Биография Пернелла Уитакера
Пернелл Уитакер (Pernell “Sweet Pea” Whitaker).
Дата рождения: 02.01.1964.
Рост: 168 см.
Стойка: Левша.
«В него было очень сложно попасть, он был левшой, но я все равно выиграл у него», — сказал Оскар Де Ла Хойя, который в 1997 году отобрал у Пернелла Уитакера титул WBC в полусреднем весе, победив его единогласным решением судей с серьезным отрывом. Однако часть экспертов и обозревателей, глядя на тот бой по прошествии времени с большей объективностью, считают, что он был гораздо более равным. Ну а большинство по-прежнему придерживается той точки зрения, что Уитакер сделал достаточно для победы. В своем обычном стиле Уитакер потребовал реванш, и Оскар согласился. И в своем обычном стиле Де Ла Хойя, когда подошел срок, отказался. Он знал лучше. Знал и его промоутер Боб Арум. Они увидели стареющего и угасающего Уитакера, дважды побывавшего на настиле ринга, прежде чем собраться и нокаутировать Диобелиса Уртадо ранее в том году. Они видели человека с большим именем, готового проиграть. Но Уитакер в своей последней в карьере защите титула доказал, что он не готов. Он, ускользая от атак, двигался по рингу, беспокоя Оскара волнообразным джебом, вдобавок отправив Оскара в спорный нокдаун в 9 раунде, и, несмотря на обычную свою клоунаду, победил. Арум и Оскар разумно полагали, что если они согласятся на реванш, Уитакер может пойти дальше, чем это он сделал в первом бою, хотя и был шанс, что этого не произойдет. Но такой была вся карьера Пернелла Уитакера.
В своей карьере, охватывающей годы с 1984 по 2001, Пернелл Уитакер побил почти всех лучших бойцов в категориях от 135 до 154 фунтов. Однако его боксерская жизнь не началась со славы и всеобщего внимания, как это было с его товарищами по олимпийской сборной Эвандером Холифилдом, Мелдриком Тейлором и Марком Бриландом. Травмы ноги и частые повреждения левой руки препятствовали его развитию и продвижению в рейтингах профессионалов. После нескольких боев в легком весе, Уитакер нашел свой ключ к успеху — потрясающая, гипнотизирующая соперника и зрителей защита. В декабре 1986 он имел в своем активе 11 побед с 6 нокаутами в 11 боях. Последней в той серии была издевательская победа в 10-раундовом бою против Альфредо Лэйна [Alfredo Layne], когда Уитакер выиграл каждый раунд и вызвал ярость поклонников классического бокса, нанеся правый хук из прыжка с разворотом на 360 градусов. В своем следующем бою Пернелл мастерски перебоксировал высоко котировавшегося Роджера Мейвезера, выиграв титул NABF в легком весе всего лишь в двенадцатом своем профессиональном бою. Несмотря на то, что Мейвезер уронил его в первом раунде, впоследствии Пернелл выиграл все раунды, а в одном из эпизодов даже стащил с соперника в клинче трусы, демонстрируя свой яркий и немного пижонский стиль, из-за которого многие судьи старались судить раунды в пользу его соперников.
Но Уитакер не давал этого делать. Его великолепная защита не позволяла ни одному бойцу нанести два чистых удара по цели подряд, и оппонентам приходилось весь бой ловить ответные атаки Уитакера. Следующие три своих боя он закончил ранними нокаутами, в том числе выиграв у Мигеля Сантаны [Miguel Santana] пояс USBA техническим нокаутом в шестом раунде.
Но его следующий бой все запомнят как одно из худших решений в истории бокса. Уитакер отправился в Париж, чтобы встретиться с чемпионом WBC Хосе Луисом Рамиресом [Jose Luis Ramirez], послужной список которого насчитывал сто побед при шести поражениях. Уитакер начал одурачивать мощного нокаутера с самого начала. Он бил удары под немыслимыми углами и набирал очки быстрыми комбинациями в ответ. В середине боя Уитакер сломал левую руку. Это мешало ему бить так часто, как раньше, и он чаще шел в клинч. Благодаря своим великолепным рефлексам, он продолжал попадать чаще Рамиреса, и большинство зрителей считало, что американец выиграл бой. «Я выиграл у него вчистую!», — утверждал Пернелл. Так же считал и его тренер Лу Дува. Но двое судей из трех отдали свои голоса в пользу мексиканца. Упав на настил в отчаянии, Уитакер знал, что победил, но судьи лишили его победы, возможно, из-за его пижонских проделок в бою.
Вернувшись в США, Уитакер продолжил свой вояж в легком весе. Он нацелился на чемпиона IBF Грега Хогена [Greg Haugen]. Этот бой за титул известен как одно из его лучших выступлений. Он постоянно наносил контрудары и даже отправил чемпиона на пол в 6 раунде в первый раз в его карьере. Хоген прекратил вкладываться в удары, опасаясь нокдауна, в то время как Уитакер доставал его своими молниеносными выпадами. В конце боя оглашение судейских записок было всего лишь формальностью – победа Пернелла Уитакера единогласным решением судей.
Заканчивая начатое, Уитакер вызвал Хосе Луиса Рамиреса на бой в США. В этот раз Пернелл довел бой до победы. Ему не составляло труда защищаться от мощных ударов соперника и попадать в Рамиреса в течение всего боя. И вновь у судей не оставалось иного выбора, кроме как отдать ему победу, наградив поясами IBF и WBC в легком весе. Затем была победа в нетитульном бою с Мартином Гэлваном [Martin Galvan] техническим нокаутом в третьем раунде в 1989 году, за которой последовали две успешные защиты титула в 1990. Это было блистательное доминирование над Фредом Пендлтоном [Fred Pendleton], а затем – очередная потрясающая демонстрация боксерского класса против легенды полулегкого веса Азумы Нельсона.
«Боксируй с ним так, словно тебе трудно дышать», — сказал Уитакеру перед боем Джордж Бентон. И он последовал этой инструкции — с успехом. Пока продолжался бой, Нельсон попадал все реже и реже, и, как и в большинстве боев американца, решение было очевидным: 116-114, 115-113, 116-111 — единогласно, Пернелл Уитакер.
Следующим боем Уитакер вписал себя в историю, став первым бойцом после Роберто Дюрана, объединившим пояса в легком весе, и сделал он это во впечатляющей манере, убрав со своего пути чемпиона WBA Хуана Назарио [Juan Nazario] в первом же раунде. После этой победы Уитакер вошел в число сильнейших боксеров мира, и на тот момент лишь один человек мог бросить ему вызов — чемпион в категории до 140 фунтов Хулио Сезар Чавес, который победил нокаутом друга Пернелла Мелдрика Тэйлора, завоевав пояса WBC и IBF.
Уитакер продолжал защищать свой абсолютный титул, поочередно победив Энтони Джонса, Поли Диаса [Poli Diaz] и бывшего чемпиона IBF в первом легком весе Хорхе Паза [Jorge Paez]. Первого Пернелл победил с явным преимуществом, выиграв каждый раунд, но с Пазом он провел очень хороший бой, после которого Хорхе Паз сказал: «Не могу поверить, в этого парня так трудно попасть! Мое уважение…». В 1992 году Уитакер победил в нетитульном бою с Харольда Брейзера [Harold Brazier] и сразу после этого освободил титул, чтобы двинуться вперед. Затем был нокаут в первом раунде боя с Джерри Смитом, и в следующем бою Пернелл довольно предсказуемо победил Рафаэля Пинеду в одностороннем бою, став чемпионом в новом весе и получив пояс IBF, который до того носили его друг Мелдрик Тейлор и Хулио Сезар Чавес.
Между тем, все громче раздавались голоса, требовавшие проведения боя с Чавесом, однако ничего не происходило. В 1992 Уитакер нокаутировал в первом раунде Бенни Баэза [Benny Baez] на пути к бою за чемпионский титул в третьем весе. Соперником Уитакера в чемпионском бою был Бадди Макгирт: жесткий и опасный боксер, обладавший поясом WBC и бывший общепризнанным чемпионом в полусреднем весе. Уитакер, несмотря на то, что уступал в размере, сохранил свою скорость и свои способности, которыми славился еще в легкой весовой категории. Макгирт пытался собраться, пытался что-то сделать, как пробовали и прочие до него, когда было почти невозможно нанести точный удар. Макгирт до самого конца не переставал искать пути к победе, но все же именно Уитакер ушел с ринга, унося чемпионский пояс и свой пятый титул в третьей весовой категории. И снова с разных сторон раздавались голоса, требовавшие боя между Уитакером и Чавесом. Победа над Макгиртом и победы Чавеса над Тейлором, Хогеном и последняя над Эктором Камачо вознесли обоих на вершину боксерского мира, туда, где есть место лишь одному…
Наконец, бой между Хулио Сезаром Чавесом [«J.C. Superstar»] и Пернеллом [«Sweet Pea»] Уитакером стал реальностью. Чавес говорил: «Мне не нравится его стиль. Он бегает от противника. Я очень жестоко его накажу». В ответ на это задиристый Уитакер отвечал: «Мне нравится наносить удары в большом количестве, и я не ищу нокаута – мне нравится выставлять противников дураками, я люблю развлекать публику!» Они оба говорили настолько же по-разному, насколько отлично друг от друга вели себя на ринге. Послужной список Чавеса насчитывал 87 побед, и он был нацелен на победную серию из 100 боев. Уитакер имел 32 победы и 1 поражение, что выглядело не так внушительно, но в его активе были победы над элитой легкого веса и лучшим полусредневесом мира в лице Бадди Макгирта. Контракт на бой ограничивал вес бойцов 147 фунтами; на взвешивании Чавес потянул на 145, а Уитакер — на 147.
10 сентября 1993 года Хулио Сезар Чавес и Пернелл Уитакер вышли на ринг, чтобы выяснить, кто является сильнейшим боксером мира вне зависимости от весовой категории. Чавес выглядел лучше в некоторых начальных раундах, но когда Бентон убедил Уитакера «немного поднажать», тот сделал это, и Чавесу стало гораздо сложнее вести бой. Он бил Уитакера по бедрам ниже пояса и набирал очки за счет сильных ударов по корпусу, но большую часть времени просто не мог достать уклоняющегося Уитакера. Пернелл начал нарушать правила в ответ, возвращая долги с лихвой – рефери отказался сделать Уитакеру предупреждение. Было еще более удивительно, когда неистовая толпа, болеющая за Чавеса затихла, видя, как мексиканца теснит безударный Уитакер, чье преимущество в последних раундах было довольно очевидным для большинства наблюдателей. Когда прозвучал финальный гонг, решение судей для Уитакера и его поклонников казалось очевидным. Но это было не так. Оно было позорным. Разумеется, бой не был односторонним, как предыдущие победы Уитакера, Чавес был в бою с ним более успешен, чем кто-либо ранее, но все-таки победа должна была достаться Уитакеру. Один судья дал 115-113 в пользу Уитакера, остальные двое – 115-115… Это решение в очередной раз дискредитировало бокс, и пресса обрушила на судей поединка волну критики. Важнейшая битва в боксе была испорчена плохим судейством.
В этот раз Уитакер отнесся к решению судей достаточно спокойно. «Главное — я знаю, и все люди знают, кто на самом деле победил!» — скривился в улыбке Пернелл. Чавес не выглядел после боя таким спокойным и уверенным. Он ушел с ринга, зная, как знали и его фанаты, что на самом деле в его послужном списке больше не должны стоять цифры 87-0. К сожалению, окончательную победу украли у Уитакера чтобы отдать Фрэнки Рэндаллу, боксеру, который отправит Чавеса на пол и выиграет бой единогласным решением судей в следующем году. Но сам Уитакер все еще двигался по восходящей… В 1994 он встретился с Сантосом Кардоной [Santos Cardona], выставив его неумелым и слабым бойцом, выиграв почти каждый раунд боя. Защита Уитакера была настолько впечатляющей, что Кардона за весь бой нанес лишь около 30 ударов.
А затем был повторный бой с Макгиртом. В действиях Уитакера слишком рано появились бравада и небрежность, за что он и поплатился, оказавшись в нокдауне во втором раунде. Весь бой Уитакер избегал обмена ударами и работая в основном на отходах. Вновь победа с солидным преимуществом.
И снова Пернелл смотрит в следующий дивизион. Многие критики говорили, что он слишком мал для первого среднего веса (до 69,853 кг), и парень вроде чемпиона Терри Норриса легко с ним справится. Уитакер выбирает чемпиона по версии WBA, хорошо вышколенного левшу из Аргентины Хулио Сезара Васкеса [Julio Cesar Vasquez]. Послужной список Васкеса насчитывает 53 победы при одном поражении, и он давно не проигрывал. Уитакер исправляет это упущение. Оказавшись на полу в 5 раунде, он, тем не менее, продолжает вести рубку, в своей потрясающей манере одурачивает аргентинца в ближнем бою. Уверенная победа по очкам и шестой чемпионский титул…
Он освобождает пояс в среднем весе, чтобы опуститься обратно в полусредний вес и сосредоточиться на борьбе там. Уитакер мгновенно развенчал слухи о возможной встрече с Роем Джонсом: «Это звучит нелепо! Он же весит 168 фунтов». В 1995 году он защищает свой титул два раза против Гэри Джэйкобса и Джейка Родригеса [Gary Jacobs and Jake Rodriguez], побеждая обоих с хорошим отрывом.
1996 год многие запомнили как время, когда было положено начало концу легенды Пернелла Уитакера. В первой защите титула в том году ему противостоял очень крепкий претендент Уилфредо Ривера [Wilfredo Rivera]. Рост Риверы составлял не меньше 6 футов, и Уитакер по сравнению с ним казался малышом. И впервые в своей карьере он выглядел в бою неубедительно. Уитакер начал хорошо, но постепенно стало видно, что его готовность к бою оставляет желать лучшего. Он выглядит медленным, постаревшим, плохо рассчитывает время и дистанцию для удара, непривычно много пропуская. Длиннорукий пуэрториканец часто наносит тяжелые удары, и Уитакер пытается наносить больше ударов, чтобы контролировать ход боя. Кажется, будто произошла сенсация, но судьи все-таки дарят победу Уитакеру. Обладатель крайне спорной победы разделенным решением – может, теперь он знает, что чувствовали Чавес и Рамирес… Расплата? Возможно.
Пять месяцев спустя Уитакер снова взбирается на ринг, чтобы рассеять все сомнения относительно его формы и способностей. В этот раз он выглядит гораздо лучше, но все равно заметно не дотягивает до своего обычного уровня. Ривера бросает его на настил ударом по корпусу в пятом раунде, и кажется, что в этот раз он достанет Пернелла, но ответ Уитакера — контрудар слева в своем лучшем стиле — Ривера на полу. Уилфредо поднимается, но Уитакер хорошо защищен и проводит раз за разом успешные атаки. Еще одно разделенное решение в пользу легенды, но в этот раз он выглядел более уверенно.
Но теперь уже не Уитакер притягивает взгляды всего боксерского мира. Новая звезда — Оскар Де Ла Хойя. «Золотой Мальчик» идет без поражений — 21-0, и кажется, что он способен побить любого. Он уничтожил Чавеса в 4 раундах, выиграв титул WBC в первом полусреднем весе, и теперь нацелен на корону Уитакера. Пернелл легко принимает вызов, но ему еще надо пройти кубинца Диобелиса Уртадо.
24 января 1997 года он защищает свой титул в восьмой раз, выходя на ринг против Уртадо. Теперь Уитакер смотрится ужасно. Он кажется слегка раздутым, медленным, утомленным и истощенным. Острый удар справа посылает его на пол в первом же раунде. Он встает и с переменным успехом бьется с Уртадо еще пять раундов пока его не настигает левый крюк кубинца. Нокдаун. Способности Уитакера уходят – он проигрывает человеку, который вряд ли бы с ним сравнился раньше. К одиннадцатому раунду Уртадо имеет солидное преимущество, и кажется, что ему уже удалось невозможное – отнять титул у Уитакера в ринге. Внезапно тяжелый удар слева находит свою цель. Он задел Уртадо, и Пернелл чувствует это. Он продолжает с силой всаживать удары слева, пока тело кубинца не повисает безжизненно на канатах. Титул и прибыльный бой с Де Ла Хойей были спасены в последний момент, но все больше людей, видевших этот бой задавались вопросом о том, что может сделать с находящимся в таком состоянии Уитакером более быстрый и бьющий «Золотой Мальчик»? Бой еще только должен состояться, но, кажется, будто все уже заранее решено, и Оскар поверг еще одного чемпиона прежних лет…
Но у Уитакера все еще есть последний сюрприз, который он способен подарить миру бокса. Он показал Де Ла Хойе истинное значение слов «sweet science»! Слева, справа, сверху, снизу бьет Оскара Уитакер, открывая кровотечение и сажая гематомы. Без сомнения, Оскар лучше, чем кто-либо раньше держался против Уитакера, посылая в цель немало мощных ударов. Результат 116-110 (дважды) и 115-111 в пользу Де Ла Хойи возмутителен, хотя и был предсказуем до боя. Оскар пообещал, но не дал реванш, а Пернелл остался без титула в одном из самых богатых талантами дивизионе. Попытки организовать бой с Айком Квортеем не увенчались успехом, и Уитакер встретился с русским боксером Андреем Пестряевым. Он перебоксировал россиянина, но в результате победу у него отняли, когда после боя тест на применение запрещенных препаратов дал положительный результат. Было доказано регулярное употребление кокаина.
По прошествии некоторого времени Уитакер снова решил предпринять попытку захватить чемпионский титул. На этот раз он выбрал чемпиона IBF Феликса Тринидада. Ярко выраженный нокаутер, он находился на грани битвы с Де Ла Хойей, и бой с Уитакером был для него серьезным риском. Бой состоялся в начале 1999 года, и изначально было очевидно, что ветеран, утративший свою скорость и свои рефлексы, вряд ли сможет что-то противопоставить более крупному, молодому, быстрому и бьющему Тринидаду. «Тито» отправил оппонента на пол уже в третьем раунде и все оставшееся время продолжал его наказывать за ошибки жесточайшим образом, тогда как Уитакер мужественно пытался нокаутировать соперника. Объявление уверенной победы Тринидада по очкам в конце боя не было обязательным. Печально, но Уитакер потерпел такое поражение, какие до сих пор терпели лишь его соперники, и произошло это в бою, который мог стать точкой для возврата мировой славы для боксера. «Все знают, что я победил», — говорил Уитакер, но уже было ясно, что все кончено. Он показал лишь проблески своего прежнего таланта в бою с Тринидадом, большую часть времени представляя из себя мешок для битья. Прошло еще немного времени, и Уитакер встретился с Карлосом Бохоркесом [Carlos Bojorquez] в весовой категории до 154 фунтов. Он боролся до 4 раунда, когда проиграл техническим нокаутом из-за полученной в бою травмы. «Со мной все кончено», — сказал Пернелл после боя.
В конце концов, Пернелл Уитакер, фантом в который было невозможно попасть, правивший дивизионами от легкого до полусреднего, больше не существовал на ринге. Он ушел из бокса, являя собой призрак себя прошлого, и будущее его теперь покрыто пеленой тумана. К сожалению, наркотическая и алкогольная зависимость, проблемы бытового и личного характера – все это вряд ли удачное продолжение для человека, столько сделавшего для бокса за свою карьеру, благодаря которой он точно останется в истории как один из величайших.
Примечание: В августе 2001 года Уитакер был уличен в том, что протащил кокаин на судебное разбирательство, где слушалось его дело по поводу автомобильного происшествия. Тогда Пернелл отделался условным сроком в 4 года. Позднее он вновь попался на злоупотреблении кокаином, и на этот раз был приговорен к 27 месяцам тюрьмы.