Биография Кореневой Елены Алексеевны
Коренева Елена Алексеевна – отечественная актриса кино и театра. Режиссер, сценарист.
Балерина? Переводчица? Актриса…
Елена Коренева родилась 03.10.1953 (Москва) в семье, имеющей самое непосредственное отношение к кино. Ее отец Алексей Александрович Коренев – известный кинорежиссер и сценарист (начинавший свою деятельность вторым режиссером в знаменитой комедии «Карнавальная ночь»), а мама работала на «Мосфильме». Но несмотря на это, становиться актрисой она совершенно не собиралась, да и у родителей насчет дочери не было таких планов. Сестры Лены Саша (младшая) и Маша (старшая) тоже не грезили о сцене, хотя сняться в парочке фильмов звездных родственников им все же посчастливилось.
Стать же Лена мечтала балериной. Она была влюблена в знаменитую Галину Уланову, спала с ее книгой, которая называлась «Жила-была девочка», и самым счастливым днем для нее был день, когда ей подарили пуанты.
Тем не менее детской мечте не суждено было осуществиться. В балетное училище Большого театра девочку не приняли. «…я думаю, что если бы я жила на Западе, то я стала бы балериной, – рассказывала Елена. – Там нет одной академической школы, в которой человек должен обучаться. В то время как у нас очень строгий отбор и жесткое правило: если ты прошел школу Большого театра, то ты определяешься в классический балет, если не прошел, то нет».
Тогда родители решили отдать Елену в английскую спецшколу. Они мечтали о том, что их дочь в будущем станет переводчицей с английского. Возможно, так бы все и произошло, если бы не случай.
Когда Елене было 16 лет, ее отец приступал к съемкам картины «Вас вызывает Таймыр» по сценарию Александра Галича. На одну из ролей ему нужна была молодая девушка. «Что ты ищешь, – посоветовали ему друзья, – попробуй Лену...». Кореневу не очень-то хотелось привлекать к съемкам дочь, но он все же решил попробовать. Елена с успехом прошла фотопробы и была утверждена на роль.
К моменту завершения съемок Александр Галич эмигрировал во Францию. В связи с этим фильм тут же «положили на полку». Но работа Елены не осталась незамеченной другими режиссерами, и ей посыпались одно за другим приглашения сниматься в кино.
«Романс о влюбленных»
Успешный дебют в кино подтолкнул Елену Кореневу к выбору актерской профессии. Окончив школу, она решила поступать в театральное училище имени Б. Щукина. «Была опасность, что я не пройду, – вспоминала она. – Потому что по ампула внешнему я травести-инженю, я маленького роста, а по внутренним данным – героиня. Мне так и говорили: у вас расхождение внешних и внутренних данных». Кореневу приняли условно, но уже через полгода перевели в основную группу.
Учась в училище, Елена продолжала сниматься. На втором курсе она сыграла главную женскую роль в мелодраме Андрея Кончаловского «Романс о влюбленных». Ее партнером, исполнившим главную мужскую роль в фильме, был Евгений Киндинов.
Успех картины был оглушительным. Можно смело сказать, что фильм стал культовым для того поколения молодежи. Елена Коренева мгновенно сделалась необычайно популярной. Про нее писали в прессе, к ней подходили на улице за автографом, зрители признавались в любви к ее героине.
Настоящим откровением для зрителей стала сцена, в которой Елена Коренева купается в озере. И хотя по нынешнем меркам в ней ничего такого нет, в то время она казалась очень эротичной. Доходило до того, что Кончаловскому запрещали фамилии Киндинова и Кореневой выносить в первые титры.
О своей партнерше по фильму Киндинов отзывался: «Лена мне безумно нравилась. Ее нервная структура, ее вспыльчивость, внутренняя подвижность уникальны». Но их отношения, в отличие от фильма, всегда оставались чисто дружескими.
1975-1982 годы
В 1975 году Елена Коренева окончила Театральное училище им. Б. Щукина. Ее дипломной работой стала роль Джульетты в спектакле «Ромео и Джульетта», который стал ярким событием театральной Москвы.
«Это была большая удача на самом деле, – рассказывает Елена. – Если бы мне не дали роль. Джульетты, я не знаю, что бы вообще было. Потому что мы растем на ролях, как и на обстоятельствах. Чем крупнее жизненный вызов, тем значительнее человек, тем больше шанс измерить себя этим вызовом».
После окончания училища Елена Коренева была принята в труппу театра «Современник», позже она перешла в драматический театр на Малой Бронной.
Все эти годы Елена не прекращала успешно сниматься в кино. Так, в 1977 году она сыграла главную роль в картине Иосифа Хейфица «Ася» по одноименной повести И.С. Тургенева, год спустя исполнила главную роль в исторической ленте Игоря Масленникова «Ярославна, королева Франции». Две яркие работы у актрисы в 1979 году: Елизавета Потаповна, дочка ростовщика в водевиле Светланы Дружининой «Сватовство гусара», и Марта, жена главного героя в картине Марка Захарова «Тот самый Мюнхгаузен».
Одной из ее последних работ перед отъездом за границу была роль в гениальном фильме Михаила Козакова «Покровские ворота». Она сыграла трогательную и беззащитную возлюбленную одного из главных героев фильма – Хоботова.
Отъезд в США
В конце 1982 года Елена Коренева неожиданно для многих ее поклонников уехала в США. Свое решение она объясняла так: «Тут был комплекс причин. Во-первых, я начала разочаровываться в театре, где мне сулили вторые роли при Оле Яковлевой или Марине Нееловой. Я боялась, что мне придется десять лет выслуживаться, прежде чем я сделаю себе какую-то яркую карьеру в театре. И я ушла из театра и начала активно сниматься в кино. На личном фронте у меня тоже постоянно возникали проблемы, потому что как только я в кого-нибудь влюблялась, этот человек обязательно уезжал из страны. Это не могло не влиять на меня. Я в основном общалась с детьми очень известных художников, это была самая настоящая золотая молодежь Москвы, и все они мечтали уехать на Запад. Попав в эту среду, я стала прикидывать такой же вариант для самой себя. А так как я много общалась с иностранцами и у меня были романы с ними, я поняла, что это возможно».
Рассказывают, что был и еще один повод к отъезду – внимание к ней КГБ. Когда спецслужбы стали пытаться привлечь актрису к сотрудничеству, это переполнило чашу ее терпения.
Возможность перебраться за океан появилась после ее замужества за гражданином США Кевином. Но, как и ожидалось, переезд дался нелегко. В ОВИРе Елене отказывали девять раз! Но своего часа она все же дождалась.
О своем муже Елена Коренева рассказывала: «Мой муж преподавал русский язык и литературу. Он уникальный человек, полиглот, он говорит по-французски, по-немецки, по-польски, по-чешски, по-венгерски. Он говорит по-русски без акцента. А если иногда и ошибается в произношении, то примерно так, как человек, приехавший из Прибалтики. Он чистокровный американец, у него нет ни капли славянских кровей, и в этом смысле он та самая талантливая аномалия в своей семье, в которой никто и никогда к России не имел отношения».
Кевин всячески помогал Елене освоиться в США. Вскоре она окончила английскую спецшколу, устроилась работать в кафетерий…
За границей Елену Кореневу устраивало практически все, и она никогда не жалела о своем шаге. Вот только как актриса она там не нужна была никому. Единственная ее голливудская работа – мизерный эпизод в фильме Андрея Кончаловского «Любовники Марии».
Между Америкой и Россией
В Америке Елена Коренева прожила одиннадцать лет. За этот период она несколько раз приезжала в Россию. Впервые это произошло в 1987 году. Тогда визу актрисе дал пришедший к власти Михаил Сергеевич Горбачев. Пробыв в России три месяца, Елена решила все-таки не оставаться, а вернуться обратно в Америку.
В 1988 году Елена Коренева приехала в Россию вновь. Теперь уже она провела на родине целый год. За это время она снялась сразу в четырех картинах – в «Комедии о Лисистрате», где сыграла главную роль, в детективе ее отца Алексея Коренева «Ловушка для одинокого мужчины», а также в психологическом триллере Сергея Юрского «Чернов/Chernov» и в картине Рустама Хамдамова «Анна Карамазофф».
Возвращение в Россию
В 1993 году Елена Коренева приняла решение вернуться на родину окончательно. К тому времени с мужем она уже развелась. Почему? «Это очень сложно объяснить, – говорила актриса. – Во-первых, я поняла, что не готова прожить с этим человеком всю жизнь, нарожать ему детей. У меня было ощущение, что я что-то не дожила. Это часто происходит с русскими, меняющими страну проживания, когда другая культура, психология, философия начинают откладывать отпечаток на твою индивидуальность. И ты начинаешь как-то меняться, трансформироваться. Мне захотелось большей самостоятельности, свободы. А брак обязывает к верности, к ответственности друг перед другом, к определенным гарантиям. В какой-то момент я поняла, что не хочу давать эти гарантии, что мне нужно экспериментировать в каких -то вопросах. А находясь в браке, я не могла себе это позволить».
Отсутствие созданной за океаном семьи и стало одной из причин возвращения Елены Кореневой на родину. Другая же причина понятна всем настоящим актерам – желание играть – то, что в Америке она никак не могла осуществить.
По возвращении в Россию Елена Коренева вновь стала сниматься в кино. Кроме того, она решила попробовать свои силы в режиссуре. Окончив высшие режиссерские курсы (мастерская А. Митты), Елена по своим сценариям поставила два небольших фильма: «Ноктюрн Шопена» и «Люся и Гриша» (в этом фильме она снялась вместе с Андреем Ташковым).
В период с 1995 по 1997 годы Елена Алексеевна блистала на сцене Театра имени Станиславского. Затем актриса ушла, так скажем, в свободное плавание – играла в тех театрах и снималась в тех фильмах, куда приглашали. Отдавать всю себя одному театру или одной студии Коренева не пожелала.
В 2009 году Коренева принимала активное участие в кинофестивале «Амурская осень». В 2010 году актриса председательствовала в жюри фестиваля кино «Листопад» (Минск, Белоруссия).
Литература
Писательским трудом Коренева увлеклась еще в США. Именно там она начала работать над своим первым детищем – автобиографическим романом «Идиотка». Книга вышла в свет в 2001 году. В 2004 году была напечатана вторая книга актрисы «Нет-ленка» (тоже автобиография). В 2009 году поступила в продажу третья книга Елены Алексеевны «Твари творчества».
Личное
Истинной причиной развода с Кевином послужили не столько разные интересы и желание Елены Алексеевны не останавливаться на достигнутом, а двигаться дальше (во всех планах), сколько тот факт, что однажды Кевин застал свою супругу в объятиях другого мужчины. Кевин потребовал немедленного развода, правда, без скандалов и громкой ругани. Елена и Кевин остались добрыми друзьями. Вскоре после развода Коренева узнала, что ее бывший муж нашел себе новую пассию в лице… того самого мужчины, с которым Елена ему изменила. Для Елены Алексеевны эта новость была по-настоящему шокирующей.
Вернувшись в Россию, у Кореневой начался бурный многолетний роман с другом детства Андреем Ташковым.