Биография Михайлова Александра Яковлевича
Михайлов Александр Яковлевич – отечественный киноактер, актер театра, кинорежиссер.
Детство. Юность
Александр Михайлов родился 5 октября 1944 года в посёлке Оловянная Читинской области в семье Баранова Якова Николаевича и Михайловой Степаниды Наумовны. Детство прошло в посёлке Цугульский Дацан в Могойтуйском районе Агинского Бурятского автономного округа. Потом семья переехала на станцию Степь.
Детство Александра Михайлова пришлось на голодное послевоенное время. После того, как сгорел дом, семья ютилась в сырой землянке. Степанида Наумовна даже в этих тяжелейших условиях старалась сделать все возможное, чтобы воспитать сына хорошим человеком. Она работала судомойкой, прачкой, санитаркой, таскала кирпичи и шпалы – словом, выполняла тяжелую работу. Именно она впервые приобщила сына к прекрасному – пела ему народные песни и частушки, аккомпанируя на балалайке.
Несмотря на то, что Александр рос в степях, он с ранних лет бредил морем, мечтал связать свою жизнь с Тихим океаном. После 7-го класса он убедил мать переехать во Владивосток. Там Александр хотел поступать в мореходку, но поскольку возраста не хватило, пошел в ремесленное училище, где получил специальность слесаря.
После окончания ремесленного Александр поступил работать на дизель-электроход «Ярославль» учеником моториста. Через некоторое время, изучив азы профессии, перешёл на дизель-электроход «Курган». Два года плавал по морям: Охотскому, Берингову, Японскому, ходил к Аляске, в Бристольский залив, где перегружали с сейнеров добываемую селёдку и с уловом отправлялись домой во Владивосток. За время плавания приобретал бесценную жизненную школу.
По первым вехам биографии вряд ли можно было догадаться, что Александр станет актёром. Выпускник ремесленного училища, моряк Тихоокеанского флота, электромеханик на заводе, а затем – на швейной фабрике… Совершенно случайно Александр Михайлов оказался на спектакле студенческого театр миниатюр Дальневосточного университета. «Тем самым спектаклем», изменившим жизнь, оказался чеховский «Иванов». После этого спектакля Александр Михайлов заболел театром.
Мой дом – театр
Понадобился еще год, прежде чем Александр Михайлов решился на такой шаг – он поступил на актерский факультет института искусств. Рассказывал Александр Михайлов: «Однажды вижу объявление: «В институте искусств объявляется дополнительный набор на театральный факультет». Я как стоял, так и рванул туда. Примчался – и к вахтерше: «Где тут в артисты берут?». И вот встретила меня великая женщина Вера Николаевна Сундукова. Что-то Вера Николаевна во мне углядела, потому что не выгнала, а велела выучить хотя бы басню и прийти завтра. Всю ночь учил, чего-то с грехом пополам выучил. А утром меня приняли. Как я понимаю, авансом. Потому что читал я ужасно и к тому же являл собою нечто вроде пылающего факела. Может быть, меня даже из милосердия взяли, боялись, что я тут же у них на глазах и помру...».
Первые два года Александр Михайлов был постоянно на грани исключения из института «за профнепригодность». «Но однажды, – вспоминал Александр Яковлевич, – на экзамене по мастерству я сыграл Нагульнова из «Поднятой целины» М. Шолохова. Именно тогда во мне произошел своеобразный перелом. Педагоги поверили в меня и оставили в институте, но главное, я сам впервые поверил в себя».
После окончания института в 1969 году А. Михайлов стал актером Приморского краевого драматического театра имени Горького (г. Владивосток), где дебютировал ролью Раскольникова в спектакле «Преступление и наказание». Через год он перешел в Саратовский академический театр драмы, где проработал 10 лет, создавая такие сложные и многогранные образы русского и зарубежного классического репертуара, как Константин в «Детях Ванюшина», князь Мышкин в «Идиоте», Шаманов в спектакле «Прошлым летом в Чулимске».
В 1980 году Александр Михайлов принял решение окончательно перебраться из Саратова в Москву. Причем произошло это почти спонтанно. Актер Театра имени Ермоловой Всеволод Якут, с которым Михайлов снимался в фильме «Белый снег России», прямо в аэропорту сделал ему предложение играть в его театре. Михайлов думал всего лишь пятнадцать минут, после чего дал свое согласие. Его первыми ролями на сцене нового театра были Историк в спектакле «Я – человек» и доктор Астров в «Дяде Ване».
Фильм. Фильм. Фильм...
Свою первую роль в кино – бригадира сварщиков Алексея Углова – Александр Михайлов сыграл в 1973 году в фильме Федора Филиппова «Это сильнее меня». После чего обаятельного и фактурного актера стали охотно приглашать в основном на главные и положительные роли в кино- и телефильмах.
Наиболее заметной из ранних экранных работ Михайлова стал деревенский шофер Федор в фильме «Приезжая» режиссера Валерия Лонского. В этом фильме вместе с ним главную роль сыграла Жанна Прохоренко. После этого фильма Александр Михайлов вошел в разряд самых снимаемых актеров советского кино. Только за последующие три года он снялся в семи фильмах: «Так и будет», «Похищение «Савойи», «И это будет», «Чрезвычайные обстоятельства», «Белый ворон», «Через тернии к звездам», «Белый снег России».
Сыграв знаменитого шахматиста Алехина в фильме «Белый снег России» режиссера Юрия Вышинского, Михайлов заявил о себе в кино как серьезный драматический актер. Расширению его экранного амплуа способствовали отрицательные роли в сериале «Следствие ведут знатоки» и фильме «Белый ворон» режиссера Валерия Лонского.
В 1981 году «за талантливое воплощение образов современников в кино и высокое исполнительское мастерство» Александр Михайлов был удостоен премии Ленинского комсомола. В том же году актер исполнил главную роль в мелодраме режиссера Искры Бабич. Его герой Павел Зубов, получив письмо от матери об измене невесты Насти, решает после окончания службы остаться работать на Севере. Но неожиданная смерть Насти заставляет его вернуться на родину. Там он знакомится с тремя детьми своей бывшей невесты и становится им примерным отцом... Эта роль принесла Александру Михайлову огромный зрительский успех (лучший актер 1982 года по результатам опроса журнала «Советский экран») и Государственную премию РСФСР имени братьев Васильевых (1983).
До конца того десятилетия Михайлов продолжал активно сниматься, записывая на свой счет фильмы самых разных жанров. Всего в период 1982-1990 годов он сыграл еще в 17 картинах. Это были фильмы «Бешеные деньги» Евгения Матвеева, «Фронт в тылу врага» Игоря Гостева, «Карнавал» Татьяны Лиозновой, «Признать виновным» Игоря Вознесенского, «Мы веселы, счастливы, талантливы» Александра Сурина, «Одиноким предоставляется общежитие» Самсона Самсонова, «Победа» Евгения Матвеева и др. Но наибольшим успехом у зрителей пользовались в 80-е годы два фильма с участием Александра Михайлова: комедия Владимира Меньшова «Любовь и голуби» и криминальная мелодрама Вадима Дербенева «Змеелов».
В фильме «Любовь и голуби» Александр Михайлов исполняет роль Васи Кузякина в несвойственной ему условной, почти гротесковой манере. Эта веселая, бесхитростная комедия неожиданно оказалась в немилости у «верхов». А все дело в том, что закончил ее Меньшов как раз в разгар антиалкогольной кампании, развернувшейся в Советском Союзе. В отличие от критиков зрители встретили «Любовь и голуби» с огромным восторгом, сочувствуя и сопереживая несколько нескладному, но очень обаятельному и бесхитростному герою Александра Михайлова.
В картине Вадима Дербенева «Змеелов» Михайлов предстал в ином образе – образе бывшего директора крупного гастронома Павла Шорохова, который после выхода из тюрьмы вступает в схватку с криминалом. За эту работу Александр в 1986 году был признан по опросу читателей журнала «Советский экран» лучшим актером страны.
Одной из самых интересных экранных работ Александра Михайлова кинокритики также называют драматичную, эпическую роль крепостного Ивана Флягина в романтической драме Ирины Поплавской «Очарованный странник» (по роману Николая Лескова).
В 1992 году Александр Михайлов попробовал себя в качестве кинорежиссера, сняв фильм «Только не уходи…», посвященный теме СПИДа. Главную мужскую роль в картине он исполнил сам, а героиню фильма – молодую очаровательную Ольгу, внезапно узнающую, что заражена этой страшной болезнью, сыграла Елена Сотникова.
Малый театр
С 1985 по 2004 годы Александр Михайлов был артистом Государственного академического Малого театра. Среди крупных творческих удач Александра Михайлова на старейшей московской сцене – Константин («Дети Ванюшина» С. Найденова), Джеймс («Долгий день уходит в ночь» Ю. О’Нила), Вайнер («...И аз воздам» С. Кузнецова), Хрущев («Леший» А.П. Чехова), Иоанн Грозный («Царь Иоанн Грозный» А.К. Толстого), Дорн («Чайка» А.П. Чехова), Астров («Дядя Ваня» А.П. Чехова). Эти образы позволяют увидеть, что артист обладает широчайшим творческим диапазоном. Его царь Иоанн величественен даже в своем падении, унижении и раскаянии. Играя эту роль, Михайлов достигает поистине трагических высот, заставляя зрителей испытывать почти мучительное сострадание.
Талант артиста позволяет выстроить каждую роль с виртуозной точностью и безупречным вкусом. Работая над образом Иоанна Грозного, Александр Михайлов изучал исторические источники, рассказывающие об этом царе, и пришел к выводу, что расхожее мнение об Иоанне Грозном как о кровожадном злодее неверно, а царь Иоанн был яркой, выдающейся личностью своей эпохи. Это углубление в историю нашло отражение в трактовке артистом своей роли.
Участие в спектакле «Царь Иоанн Грозный» (первоначально – «Смерть Иоанна Грозного») едва не стоило актеру жизни. Репетируя эту роль, Александр Михайлов внезапно почувствовал, как из него стала уходить энергия: он по три-четыре часа приходил в себя после каждой репетиции. Будучи человеком сильно верующим, Михайлов отправился к своему батюшке. Помолился, поговорил. Батюшка настоятельно посоветовал добиться того, чтобы из названия спектакля – «Смерть Иоанна Грозного» – убрали слово «смерть». Михайлов обратился с просьбой к художественному руководителю театра Юрию Соломину и директору театра В. Коршунову. Но те не решились нарушить традицию и оставили прежнее название. Уходя от них, Михайлов произнес, как оказалось, пророческую фразу: «Быть беде».
Александр Михайлов успел сыграть всего лишь шесть спектаклей. В июне 1995 года, отыграв последний, он отправился на дачу. Внезапно по дороге у него пошла горлом кровь. К счастью, рядом оказался его коллега по театру актер Александр Потапов, который сумел вовремя вызвать врачей. Михайлова привезли в институт Склифосовского, когда он уже потерял полтора литра крови. Через две недели ему сделали операцию. Еще через две недели он вернулся домой, но ненадолго. На третьи сутки Михайлову вновь стало плохо и он снова попал в больницу – на этот раз с заворотом кишок. Врачи буквально «вытянули» его с того света, сделав ему вторую полостную операцию. После нее актер еще четыре месяца провел вдали от дома: сначала в больнице, затем в санатории. Когда в ноябре того же года он наконец вернулся домой и вновь приступил к репетициям в театре, роковой спектакль носил уже другое название – «Царь Иоанн Грозный».
Личная жизнь
Еще во время учебы в институте Александр Михайлов познакомился со своей будущей женой – дочерью адмирала флота Константина Мусатова Верой. История их знакомства была романтичной. Три месяца, не сговариваясь, не зная друг друга, они вешали свои пальто на одной вешалке, рядом. А потом случай свел владельцев обоих пальто в коридоре института. Вера тогда сказала Михайлову комплимент: «Вы так похожи на моего любимого актера Бруно Оя». Однако Михайлова это сравнение почему-то оскорбило. Несколько дней спустя судьба свела их вновь, теперь уже у вешалки, и Михайлов внезапно понял, что девушка, которую он оскорбил, и есть хозяйка знакомого ему пальто. Александр, извинившись перед ней, пригласил девушку в кино. Вера ответила согласием. В 1968 году они поженились, а еще через год у них родился сын Константин.
Переехав в Москву, Вера Константиновна пришла работать пресс-секретарем в Госкино. Сын Константин, окончив школу, сначала проучился два года у Олега Табакова, а затем ушел в режиссуру – окончил Высшие режиссерские курсы. Затем Константин вновь поменял сферу деятельность и стал вести музыкальные передачи на радио. А чуть позже у него появился сын Александр (нетрудно догадаться, в честь кого Константин назвал своего отпрыска...).
В начале 21-го века Александр Михайлов уходит от своей жены к другой женщине. Имя второй супругуи Михайлова – Оксана Вячеславовна. По профессии она экономист. Он усыновил ее ребенка от первого брака Владика, а затем, в свои 58 лет, он с Оксаной «родил» дочь! Имя малышке выбрали по православным святцам от 26 июня и назвали Акилина.
Известно также, что у Михайлова есть внебрачная дочь Анастасия. Имя матери Насти Александр Яковлевич всегда тщательно скрывал.
Александр Михайлов с юности отдавал предпочтение русской классической литературе. Среди его любимых поэтов и писателей – А.С. Пушкин, Ф.М. Достоевский, А.П. Чехов, С. Есенин, И. Ильин, В. Распутин, Василий Шукшин, Г. Шпаликов, В. Ерчак, В. Николаев и другие. Из зарубежных авторов особенно выделял Джека Лондона. С молодости занимался спортом – волейболом, баскетболом, легкой атлетикой. Свободное время всегда любил проводить в общении с природой.
Близким другом у Александра Михайлова был Михаил Евдокимов.
Рубеж веков
Актер много участвовал в антрепризных спектаклях, в частности, играл в комедиях «Старая дева» и «Любовь – не картошка, не выбросишь в окошко», где его партнершами по сцене стали Инна Чурикова и Нина Усатова. Комедию «Любовь – не картошка…» Александр Яковлевич называл самым русским спектаклем из всех ему известных. И эта русскость для него – высшая оценка.
В 1997 году Александр Михайлов дебютировал как певец, составив концертную программу из русских и казачьих песен, с которой выступал в филиале Малого театра и гастролировал по стране. С тех пор актер начал часто выступать перед зрителями с концертными программами. Аккомпанируя себе на гитаре, он исполнял русские романсы, песни времен Гражданской войны, казачий фольклор... Собиранием фольклора Александр Яковлевич занимался в поездках по родным местам.
Александр Михайлов вплоть до 2004 года играл в Малом театре. В кино снимался редко. Самыми яркими телеработами Михайлова являются сериалы «Есенин», «Юнкера», «Веревка из песка».
В 2012 году Александр Яковлевич стал преподавателем в Летней киноакадемии Никиты Сергеевича Михалкова. Чуть позже у него появилась еще одна возможность поделиться своим богатым актерским опытом с молодежью – он устроился преподавателем во ВГИК (мастерская Сергея Аполлинариевича Герасимова).
В одном из интервью на вопрос «Считаете ли себя сильным человеком?» Александр Михайлов ответил: «В зависимости от ситуации. Я не умею быть нахрапистым, но умею дружить, и для меня очень важны слова честь, достоинство, любовь, дружба. Когда-то мой дед сказал: «Люби Родину больше, чем свою жизнь. Сердце отдай людям. Душу – Господу Богу. А честь оставь себе». С годами я понял, что только так и нужно жить. Этого же я хотел бы пожелать всем своим соотечественникам. Уважать себя, никогда не кривить душой и не предавать себя».
Общественная деятельность
В 2005 году Александр Михайлов стал членом Главного совета монархической организации Союза русского народа. Эта организация была восстановлена после восьмидесяти с лишним лет забвения. Основы идеологии СРН – первоочередная важность церкви и духовенства во всех сферах жизни и возрождение единоличной (монархической) формы правления.
В 2014 году Михайлов активно поддерживал президента РФ в его решениях касательно Украины в целом и Крыма в частности.
В конце декабря 2014 года Александр Яковлевич побывал с гастролями в Луганске, после чего (спустя пару месяцев) Служба безопасности Украины запретила артисту въезжать на территорию их страны, так как тот публично высказывался «за» политику и Луганска, и Донецка.
Основные награды и премии
Заслуженный артист России (1983).
Народный артист России (1992).
Лауреат премии Ленинского комсомола (1981).
Лучший актёр года по опросу журнала «Советский экран» (1982, за роль в фильме «Мужики!»).
Лауреат Государственной премией РСФСР имени братьев Васильевых (1983, за фильм «Мужики!»).
Лучший актёр года по опросу журнала «Советский экран» (1985, за роль в фильме «Змеелов»).
Лауреат приза за лучшую мужскую роль на МКФ славянских и православных народов «Золотой Витязь» (1992, фильм «Очарованный странник»).
Лауреат специального приза жюри РКФ «Литература и кино» в Гатчине (1997, за фильм «Милый друг давно забытых лет...»).
Лауреат приза «За личный вклад в искусство кино и театра».
Приз «9288 километров» на МКФ Pacific Meridian во Владивостоке (2003, фильм «Благословите женщину»).
Лауреат специального приза президента республики Беларусь «За сохранение и развитие духовности в киноискусстве» на МКФ славянских и православных народов «Золотой Витязь» (2007).
Кавалер ордена Почета (1999).
Кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» IV степени (2005).
Что он сделал, скажите, не так?
Ведь не вечно ничто – ни песок, ни цемент,
И стираются краска и лак
Он и так ей полжизни уже ведь отдал,
А потом молодую нашёл.
Да, хотел он продолжить свой жизненный бал,
Вот поэтому он и ушёл.
Правда, сына от армии зря не отбил,
Тут его роковая ошибка.
С горя, видно, поэтому сильно он пил
И расстроен он был, видно, шибко.
Но зачем он обратно вернулся тогда?
Тут пути быть не может назад.
Делать так нам нельзя ни за что, никогда,
Хотя сын был, конечно, и рад.
Коль ушел, то назад быть не может пути,
И не надо тут душу терзать.
Коль для счастья всё есть, так живи, не мути.
И тут нечего больше сказать.
Но готов повторить: душу зря он травил
И здоровье зря тратил впустую.
Правильно всё в "Мужиках" он тогда сотворил,
Разорвав всё былое вчистую.
С уважением и гордостью за своего дорогого земляка Александра Яковлевича Георгий Яковлевич, родился и вырос в с. Ново-Троицкое Читинской обл.