Армен Джигарханян - биография

Биография Армена Джигарханяна

Джигарханян Армен Борисович – советский, армянский и российский киноактер и актер театра, режиссер.

Детство

Армен Джигарханян родился 03.10.1935 в Ереване. Он происходит из старинного рода тифлисских армян. Отца он совсем не знал: когда Армену было два-три месяца, отец оставил семью. Армен впервые увидел отца в шестнадцать-семнадцать лет. Армена воспитывал отчим, мудрый и добрый человек.

Детство мальчика прошло в русскоязычной среде. Его бабушка много лет прожила на Кубани, Армен рос у нее на руках. Мама Елена Васильевна хорошо владела русским, она и отвела сына в русскую школу.

Армен Борисович вспоминал: "Семья-то армянская, но русскоговорящая. В Армении очень много было тогда, есть они и сейчас, русскоговорящих людей. С русской культурой, образованием, полученным в Москве или в Питере. Русский язык в Армении не внедрялся каким-то административным способом. Вся армянская интеллигенция, люди моего поколения и даже более раннего, из тех, кого я помню, очень хорошо говорили по-русски, на высоком, я бы сказал, уровне. Не могу судить о других республиках – я их просто не знаю. Но в Армении был высокий уровень русского языка за счет высокого уровня культуры".

Актером Армен мечтал стать с детства. Любовь к театру привила ему мама. Елена Васильевна не пропускала ни одного драматического или оперного спектакля. С ранних лет стала водить в театр и сына. Поэтому не удивительно, что к моменту окончания школы у мальчика сформировалось твердое убеждение стать артистом.

Начало творческой деятельности

По окончании школы в 1953 году Армен поехал в Москву поступать в ГИТИС, но там его ждало разочарование. На собеседовании преподавателям не понравился акцент юноши и Армена даже не допустили к экзаменам. С обидой и огорчением Армен вернулся в родной город и устроился помощником оператора на киностудию "Арменфильм", где проработал год.

В 1954 году Армен Джигарханян поступил в Ереванский театрально-художественный институт на курс Армена Карапетовича Гулакяна (окончил его он в 1958 году). Гулакян научил Армена относиться к профессии как к ремеслу, как к мастерству; он часами рассказывал о Москвине, Тарханове, Михаиле Чехове; а в Армении он был одним из верных проповедников "системы" Станиславского, может быть, в национальном преломлении.

Одновременно уже с первого курса Джигарханян начал свою сценическую деятельность, участвуя в спектаклях Ереванского русского драматического театра. С самого начала Армен стал играть много и в самых разнообразных пьесах. Как признавался актер, он получал удовольствие от самого пребывания на сцене. Роли были самыми разнообразными – от комедийных и острохарактерных до трагических, от эпизодических до главных, от современных до классических. Всего за 10 лет работы в этом театре Армен Джигарханян сыграл 30 ролей, среди которых такие значительные, как Кудряш ("Гроза" А.Н. Островского), Сергей (Иркутская история А.Н. Арбузова), Актер ("На дне" М. Горького). В те же годы на сцене Ереванского ТЮЗа он воплотил образ Ленина ("Именем революции" М. Шатрова).

Первые роли в кино

Как и каждый актер, Армен Джигарханян хотел сниматься в кино. Начиная с 1955 года, Джигарханян несколько раз пробовался в разные картины. Наконец ему доверили роль молодого рабочего Акопа в фильме "Обвал" (1960). Затем он сыграл учителя Александра в картине "На рассвете" и роль в фильме "Воды поднимаются".

В 1966 году Джигарханян снялся в фильме Ф. Довлатяна "Здравствуй, это я!", который имел большой успех. В этой грустной, щемящей и поэтической киноповести он создал образ молодого ученого-физика Артема Манвеляна. В этой роли Джигарханян сумел передать интеллектуальную насыщенность, эмоциональное напряжение своего героя. И всем стало ясно, что в нашем кинематографе появился незаурядный талант. Не случайно, что во многих справочниках именно с картины "Здравствуй, это я!" начинается фильмография этого замечательного актера.

Уже начиная с первых ролей, начал вырисовываться собирательный образ персонажей Джигарханяна. Его герои, как правило, были немногословны, им присущи сосредоточенность, нравственная цельность и обаяние. Так, в приключенческом телесериале "Операция "Трест" (1967) Джигарханян сыграл потомственного интеллигента чекиста Артузова.

Отдельно стоит упомянуть роль в лирической киноповести "Треугольник", вышедшей в том же году. Джигарханян создал образ доброго, мудрого, много пережившего кузнеца Усть Мукуча. За эту роль Армен Борисович был удостоен Государственной премии Армении, да и сам он всегда считал ее своей лучшей работой.

Переезд в Москву

Большую роль в биографии Армена Джигарханяна сыграла встреча с режиссером А.В. Эфросом. В 1967 году по его приглашению Армен Борисович приехал в Московский Театр им. Ленинского комсомола, но работать вместе им довелось мало. Джигарханян успел прорепетировать и сыграть лишь роль Мольера в спектакле "Кабала святош" М.А. Булгакова. Уже через полгода Эфроса отстранили от руководства театром. Джигарханян, правда, был введен в несколько ролей текущего репертуара, но работа без режиссера, к которому он пришел в театр, не приносила удовлетворения.

Вскоре артист согласился на предложение художественного руководителя Театра им. Вл. Маяковского А.А. Гончарова и в 1969 вступил в труппу театра, где проработал до 1996. В том же 1969 сыграл роль Левинсона в спектакле "Разгром" А.А. Фадеева (постановка М.А. Захарова). Следующей работой Джигарханяна стала роль Стэнли Ковальского в спектакле "Трамвай "Желание" Т. Уильямса – накопив к тому моменту опыт воплощения почти исключительно положительных героев, артист оказался перед необходимостью создать характер противоречивый, сложный, скорее, "отрицательный".

Овечкин, Кригс и другие

Начиная с конца 60-х, Армен Джигарханян начинает много сниматься в кино и почти каждая из его киноработ становилась событием. В знаменитых приключенческих лентах "Новые приключения неуловимых" и "Корона Российской империи, или Снова неуловимые" он сыграл белогвардейского капитана Овечкина, в историко-революционном фильме "Чрезвычайный комиссар" – комиссара Петра Кобозева, в лирической киноповести "Когда наступает сентябрь" – неизлечимо больного пенсионера Левона Погосяна… Герои Джигарханяна неизменно притягивали зрителей, будь то комедии или драмы, приключенческие или лирические фильмы.

Яркой, искрометной работой стала роль судьи Кригса в комедии Виктора Титова "Здравствуйте, я ваша тетя!" (1975). Армен Борисович вспоминал об этом фильме: "Хороший фильм. Там звезды сошлись – не звезды актерские, а звезды благоприятной ситуации. Она часто в искусстве определяет многое. Извините мое наивное воспоминание о "Тете", но люди, занимающиеся актерским делом, поймут меня: мы любили друг друга. Смотрели друг на друга, радовались, нам было смешно. Я, например, до сих пор люблю Калягина. Встречаю где-нибудь его, испытываю родное чувство. И с Гафтом, и с Мишей Козаковым не наступило отчуждение".

Театр. 70-е-80-е

В 1975 году Армен Борисович сыграл философа Сократа в спектакле "Беседы с Сократом" по пьесе Э. Радзинского. После этой работы о Джигарханяне заговорили как об одном из самых интересных и сильных артистов современной отечественной сцены.

Хотя в 1970-1980-е годы Джигарханян играл в театре не очень много (в те годы он больше был занят в кино), но каждая его роль становилась предметом обсуждений: Большой Па ("Кошка на раскаленной крыше" Т. Уильямса), лорд Ботвел ("Да здравствует королева, виват!"), Нерон ("Театр времен Нерона и Сенеки" Э. Радзинского), адмирал Нельсон ("Виктория" Т. Рэттигана) и другие. В 1976 году артист воплотил образ генерала Хлудова в спектакле "Бег" М.А. Булгакова.

Лучше износиться, чем заржаветь

Параллельно с работой в театре Джигарханян постоянно снимался в кино. Особую любовь зрителей принесла ему роль Карпа – угрюмого горбатого главаря шайки "Черная кошка" в культовом сериале "Место встречи изменить нельзя" (1979). Сам Армен Борисович признавался, что любит этот фильм: "Он здорово сделан по жанру, нервный выброс там очень заразителен. Грубо говоря, там нет туфты. В данном случае сошлось все: хорошая литература – братья Вайнеры, режиссер Говорухин, компания актеров была убедительная". Но о самой роли отзывался скептически: "Мне было не очень интересно работать над образом Горбатого. Я актер, избалованный великолепной драматургией…".

Через год Джигарханян сыграл Фарричетти в криминальной политической драме Семена Арановича "Рафферти" и профессионального убийцу Макса Ришара в политическом киноромане Александра Алова и Владимира Наумова "Тегеран-43".

В 80-е годы Армен Джигарханян также снялся в фильмах: "Жизнь Клима Самгина" (Варавка), "Маскарад" (Казарин), "Рецепт ее молодости" (Гаук). Почти одновременно на экране и на сцене артист создает образ Менделя Крика в пьесе И. Бабеля "Закат".

На протяжении долгих лет ежегодно выходил не один, а несколько фильмов с участием Армена Борисовича. Причем любопытно то, что, обладая характерной внешностью, он способен удивительным образом перевоплощаться и играть русских, грузин, евреев, людей других национальностей, умело подчеркивая отличительные национальные признаки. К 2014 году на счету актера более 200 киноролей. По этому показателю он обошел таких известных актеров, как А. Делон, М. Брандо и С. Трейси. Не случайно, что Джигарханян стал первым из российских актеров, который вошел в Книгу рекордов Гиннеса по количеству сыгранных ролей. Не зря Валентин Гафт в свое время посвятил ему эпиграмму:

Гораздо меньше на земле армян,

Чем фильмов, где сыграл Джигарханян.


Сам актер считал эту ситуацию вполне нормальной. "Лучше износиться, чем заржаветь", – говорил он.

Сыграв столько ролей, кажется, что просто не возможно не повторяться. К тому же признаемся – есть немало даже неплохих актеров, которые с успехом эксплуатируют однажды удачно сложившийся образ. К счастью, Джигарханян к ним не относится. В каждой очередной роли он всегда выглядит по-новому. Именно поэтому многие режиссеры мечтают, чтобы Джигарханян согласился сняться в их фильмах, а зрители с удовольствием смотрят картины с его участием.

Собственный театр

В конце 1990-х годов Армен Борисович решил создать из своих учеников во ВГИКе театр (он стал преподавателем в 1991 году). Так родился Московский драматический театр под руководством Армена Джигарханяна.

На сцене своего театра Джигарханян сыграл интересные роли в спектаклях "Возвращение домой" Х. Пинтера и "Последняя лента Крэппа" С. Беккета. О последнем рассказывал сам Армен Борисович: "…я играю Крэппа – полтора часа на сцене в полном одиночестве, только с магнитофоном. Жалею даже, что нет возможности, чтобы у Крэппа вдруг нос, как у сифилитика, отпал – до такой степени гниет и разлагается этот человек... Я играю его без зубов – свои протезы снимаю...".

Помимо этого, Джигарханян был занят в антрепризных спектаклях. Он играл на сцене Ленкома (здесь артистом сыграны Генерал в спектакле "Варвар и еретик" по "Игроку" Ф.М. Достоевского и главный герой пьесы Эдуардо де Филиппо "Филумена Мартурано", спектакль шел под названием "Город миллионеров").

Личная жизнь Армена Джигарханяна, жены, дети

Те, кто когда-то слышал миф о том, что Армен Джигарханян выкрал свою будущую жену - Власову Татьяну, как крадут невест джигиты, спасаясь от погони, ускакал с нею стремительно в Москву, будут разочарованы, узнав правду: это не он ее соблазнил, это она его соблазнила.

Их встреча могла не состояться вовсе, потому что Татьяна появилась в Ереване накануне главного события в жизни Армена Джигарханяна – известный режиссер Анатолий Эфрос пригласил его в Москву. Еще не знакомый широкой публике, но уже прославившийся на родине, тридцатилетний Джигарханян был одним из самых популярных актеров кино и театра Армении. Но Татьяна об этом не знала, потому что приехала из России, где еще не слышали об этой звезде. У нее в тот момент был тоже некий перелом в судьбе: отойдя от профессии актрисы, она осваивала новую специальность – стала работать в Ереванском театре завлитом. Армен с первой встречи покорил Татьяну своим обаянием. Но их роман начался не вдруг, тому предшествовало молчаливое томление души, неясность мысли, свободное течение времени. Нет, Татьяна не боялась, что окажется непонятой и отвергнутой, она вообще не строила никаких планов, а просто прислушивалась к себе и так и жила, переполненная чувствами. Однажды она призналась Армену, что ей отчего-то скучно, а он сказал в ответ: "Есть очень хорошее и проверенное средство от этого". "Какое?", – спросила она. "Нужно влюбиться", – ответил Армен и серьезно посмотрел на нее.

Ей очень понравился его ответ. Он советует влюбиться? Замечательно! Но она уже влюбилась, а он ничего не видит. Еще Гете сказал, что "начало всегда приятно, именно на пороге надо останавливаться", и Татьяне хотелось как можно дольше пребывать в состоянии неизвестности, ведь оно было таким легким и необременительным.

Однажды, когда Армен сидел у нее в завлитовском кабинете, ее позвали к директору. Проходя мимо него, Татьяна наклонилась и, нежно поцеловав его в нос, быстро скрылась за дверью. Потом они стояли у окна, смотрели на улицу и молчали. Таня первая сказала: "Вы знаете, я последовала Вашему совету". "Какому?", – не понял он. "Влюбиться. Вы посоветовали мне, чтобы интересно жилось, влюбиться, и я влюбилась". Тут она умолкла. Он тоже молчал... "В Вас", – выдохнула она.

Начались встречи, прогулки допоздна, бесконечные разговоры о жизни, театре, искусстве. Однажды, провожая ее, он решился: "Можно Вас поцеловать?". "Разве об этом спрашивают?", – смутилась Татьяна.

Свадьбы как таковой не было. Пришлось срочно собираться в Москву – Эфрос прислал телеграмму. Они расписались уже в столице, пригласив двух свидетелей. Не успели найти кольца и на Танин палец было надето обручальное кольцо, с которым венчалась когда-то бабушка Армена. После регистрации вчетвером провели вечер в ресторане "Арагви"… С тех пор супруги начали счастливо жить вместе.

К слову, до Татьяны у Армена уже была семья. В молодости он был женат на Алле Юрьевне Ванновской, актрисе Ереванского драмтеатра имени Станиславского. В 1964 году у супругов появилась дочь Елена. Но совместная жизнь не задалась – очень скоро Армен и Алла развелись. У Елены судьба сложилась грустно – в возрасте двадцати трех лет она по нелепой случайности задремала в автомобиле со включенным двигателем и задохнулась угарным газом.

Лена была единственным родным ребенком Джигарханяна, больше родных детей у Армена Джигарханяна не было. Однако у Татьяны, когда она сошлась с Арменом, уже был сын Степан от первого брака. Армен Борисович взял на себя обязательства по воспитанию мальчика. Кстати, он тоже стал актером, причем вполне успешным.

В сентября 2015 года Армен Джигарханян разводится со своей второй женой - Татьяной Власовой. А в феврале 2016 года женится на уже третьей по счету жене в биографии Армена Джигарханяна - Цымбалюк-Романовской Виталине. Однако уже в ноябре 2017 года актер снова разводится.

В сентябре 2019 года Армен Джигарханян сообщил, что воссоединился со своей второй женой Татьяной Власовой, специально вернувшейся из США, чтобы ухаживать за бывшим мужем

Основные награды и премии

Народный артист СССР (1985).

Лауреат Государственных премий Армянской ССР (1975, «Треугольник»; 1979, «Снег в трауре»).

Причина и дата смерти

Актер скончался в Москве 14 ноября 2020 года, биография Армена Джигарханяна прервалась на 86-м году жизни. Причиной смерти Армена Джигарханяна стала остановка сердца из-за болезни почек и отёка организма на фоне других хронических заболеваний. Актёр был госпитализирован в середине октября, но спасти Армена Джигарханяна не удалось.

Церемония прощания с Арменом Джигарханяном состоялась 17 ноября 2020 года в Московском драматическом театре. Похоронили артиста на Ваганьковском кладбище рядом с дочерью Еленой (участок 29).

Mega-Stars.ru
Ваше мнение о звезде
* Код с картинки
2017-11-20 16:42:59
У нашей страны больше врагов нет, кроме Виталины! Может, хватит травлей Виталины заниматься? Своих проблем, что ли, у всех мало? Ранее всем было понятно, зачем Виталине нужен был А.Б.. Чего сейчас кулаками махать и харкать на нее? Давайте на А.Б. как на святую икону молиться будем.
2015-04-03 22:42:04
Бесподобен! А какой голос! Просто завораживает. Здоровья Вам.
2014-11-23 01:48:28
Актер и человек с большой буквы. Нет ни одной роли, которую бы он сыграл плохо. Обаятельный человек.
2013-08-10 18:37:50
Есть люди с первой минуты притягательные и это свойство Армена Джигарханяна покоряет и приближает собеседника к нему. Если есть армянин с большой буквы и патриот Армении, то это самый притягательный из армян. Армен Борисович Джигарханян - теперь уже лучший из армян.
2013-03-13 11:30:31
Актёр очень разноплановый. Это редкий талант.
2012-12-06 18:45:54
Как хорошо, что Вы есть
2012-11-28 08:21:24
Мудрая улыбка, добрый взгляд великого мастера, бесконечное обаяние - все это Армен Джигарханян!
2012-10-08 13:45:59
Удивительной души человек, приятный собеседник, гениальный актер и легендарная личность.
2012-10-08 12:48:23
Армен Борисович Джихарханян - один из самых талантливых актеров нашего времени. Армен - человек, а человек - это звучит гордо! Армен Борисович - это легендарная личность! Здоровья, и дай Бог тебе, Армен, долгих лет жизни!
2012-09-20 22:09:19
Тот, кто подолгу живет с одной женщиной, достоин уважения - это истинный христианин.
показать еще комментарии