Биография Соломина Юрия Мефодьевича
Соломин Юрий Мефодьевич – отечественный актер и режиссер театра и кино.
О корнях семьи Соломиных
Соломин Юрий Мефодьевич родился 18 июня 1935 в Чите. Вырос в семье профессиональных музыкантов. Старший брат актера Виталия Соломина. Родители Юрия Соломина имели сибирские корни. Мефодий Викторович родом из Забайкалья, Зинаида Ананьевна – из Томска. Оба – прекрасные музыканты, отец свободно играл на всех струнных инструментах, у матери был хороший голос – меццо-сопрано.
Чита в те годы была городом высоких культурных традиций. С ним связаны имена Олега Лундстрема, Николая Задорнова, Константина Седых. Семья Соломиных была хорошо известна в городе. Родители профессионально служили музе, работая преподавателями музыки в городском Доме пионеров и в Доме народного творчества Читы. Мефодий Викторович посвятил свою жизнь поиску музыкальных дарований в Чите, Бурятии. Главным достоянием Соломиных-старших стали их сыновья, знаменитые российские актеры, народные артисты Юрий и Виталий Соломины.
О Щепкинском училище
Юрий Соломин – артист счастливой судьбы. Выбор профессии для человека труден всегда. Для юноши, живущего за тысячи километров от главных культурных центров, он нелегок вдвойне. Судьба распорядилась так, что понятие «Малый театр» вошло в жизнь юного Юрия Соломина «с младых ногтей» и на всю жизнь.
Еще в Чите Юрий увидел фильм «Малый театр и его мастера», сделанный к 125-летию театра. Тогда же он узнал о Щепкинском училище и после окончания школы сразу отослал документы по адресу: Москва, Неглинная, 6.
Везет тому, кто везет. Это правило, которое впоследствии многие годы ощущал на себе Юрий Мефодьевич Соломин, определило подарок судьбы – учебу в классе Веры Николаевны Пашенной, великой русской актрисы. Он окончил Театральное училище имени Щепкина и стал актером Малого театра.
О Малом театре
Малый театр Юрий Соломин всегда считал своим домом. Впервые он появился здесь, будучи студентом второго курса, на практику. Первая работа была в спектакле «Иван Грозный». Даже сохранилась программка этого спектакля, где было написано: второй ремесленник – студент Театрального училища имени Щепкина такой-то. Вот таким-то и был Соломин Юрий Мефодьевич.
Потом пошла работа, пошли роли. Роли были разные: и большие, и маленькие. «Но нас уверяли тогда, что нет маленьких ролей, есть маленькие артисты. Я с этим не согласен. Есть просто и маленькие роли, и плохие роли…», – рассуждал замечательный актер Юрий Соломин.
Начав с ролей эпизодических, молодой актер вскоре стал играть ведущие роли в пьесах советского репертуара: Безайс в «Когда горит сердце В. Кина», режиссер А. Гончаров, Слава и Гриша в розовских «Неравном бое», режиссер Д. Вурос, и «Перед ужином», режиссер В.Монахов, Миша в «Палате» Алешина, режиссер Л. Варпаховский, Пэпино в «Украли консула» Мдивани, режиссер В. Монахов.
Прекрасные внешние данные, незаурядное обаяние, мягкий лиризм при мужественности облика обещали яркое будущее. В ролях классического русского репертуара – Кисельников в «Пучине» А.Н. Островского, режиссер Васильев, Царь Федор Иоаннович в одноименная трагедия А.К. Толстого, режиссер Равенских, Федя Протасов в «Живом трупе» Л.Н. Толстого, режиссер В. Соломин – проявились склонность актера к драматизму, умение психологически тонко разработать характер, особая нервность темперамента. Эта тема отчетливо читалась и в роли последнего русского царя, Николая II, в современной пьесе С. Кузнецова «…И Аз воздам».
Неслучайно критика часто называла Соломина «чеховским актером Малого театра», отмечала особую «русскую национальную трогательность» актера, склонного к воплощению не столько широты и размаха русской души, сколько той внутренней силы, какая таится в ней. Многогранность актерского дарования Соломина позволила ему с одинаковым успехом играть и русских страдальцев, и французского романтического Сирано в «Сирано де Бержерак» Э. де Ростана, которую вместе с Войминским в пьесе А.П. Чехова «Дядя Ваня» всегда считал особо любимыми и, возможно, лучшими своими театральными работами.
О кино
Путевку в кинематограф Юрию Соломину дала Вера Николаевна Пашенная. Она рекомендовала его режиссеру И.М. Анненскому на главную роль в фильме «Бессонная ночь». Она же рекомендовала Сергею Бондарчуку попробовать Соломина на роль князя Болконского в «Войне и мире». Роль, правда, впоследствии блестяще сыграл Вячеслав Тихонов. Потом было множество ролей, более 50 фильмов и сериалов в кино и на телевидении: разноплановых, драматических, лирических, острохарактерных, комедийных – и везде актер находил свои, присущие только ему краски, делая каждую роль явлением.
Юрий Соломин стал широко известен после выхода на телеэкран многосерийного фильма «Адъютант его превосходительства». Среди его лучших киноработ: Дмитрий Ульянов в «Сердце матери», Телегин в телефильме «Хождение по мукам», майор Звягинцев в «Блокаде», Трактирщик и Генрих Айзенштайн в телефильмах «Обыкновенное чудо» и «Летучая мышь», Владимир Александрович в картине «Свет в окне», Славин в «ТАСС уполномочен заявить…». Можно просто перечислить некоторые картины, где он сыграл главные роли: «Мелодии белой ночи», «Сны о России», «Московская сага». И каждая из них популярна и любима несколькими поколениями зрителей в Советском Союзе, Болгарии, Чехословакии, Германии, Японии, других странах. Своими же любимыми работами сам Юрий Соломин считал роль Штубе в фильме А. Салтыкова «И был вечер, и было утро» и роль Геттеля в фильме В. Георгиева «Сильные духом».
Съемки в кино подарили актеру встречи с выдающимися режиссерами и актерами. Огромной удачей для себя он посчитал работу и дружбу с Акирой Куросава и Оттакаром Ваврой, Михаилом Калатозовым и Марком Донским, Комаки Курихара и Жанной Моро, Мариной Влади.
О Куросаве
Роль Арсеньева в фильме Акиры Куросавы «Дерсу Узала» сделала актера Юрия Соломина известным мировому кинематографу.
Эту работу нельзя забыть. Замечательный режиссер. Его знают во всем мире. Когда называют великих, то называют: Феллини, Бергман, Куросава. Эта тройка, без которой очень трудно говорить о мировом кинематографе. И Акира Куросава дал согласие работать в России, тогда в Советском Союзе, снимать фильм «Дерсу Узала». Юрий Соломин был очень рад, это же те места, где он родился и вырос. Это все о Даурской тайге и Приморском крае. Соломину предложили роль Арсеньева. Максим Максимович Мунзук приехал из Тувы, это тот, который играл Дерсу Узала. Он такой очень открытый был, и Куросава сразу сказал – Дерсу. Однозначно сказал, и далее уже Юрия Соломина с Максимом Максимовичем, собственно, и не пробовали, а пробовали гримы, пробовали костюмы. «Как-то естественно все получилось, не было, как бывает, тебя утвердили, и ты кричишь: «Ура!». Этого не было, все было настолько естественно, что я даже сегодня не могу понять, каким образом я даже узнал, что меня утвердили. Вот как меня пригласили, это я помню, а дальше...», – любил вспоминать Юрий Соломин. Надо отметить, что Куросава был художником. Он закончил Академию художеств и очень хорошо рисовал. Поскольку потом режиссера и актера связывала большая дружба, то Куросова всегда присылал своему русскому другу к Новому году открытку, которую сам создавал: рисовал ее и выпускал в Японии.
А однажды на съемке в Приморском крае он подарил Соломину картину. Куросава нарисовал огромную голову тигра с какими-то такими зеленоватыми глазами, немножко справа японский орнамент и написал – «18 июня 1974 года, Соломин сан, Куросава сан». И потом картина висела дома у артиста, в рамочке.
О режиссуре
Быть режиссером Юрий Самойлов никогда не мечтал. Он даже и не знал, что это такое. Когда жил в Чите, слушал по радио концерты из Колонного зала, артисты такие-то, такие-то, а что такое режиссер... Хотел быть артистом, хотел выступать. Никогда не думал быть ни художественным руководителем, ни каким-либо начальником, нет. Но вот судьба распорядилась иначе. Юрия Соломина избрали художественным руководителем и он несколько лет на сцене театра ничего не ставил, довольствовался дипломными спектаклями в Театральном училище имени Щепкина, но это несколько другая режиссура, педагогическая. Но сила обстоятельств все-таки привела к тому, что Соломин стал режиссером…
В режиссуре его больше увлекал сам процесс, увлекала возможность помочь. Когда ты можешь направить человека, интересно понять автора. Понять, например, почему Чехов написал: «В Москву, в Москву!»? Когда начинаешь читать его, вникать, и уже не можешь жить без его писем, без его записок, без каких-то воспоминаний о нем… На сцене Малого больше шла классика, чем современные авторы. К сожалению, не было тогда хороших современных пьес. Да и ставить пьесу, которую написали на два-три человека, нерентабельно при труппе в 130 человек.
Как режиссер Юрий Соломин поставил в Малом театре «Ревизор», «Чайку», «Лес», «Коварство и любовь», водевиль «Таинственный ящик», «Три сестры», а также несколько спектаклей в Высшем театральном училище имени М.С. Щепкина. В кино и на ТВ Юрий Соломин поставил фильмы «Скандальное происшествие в Брикмилле» по Пристли, трехсерийный фильм «Берег его жизни», «В начале было слово». В качестве режиссера и актера работал в Болгарии, Чехословакии, Германии, Японии. Был удостоен премии за студенческие работы в Братиславе (Словакия) и Кобе (Япония).
О телевидении
С начала нового века принято ругать телевидение за развращение вкусов и массовое зомбирование населения. На эту тему у великого актера Юрия Соломина особое мнение:
«Ругать телевидение бессмысленно. Стоит ругать его руководителей. Главный грех телевизора в том, что всю страну посадили на пиво. Это ужас! Вот иду я недавно по театральной площади. Зима, холодно. И идет девушка, вся замерзшая, и держит в руках бутылку пива. Я ее останавливаю и говорю: «Что, холодно? А ты попей...». А она не поняла моего юмора...
А реклама? Я всю жизнь жил без рекламы. Я знал, что эта колбаса – хорошая. И все тоже это знали. А когда мне еще говорят: «Это твой стиль!»... Да пошли они все со своим стилем!.. Меня еще вот что раздражает: я никогда не успеваю записать телефоны, которые рекламирует нам телевидение. Мне нужно было купить однажды нагревающиеся фанерки для собак. Я увидел эту рекламу, успел записать только половину телефона – и все. А дело было в Питере на гастролях. Потом два дня тупо сидел в гостинице, смотрел всю муру, ожидая повтора, но этой рекламы больше так и не показали...».
О педагогике, о назначениях
В своей альма-матер – Высшем театральном училище имени М.С. Щепкина – Юрий Соломин – профессор, он с самого начала постоянно вел мастер-классы со студентами Америки, Японии, Южной Кореи.
В 1988 году коллективом Государственного академического Малого театра Юрий Соломин был избран, надо заметить, первым за долгую историю среди руководителей театра, художественным руководителем, а затем уже назначен на эту должность решением Правительства России. За долгие годы ему удалось сохранить традиции театра, создать практически заново репертуар, сохранив знаменитый спектакль «Царь Федор Иоаннович» в постановке Равенских и великий «Вишневый сад» в постановке Ильинского. Удалось сберечь единственный в своем роде театральный симфонический оркестр, коллектив театра, более 600 человек! Сохранить уникальную труппу, в составе которой народные артисты СССР, без малого 30 заслуженных артистов России, талантливая молодежь.
В 1990 году Юрий Соломин был назначен на пост министра культуры в состав первого Правительства Российской Федерации. За период пребывания на этой должности ему удалось решить ряд важных вопросов, связанных с организацией жизни театральных коллективов, развитием детского творчества.
По роду своей деятельности Юрию Соломину приходилось встречаться с самыми влиятельными и именитыми людьми. Это и королева Великобритании Елизавета II, и королева Нидерландов Беатрикс, и президенты государств, и главы правительств, и выдающиеся ученые, и деятели культуры и искусства, и общественные деятели. Однако среди них сам Юрий Соломин выделил несколько человек, которые пришли к нему на помощь в трудное время, связанное с серьезной болезнью. Благодаря выдающимся медикам – академикам Е.И. Чазову, М.И. Перельману, Р.И. Акчурину, хирургу из Киева Юрию Гануле, докторам В.П. Мезаеву и С.В. Розановой, хирургам из Италии Рипоссини и Игорю Котельникову – болезнь удалось побороть.
В начале зимы 2012 года Соломин стал доверенным лицом кандидата в президенты Российской Федерации Владимира Владимировича Путина.
Весной 2014 года актер выступал в поддержку политики Путина в отношении Украины и Крыма. Подпись Юрия Мефодьевича появилась на соответствующем обращении, составленном российскими деятелями культуры.
О сокровенном
Супруга Юрия Соломина – Соломина Ольга Николаевна. Дочь – Соломина Дарья Юрьевна. Его внучка – Александра – это особая гордость.
Дома и на даче Юрия Соломина окружают любимый пес – овчарка Маклай – и не менее любимые собаки Ляля, Лушка, Яшка и кошка Дуся.
С самого начала своей карьеры живет и работает актер в Москве.
Имя Юрия Соломина присвоено новой малой планете.
Основные награды и премии
Народный артист СССР (1988).
Народный артист Кыргызстана.
Заслуженный деятель искусств Республики Марий Эл.
Лауреат премии РСФСР им. братьев Васильевых (1951, за роль в фильме «Адъютант его превосходительства»).
Лауреат Государственной премии КГБ.
Лауреат Государственных премий России.
Лауреат Международной премии Станиславского.
Лауреат премии «Золотой овен».
Кавалер ордена Дружбы народов.
Кавалер орденов «За заслуги перед Отечеством» II, III и IV степени.
Кавалер ордена Японии «За вклад в мировую культуру».
Награжден медалью «Слава Читы» за номером 1.
Лауреат звания «Человек года-1998» за выдающиеся заслуги в области искусства.
С благодарностью, преклонением и безграничным уважением.