Биография Приемыхова Валерия Михайловича
Приемыхов Валерий Михайлович (26.12.1943, Белогорск – 25.09.2000, Москва) – отечественный актер кино и театра, режиссер, сценарист, писатель.
Детство
Валерий Приемыхов родился 26 декабря 1943 года на Дальнем Востоке в небольшом поселке на берегу реки Томь, где обитали в основном люди, прошедшие тюрьмы и лагеря, другими словами «перемещенные лица» и их потомки. Отец по призыву партии к комсомолу «На Дальний Восток!» примчался в первых рядах в Кубышевку-Восточную (ныне Белогорск) Амурской области разрабатывать, осваивать, соединять с Центральной Россией нетронутый край! Там женился на тихой, болезненной девушке Нине, мягкой, покладистой – полная противоположность ему самому. Родители Валерия Приемыхова умерли в один год, друг за другом. Сначала мама, потом отец. Значит, жить друг без друга не могли... Как говорится в известных сказках: «Они жили счастливо и умерли в один день…» – критерий счастливой человеческой жизни.
Дед Иван Иванович Приемыхов жил до последних дней в Москве, работал строителем. Как он звал сначала сына, а потом уже и внука к себе, как уговаривал прописаться – жил-то один и квартира у него была. Но для жителей Дальнего Востока слова «прописка» как бы не существовало – коренного населения почти не было, практически все откуда-то приехали.
У Валерия Приемыхова было здоровое, «индейское» детство, где было всякое. Детство, которого надолго хватает. Пацанами постоянно купались, делали какие-то плоты, ходили босиком, на руках вечные цыпки. А детство, наверное, и должно быть безоглядным. Когда полуживой вечером валишься в постель, здорово и, на самом деле, это огромный заряд здоровья.
Но никакие жесткие забавы и драки никогда не заслоняли от парня его главную страсть – книги. Мороз сорок градусов, а он, мальчишка, идет в библиотеку километра три-четыре. И потом под одеялом с фонариком читает своих любимых Майна Рида, Жюля Верна, Диккенса…
Начало
Когда Валерий Приемыхов устроился на почтовый ящик «Казань-421» токарем, то с кем-то за компанию или от нечего делать пошел в народную студию. Благо, их тогда много было. Понравилось – целый букет новых впечатлений! Этакое актерское единение и ты член некоего актерского братства.
Потом учеба на театральном факультете Дальневосточного педагогического института искусств во Владивостоке. Окончив в 1966 году институт, по распределению был направлен во фрунзенский Русский драматический театр имени Н.К. Крупской. Три года Приемыхов отыграл на его сцене, после чего отправился в Москву.
Москва
И вот Москва!!! Сценарный факультет ВГИКа, мастерская Игоря Маневича. Студентом Приемыхов сначала жил в общежитии, подрабатывал кочегаром. Потом устроился дворником в Библиотеке им. Ушинского, жил в дворницкой, где постоянно что-то читал, готовился к занятиям и много писал…
Здесь же, в институте, Валерий познакомился со своей будущей женой Эллой. Это была очень красивая девушка, не испытывавшая дефицита в поклонниках. За ней пытались ухаживать даже многие преподаватели. Однако предпочтение она отдала именно Приемыхову.
Вскоре они сошлись и зажили гражданским браком. У супругов родилась дочь, но это не удержало брак от распада. В чем причина? Говорят, что Приемыхов страшно ревновал красивую жену и она в конце концов решила уйти. Так ли это на самом деле? Кто знает…
Сценарист и актер
В 1973 году Приемыхов окончил ВГИК, но кинематограф, казалось, совсем не ждал его с распростертыми объятиями. До встречи с Динарой Асановой, открывшей ему доступ в большое кино, актер брался практически за любое дело, лишь бы работать. В основном приходилось дорабатывать многие неудачные «горящие» сценарии. Самостоятельно Приемыхов дебютировал в кино как сценарист в 1975 году в фильме «Иван и «Коломбина» совместно с Вилем Липатовым. Затем были работы в картинах «Дикий Гаврила», «Житейское дело», «Миг удачи». Мелодрамы, драмы… Неплохие фильмы, но сегодня вряд ли их кто помнит…
В 1979 году Приемыхов дебютировал как актер в семейной драме Динары Асановой «Жена ушла», сыграв «брошенного» мужа главной героини (Елены Соловей), субтильной, душевно незащищенной, но которая не желает мириться с опротивевшей прозой жизни. Вообще-то творческий союз Приемыхова с Асановой был на редкость удачным. Было в фильмах Динары что-то такое, что вселяло в душу сомнение, заставляло тревожиться. Человек в ее картинах, и большой, и маленький, был обречен жить среди других людей. И именно там его место – среди неисчислимого количества мыслей, поступков, влияний.
Приемыхов и Машная
Совместное творчество Валерия Приемыхова и Динары Асановой продолжилось и в 80-е годы. Их следующей работой стала мелодрама «Никудышняя», в которой Приемыхов выступил и в качестве автора сценария, и в качестве актера. Картина рассказывала о девочке-подростке с неуравновешенной психикой, которая не может найти взаимопонимание с окружающими – отчасти из-за своего физического изъяна (она заикается), отчасти из-за невнимания родителей, занятых собственными проблемами. Эту роль замечательно исполнила 16-летняя Ольга Машная. Тогда она не обратила никакого внимания на 37-летнего Валерия Приемыхова. Кто бы знал, что пройдет всего несколько лет и они станут мужем и женой…
Они вновь встретились три года спустя на съемках новой картины Динары Асановой «Пацаны». Картины, принесший Валерию Приемыхову всенародную известность и популярность. В этой психологической мелодраме Валерий Приемыхов блестяще исполнил роль начальника спортивно-трудового лагеря Павла Антонова, который в одиночку держит ответ за родительскую безответственность общества. Приемыхов не играл, он просто жил в этой роли – в каждом его слове, каждом жесте чувствовалась неподдельная заинтересованность в своих воспитанниках, в этих мальчишках.
Картина «Пацаны» стала судьбоносной и для Приемыхова, и для Машной. Актриса вспоминала свою новую встречу с ним: «Он был абсолютно лысым! Голый череп меня жутко рассмешил. Тогда я ляпнула что-то вроде: «Никогда не видела сценариста с такой открытой внешностью». Валера почувствовал издевку и сник. Меня это удивило, ведь он был взрослым, почти 40-летним мужчиной». Тогда Ольга не догадывалась, что взрослый мужчина был просто влюблен в нее.
В одной из сцен Ольге предстояло появиться в кадре совершенно обнаженной. Девушка очень смущалась и Динара Асанова заставила всех ребят, занятых в эпизоде, отвернуться и встать за деревья. Однако это не помогло. Как только камера заработала, мальчишки тут же начали подглядывать…
После окончания съемок Ольга чувствовала себя крайне неловко. Именно в этот момент рядом с ней оказался Валерий Приемыхов. Она вспоминала: «Думаю, он видел, что мне в тот момент было нелегко. Все устали, хотелось спать. Я положила голову ему на плечо и тут же почувствовала, будто меня прошиб страшной силы электрический разряд. Сонливость испарилась моментально. Я поняла, что пропала…».
На следующий день Ольга отправилась в Москву поступать во ВГИК. Приемыхов не знал, где она остановилась, и стал разыскивать любимую девушку через своих друзей. Когда Ольга, ошеломленная таким напором, сама набрала его номер, то услышала от него предложение жить вместе.
Семейная жизнь
Вслед за «Пацанами» Приемыхов и Машная снялись вместе еще в одной картине Динары Асановой – мелодраме «Милый, дорогой, любимый, единственный....». Приемыхов был автором сценария этой трогательной и жестокой истории о первой любви, а также наряду с Ольгой Машной сыграл главную роль.
Что же до реальной жизни, то Приемыхов, имевший насчет Ольги самые серьезные намерения, официально регистрировать отношения не спешил. Видимо, сказывался неудачный опыт прежней семейной жизни. Или актер просто боялся лишиться свободы. Однако вскоре родственники убедили его, что Ольга – еще совсем юная девушка и надо сохранить ее репутацию. Спустя три года после знакомства они сыграли скромную свадьбу.
Как признавалась Ольга Машная, штамп в паспорте ничего не изменил в их отношениях. Валерия она любила и до этого, и после. Правда, благополучной их семейная жизнь вовсе не была. Жить вместе с популярным актером, любимцем миллионов женщин, – огромное испытание. «У Валеры постоянно были романы на стороне, – вспоминала Ольга. – Ему часто звонили женщины. Если на звонки отвечала я, в трубку выразительно дышали или тут же ее бросали. Обычно его поклонницы представлялись журналистками. Я не хотела знать о его любовных приключениях. Боялась, что не смогу пережить измены. Поэтому долго делала вид, что ничего не происходит. Не упрекала мужа, а лишь просила, чтобы девушки не звонили хотя бы посреди ночи. Валера всегда возвращался ко мне. Он не просил извинения, а старался загладить вину поступками. Кашеварил, накрывал стол, даже соглашался встречать меня по вечерам с занятий, хотя обычно отказывался».
Вместе они прожили больше четырех лет. Ольга ушла от Приемыхова сама, хотя и продолжала его любить. В чем же причина? «Просто я хотела иметь настоящую семью, – говорила она, – хотела детей. Валера был против. Можно было, конечно, обхитрить его, но мне казалось, что раз мы поженились, значит, все должны делать вместе. Глупенькая была, что говорить...».
«Холодное лето пятьдесят третьего…»
Валерий Приемыхов тем временем продолжал сниматься. В год – две-три картины. Драма «Попутчик» Ивана Киасашвили, детектив «Тихое следствие» Александра Пашовкина… Фильмы не самого высокого уровня, но и в них просматривался актерский стиль Приемыхова – скупой, сдержанный и точный рисунок, без надрыва. Вот только чтобы использовать все эти качества в полной мере, нужно было гениальное режиссерское чутье. Или особое родство, которое объединяло, к примеру, Валерия Приемыхова и Динару Асанову.
Смог «разглядеть» актера и Александр Прошкин, пригласив его на главную роль в картину «Холодное лето пятьдесят третьего...». Великолепнейший фильм и, пожалуй, лучшая роль Приемыхова в кино. Вместе с Анатолием Папановым (для которого эта киноработа оказалась последней) они достоверно по манере и мастерски в профессиональном плане создали образы двух политических заключенных – Лузги и Копалыча, противостоящих сбежавшим уркам. Именно после этого фильма по опросу, проведенному журналом «Советский экран», Приемыхов был назвал лучшим актером 1988 года.
Режиссура
Когда актер сыграл свою первую роль в кино, все сочувствовали: «Ну, зачем хорошему сценаристу средним актером становиться!». Спустя десять лет Приемыхов обратился к новой для себя сфере – режиссуре, сняв детективный трагифарс «Штаны» (одновременно выступив и в качестве актера, и сценариста). И вновь возмущению не было предела: «Вот, отличный ведь актер, а зачем-то в режиссеры подался?». Сколько людей, столько и мнений. Некоторые вообще заявляли: он что сценарист, что актер, что режиссер – туда-сюда, личность просто интересная. А он действительно был личностью. А что до специализации… Сам Валерий Приемыхов называл себя просто кинематографистом широкого профиля.
А картина «Штаны» все же получилась. В работе над ней проявились основные приемыховские качества – скупость выразительных средств, точность рисунка, мужественная сдержанность. Этими же качествами была отмечена и следующая его картина – социальная драма «Мигранты», посвященная жизни «перемещенных лиц» таежных берегов Амура, людям из детства (Специальный приз жюри МКФ в Сан-Ремо-92).
Приемыхов и Шутова
На съемках фильма «Штаны» Валерий познакомился с Любовью Шутовой. Она вспоминала: «Волею случая я оказалась в съемочной группе картины. Было легко работать, общаться. И когда мы поехали в экспедицию в Одессу, роман вспыхнул молниеносно. Съемки были тяжелые, часто ночные. В ресторане «Кавказский аул» мы могли работать только ночью, когда ресторан закрывался для посетителей. Начинали в двадцать три часа – и до рассвета. В гостинице два часа поспишь – и на пляж. А ночью опять съемки. Такой круговорот! Но было бесконечное ощущение радости. Может быть, потому что была молодость… И, конечно, ощущение влюбленности…».
Затем они возвратились в Лениград, где их отношения перешли на новый уровень. Это был уже не случайный роман – Валерий с Любовью чувствовали ответственность друг за друга. Но решиться на совместную жизнь… Она была замужем, имела ребенка – и вдруг все порвать, начать новую жизнь. Приемыхов же боялся очередной «ошибки», а может быть, ответственности за женщину с ребенком.
Но любовь сильнее всего. Любовь Шутова вспоминала: «Личные дела мы решили как-то в один момент. Валера прооперировался с язвой, вышел из больницы и через три дня мы поженились. И казалось, что все плохое позади. Ждали откликов на картину «Мигранты», которую Валера снял на «Мосфильме». Но… не дождались. Уже шел период «безвременья» в кино, начало 1990-х. И никакого резонанса, молчание… Тема «мигрантов» становилась очень актуальной – развал Союза, люди, теряющие почву под ногами, мечущиеся. Приемыхов первый, кто сказал об этом в кино, он как-то чувствовал, какую эти события приобретут масштабность. Никто еще беды не предвидел, все только начиналось...».
А дальше были 90-е. Провал. Безвременье.
«Кто, если не мы»
Последнее и, наверное, самое любимое детище Валерия Приемыхова в полном смысле стала его работа в кино – картина «Кто, если не мы» (1998). С этой последней работой его свел случай. Приемыхов писал сценарий для Елены Цыплаковой, но та не нашла денег. А тут вдруг ему позвонили и предложили: «Хочешь снимать свое кино?». Оказалось, что на поддержку «Мосфильма» выделил деньги Лужков…
Поводом для написания сценария фильма «Кто, если не мы» послужила действительная история двух подростков, ограбивших магазин. Наворовав, они переоделись во все новое, а старую одежду оставили на месте преступления. Их взяли на следующий день... Конечно же, кое-что автор допридумал, перенес действие поближе к столице.
Актер и тут сыграл свой незабываемый приемыховский образ положительного героя – немногословного человека, мужественного, чуть-чуть застенчивого и обязательно задумчивого. Одну из главных ролей в картине сыграл Артур Смольянинов. Он прямо признавался, что Приемыхов просто спас его от тюрьмы. Артур был из числа так называемых «трудных» подростков – азартный, наглый. Его маме все говорили: «Его ждет тюрьма! Если Вы срочно не возьметесь за него, у него будет страшное будущее! Надо что-то делать!». Встреча с Приемыховым круто изменила жизнь парня.
Поначалу Приемыхов принял Артура в штыки, но затем изменил свое мнение о нем. Артур Смольянинов вспоминал: «Я помню свой первый съемочный день. Уже камеру включили, а мы побежали с Евгением Крайновым покурить. Нас долго искали. И как Приемыхов терпел нас – ума не приложу. Мне кажется, ему вообще с детьми проще было общаться, чем со взрослыми людьми. Потому что у него натура была очень искренняя, непорочная. Он, с одной стороны, был мужиком настоящим, а с другой – ребенок ребенком. Уникальный был человек. Он очень много мне дал. И я смог это в полной мере оценить лишь спустя много лет».
Писательский труд
За свою пусть и недолгую, но яркую и насыщенную событиями жизнь Валерий Михайлович написал три книги – «Крестоносец» (детектив) и «Двое с лицами малолетних преступников» (сборник детских повестей).
Заключение
В игре Приемыхова всегда подкупала крайняя искренность, благодаря которой зритель подвергается большому соблазну перенести качества героев на актера. На экране Приемыхов был непременно немногословным, сдержанным. Друзья же, приятели, знакомые, подруги и жены знали другого Приемыхова – «душу компании», балагура и весельчака.
Осталась «за кадром» и еще одна сторона жизни артиста: в немногочисленных интервью он всегда называл себя православным, и «не просто верующим, а воцерковленным человеком». Это были не пустые слова. В последний год своей жизни Валерий Приемыхов работал над сценарием фильма «Владимир Красно Солнышко» о князе, крестившем Русь. Не успел…
Диагноз – рак мозга – ему поставили за год до смерти. Узнав о болезни, Валерий Михайлович не стал афишировать это, но боролся за свою жизнь до последнего. Искал исцеления и у врачей, и в Церкви. Его лечили в знаменитом онкологическом центре на Каширском шоссе в Москве, он прошел серьезный и болезненный курс лучевой терапии. Болезнь вроде бы сначала и отступила. «Он угас в три дня, – вспоминала Любовь Шутова. – Снова болела голова, его отвезли в реанимацию, где он держался только на лекарствах... Приехал отец Владимир, исповедал и причастил... А через день наутро он умер». Ему было всего 56 лет...
Признание
Заслуженный деятель искусств России (1993).
Лауреат Государственной премии СССР (1984, за фильм «Пацаны»).
Лауреат Государственной премии СССР (1989, за фильм «Холодное лето 53-го»).
Лауреат Государственной премии России (2000).
Лауреат премии «Лучший актер года» по опросу журнала «Советский экран» (1988).
Лауреат премии «Ника» в номинации «Лучший сценарий» (1999, за фильм «Кто, если не мы»).
Лауреат специального приза 45-го МКФ в Италии (1999, за фильм «Кто, если не мы»).
Лауреат Государственной премии России (2000, за работы для детей и юношества).