Биография Дапкунайте Ингеборги
Ингеборга Дапкунайте – советская, российская, британская, американская и литовская актриса кино и театра.
Детство. Юность
Ингеборга родилась 20.01.1963 в Вильнюсе. В детстве она была всегда окружена любовью. Во-первых, она была первым ребенком в семье – это потом уже появились младшие, но сливки-то все достались именно ей. Во-вторых, папа Пятрас-Эдмундас Дапкунас был дипломатом и они с мамой Ингеборгой Сабалите (метеорологом) подолгу жили за границей, дабы у маленькой Ингеборги не было ни малейшего чувства, что ее оставляют или бросают; бабушка с дедушкой, а также тетя и дядя (музыканты в театральном оркестре) делали все, чтобы она даже не ощущала долгого отсутствия родителей.
В своих детских играх Ингеборга воспроизводила балеты и оперы со своими игрушками, исполняя разными голосами каждую партию. Разве могла она выбрать, кроме актерской профессии, что-то еще? В четыре года бабушка, которая работала в Вильнюсском оперном театре, отвела ее в свой театр. Там Ингеборга стала играть – то сына мадам Баттерфляй, то чертенка в "Фаусте", то ангелочка в "Демоне". Затем была "Пиковая дама" и другие детские роли в спектаклях театра.
После школы Дапкунайте решила попробовать поступить на театральное отделение консерватории, хотя сцена и не была пределом мечтаний. Также она собиралась поступать в институт иностранных языков, просто в консерваторию экзамены были на месяц раньше. Мама была рада, что Ингеборга поступила в консерваторию, ведь она и сама хотела быть актрисой.
В детстве и юношестве Ингеборга была очень критически настроена по отношению к своей внешности: то ей казалось, что она слишком худая, то кривые ноги, то чересчур жирные волосы. Никогда не чувствовала себя красивой и каждый раз, когда оказывалась перед зеркалом, утешала себя: "Ну ничего, с внешностью тебе, конечно, не повезло, зато возьмешь талантом. Будешь много работать, работать, и тогда все увидят, какая ты замечательная".
Театр
В 1985 году Дапкунайте, окончив факультет хорового и театрального искусства, курс Йонаса Вайткуса Литовской консерватории, стала актрисой Каунасского драматического театра, затем Вильнюсского академического и Молодежного литовского театра Эймунтаса Някрошюса, где играла в спектаклях островскую "Чайку", гоголевский "Нос", репетировала Корделию в "Короле Лире", "Кармен" и другие.
К более поздним работам Ингеборге Дапкунайте относятся заграничные постановки: "Ошибка речи" с Джоном Малковичем, чикагская "Либра" и, конечно же, скандально знаменитый спектакль "Монологи вагины", в котором Ингеборге читала три монолога, три истории – про женщину, которая пришла в мастерскую по оргазмам, про изнасилование и про роды. И, как признавалась актриса, было совсем не тяжело произносить со сцены такие тексты – успех всегда помогает, а спектакль был очень успешным. Да, спектакль затрагивал шокирующие темы, но он на самом деле очень добрый и абсолютно не пошлый.
Ингеборга Дапкунайте блистала на сценах многих театров с мировыми именами. Так, она работала в Театре Steppenwolf (Чикаго), Театрах Sheftesberry, Ambassador, Hampstead и Old Viс (Лондон), Театре Ronacher (Вена), Театре наций и Театре "Практика" (Москва).
Личная жизнь
Дапкунайте играла в Вильнюсском драмтеатре, когда получила приглашение из Лондона поучаствовать в пробах на роль в спектакле "Ошибка речи" с участием знаменитого Джона Малковича. Поехала в Лондон из любопытства – раньше там не бывала. Тогда же познакомилась с режиссером Саймоном Стоуксом. И хотя уже через три дня вернулась домой, вскоре ее вызвали играть главную роль. Она долго сомневалась, но режиссер театра, знаменитый Эймунтас Някрошюс, посоветовал ехать, сказав, что эта поездка может изменить ее судьбу.
Сначала она играла в Лондоне. Потом ездила по миру со спектаклем почти восемь месяцев. И все время Саймон был рядом. Свадьба их не была типичной: они не венчались в церкви, а лишь прошли через официальное оформление. Потом в фойе театра, где работал Саймон, собрали друзей и знакомых и пару часов повеселились. Уже в шесть вечера все разъехались по своим делам. Молодожены же на машине съездили во Францию, где выходила замуж младшая сестра актрисы. А через день после возвращения она улетела на съемки к Валере Тодоровскому.
С тех пор супруги в одних проектах не участвовали. Ингеборга не хотела играть у мужа только потому, что она его жена. "Не хотелось, – говорила Ингеборга, – чтобы он ставил спектакль под меня только потому, что он мой муж. Возможно, когда-нибудь и появится проект, который мы захотим осуществить вместе. Пока, хотя и хочется, на это нет времени, потому что у каждого из нас есть какие-то свои творческие планы и обязательства, расписанные наперед". Тем не менее Ингеборга не отрицала, что с удовольствием будет играть у мужа, если в постановке будет хорошая роль для нее.
Супруги замечательно вместе отдыхали – ходили в длинные походы по горам, посещали интересные места… "А еще ходим на футбол. Я его обожаю. Мои любимые команды: "Арсенал", "Челси", "Манчестер юнайтед" – все знаю. И всех футболистов тоже", – говорила Ингеборга.
Стоит отметить, что брак с Саймоном не был для Ингеборги первым. До встречи с ним Дапкунайте была замужем за Арунасом Сакалаускасом, телеведущим и актером.
В 2009 году Ингеборга и Саймон развелись. Несколькими годами позднее актриса в очередной раз вышла замуж. Ее избранником стал Дмитрий Ямпольский, бизнесмен. В 2017 году у пары родился сын Алекс.
Кино
В кино Ингеборга с 1984 года. Она дебютировала еще студенткой ролью Ауксе в фильме Литовской киностудии "Моя маленькая жена" (реж. Р. Банионис). В Литве она играла у Эймунтаса Някрошюса, в России снялась в нескольких мелодрамах ("Стечение обстоятельств"; "Осень, Чертаново..."), где удивила неожиданной для жанра отстраненностью. Эта "отстраненность" стала фирменной характеристикой Ингеборги Дапкунайте. В 1989 году она сыграла проститутку-лимитчицу Кисулю в "Интердевочке" Петра Тодоровского – единственном русском фильме, где прибалтийский акцент использовался режиссером как простецкий, провинциальный.
За роль Ольги в картине Циники (реж. Д. Месхиев) Ингеборга получила премию "Золотой овен". В роли Кати Измайловой в "Подмосковных вечерах" (реж. В. Тодоровский) и Муси в "Утомленных солнцем" (реж. Н. Михалков, премия "Оскар", 1995) Дапкунайте предстала зрелой актрисой серьезного драматического, если не трагического склада.
Дапкунайте – лауреат Премии "Золотой Овен" как лучшая актриса года (1992, за фильм "Циники"), лауреат Премии "Ника" за лучшую женскую роль (1994, за фильм "Подмосковные вечера"), лауреат Специального приза жюри МКФ "Звезды завтрашнего дня" в Женеве (1994, за фильм "Подмосковные вечера"), а также заслуженная артистка Литовской ССР (получила звание в 1989 году). В 1995 году Ингеборга получила Государственную премию Российской Федерации. А в 2014 году актриса стала обладательницей премии имени Олега Янковского.
После проститутки в "Интердевочке" и роли в "Циниках" Ингеборга твердо заняла вакансию роковой женщины, хотя в выборе Дапкунайте на амплуа роковой женщины было изначальное противоречие. Во-первых, она не была русской, выглядела не как русская и говорила с сильным акцентом. Во-вторых, в ней чувствовались непривычные для русского кино сдержанность и холодность. В-третьих, ее подход к роли всегда был аналитическим, а не интуитивным. Тем не менее, именно эти противоречия интриговали "новых русских" режиссеров, таких, как Дмитрий Месхиев и Валерий Тодоровский. Неудивительно, что никто из них не стал переозвучивать Ингеборгу и скрывать ее иностранный выговор.
Выбрав Ингеборгу на роль Кати Измайловой в "Подмосковных вечерах", Тодоровский-младший тем самым задал концепцию картины: никаких страстей в клочья по-русски, шабролевская меланхоличность черного фильма и героиня, чьи чувства спрятаны так глубоко, что она выглядит почти бесчувственной. В "Подмосковных вечерах" двойственность и закрытость Дапкунайте совпадали с замыслом режиссера, однако в ее следующей картине – "Утомленные солнцем" – они воспринимались как помеха. Ее очевидная "западность" не подходила к роли русской аристократки, а обычная для нее лаконичность актерских средств диссонировала с общим мелодраматическим тоном и харизматичностью партнеров. Кажется, Никита Михалков не был полностью удовлетворен работой актрисы. В нескольких интервью он назвал Ингеборгу исключительно профессиональной, но слишком рассудочной актрисой.
Тот факт, что именно Дапкунайте с ее непривычной внешностью, непривычной актерской школой и непривычным произношением стала ведущей героиней русского кино, демонстрирует некоторую усталость от традиций "русской душевности" и тягу к западной идее профессионализма. Другое дело, что абсолютно органично она в отечественное кино так и не вписалась, оставшись экзотическим персонажем, "другой женщиной".
Не только "Оскар" "Утомленных солнцем", но и неординарное дарование и высокий профессионализм позволили Дапкунайте шагнуть с российских и европейских съемочных площадок в Голливуд. Здесь она снялась в картине "Миссия невыполнима" (реж. Б. де Пальма), где ее партнером был Том Круз. В фильме "Семь лет в Тибете" (реж. Ж.-Ж. Аньо) сыграла Ингрид – жену главного героя, роль которого исполнил Брэд Питт.
В марте 2004 года состоялась премьера российско-французского фильма "Зимняя жара", снятого бельгийским кинорежиссером Стефаном Вуйе (при участии кинокомпании СТВ). Дапкунайте сыграла в нем главную роль – украинскую девушку Соню, которая из родной Одессы решила податься в Бельгию за лучшей долей и уехавшим туда мужем. А в итоге нашла новую любовь.
Из других ярких работ актрисы стоит выделить такие фильмы, как "Ганнибал: Восхождение" (2007), "Новая Земля" (2008), "Москва 2017" (2012), "Шерлок Холмс" (2013), "Матильда" (2017) и другие.
Телевидение
В 2005 году Ингеборга Дапкунайте дебютировала в качестве телеведущей. Ей предложили вести реалити шоу "Большой брат" на канале ТНТ.
В 2006 году актриса участвовала в танцевальном проекте "Звезды на льду". Ее партнером был Александр Жулин. Также Ингеборга была участницей таких передач, как "Прожекторперисхилтон", "Смак", "Кино в деталях" и прочих.
Иная деятельность
Ингеборга Дапкунайте – куратор актерского факультета Московской школы кино.
Артистка – сопредседатель попечительского совета московского благотворительного фонда помощи хосписам "Вера" и член попечительского совета фонда "Друзья".