Токарев Борис Васильевич

Биография Токарева Бориса Васильевича

Токарев Борис Васильевич – советский и российский актер, режиссер.

Начало

Борис Токарев появился на свет 20.08.1947 в селе Киселево Калужской области, на родине мамы. Там прошли первые годы его детства. Затем семья переехала в Москву и уже здесь он пошел в школу.

Борису было 12 лет, когда он дебютировал на киноэкране. Мальчик сыграл роль Виктора в картине Георгия Победоносцева «Спасенное поколение», рассказывающей об учительнице, сумевшей вывести во время войны из осажденного Ленинграда нескольких детей-сирот. Этот фильм стал для Бориса путевкой в большой мир кино и театра.

После окончания съемок ассистентка Георгия Победоносцева ушла работать в Театр имени Пушкина. Там как раз ставили серьезную пьесу «Столпы общества» и требовался актер на роль сына консула. Обычно в театре такие образы отдают женщинам-травести. Но ассистентка, вспомнив о Борисе, уговорила режиссера попробовать талантливого мальчика. Так в тринадцатилетнем возрасте состоялся дебют Токарева на большой сцене. Днем он продолжал учиться в школе, а вечером играл в спектакле, благо, что театр находился рядом с его домом…

До окончания школы Борис Токарев снялся еще в нескольких картинах. Он сыграл Володю в мелодраме Игоря Таланкина «Вспупление», Мишу в фильме Георгия Натансона «Палата», Максима Бобцова в молодежной киноповести Эдмонда Кеосаяна «Где ты теперь, Максим?».

Борис и Людмила

Картина «Где ты, Максим?» сыграла важную роль в жизни Бориса. Именно здесь он встретился со своей будущей женой. Людмиле Гладунко, исполнительнице главной женской роли в фильме, как и Борису тогда было 15 лет. Второй режиссер, показывая Токареву фотопробы героини, предупредила: «Смотри, не влюбись!» Но, едва взглянув на фото очаровательной пацанки с короткой стрижкой, царапинами на лице и выразительными глазами, Борис понял, что действительно влюбился.

Потом была учеба во ВГИКе, свидания, объяснения в любви… Поженились Борис и Людмила в 1969 году.

Первые удачи

Во ВГИКе Борис Токарев обучался в мастерской Б. Бибикова и О. Пыжовой. Будучи студентом, он снялся еще в ряде картин, среди которых: «Дорога к морю» (Толик), «Шестое лето» (Костя Лапин). Успешной была его работа в картине Петра Тодоровского «Верность». Эпизодическую роль Токарев сыграл со свойственным ему обаянием, благодаря чему запомнился зрителям.

После окончания в 1969 году ВГИКа Борис Токарев по приглашению главного режиссера Андрея Алексеевича Попова пришел в Театр Советской армии. Проработал он там лишь один год – кино для актера всегда было более желанным, нежели сцена, и кинематограф отвечал ему взаимностью. В 1969-71 годах Токарев снялся в музыкальной драме Романа Тихомирова «Князь Игорь» (Владимир Игоревич), военной ленте Василия Журавлева «Морской характер» (Андрей Коротких), военно-приключенческом фильме Владимира Янчева «Украденный поезд» (Рубашкин), киноповести Анатолия Чемодулова «Если ты мужчина...» (Пашка Снегирёв). Но настоящим прорывом для актера стал 1972 год….

Предложение режиссера Гавриила Егиазарова сыграть лейтенанта Кузнецова в военной драме «Горячий снег» (по одноименному произведению Юрия Бондарева) Борис Токарев воспринял без особого энтузиазма. Ну кому охота надолго уезжать из благополучной Москвы в далекий Новосибирск (именно там планировались съемки фильма)? Сам Борис Васильевич признавался, что он упорно отказывался от съемок до тех пор, пока его лично не заставил поехать директор «Мосфильма».

Утверждение Бориса Токарева на роль лейтенанта Кузнецова стало стопроцентным попаданием. Ирина Павлова писала о его работе так: «Токарев, обладая положительной харизмой, сыграл всех тех лейтенантов и капитанов, всех тех мальчиков Великой Отечественной, которые с горящим взором шли, сражались и не знали слов «не могу». Не менее удачным оказалось попадание в образ Николая Еременко. Вместе с Токаревым они удивительно точно воссоздали на экране идею замечательного произведения Юрия Бондарева, что в результате принесло фильму огромный успех. Официальным признанием для Бориса Токарева стала Государственная премия РСФСР, а неофициальным (и, несомненно, более дорогим) – любовь миллионов зрителей.

В том же 1972 году Борис Токарев снялся еще в одной картине, ставшей впоследствии всенародно любимой – драме «А зори здесь тихие...». Он сыграл пограничника Осянина, мужа Риты Осяниной (Ирина Шевчук). Запомнился актер и по роли молодого учителя Юрия Александровича Рябинина в фильме Ильи Фрэза «Это мы не проходили».

Знаменитые однофамильцы

В 1974 году на киноэкране дебютировал другой киноактер – тоже Борис Токарев (его однофамилец и тезка; у них разные лишь отчества – первый Борис Васильевич, второй – Борис Александрович). Поэтому в биографиях этих актеров нередко возникает путаница – то одному, то другому приписывают чужие фильмы. Интересно то, что оба Токарева оставили яркий след в кинематографе. Борис Александрович прославился благодаря замечательным фильмам «Сто дней после детства» (Митя Лопухин) и «Дни хирурга Мишкина» (Саша Мишкин). Что же до Бориса Васильевича, то про лейтенанта Кузнецова из «Горячего снега» уже было упомянуто, а второй его знаменитой и всеми любимой ролью стал Саня Григорьев из «Двух капитанов».

«Два капитана»

Первая экранизация знаменитого романа Вениамина Каверина «Два капитана» состоялась в 1953 году. Борис Васильевич признавался, что и книга, и фильм с детства были в числе самых любимых. Картину с участием Александра Михайлова и Евгения Лебедева он просмотрел не менее двух десятков раз и помнил ее покадрово. И вот в 1976 году ему представился случай самому сыграть в новой экранизации. Причем сыграть главную роль – Саню Григорьева. Это ли не счастье?!

На роль Григорьева претендовало много актеров, но режиссер Евгений Карелов остановился на Борисе Токареве. Его выбор был не случаен – уже упомянутая положительная харизма актера, багаж замечательных ролей… Съемки продолжались два года. Едва выйдя на экраны, картина тут же стала культовой. «Есть фильмы, которые угадывают время и состояние зрителя. И попадают в вечность, – говорил Борис Токарев. – В «Двух капитанах» угадана потребность в романтической любви, удивительном упорстве и человеческом характере».

Другой важный фактор, обеспечивший успех фильму, связан с обаянием актеров, снимавшихся в нем. В главных ролях были задействованы такие замечательные актеры, как Юрий Богатырев (Ромашка), Елена Прудникова (Катя), Николай Гриценко (Николай Антонович), Ирина Печерникова (Мария Васильевна). Борис Васильевич рассказывал, что работать с такими мастерами было истинное наслаждение. Что же до самого Токарева, то его персонаж – честный, открытый, справедливый и бескомпромиссный (эти качества несомненно присущи и самому актеру) – стал настоящим кумиром миллионов мальчишек.

Студия «Дебют»

В 1977 году Борис Токарев окончил режиссерский факультет Всесоюзного государственного института кинематографии, мастерскую Сергея Герасимова. А год спустя он возглавил экспериментальное молодежное творческое объединение «Дебют», став его художественным руководителем. С самого начала это объединение приобрело высокий статус (вровень с «Мосфильмом»), под него из бюджета выделялись приличные денежные средства.

Дебютом Бориса Токарева в качестве режиссера стала новелла «Ангел мой» в киноальманахе «Молодость». Одну из ролей в фильме сыграла его жена Людмила Гладунко. Автором другой новеллы того же альманаха – «Верность» – был режиссер Аркадий Серебрянников. Вместе они в 1978 году разделили Главный приз Киевского кинофестиваля. Примечательно, что фестиваль носил то же название, что и альманах – «Молодость».

Студия «Дебют» дала советскому и российскому кинематографу немало интересных картин, многие из которых были удостоены призов на различных кинофестивалях. В студии рядом с молодыми режиссерами и актерами всегда работали выдающиеся мастера, что обеспечивало удачный сплав молодости и опыта. Среди работ Бориса Токарева в рамках «Дебюта» – роли в фильмах «Особый случай», «Репетиция с «Арнольдом». Кроме того, он выступал в качестве продюсера в киноальманахе «Здравствуй, племя младое» и мелодраме «Метаморфозы любви».

80-е-90-е годы

Будучи художественным руководителем МТО «Дебют», Борис Токарев продолжал активно работать на других киностудиях. В 80-е годы на экраны вышли такие картины с его участием, как киноповесть Владимира Фокина «Александр Маленький» о послевоенных событиях на территории освобожденной Германии (капитан Игорь Цветов), военная лента Бориса Галкина «Поручить генералу Нестерову...», исторический кинороман времен Гражданской войны «Берега в тумане» (Воронов) и другие. Как режиссер Борис Васильевич поставил на «Мосфильме» романтическую мелодраму о революционерах 1870-х «Нас венчали не в церкви» (1982), историко-революционный фильм с элементами детектива «Площадь Восстания» (1985) и трагикомедию «Отшельник» (1992). Во всех этих картинах снималась жена Бориса Васильевича Людмила Гладунко.

Во второй половине 90-х Борис Токарев надолго выпал из поля зрения зрителей. Он редко снимался в кино, не мелькал на тусовках и презентациях. Однако и в смутные для российского кинематографа времена он не уходил из профессии, продолжая работать.

В новом веке

Вновь о Борисе Токареве заговорили после выхода в 2003 году на экраны его сериала «Моя Пречистенка». По сути, Борис Васильевич создал киноэпопею, охватывающую период с 1900 по 2000 год. В каждой из серий Токарев через судьбы главных героев отображал тот или иной важный период в истории нашей страны.

В «Моей Пречистенке» снимались как звезды российского кино, так и молодые актеры, которым сериал дал «путевку в жизнь». Это и Анна Казючис, и Александр Волков, и Александр Ефимов, и Ольга Погодина, и многие другие. Из ветеранов можно отметить Валерия Баринова, который согласился играть в сериале, даже не читая сценарий. Кстати, здесь он впервые запел с экрана. Сам же Борис Токарев сыграл старого князя Николая Николаевича Репнина.

Борис Токарев и в нулевых годах был по-прежнему востребован российским кинематографом, вот только от многих предложений актер отказывался – он снимался лишь в тех случаях, если ему нравилась роль. Так случилось и с картиной «Последний бой майора Пугачева» (2005), где Борису Васильевичу предложили сыграть генерала Артемьева – начальника всех колымских лагерей. Судя по ролям, Токарева трудно представить в роли злодея, и тем не менее он согласился.

Борис Васильевич рассказывал: «Взяв в руки сценарий, я подумал: «Если мразь, сниматься не буду». Но за ролью стояла потрясающая человеческая трагедия. Казалось бы, Артемьев на Колыме – самый высокий начальник, для которого жизнь какого-нибудь заключенного ничего не значит... Но в ленте есть несколько совершенно потрясающих сцен. Например, в госпитале генерал разговаривает с доктором, и мы понимаем, что Артемьев такой же зек, как все там. Вначале его, боевого генерала, разжаловали, потом звание вернули, но отправили на Колыму. Фильм – история единственного побега, совершенного уже после войны. В лагерь попали боевые офицеры – люди, прошедшие огонь, воду и медные трубы. Многие вырвались из немецкого плена – герои, а их упекли в ссылку. Они понимали, что единственная возможность спастись – убежать. Но куда, если на 500 верст вокруг – тундра и тайга... Мой генерал Артемьев понимал, что должен уничтожить беглецов, но сочувствовал им. Когда в госпиталь привезли израненного солдата, единственного оставшегося в живых, Артемьев подошел к его носилкам и ужаснулся: «Что же вы наделали?» (имея в виду, что побег был совершенно бессмысленным). Солдат открыл глаза: «Ничего, генерал, хоть два дня, но на свободе!». И умер. Хирург пытался реанимировать, стал срочно готовить его к операции. Но Артемьев просит: «Не надо его трогать. Он уже ушел. Ушел свободным». Ради этой фразы я и снимался...»

Одна из последних работ Бориса Токарева как режиссера (и его последняя роль как актера) – картина «Дистанция». Прототипом главной героини фильма стала знаменитая бегунья, двукратная олимпийская чемпионка Светлана Мастеркова. Ее роль исполнила Ольга Погодина. В картине также заняты Татьяна Догилева и Павел Майков. По традиции Борис Васильевич снялся и сам, сыграв Павла Борисовича Крота, крупного спортивного чиновника из Олимпийского комитета.

В 2011 году Токарев выступил в качестве режиссера сериала «Прорицатель Омар Хайям. Хроника легенды», в 2014 он снял драму «118 секунд, до… и после».

Личная жизнь

Борис Токарев и Людмила Гладунко – однолюбы, которые сошлись раз и навсегда. Такое редко встречается среди творческих пар. На творческих встречах им часто задавали вопрос, в чем секрет их семейного счастья. Людмила Михайловна на этот вопрос отвечала: «Мы не даем советов: каждый делает свою судьбу сам. Нас с Борей кроме секса связывали чувства гораздо большие. Это нас держит и до сих пор». И добавляла: «Мы настолько логично и естественно существуем вместе, что и не представляю, чтобы жизнь сложилась по-другому».

Супруги часто работали в кино вместе. Людмила Михайловна снялась практически во всех картинах мужа. Как признавался Борис Васильевич, работая над ролью, она постоянно что-то переделывала под себя, что, видимо, и подтолкнуло ее к профессии сценариста. В этом качестве она выступала при создании фильмов «Не покидай меня, любовь», «Моя Пречистенка», «Дистанция».

Сын Бориса Токарева и Людмилы Гладунко – Степан – родился в середине 70-х. «Он у нас поздний ребенок – мы работали и не спешили заводить детей», – признавался Борис Васильевич. Степан окончил школу с серебряной медалью, успешно поступил в Институт международных отношений. В кино его никогда не тянуло, хотя он и снялся в одной из картин отца – в мини-сериале «Не покидай меня, любовь».

Награды и премии

Заслуженный артист РСФСР (1976).

Лауреат Государственной премии РСФСР (1975, за фильм «Горячий снег»).

Лауреат Главного приза на ВКФ «Молодость» (1978, за фильм «Ангел мой»).

Лауреат Приза «За самый удачный дебют» на КФ «Дебют» в Свердловске (1983, за фильм «Нас венчали не в церкви»).

Лауреат премии Ленинского комсомола (1978, за актерские работы).

Обладатель ордена Дружбы (2013).

Mega-Stars.ru
Ваше мнение о звезде
* Код с картинки