Коренева Елена Алексеевна

Биография Кореневой Елены Алексеевны

Коренева Елена Алексеевна – отечественная актриса кино и театра. Режиссер, сценарист.

Балерина? Переводчица? Актриса…

Елена Коренева родилась 03.10.1953 (Москва) в семье, имеющей самое непосредственное отношение к кино. Ее отец Алексей Александрович Коренев – известный кинорежиссер и сценарист (начинавший свою деятельность вторым режиссером в знаменитой комедии «Карнавальная ночь»), а мама работала на «Мосфильме». Но несмотря на это, становиться актрисой она совершенно не собиралась, да и у родителей насчет дочери не было таких планов. Сестры Лены Саша (младшая) и Маша (старшая) тоже не грезили о сцене, хотя сняться в парочке фильмов звездных родственников им все же посчастливилось.

Стать же Лена мечтала балериной. Она была влюблена в знаменитую Галину Уланову, спала с ее книгой, которая называлась «Жила-была девочка», и самым счастливым днем для нее был день, когда ей подарили пуанты.

Тем не менее детской мечте не суждено было осуществиться. В балетное училище Большого театра девочку не приняли. «…я думаю, что если бы я жила на Западе, то я стала бы балериной, – рассказывала Елена. – Там нет одной академической школы, в которой человек должен обучаться. В то время как у нас очень строгий отбор и жесткое правило: если ты прошел школу Большого театра, то ты определяешься в классический балет, если не прошел, то нет».
Тогда родители решили отдать Елену в английскую спецшколу. Они мечтали о том, что их дочь в будущем станет переводчицей с английского. Возможно, так бы все и произошло, если бы не случай.

Когда Елене было 16 лет, ее отец приступал к съемкам картины «Вас вызывает Таймыр» по сценарию Александра Галича. На одну из ролей ему нужна была молодая девушка. «Что ты ищешь, – посоветовали ему друзья, – попробуй Лену...». Кореневу не очень-то хотелось привлекать к съемкам дочь, но он все же решил попробовать. Елена с успехом прошла фотопробы и была утверждена на роль.

К моменту завершения съемок Александр Галич эмигрировал во Францию. В связи с этим фильм тут же «положили на полку». Но работа Елены не осталась незамеченной другими режиссерами, и ей посыпались одно за другим приглашения сниматься в кино.

«Романс о влюбленных»

Успешный дебют в кино подтолкнул Елену Кореневу к выбору актерской профессии. Окончив школу, она решила поступать в театральное училище имени Б. Щукина. «Была опасность, что я не пройду, – вспоминала она. – Потому что по ампула внешнему я травести-инженю, я маленького роста, а по внутренним данным – героиня. Мне так и говорили: у вас расхождение внешних и внутренних данных». Кореневу приняли условно, но уже через полгода перевели в основную группу.
Учась в училище, Елена продолжала сниматься. На втором курсе она сыграла главную женскую роль в мелодраме Андрея Кончаловского «Романс о влюбленных». Ее партнером, исполнившим главную мужскую роль в фильме, был Евгений Киндинов.

Успех картины был оглушительным. Можно смело сказать, что фильм стал культовым для того поколения молодежи. Елена Коренева мгновенно сделалась необычайно популярной. Про нее писали в прессе, к ней подходили на улице за автографом, зрители признавались в любви к ее героине.

Настоящим откровением для зрителей стала сцена, в которой Елена Коренева купается в озере. И хотя по нынешнем меркам в ней ничего такого нет, в то время она казалась очень эротичной. Доходило до того, что Кончаловскому запрещали фамилии Киндинова и Кореневой выносить в первые титры.

О своей партнерше по фильму Киндинов отзывался: «Лена мне безумно нравилась. Ее нервная структура, ее вспыльчивость, внутренняя подвижность уникальны». Но их отношения, в отличие от фильма, всегда оставались чисто дружескими.

1975-1982 годы

В 1975 году Елена Коренева окончила Театральное училище им. Б. Щукина. Ее дипломной работой стала роль Джульетты в спектакле «Ромео и Джульетта», который стал ярким событием театральной Москвы.

«Это была большая удача на самом деле, – рассказывает Елена. – Если бы мне не дали роль. Джульетты, я не знаю, что бы вообще было. Потому что мы растем на ролях, как и на обстоятельствах. Чем крупнее жизненный вызов, тем значительнее человек, тем больше шанс измерить себя этим вызовом».

После окончания училища Елена Коренева была принята в труппу театра «Современник», позже она перешла в драматический театр на Малой Бронной.

Все эти годы Елена не прекращала успешно сниматься в кино. Так, в 1977 году она сыграла главную роль в картине Иосифа Хейфица «Ася» по одноименной повести И.С. Тургенева, год спустя исполнила главную роль в исторической ленте Игоря Масленникова «Ярославна, королева Франции». Две яркие работы у актрисы в 1979 году: Елизавета Потаповна, дочка ростовщика в водевиле Светланы Дружининой «Сватовство гусара», и Марта, жена главного героя в картине Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен».
Одной из ее последних работ перед отъездом за границу была роль в гениальном фильме Михаила Козакова «Покровские ворота». Она сыграла трогательную и беззащитную возлюбленную одного из главных героев фильма – Хоботова.

Отъезд в США

В конце 1982 года Елена Коренева неожиданно для многих ее поклонников уехала в США. Свое решение она объясняла так: «Тут был комплекс причин. Во-первых, я начала разочаровываться в театре, где мне сулили вторые роли при Оле Яковлевой или Марине Нееловой. Я боялась, что мне придется десять лет выслуживаться, прежде чем я сделаю себе какую-то яркую карьеру в театре. И я ушла из театра и начала активно сниматься в кино. На личном фронте у меня тоже постоянно возникали проблемы, потому что как только я в кого-нибудь влюблялась, этот человек обязательно уезжал из страны. Это не могло не влиять на меня. Я в основном общалась с детьми очень известных художников, это была самая настоящая золотая молодежь Москвы, и все они мечтали уехать на Запад. Попав в эту среду, я стала прикидывать такой же вариант для самой себя. А так как я много общалась с иностранцами и у меня были романы с ними, я поняла, что это возможно».

Рассказывают, что был и еще один повод к отъезду – внимание к ней КГБ. Когда спецслужбы стали пытаться привлечь актрису к сотрудничеству, это переполнило чашу ее терпения.

Возможность перебраться за океан появилась после ее замужества за гражданином США Кевином. Но, как и ожидалось, переезд дался нелегко. В ОВИРе Елене отказывали девять раз! Но своего часа она все же дождалась.

О своем муже Елена Коренева рассказывала: «Мой муж преподавал русский язык и литературу. Он уникальный человек, полиглот, он говорит по-французски, по-немецки, по-польски, по-чешски, по-венгерски. Он говорит по-русски без акцента. А если иногда и ошибается в произношении, то примерно так, как человек, приехавший из Прибалтики. Он чистокровный американец, у него нет ни капли славянских кровей, и в этом смысле он та самая талантливая аномалия в своей семье, в которой никто и никогда к России не имел отношения».

Кевин всячески помогал Елене освоиться в США. Вскоре она окончила английскую спецшколу, устроилась работать в кафетерий…

За границей Елену Кореневу устраивало практически все, и она никогда не жалела о своем шаге. Вот только как актриса она там не нужна была никому. Единственная ее голливудская работа – мизерный эпизод в фильме Андрея Кончаловского «Любовники Марии».

Между Америкой и Россией

В Америке Елена Коренева прожила одиннадцать лет. За этот период она несколько раз приезжала в Россию. Впервые это произошло в 1987 году. Тогда визу актрисе дал пришедший к власти Михаил Сергеевич Горбачев. Пробыв в России три месяца, Елена решила все-таки не оставаться, а вернуться обратно в Америку.

В 1988 году Елена Коренева приехала в Россию вновь. Теперь уже она провела на родине целый год. За это время она снялась сразу в четырех картинах – в «Комедии о Лисистрате», где сыграла главную роль, в детективе ее отца Алексея Коренева «Ловушка для одинокого мужчины», а также в психологическом триллере Сергея Юрского «Чернов/Chernov» и в картине Рустама Хамдамова «Анна Карамазофф».

Возвращение в Россию

В 1993 году Елена Коренева приняла решение вернуться на родину окончательно. К тому времени с мужем она уже развелась. Почему? «Это очень сложно объяснить, – говорила актриса. – Во-первых, я поняла, что не готова прожить с этим человеком всю жизнь, нарожать ему детей. У меня было ощущение, что я что-то не дожила. Это часто происходит с русскими, меняющими страну проживания, когда другая культура, психология, философия начинают откладывать отпечаток на твою индивидуальность. И ты начинаешь как-то меняться, трансформироваться. Мне захотелось большей самостоятельности, свободы. А брак обязывает к верности, к ответственности друг перед другом, к определенным гарантиям. В какой-то момент я поняла, что не хочу давать эти гарантии, что мне нужно экспериментировать в каких -то вопросах. А находясь в браке, я не могла себе это позволить».
Отсутствие созданной за океаном семьи и стало одной из причин возвращения Елены Кореневой на родину. Другая же причина понятна всем настоящим актерам – желание играть – то, что в Америке она никак не могла осуществить.

По возвращении в Россию Елена Коренева вновь стала сниматься в кино. Кроме того, она решила попробовать свои силы в режиссуре. Окончив высшие режиссерские курсы (мастерская А. Митты), Елена по своим сценариям поставила два небольших фильма: «Ноктюрн Шопена» и «Люся и Гриша» (в этом фильме она снялась вместе с Андреем Ташковым).

В период с 1995 по 1997 годы Елена Алексеевна блистала на сцене Театра имени Станиславского. Затем актриса ушла, так скажем, в свободное плавание – играла в тех театрах и снималась в тех фильмах, куда приглашали. Отдавать всю себя одному театру или одной студии Коренева не пожелала.

В 2009 году Коренева принимала активное участие в кинофестивале «Амурская осень». В 2010 году актриса председательствовала в жюри фестиваля кино «Листопад» (Минск, Белоруссия).

Литература

Писательским трудом Коренева увлеклась еще в США. Именно там она начала работать над своим первым детищем – автобиографическим романом «Идиотка». Книга вышла в свет в 2001 году. В 2004 году была напечатана вторая книга актрисы «Нет-ленка» (тоже автобиография). В 2009 году поступила в продажу третья книга Елены Алексеевны «Твари творчества».

Личное

Истинной причиной развода с Кевином послужили не столько разные интересы и желание Елены Алексеевны не останавливаться на достигнутом, а двигаться дальше (во всех планах), сколько тот факт, что однажды Кевин застал свою супругу в объятиях другого мужчины. Кевин потребовал немедленного развода, правда, без скандалов и громкой ругани. Елена и Кевин остались добрыми друзьями. Вскоре после развода Коренева узнала, что ее бывший муж нашел себе новую пассию в лице… того самого мужчины, с которым Елена ему изменила. Для Елены Алексеевны эта новость была по-настоящему шокирующей.

Вернувшись в Россию, у Кореневой начался бурный многолетний роман с другом детства Андреем Ташковым.

Коренева Елена Алексеевна - фильмы (актерская работа):

Ван Гоги (2018)
Каникулы президента (2018)
Лето (2018)
Неправильные (сериал, 2018)
Отель «Толедо» (мини-сериал, 2018)
Первые встречные (сериал, 2018)
Русский Бес (2018)
Обратная сторона любви (ТВ, 2017)
Отличница (сериал, 2017)
Филфак (сериал, 2017)
Её звали Муму (2015)
Бессонница (сериал, 2014)
Врачиха (сериал, 2014)
Ленинград 46 (сериал, 2014)
Слабая женщина (мини-сериал, 2014)
Двойная жизнь (сериал, 2013)
Репетиции (2013)
Я оставляю вам любовь (2013)
Борис Годунов (2011)
Камень (2011)
Метель (мини-сериал, 2010)
Три женщины Достоевского (2010)
Розы для Эльзы (2009)
Событие (2008)
Шпионские игры: Частный визит (ТВ, 2008)
Год золотой рыбки (ТВ, 2007)
Срочно в номер (сериал, 2007)
1-й Скорый (ТВ, 2006)
Мертвый. Живой. Опасный (мини-сериал, 2006)
Сестры по крови (сериал, 2006)
Кодекс чести (сериал, 2004)
Ландыш серебристый 2 (сериал, 2004)
Папа (2004)
Шпионские игры: Нелегал (ТВ, 2004)
Люди и тени 2: Оптический обман (мини-сериал, 2003)
Русские амазонки 2 (сериал, 2003)
Стилет (сериал, 2003)
Ледниковый период (мини-сериал, 2002)
Чистые ключи (сериал, 2002)
С новым счастьем!..2 (сериал, 2001)
Северное сияние (2001)
С новым счастьем!.. (сериал, 1999)
День полнолуния (1998)
Дзенбоксинг (1998)
Кому я должен - всем прощаю (1998)
Каштанка (1994)
Обаяние дьявола (1994)
Узник времени (1993)
Анна Карамазофф (1991)
Ловушка для одинокого мужчины (1990)
Чернов. Chernov (1990)
Гомер и Эдди (1989)
Комедия о Лисистрате (1989)
Возлюбленные Марии (1984)
ТАСС уполномочен заявить… (сериал, 1984)
Инспектор Лосев (мини-сериал, 1982)
Покровские ворота (ТВ, 1982)
Попечители (ТВ, 1982)
Крепыш (1981)
Ленин в Париже (1981)
Яблоко на ладони (1981)
Глубокие родственники (ТВ, 1980)
Идеальный муж (1980)
Тайна Эдвина Друда (ТВ, 1980)
Сватовство гусара (ТВ, 1979)
Тот самый Мюнхгаузен (ТВ, 1979)
Утренний обход (1979)
Цезарь и Клеопатра (ТВ, 1979)
Экипаж (1979)
Ярославна, королева Франции (1979)
Сибириада (мини-сериал, 1978)
Ася (1977)
Между небом и землей (ТВ, 1977)
Вечно живые (ТВ, 1976)
Вишнёвый сад (ТВ, 1976)
Сентиментальный роман (1976)
Романс о влюбленных (1974)
Назначение (мини-сериал, 1973)
Большая перемена (мини-сериал, 1972)
Пой песню, поэт... (1971)
Вас вызывает Таймыр (ТВ, 1970)

Mega-Stars.ru
Ваше мнение о звезде
* Код с картинки