Биография Носовой Тамары Макаровны
Носова Тамара Макаровна (21.11.1927, Москва – 25.03.2007, Москва) – советская и российская актриса кино. Народная артистка PФ (1992).
Детские годы
Тамара родилась 21 ноября 1927 года в Москве. Она стала третьим ребенком своих родителей. Когда Тамаре было полтора года, скончалась ее мать. Отец, не справившись со свалившейся на него ответственностью, отдал детей в детский дом. Вскоре Тамару удочерили – специалист по авиамотором и его супруга.
Со своим биологическим отцом Тамара встретилась, когда ей было больше 30 лет. От дальнейшего общения с родственником Носова отказалась.
Росла в семье высокопоставленного ответственного работника. Не было никаких предпосылок, что эта стройная, худенькая девочка станет одной из самых ярких комедийных актрис советского кино. В школу маленькая Тамара пошла с пяти лет. Отец обладал принципиальным и упорным характером. Он приложил все усилия, чтобы уговорить директора школы принять малышку в первый класс. На первое занятие в класс она пришла вместе с куклой и все задания учительницы повторяла ей. Учителя пытались уговорить родителей повременить с учебой Тамары, но они были несговорчивы. И только болезнь девочки позволила отложить учебный процесс на два года.
В то время не было никаких элитных школ, и Тамара обучалась в обычной районной. В школе она была прилежной девочкой-отличницей, гордостью класса и даже председателем совета отряда. Активно участвовала в общественной жизни, в чем ей помогали унаследованные от отца принципиальность и решительность. Эти же качества поставили точку в истории с балетом. Опоздав однажды на репетицию, Тамара больше там не появилась никогда.
Впервые оказавшись в театре, Тамара Носова влюбилась в него раз и навсегда. Более того, в своем классе она организовала драмкружок и сама ставила там спектакли. Тамару с друзьями даже приводили в старшие классы – показывать их постановки. Учительница гордилась ими и хотела похвастаться перед коллегами и другими учениками.
ВГИК. Первые роли
Школу Тамара Носова окончила в 45-м году в деревне, где провела всю войну. В Москву вернулась с твердым намерением «поступать в артистки». И легко поступила во ВГИК на курс Бориса Бибикова и Ольги Пыжовой, хотя конкурс был – восемьдесят человек на одно место. Вместе с Тамарой Носовой учились будущие лауреаты Сталинской премии за фильм «Молодая гвардия»: Нонна Мордюкова, Сергей Гурзо, Владимир Иванов, а также Вячеслав Тихонов и Екатерина Савинова.
Вот что вспоминала Тамара Носова о своей учебе во ВГИКе: «Когда я пришла в институт, мне очень хотелось играть такую драму, где поплакать можно. Но Бибикова не одуришь. Он понял, что эту девку надо помещать на другую платформу. "Мало ли, чего она хочет! У нее врожденный юмор, и это надо использовать". Для чего тогда педагоги, если они не направят на правильный путь? И он делал из меня комика. На первом семестре разрешали все, что хочешь. На втором мы выбирали отрывки, а Бибиков разбирался, кто есть кто. Он увидел во мне такую драматическую артистку, какую надо было в корне переделывать. Великий педагог! Я должна быть справедливой, несмотря на то, что он хотел меня выгнать».
В студенческие годы начался путь Тамары Носовой в кино. У Сергея Герасимова в «Молодой гвардии» она сыграла роль Вали Филатовой – задушевной подруги Ульяны Громовой. Кроме того, будучи студенткой, Тамара снялась еще в двух фильмах. Причем у таких режиссеров, как Борис Барнет и Михаил Чиаурели. У Барнета в картине «Страницы жизни» Носова сыграла роль медсестры Клавы, а в «Падении Берлина» ей досталась роль Кати.
В 1950 году Тамара окончила ВГИК, и тогда же режиссер Юлий Райзман пригласил ее на одну из главных ролей – на роль Анфисы – в картину «Кавалер Золотой Звезды». Роль Анфисы в этом фильме показала, что молодая привлекательная актриса скоро станет звездой, играющей положительных героинь. Однако Носова уже со следующего фильма стала играть отрицательные, сатирические роли.
За роль Анфисы в картине «Кавалер Золотой Звезды» Тамару Носову представили к Сталинской премии, но найти ее в Москве не смогли. В это время она находилась в Австрии. В нее влюбился молодой и красивый дипломат, который сделал ей предложение. Они расписались и сразу же уехали в Вену, куда муж Тамары получил направление. Но семейная жизнь не сложилась и после шести совместных лет они разошлись. Тамара Носова вернулась в Москву.
Амплуа – дура
Образ Марьи Антоновны из фильма «Ревизор», созданный актрисой, – классический образ пустой и глупой провинциальной барышни. Носова – первая актриса советского кино, создавшая на экране образ дуры. Этот характерный взгляд огромных голубых, ничего не выражающих глаз, слегка приоткрытый рот, вздернутый нос, красное лицо – такова актриса в нескольких фильмах. Как бы она ни разговаривала на экране – медленно или торопливо, – это всегда было смешно. Актриса умеет произносить самые обычные фразы так, что они в ее устах приобретают гиперболизированный смысл.
Как настоящий художник, актриса великолепно владеет элементом повтора. Так, в фильме «Шведская спичка», где она играла местную Нану, Тамара Носова на протяжении целого эпизода повторяет одну только фразу: «Жила я только с вами, больше ни с кем».
В фильмах Тамара Носова чаще всего играет в эпизодах. Ее образы – это не мелкая россыпь, а волшебные камни, которые, возникнув перед нашими глазами, наполняют веселым озорным сиянием экран и сверкают столько, сколько мы их видим.
Кто не помнит роль Тоси, секретарши бюрократа Огурцова в «Карнавальной ночи»? Это был первый фильм Эльдара Рязанова, и он предложил Игорю Ильинскому, который играл роль Огурцова, самому выбрать актрису на роль секретарши. Ильинский выбрал Тамару Носову. Ее Тося хитра – она подхалимничает перед Огурцовым и важничает перед своими сверстниками. С Игорем Ильинским она составляет прекрасный дуэт. Как и с Сергеем Филипповым («Особый подход»), и с Михаилом Пуговкиным («Свадьба в Малиновке»). Конечно, все видели фильм «Мертвые души» Михаила Швейцера, где Носова сыграла гоголевскую Коробочку – символ непроходимой тупости. Дуэт Носовой с Калягиным (Чичиковым) был бесподобен.
Настоящим актерским шедевром Тамары Макаровны стала манерная бразильская миллионерша донна Роза Альвадорец – работа, которой Носова доказала свою гениальность. В ленте «Здравствуйте, я ваша тетя!» много актерских удач, но Тамара Носова превзошла многих.
Особое место в творчестве Тамары Макаровны занимают киносказки. Там ее героини, в большинстве своем милые и добрые тетушки, помогающие мальчикам и девочкам: «Королевство кривых зеркал», «Огонь, вода и… медные трубы», «В тридевятом царстве». Лишь в «Новых похождениях Кота в сапогах» она играет отрицательную роль придворной дамы Двуличе.
В восьмидесятые Т. Носова снялась в трех картинах: «Спокойствие отменяется», «Тайна черных дроздов» и «Мертвые души». А потом случилась перестройка, и карьера многих мастеров кино, кумиров прошлых лет прервалась.
Судьба Тамары Макаровны напоминает горный серпантин. Ее путь и в кино, и в жизни был так же извилист и непредсказуем. Но как киноактриса Носова была востребована всегда, поэтому было неожиданным и необъяснимым то, что она в 90-е годы исчезла с экрана.
Личная жизнь
После брака с дипломатом судьба сводит Тамару Носову с актером Юрием Боголюбовым из знаменитой актерской династии. Они познакомились в Ялте на съемках. Это был незарегистрированный брак.
В третий раз Тамара Носова вышла замуж за писателя Виталия Георгиевича Губарева. Он писал сказки, рассказы, сценарии. Актриса снималась в его фильмах «Королевство кривых зеркал» (тетушка Ласка) и «В тридевятом царстве», где играла главную роль. Это было самое счастливое время для Тамары Макаровны. Через шесть лет они расстались...
Был в ее жизни и четвертый муж (вновь незарегистрированный) – это актер и режиссер Николай Засеев. Они прожили вместе четыре года, но он состоял в браке с другой. Жена не давала развода, грозилась, что уморит газом и себя, и дочку. Тамара Носова умоляла его вернуться к жене, он не хотел. Даже после того, как они расстались, Николай Засеев приглашал ее во все свои фильмы. Но Тамара Носова отказывалась сниматься...
Несмотря на столь бурную личную жизнь, детей Тамаре Макаровне судьба так и не подарила. Два раза она беременела, но обе беременности закончились выкидышами.
Последние годы
Все последние годы Тамара Носова очень бедствовала, с трудом выживая на мизерную пенсию, отказывая себе во многом. Она избегала выходить в свет, стыдясь своей бедности. Выступать в концертах она уже не могла. Однажды вышла на сцену в старом вечернем платье и в... калошах. Ей не на что было купить вечернее платье, косметику и многое другое. Был период, когда народная артистка голодала, но помощи не просила ни у кого. Тамара Макаровна была очень закрытым человеком: она редко общалась с людьми, не любила пустых разговоров, телефонную трубку брала лишь в определенные часы. Она очень много читала. В ее квартире была огромная библиотека, которая занимала целую комнату. В совершенстве зная английский язык, актриса читала Диккенса и Шекспира на языке оригинала.
Перед Новым 2007 годом у Тамары Носовой случился инсульт. На телефонные звонки и стук в дверь Тамара Макаровна не отвечала, пришлось квартиру вскрывать с милицией. Актриса лежала на полу, едва живая, по ней бегали крысы и тараканы. В силу возраста и ее болезни в больницу по месту жительства ее брать отказались. Родственник Анатолий Васин определил Тамару Носову в коммерческое отделение 15-й горбольницы, где лечение, содержание в отдельной палате и оплата круглосуточного дежурства стоили десять тысяч рублей в сутки (в месяц – 300 тысяч).
Тамара Макаровна Носова умерла 25 марта 2007 года, не дожив совсем немного до своего 80-летия. Причина смерти – хроническая ишемия головного мозга. Тело актрисы было кремировано, а прах поместили в колумбарии Ваганьковского кладбища.
В сердцах кинозрителей останутся ее искрометные роли в фильмах «Карнавальная ночь», «Свадьба в Малиновке», «Здравствуйте, я ваша тетя». Однажды на улице Тамаре Макаровне сказали: «Когда везде повышают цены, вы повышаете настроение». Когда она слышала комплименты, то воспринимала их не как должное, а с благодарностью и радостью и отвечала: «Это больше, чем я заслуживаю, но не больше, чем может вместить мое сердце».