавишник Михаил Иванов (экс-гр. Игоря Саруханова), и «Земляне» вновь начинают гастрольную жизнь.
В январе 1996 г. в московских клубах начинает обкатываться новая программа «Второй виток вокруг Земли» с преимущественно новыми композициями. В октябре 1996 г. интерес со стороны публики отмечен сольными концертами в Московском театре эстрады, а ровно через год – в октябре 1997 г. в ГЦКЗ «Россия». К этому времени ушли М. Иванов и Л. Хайкин, а за барабанами появился Владимир Роздин (экс-«Мономах»). К августу 1998 г. в группу приходит «металлический» клавишник Александр Дронов (экс-«Лабиринт» End Zone), а к осени 1999 г. появляется и новый барабанщик Анатолий Шендеров (экс-Zooom, «Мастер»). С этого момента состав «Змлян» остался неизменным, хотя с осени 2001 г. А. Дронов и. А. Шендеров параллельно работали в «Валкирии» Кирилла Немоляева…
2000-е годы
Как и другие группы старой формации, в отличие от новоиспеченных «суперзвезд», хотя и во многом за счет былой славы старых проверенных шлягеров, они продолжили много гастролировать по стране бывших союзных республик и зарубежью. Старые хиты – «Трава у дома» «Каскадеры» «Прости Земля» «Взлетная полоса» «Путь домой» «Поверь в мечту» «Кораблик» – продолжают часто звучать в ротации всех русскоязычных радиостанций, изредка они появлялись в телеэфирах, но пребывали в стороне от игр современного шоу-бизнеса с его топ-поп-рок-фестивалями и игнорировали самолюбования всевозможных клубных солянок и тусовок. В марте 2004 года С. Скачков и В. Киселев объединили свои усилия для нового взлета группы «Земляне».
В 2006 году группа «Земляне» отметила свой 30-й день рождения. Юбилейные концерты прошли в Кремлевском дворце (Москва), Ледовом Дворце (Санкт-Петербурге) и «Лужниках» (Москва). Поздравить «Землян» прибыли такие звездные коллективы, как Uriah Heep, Deep Purple, Black Sabbath, Animals и многие другие.
В 2008 году «Земляне» выпустили сразу два сборника – «Холод души», «ВИА «Земляне» best». В 2009 году вышел альбом «Земляне&Supermax», в 2010 – «Символы любви», в 2013 – «лучшее и новое», в 2014 – «Половина пути».