Биография Стеклова Владимира Александровича
Стеклов Владимир Александрович – отечественный киноактер, театральный актер.
Детство
Владимир Стеклов родился 3 января 1948 года в Караганде. Детские же годы будущего артиста прошли в Астрахани. Рос Володя без отца, воспитанием занимались мама и бабушка. В школе он учился неважно и после уроков спешил на улицу, где его ждали друзья, футбол… Обычное детство обычного советского мальчишки. Но было нечто, что отличало его от других, – это увлечение театром.
Любовь к театру Владимиру привила его мама, работавшая в Народном театре главным бухгалтером. Они вместе ходили на все спектакли: сначала в кукольный театр, потом – в ТЮЗ, драматический. Не пропускали и гастроли столичных коллективов. Особенно мальчику нравились оперные постановки – «Фауст», «Риголетто» и «Демон» он знал наизусть.
Тем не менее, об актерской профессии Володя долгое время не помышлял. Начало всему положило участие в театральной студии при Доме учителя, куда он записался вместе с приятелем. На одном из смотров художественной самодеятельности их коллектив со спектаклем «Два цвета» по пьесе Авнера Зака и Исайи Кузнецова занял призовое место. Особо отметили роль Глахаря в исполнении юного Стеклова, посоветовав поступать в театральное училище. Окончив школу, Владимир последовал этому совету.
Учеба в театральном
Экзамены в Астраханское театральное училище Владимир Стеклов сдал успешно, И это при его-то ужасной дикции! Как, смеясь, признавался сам актер: «Я не выговаривал 38 букв алфавита, или 42, сколько их там, не помню». Владимиру поставили условие исправить свой недостаток в течение первого семестра. Юноша взялся за это с огромным усердием и вскоре стал полноправным студентом.
После второго курса Владимир Стеклов решил попробовать себя в столице. Он отправился поступать в ГИТИС, но там его ждала неудача. После неудачного прослушивания он вернулся в родную Астрахань, где продолжил обучение в театральном училище. Ирония судьбы – много лет спустя, Владимир Стеклов возглавил актерский курс в РАТИ (бывший ГИТИС), став профессором института, куда его когда-то не взяли учиться…
Начало творческого пути
По окончании театрального училища Владимир Стеклов был призван в армию. Отслужив в ансамбле ВВС «Полет», он вернулся к своей профессии. Играл сначала в театре Кинешмы, а затем – Петропавловск-Камчатска. Шли годы, Владимиру Стеклову исполнилось 33 года, когда произошел случай, изменивший его жизнь.
В 1981 году его театр оказался на гастролях в Москве с постановкой «Идиота». Стеклов исполнял в спектакле сложнейшую роль князя Мышкина, и ему удалось произвести большое впечатление на столичных зрителей и специалистов. Но главное, что актеру удалось поразить руководителя Московского драматического театра им. К.С. Станиславского Александра Товстоногова, который и пригласил Стеклова в свою труппу.
На сцене театра им. К.С. Станиславского Владимир Стеклов выступал с 1981 по 1989 год. Одна из ярчайших его работ – роль Шарикова в спектакле по пьесе Михаила Булгакова «Собачье сердце». А в 1988 году Владимиру Александровичу было присвоено звание звание Заслуженного артиста РСФСР.
Поздний дебют в кино
В кино Владимир Стеклов дебютировал достаточно поздно – в тридцать пять лет. В трагической мелодраме Натальи Величко «Ураган приходит неожиданно» он сыграл роль Захара Дудко. А дальше актера закружило, понесло!!! Уже в следующем 1984 году выходит сразу три фильма с участием Стеклова. В экранизации «Мертвых душ» он играет Петрушку, в психологическом детективе Инны Туманян «Соучастники» – Цыплакова, а в замечательном приключенческом фильме Владимира Грамматикова «Вера. Надежда. Любовь» создает образ бывалого солдата Сорокина.
Дальше – больше. Фильм за фильмом, роль за ролью Владимир Стеклов приобретает всенародную известность. Достаточно вспомнить его Лопатова в эксцентрической драме Вадима Абдрашитова «Плюмбум, или Опасная игра», Сеню Орлова в детективе Вениамина Дормана «Разорванный круг», Щербатого в героико-приключенческом фильме Бориса Григорьева «Наградить (Посмертно)», следователя в суперпопулярном историко-приключенческом телесериале Светланы Дружининой «Гардемарины, вперед!», Бертуччио в приключенческом фильме Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Узник замка Иф». Большинство персонажей Владимира Стеклова того периода относятся к ролям второго плана. Однако, по мнению самого Стеклова, для артиста нет проходных работ: будь то роль очередного спектакля или очередного фильма. Поэтому-то любой его персонаж всегда получался очень запоминающимся.
Работа на износ
В 1988 году Владимир Стеклов уже входил в десятку самых востребованных советских актеров, а окончательно закрепила его успех главная роль в социально-психологической мелодраме Николай Скуйбина «Бомж. Без определенного места жительства». Актер признавался: «Роль для меня очень дорога. По существу, «Бомж» – это монофильм. Пожалуй, на экране мне еще не приходилось создавать характер такой глубины. Мой персонаж – человек с неблагополучной судьбой, жизнь мотала его по городам и весям, но в этой кутерьме, во всех жизненных неурядицах он не растерял доброты. А это в человеке главная сила, которая помогает выжить. Понял это герой, приехав в город, где когда-то жил, где оставил семью. Находится сын-подросток. И вот они, поначалу озлобленные на весь свет, постепенно обнаруживают в себе стремление к контакту, силу, преодолевающую одиночество, делающую человека человеком».
1988-1991 годы – это период, когда Владимир Стеклов работает в кино буквально на износ. До десятка фильмов в год! Большую популярность актеру приносит роль Семена Портного в приключенческом боевике «Криминальный квартет». Четверка друзей в исполнении замечательных актеров – Владимир Стеклов, Николай Караченцов, Борис Щербаков, Владимир Еремин – вступает в схватку с организованной преступностью и выходит из нее победителем. Запомнились зрителю роли следователя Амелина в социально-уголовной драме «Процесс», инженера московского НИИ Сергея Гусева, попавшего в рабство на соляные прииски в триллере «Саввой», Хрусталева в драме «Ближний круг», повествующей о мрачной сталинской эпохе 30-50 годов. При этом сказать о том, что у Владимира Стеклова сложилось какое-то определенное амплуа, никак нельзя. Он с одинаковым успехом исполнял роли как положительных героев, так и настоящих злодеев.
Театр и личная жизнь
В 1989 году Владимир Стеклов перешел в Театр имени Ленинского комсомола, где проработал до 1997 года. Из сыгранного им в Ленкоме более всего запомнился Тевье-молочник в спектакле «Поминальная молитва». Эту роль он исполнял в очередь с выдающимся актером Евгением Леоновым.
В Ленком Стеклов пришел, будучи женатым на актрисе Александре Захаровой, дочери Марка Захарова, руководителя театра. Это был второй брак Владимира Александровича. А от первой супруги Людмилы Мощенской, с которой он прожил семнадцать лет, у него осталась дочь Агриппина.
Так уж получилось, что годы брака с Александрой Захаровой совпали с годами работы в Ленкоме. Через девять лет они расстались и вскоре Стеклов покинул театр. Правда, сам он эти два события между собой не связывал, а уход объяснил поступившим предложением работать в спектакле «Антигона в Нью-Йорке» в театре «Школа современной пьесы».
Конец 90-х вообще оказался для Владимира Стеклова очень плодотворным. Было время, когда он одновременно сотрудничал с пятью-шестью театрами, среди которых: театр Моссовета, театр Антона Чехова, «Сатирикон», независимый проект Татьяны Догилевой и др. Поразительная работоспособность! Но это и есть отличительная черта Стеклова-актера. Не пробовал себя он лишь в режиссуре. Да и зачем? Это, по его мнению, уже совсем другая профессия, а каждый должен заниматься своим делом. Заниматься профессионально, что он всегда и делал.
Такие разные роли
Как уже говорилось, Владимиру Стеклову довелось играть самые разные роли – и положительные, и отрицательные. А как широк диапазон его героев! Среди них такие известные личности, как вождь народов Сталин («Серп и молот»), его сын Василий («Мой лучший друг генерал Василий, сын Иосифа»), Фрунзе в «Повести непогашенной луны» и даже Адольф Гитлер в фильме «Билет в один конец». А также бомжи и князья, следователи и антисемиты, адвокаты и художники… Список можно перечислять очень долго. И в каждой роли Владимир Стеклов удивительно органичен!
Роль Иосифа Сталина Владимиру Стеклову впервые предложил сыграть еще в 1989 году Юрий Кара в своей картине «Пиры Валтасара», но тогда по разным причинам актер от роли отказался. Новое предложение поступило уже в 1994 году от режиссера Сергея Ливнева, приступавшего к съемкам картины «Серп и молот».
Получив такое же предложение, Владимир Стеклов предположил, что придется долго возиться с гримом, на что Ливнев ответил: «Мне не надо полного портретного сходства: там есть что-то другое». Действительно, полного портретного сходства не понадобилось. Когда снимали саму сцену со Сталиным, все замерли: произошла очень странная вещь. В какой-то момент все вдруг испугались: лицо Стеклова на глазах у всех «превратилось» в лицо Сталина. Вот что значит актерское мастерство! Сам же Стеклов по этому поводу рассуждал, что «сущности» мимо не проходят, поселяясь внутри актера, растаскивая его на кусочки, освобождая себе место и вытесняя что-то важное…
В середине 90-х Владимир Стеклов снялся в одном из фильмов, который мог стать значительным явлением в российском кинематографе. Речь идет о «Мастере и Маргарите» Юрия Кары, где Стеклов сыграл Азазелло. Но по разным причинам фильм попросту «исчез». Поползли слухи о том, что экранизировать этот роман Булгакова чуть ли не невозможно. Будто бы над ним витает какое-то проклятье. Но прошло десять лет, состоялась экранизация «Мастера и Маргариты» режиссером Владимиром Бортко, а затем зрители увидели и вариант Юрия Кары. Увидели и смогли насладиться блестящей игрой наших актеров: Михаила Ульянова, Валентина Гафта, Александра Филиппенко, Виктора Ракова и, конечно же, Владимира Стеклова.
Среди других работ Владимира Стеклова середины и второй половины 90-х стоит отметить роль Карозича-Бодлевского в сериалах «Петербургские тайны» и «Развязка Петербургских тайн», а также Капитона в картине Юрия Грымова «Му-му» (по мотивам одноименной повести Ивана Тургенева).
Мечты о космосе
Конец 90-х ознаменовался для Владимира Стеклова не только напряженной работой в театре и кино, но и еще одним событием. Во время съемок в картине Юрия Кары «Приз – полет в космос» по повести «Тавро Кассандры» Владимир Стеклов успешно прошел годичное обучение по программе «космонавт-исследователь» в Центре подготовки космонавтов в Звездном городке. Предполагалось, что часть съемок фильма пройдет на станции «Мир». И если бы не проблемы, возникшие с финансированием проекта, Владимир Стеклов стал бы первым актером, побывавшим в космосе.
Что ж, не удалось – так не удалось. Сам Владимир Александрович об этом не жалел: «Я никогда ни о чем не жалею. В течение года подготовки к полету я получил столько всего, чего мне в обычной жизни не довелось бы испытать. Я за это очень благодарен. Помните, как Мастер говорил в «Мастере и Маргарите»: «Я мечтал объехать весь земной шар, но довольствуюсь лишь этим видом из окна. Но и это, наверное, неплохо». Не стоит строить большие планы».
В новом веке
С возрастом интерес к Владимиру Стеклову как к актеру не ослабел. Начало нового века – и новые роли. Беленький в драме Павла Лунгина «Олигарх», чиновник Чулков в популярном сериале «Остановка по требованию-2», следователь Жоголь в сериале «Тайный знак». Не все фильмы и сериалы, в которых снимался Владимир Стеклов, удачные. Доводилось ему участвовать и в откровенно слабых картинах, таких, как «Шутка ангела». Но мастерство актера видно даже через слабый сценарий и беспомощную режиссуру.
К счастью, в активе Стеклова немало сильных картин. В 2007 году он закончил большую работу в фильме «Полонез Кречинского», снятой по трилогии Сухова-Кобылина «Свадьба Кречинского», «Дело» и «Смерть Тарелкина». Актер сыграл двух совершенно разных персонажей – Тарелкина и Копылова, что потребовало как внешнего, так и внутреннего перевоплощения. Как признавался сам актер, материал необыкновенно сложный, но в то же время необыкновенно интересный, и он получил от работы огромное удовольствие.
Молодое же поколение могло наблюдать за выдающимся актером по популярному сериалу «Кадетство», демонстрировавшемуся по каналу СТС в 2006-2007 годах. Не случайно именно Владимиру Стеклову создатели сериала доверили роль прапорщика Кантемирова – кадрового офицера, прошедшего Афганистан и занявшегося, может быть, совсем не привычным для него делом – воспитанием мальчишек-суворовцев. Почему Стеклов? Да потому, что, по словам продюсера картины, директора Департамента развлекательных сериалов телеканала СТС Вячеслава Муругова, в «Кадетстве» в качестве педагогов кадетов выступают актеры с твердой гражданской позицией, которые могут служить истинным образцом мужества для телезрителей. Это в равной степени относится и к Владимиру Стеклову, и к Александру Пороховщикову, и к Вадиму Андрееву – исполнителям главных ролей в картине.
Вслед за «Кадетством» на телеканале СТС вышел новый сериал – «Я лечу», главные роли в котором исполнили популярный Владислав Галкин и очаровательная Мария Горбань. Владимир Стеклов играет в нем главврача больницы.
Затем на очереди были фильмы «Марго. Огненный крест», «Дом образцового содержания», «Буровая-2»… Новые, интересные работы. Ведь для настоящего актера та «самая-самая» роль, к которой он стремится, всегда впереди.
Не забывал Владимир Александрович и о любимой театральной сцене. В 2000 году он начала сотрудничать с такими известными театрами, как Театр Моссовета, «Сатирикон» и прочими. Кроме того, в начале нулевых он стал руководить театром «Художественная школа».
Личная жизнь
Владимир Стеклов был женат трижды. С третьей супругой Ольгой они встретились в конце 90-х в театре. Кто-то из его друзей привел ее на спектакль, а затем их представили друг другу. Знакомство переросло в любовь. Ольга – врач-стоматолог, известный в Москве специалист, доктор наук. У нее своя клиника. В третьем браке у Стеклова родилась дочь Глаша.
Старшая дочь Владимира Александровича Агриппина Стеклова пошла по стопам отца. Она окончила в РАТИ мастерскую Марка Захарова и стала актрисой. У нее получилось построить прекрасные отношения с супругой отца.
Награды
Народный артист России (2001).
Хотелось бы увидеть такую же видеозапись в интернете. Хотела взять автограф, но не удалось.