Биография Апексимовой Ирины Викторовны
Апексимова Ирина Викторовна – российская киноактриса, актриса театра, телеведущая, певица.
Детство. Волгоград
Ирина Апексимова родилась 13 января 1966 года в Волгограде в семье классических музыкантов. Папа Виктор Николаевич работал в музыкальной школе, мама Светлана Яковлевна была главным хормейстером в театре музкомедии. Ирина была вторым ребенком в семье. Ее старший брат Валерий Свет (сын С.Я. Апексимовой от первого брака) в 70-е годы организовал в Волгограде один из первых ВИА.
Родители в дочке души не чаяли. «У нее были необыкновенно красивые платья, Светлана Яковлевна одевала Иру лучше всех. Шила ей наряды, где-то доставала модные вещи, баловала дочку, как могла», – рассказывала подруга Апексимовой журналист Ольга Ставская.
В Ирину были влюблены многие мальчишки. Черненькая, стройная девчушка с удивительно красивыми глазами, она привлекала к себе внимание. Выделялась она и своим характером – заводная, смелая, веселая, компанейская. Любила мальчишечьи игры и поступки. Сама Апексимова как-то призналась в интервью, что была в детстве ужасной хулиганкой, ходила вместе с мальчишками драться школа на школу и считала позором получать «пятерки».
Так как Ирина была театральным ребенком, то ее с детства окружали талантливые люди – друзья родителей. Часто свободное время ей приходилось проводить за кулисами музкомедии. За кулисами она с другими детьми артистов делала уроки, играла. Естественно, что с детства она впитала в себя творческую атмосферу театра.
В детстве Ирина училась в музыкальной школе. Она играла на пианино, очень любила танцевать.
Переезд в Одессу
Когда Ирина училась в 8 классе, ее родители развелись. Светлана Яковлевна решила переехать вместе с дочкой в Одессу, где жили ее родственники. Там она отдала Ирину в специализированный театральный класс.
После окончания школы Ирина поехала в Москву поступать в школу-студию МХАТ. Однако ее постигла неудача – ее не приняли из-за одесского говора, который успел «прицепиться» к ней за два года.
Ирина вернулась в Одессу и поступила местный театр оперетты, где протанцевала год в кордебалете.
Возвращение в Волгоград
На следующий год Ирина Апексимова вновь поехала в Москву. И опять неудача по той же самой причине, что и в первый раз. Тогда мама решила отправить Ирину в Волгоград. Она позвонила друзьям в музкомедию и Ирину приняли танцевать в кордебалет. «Она смотрелась на фоне профессиональных танцовщиц очень достойно, – заверяла одна из солисток Волгоградской музкомедии Зинаида Сергеевна Силкина. – Высокий шаг, выворотность, умение моментально схватывать задумки режиссера».
Школа-студия МХАТ
Прожив в Волгограде год, Апексимова избавилась от одесского говора и в третий раз отправилась покорять столицу. В 1989 г. она наконец поступила в Школу-студию МХАТ (мастерская О.П. Табакова). В одной группе с Ириной учился Валерий Николаев, который впоследствии стал ее мужем. Также вместе с Ириной учились Владимир Машков и Евгений Миронов. Втроем они позже снялись в фильме Дениса Евстигнеева «Лимита» (1994).
Окончив школу-студию в 1990 г., Ирина Апексимова десять лет работала во МХАТе им. А.П. Чехова, в январе 2000 г. уволилась оттуда. Самыми любимыми ролями в театре у нее были Елена Андреевна в «Дяде Ване» и баронесса Штраль в «Маскараде». Во МХАТе она выходила на сцену с такими замечательными артистами, как Андрей Мягков, Вячеслав Невинный, Ия Саввина, София Пилявская, Дмитрий Брусникин. Но, по ее собственным словам, хотя в театре ей интереснее, в кино все же денежнее.
Кино. 90-е годы
Ее первой работой в кино был фильм «Башня» Виктора Трегубовича, в котором она снялась в роли Ксюши, жены механика, в 1986 году. А первый успех ей принесли грымовские «Мужские откровения» (Рита) и «Му-му» (француженка Жюстина).
В 1997 году, благодаря посредничеству компании «Три Т» Никиты Михалкова, Ирина снялась вместе со своим мужем в фильме культового голливудского режиссера Филиппа Нойса «Святой», сыграв роль Фрэнки. В фильме также играли звезды Голливуда Вэл Килмер и Элизабет Шу. До этого у актрисы уже имелся опыт сотрудничества с зарубежными режиссерами. В фильме классика французского кино Жан-Люка Годара «Анна Каренина» она исполнила главную роль.
Широкие актерские возможности представляли для Ирины большой простор. Однако ее внешность стильной роковой женщины стала и ее «крестом». «Все началось с Дениса Евстигнеева, – рассказывала актриса. – Это он впервые меня снял стервой в своей «Лимите». Имидж закрепился и впоследствии режиссеры стали видеть Ирину Апексимову исключительно в образе бизнес-вумен и леди-вамп.
В 1999 году вместе со своим мужем Валерием Николаевым Ирина Апексимова снялась в сериале «День рождения буржуя», благодаря которому приобрела всенародную известность. В этом сериале актриса вновь появилась в образе бизнес-леди, богатой, крутой «новой русской». И, как это часто бывает, хорошо сыгранная роль немедленно была отнесена зрителями на саму актрису. Хотя, по словам Ирины, она не имеет ничего общего с героиней «Буржуя» Аминой. Ирина признавалась: «Я видела по телевизору несколько по-настоящему деловых женщин – президентов крупных фирм. Мне до них далеко, как до звезд. Я только внешне иногда на этот образ вытягиваю, потому что ношу черную одежду и сама по себе человек внешне резкий. Я пыталась более-менее органично произносить текст, основываясь на своем опыте и на системе Станиславского. Все эти бумажки, факсы для меня темный лес».
В первой части сериала чудесная пара Николаев-Апексимова играли искренне любящих друг друга людей. Тогда они были вместе не только на экране, но и в жизни, и, казалось, ничто не предвещало разрыва. Однако после съемок первого сезона «Буржуя» эта актерская семья распалась. После этого Ирина Апексимова решила покинуть проект. Тем более, что, как она сама посчитала, этот образ уже себя исчерпал. Поэтому в «Буржуе-2» остался только Николаев. Героиню Апексимовой, Амину, любимую женщину Буржуя, сценаристы «убили».
«Наш Декамерон ХХI»
После съемок в сериале «День рождения буржуя» Апексимова вернулась на сцену. Она сыграла в спектакле Романа Виктюка «Наш Декамерон ХХI» по пьесе Радзинского. Скольких сил, рыданий, безумных нервов стоила ей эта работа, знает лишь она сама. По собственному признанию, она чуть не сошла с ума. Фактически у нее здесь сплошной монолог и в конце спектакля она почти теряет голос. «Это потрясающая роль, – говорила Апексимова. – Радзинский единственный из ныне существующих драматургов умеет писать для женщин; в этой роли есть все, у нее невероятная амплитуда – от трагедии до фарса. А роль давалась не так уж и просто. Когда я начала репетировать, в моей жизни стали происходить катастрофические ситуации, в частности, уход из МХАТа, развод... Я стала ловить себя на том, что произношу этот текст в жизни».
Героиня пьесы «Наш Декамерон ХХI» – провинциальная девушка, которая в 13 лет была изнасилована, приехала в Москву и стала валютной проституткой. Умная и расчетливая стерва, она свой острый ум и изворотливость направляет на циничное использование в своих целях всех встречающихся ей мужчин.
Изначально пьеса была поставлена на Татьяну Догилеву. С Ириной Апексимовой режиссер получил и актрису нового поколения, нового склада (поэтому многое в «Декамероне» переделано именно под нее), и... продюсера спектакля.
В 2012 году Ирина Викторовна была назначена на должность директора Театра Романа Виктюка.
«Клетка»
Изменить навязанный ей имидж богатой стервы Ирина Апексимова попыталась в психологической драме Сергея Белошникова «Клетка». Сценарий этого фильма актриса получила через своего агента. К тому времени у нее уже было несколько других предложений, но все они повторяли пройденное, и Ирина от них отказалась. «Клетка» же заинтересовала ее сразу. Она вспоминала: «Клетку» я прочитала в три секунды, впервые в жизни мне было по-настоящему интересно читать сценарий. Когда я пришла на встречу с режиссером Сергеем Белошниковым, то честно ему сказала, что мне все очень понравилось и что я очень хочу играть».
Актриса была утверждена без всяких проб. Режиссеру они не понадобились, он и так видел, что это ее роль. Ирина Апексимова создала образ Насти Арсентьевой. Ее героиня, выросшая в детдоме, казалось, поймала птицу счастья, вышла замуж, родила сына. Но однажды все в жизни рушится: в автокатастрофе погибают муж и сын. И виновницей тому становится Лена (Татьяна Лесневская). В дальнейшем перед зрителями разворачивается драма двух женщин. Одну из них ждет психушка, другую – тюремная камера. Они проходят через все это, а также через обоюдную ненависть, пытаясь выжить и забыть прошлое. Как призналась Ирина Апексимова, «Клетка», несмотря на обилие картин до этого, стала ее первой по-настоящему серьезной работой.
Террористка
В российско-американском проекте американского режиссера Джино Танасеску «Красный змей» Ирина Апексимова согласилась играть в основном из-за знаменитого актера Роя Шайдера. В этой картине он исполнил роль Хасана, а Ирине досталась роль его любимой девушки – чеченки-террористки по имени Айгуль. В картине также снялись Майкл Паре, Олег Тактаров и другие известные актеры.
В принципе, «Красный змей» – рядовой боевик, не заслуживающий пристального внимания, но для самой Ирины Апексимовой это стало очередным шагом по изменению имиджа.
Сильная женщина
От своего имиджа бизнес-леди Ирина Апексимова ушла, но при этом ее героини продолжают оставаться сильными женщинами. Яркой работой актрисы стала роль Анны Берзинь, писательницы и большого друга великого поэта в сериале «Есенин» (2005). А в картине Сергея Белошникова «Палач» (2006) она предстала в образе журналистки Ольги Драгомировой, женщины, готовой ради мести компании насильников на все: на союз с «крестным отцом» мафиозного клана, на жестокие интриги и циничные преступления. Но принесет ли счастье такая месть? Месть, которая постепенно уничтожает ее душу?
Довелось актрисе побывать и в образе сотрудника государственной налоговой администрации (Татьяна Уварова в фильме Александра Березаня «Антиснайпер», 2007 г.), и даже телохранительницы (Иванна в боевике Усмана Сапарова «Телохранительница», 2008 г.). Кстати, в «Телохранительнице» актриса поменяла даже свой внешний облик, превратившись из жгучей брюнетки в рыжую девушку-бойца. В кадре ей пришлось показывать мастерство рукопашного боя, с которым до этого актриса не сталкивалась. «Но мне понравилось», – признавалась она.
Режиссер
Свой взгляд на кинематограф привел к тому, что Ирина Апексимова однажды сама решила сесть в режиссерское кресло. Ее дебют в качестве режиссера состоялся в мелодраме «Спящий и красавица» (другое название картины – «Чужое тело в ее постели»). В свою картину Апексимова пригласила немало замечательных актеров, среди которых: Елена Ксенофонтова, Сергей Векслер, Андрей Ильин, Татьяна Конюхова, Александр Резалин и другие. Новоиспеченная режиссер признавалась: «Самым трудным стало занять режиссерское кресло в принципе. И убедить себя в том, что я теперь режиссер. Я не рискнула еще и появиться в кадре. Одной задницей на двух стульях усидеть невозможно – в этом я твердо убеждена. Если ты серьезно относишься к режиссуре, выходить при том на съемочную площадку в качестве актрисы нереально».
Театр на Таганке
Весной 2015 года у Ирины Апексимовой прибавилось ответственности – талантливую и целеустремленную женщину пригласили на пост директора Театра на Таганке. Разумеется, актриса согласилась.
Музыка
Весной 2011 года Апексимова, заручившись поддержкой музыкальной группы Тимура Ведерникова, выступила с сольной программой «А мне Одесса – девочка!», в основу которой легли известные песенки Одессы.
Телевидение
В 2003 году Ирина Викторовна вела телевизионную игру «Искушение» на канале ТВС.
Об актрисе
То, что Апексимова стала звездой, ее совершенно не испортило. Актриса по-прежнему всегда радовалась встрече со старыми друзьями. «Ирка осталась такой же простой, как и была», – утверждала Ольга Ставская.
У Ирины полное несовпадение собственного ощущения себя с внешним обликом. В зеркале или на экране она острая, холодная, нервная, близкие же люди знают ее истинной – теплой и нежной. Впрочем, эта маска, которую она приняла, ее когда-то вполне устраивала. А потом просто не получилось что-либо изменить и ее западная внешняя строгость, подтянутость многими воспринимаются как холодность. Друзья считают, что она ранимый, трогательный и добродушный человек, который не предаст никогда и ни при каких обстоятельствах.
Ирина Апексимова не боится рисковать, правда, если это разумный риск. А иногда ее даже тянет на аферы. Например, была идея открыть клуб-ресторан, где артисты время от времени работали бы официантами. Ее тогда затюкали: «Ты с ума сошла! И ты что же, выйдешь официанткой?». «Да! – отвечала она. – Выйду. И не нахожу в этом ничего страшного». Она даже, был такой эпизод в ее биографии, рыбой торговала. Потому что ей это было интересно. И с мужем она выступала в ночных клубах и никакого унижения они не испытывали. Одной из первых российских актрис Ирина Апексимова снялась обнаженной (в проекте Анастасии Соловьевой на ТВ-6), правда, заручилась обещанием, что все будет сделано очень достойно. А все потому, что считает себя антюристкой.
Ирина Апексимова всегда считала себя фаталисткой. Убеждена, что судьба ее не бросает, а ведет. Она водит автомобиль и за рулем любит рисковать. По городу носится, по ее собственному выражению, «...на сумасшедшей скорости. Никакого кайфа не чувствую, когда можно разогнаться по пустой трассе. Это мне неинтересно». Любит джинсовую одежду. Курит очень много, но хотела бы избавиться от этого пристрастия.
Хобби – это работа и только работа. Трудоголик, способный работать по двадцать семь часов в сутки. Боится, что когда-нибудь замолчит ее домашний телефон и ее перестанут приглашать, потому что актерская профессия очень зависима, особенно жизнь женщин-актрис.
Не любит ни от кого зависеть. Деньги предпочитает зарабатывать сама. Считает, что их должно хватать на машину, няню, домработницу и одежду как ей самой, так и дочке Даше. Не хочет, чтобы ее ребенок был плохо одет, был не самым лучшим и не самым избалованным.
Личная жизнь
В свое время развод с мужем дался ей непросто, но со временем, говорила она, ей стало хорошо и комфортно. Бывшие супруги сохранили дружеские отношения. Валерий остался работать в Голливуде, но, когда бывает в России, с удовольствием занимается дочерью.
Дочку Дашу Ирина Апексимова родила в Америке. Хотя ничего специально не подгадывала. Просто Валерий снимался тогда в Чили и ставил спектакль в Принстонском университете, а Ирина была одна в Москве. И они решили, что ей лучше приехать к нему. И Даша, согласно законам США, – американская гражданка. Она прилежно училась в школе и занималась балетом у Гедиминаса Таранды.
После разрыва с Николаевым в жизни Ирины появился предприниматель Алексей Ким. Успешный бизнесмен красиво ухаживал за актрисой, дарил ей подарки, старался угодить всем ее капризам. Однако вскоре Ким показал свое истинное лицо. Когда он в полной мере ощутил, что Ирина – его женщина, он начал вести себя по-собственнически: ревновал, устраивал скандалы и истерики. Такого Апекисмова терпеть не пожелала. Вскоре она прекратила отношения с Алексеем.
Награды и премии
Лауреат Приза Парижского кинофестиваля «За лучшую женскую роль» (1994, за роль в фильме «Октябрь»).