Биография Ксенофонтовой Елены Юрьевны
Ксенофонтова Елена Юрьевна (родилась 17.12.1972, г. Хромтау, Казахстан) – российская киноактриса и актриса театра.
Детство
Елена Ксенофонтова родилась в городе Хромтау (Казахстан) 17.12.1972 в семье горного инженера. О своем детстве Елена вспоминала: «Помню мамины туфли из парчи; её рыжий парик; дедушкины «буденовские» усы; бабушкины неженские руки, которые всегда пахли парным молоком; жвачки фабрики «Рот Фронт»; рассаду, которой бабушка торговала на рынке; книгу «Казахские народные сказки», где Баба Яга называлась Жалмаус Кымпыр; сопливого друга казачёнка; и постоянные походы на поминки бабушкиных умерших друзей и знакомых, коих было несметное количество…».
Затем семья Елены переехала в Подмосковье, в Серпухов. Мама всячески старалась дать дочери отличное, разностороннее образование. И в этом она преуспела. Елена очень хорошо училась в школе, где ее любимыми предметами были история и литература. Кроме того, она занималась живописью, музыкой (четыре класса музыкальной школы по классу фортепиано), спортом (легкой атлетикой), где достигла довольно-таки серьёзных результатов…
Первоначально после школы Елена решила поступать в Историко-архивный институт. Но в старших классах она серьезно «заболела» театром. Елена стала победительницей нескольких конкурсов чтецов, организовала конкурс красоты и сыграла Бабу Ягу в пьесе Леонида Филатова «Про Федота-стрельца…» в школьном театре. Это и предопределили ее будущее…
ВГИК
Тем не менее, с момента окончания в 1990 году школы и до поступления во ВГИК прошло целых четыре года. Елена вспоминала о том времени так: «Помню коммуналку на 3-м Монетчиковском переулке (там жили тараканы, в жилах которых текла «голубая» кровь, и баба Катя, которая давила их, тараканов, собственными руками); помню сберкассу, в которую ежемесячно заходила, чтобы купить один-единственный лотерейный билет (в то время другой возможности разбогатеть у меня не было). Помню театр-студию «Время», которым руководила Н.Р. Эшбо. Там я сыграла свою первую роль на профессиональной сцене в спектакле «Снегурочка» по одноименной пьесе А. Островского (кстати, о роли – это была сама Снегурочка)».
Наконец в 1994 году Елена поступила на актерское отделение ВГИКа. Ей довелось обучаться у педагога Иосифа Райхельгауза, который одновременно являлся художественным руководителем театра «Школа современной пьесы». Он то и пригласил Елену уже на 1 курсе в свою труппу.
Очень скоро любимая ученица своего мастера получила хорошие роли в театре. За период обучения ею были сыграны: Татьяна в спектакле «Миссис Лев», Дульсинея в спектакле «С приветом, Дон Кихот!», Ее Величество Королева в спектакле «По поводу обещанного масла». В дипломном спектакле «Любовь Карловны» Елена Ксенофонтова исполнила роль Бегонии. А в 1998 году (в год окончания ВГИКа) она сыграла роль Нины Заречной в бессмертной «Чайке». Актерское мастерство Елена Ксенофонтова постигала, выступая на сцене с такими признанными мастерами, как Евгений Дворжецкий, Лев Дуров, Владимир Стеклов, Татьяна Васильева, Ирина Алферова, Михаил Глузский, Альберт Филозов.
Работа молодой актрисы была высоко оценена. В 1998 году Елена Ксенофонтова стала лауреатом премии им. Тамары Макаровой «За работы в театре и кино за время обучения в институте».
Райхельгауз и Джигарханян
После окончания института Елена Ксенофонтова получила приглашения сразу от 6 московских театров, но предпочла остаться в театре «Школа современной пьесы». Правда, год спустя актриса решила покинуть труппу. Свой поступок она объясняла так: «Поработав пять лет в театре, я пришла к выводу, что из веера моих возможностей эксплуатируется только одно звено. Наступает момент, когда чувствуешь себя, как в банке…».
Первая попытка в театре Армена Джигарханяна оказалась неудачной. Предложенный персонаж в спектакле «Возвращение домой» показался Елене неинтересным и она предпочла вернуться к Райхельгаузу. Тем не менее, Джигарханян не оставил попыток заполучить талантливую актрису. В итоге Елена стала работать на два театра.
У Армена Джигарханяна Елена Ксенофонтова играла в спектаклях «Сердце не камень» (Вера Филипповна), «Безумный день, или Женитьба Фигаро» (Графиня), «Закрой глазки – расскажу тебе сказки» (Жанна), «Три сестры» (Наташа) и др.
О работе в театре Елена Ксенофонтова говорила: «Театр – это мое, если не все, то многое. Порт приписки. Тренажерный зал для растелепунькивания зажатой психофизики. Место, где сбываются мечты (пусть не твои, но все же). Газовая камера, от которой периодически страшно болит голова. Пункт раздачи авансов. Храм. Театр – это мой личный психоаналитик, в конце концов. Все, что рождается в театре, потом с нагловатой легкостью используется в кино. Да, театр жизни не стоит. Но свою жизнь без театра я не представляю».
Кино
Долгое время Елена Ксенофонтова была известна лишь театралам. Массовому зрителю ее фамилия ни о чем не говорила. Нет, ее приглашали сниматься в кино и не раз, но актриса была слишком поглощена театром.
Настоящая популярность как киноактрисы пришла к ней лишь в 2002-2003 годах. Все началось с сериала «Тайга», в котором ее уговорил сняться продюсер Валерий Тодоровский. В кино Елена проявила фанатичную любовь к своей профессии не меньше, чем в театре. На съемках сериала актриса отказалась от дублера. Не умея плавать, она не побоялась прыгнуть в бурлящую горную реку. «Каскадеры из реки вытаскивали потом, нахлебалась воды», – признавалась она. Да и в следующем сериале «Небо и земля», где Елена исполнила роль Варвары, ей довелось бегать по льду и падать в снег при двадцатиградусном морозе. А ведь к тому времени актриса уже была на восьмом месяце беременности!
Затем последовали роли в сериалах «Лучший город Земли» (Марина Слуцкая), «Красная капелла» (Элен), «Курсанты» (Мария).
О своей работе в сериале «Курсанты» актриса рассказывала: «Для меня было главным – не ударить в грязь лицом перед бабушками, дедушками, которые воевали или работали в тылу во время войны. Потому что я про это ничего не знаю, не видела. Я только слышала, читала. Это надо было как-то оправдать. Мемуары написал П. Тодоровский, который все это видел, участвовал. А мы все – молодые, все понаслышке, это нас стимулировало. Еще главным была работа в команде. Все без исключения хотели сделать этот фильм и относились к этому не как к сериалу, а именно как к кино».
Сериал был высоко оценен не только зрителями, но и специалистами. Он был даже номинирован в числе четырех лучших сериалов на престижную премию «Эмми» (премия досталась датскому телефильму «Орел»).
Не менее интересной оказалась и роль Элен в «Красной капелле». Елена Ксенофонтова рассказывала: «Мы подошли к делу творчески… В этом сериале я участвовала не только как актриса, но и как соавтор сценария. Первоначально образ не нес по сути никакой нагрузки: некая функция – женщина, встретившаяся на пути героя-разведчика. После его разоблачения, решили авторы, они вместе должны отправиться в СССР. Но это же неправдоподобно! Он же не идиот, чтобы везти любимую на верную погибель. Ведь Жан прекрасно знал: впереди – только подвалы Лубянки. Но и оттолкнуть Элен даже ради ее спасения Жильбер чисто по-человечески не мог. Она должна была его отпустить сама. Короче, финал фильма полностью придумала я. Между прочим, и в перестрелке в Париже Элен поучаствовала по моей инициативе. 16 серий мотать нервы гестапо, главному герою, зрителям, наконец, и ничего не сделать – это просто глупо. Любимая женщина главного героя не может быть только функцией. Мои доводы показались авторам сценария убедительными, были придуманы новые сцены специально для моей героини».
С середины 2000-х годов Елена Ксенофонтова начала сниматься очень много. Среди ее ролей: Анна Железняк в картине «Театр Обреченных», Наталья Силантьева – «Карамболь», Катерина – «Главный калибр», Жанна Стрешинская – «Охота на гения», графиня Екатерина Панина – «Сатисфакция».
«Что есть кино для меня?.. – говорила актриса. – Азартная игра. Очень опасная, но невероятно захватывающая. Права на ошибку нет, возможности исправить не будет... Да и публика не дура и никогда тебе ее не простит. И правильно сделает! Никогда не повторяться, быть доказательной, любить своего героя, верить ему, хотеть, мочь – это принцип, которого я пытаюсь придерживаться с самого начала своих взаимоотношений с этим великим искусством. А вот насколько мне это удается, судить вам».
Личная жизнь
В 1994 году Елена вышла замуж за своего давнего возлюбленного Игоря Липатова. Первый брак Елены Ксенофонтовой распался спустя 11 лет. «Просто отношения изжили себя, – признавалась она. – В какой-то момент между нами установился бесконечный штиль. Но я актриса, чтобы играть, мне нужен эмоциональный подъем или эмоциональное падение, но не штиль! Уходила я трагически – это тяжело, когда 11 лет и все в порядке, жизнь устроена… Но мы остались близкими друзьями».
В 2002 году на съемках сериала «Тайга» она познакомилась со своим будущим вторым мужем Ильей Неретиным. В 2003 году них родился сын Тимофей. Однако и этот брак распался. «Сейчас мы не вместе, но он хороший отец, – говорила Елена Ксенофонтова. – Одно могу сказать: когда я смотрю на своего Тимку, вижу дитя любви…».
После второго неудачного брака Ксения Юрьевна сошлась с мужчиной по имени Александр, удачливым юристом. Влюбленные некоторое время встречались, потом решили жить вместе. 10 февраля 2011 году у пары родилась дочь Софья.
Здоровье
В начале 90-х годов прошлого столетия Ксения Юрьевна обратилась к докторам за помощью – долгое время ее самочувствие было неважным, она начала переживать. Медики диагностировали у нее рак мозга. В течение трех лет Ксенофонтовой пришлось мотаться по больницам, сдавая различные анализы и проходя обследования. Страшное онкологическое заболевание подтверждалось через раз. Правду о том, как же было побеждено страшное заболевание, актриса предпочла скрыть от общественности.
Награды и премии
Лауреат премии им. Тамары Макаровой «За работы в театре и кино за время обучения в институте» (1998).
Заслуженная артистка Российской Федерации (2006).