Биография Прокофьевой Ольги Евгеньевны
Прокофьева Ольга Евгеньевна – советская и российская актриса кино, театральная актриса.
Детство
Ольга Прокофьева родилась 20 июня 1963 года в Одинцово (Московская область). Ольга жила вместе с мамой Софьей и старшей сестрой Ларисой, с которой часто ссорилась, но примирение было неизбежно.
Оля росла обычной девочкой – ходила в детский сад, школу и в музыкалку. Творческий потенциал рос, но не раскрывался, как цветок, – у всего свой срок. Первый театральной опыт игры на сцене открыл в Оле невероятно сильное желание стать актрисой. И это не просто стало желанием, а намеченной целью.
Правда, была еще одна мечта – стать балериной. «Я даже устраивала дома своеобразные репетиции, – рассказывала Ольга Прокофьева. – У меня были советские тапочки с подошвой, которая не сгибалась, и в них можно было очень легко становиться на мыски. Я с удовольствием влезала в эти тапочки и ходила на них, как на пуантах. Добавьте еще кисейные наволочки в роли юбки – и готова балерина». Но театр все же перевесил балет…
Учеба. Несостоявшийся брак
Окончив школу, Оля собралась поступать в театральный ВУЗ. Не поступив, она не упала духом и устроилась работать на телевидение бухгалтером, готовясь к следующим вступительным экзаменам. Как говорится, начало пути – половина целого.
Ольга прекрасно совмещала работу бухгалтера и подготовку к экзаменам, будучи человеком искусства. Год пролетел быстро. И вот – очередные вступительные экзамены на актерский факультет ГИТИСа. Поступить в ГИТИС Ольге Прокофьевой помог будущий медиа-магнат Владимир Гусинский. Правда, тогда он был обычным студентом четвертого курса режиссерского факультета. Ольга Прокофьева вспоминала: «Познакомились мы с ним при достаточно странных обстоятельствах. У моей мамы был друг – офицер ГАИ. Он знал, что я собираюсь поступать в театральный, и как раз ему попался нарушитель Гусинский. В разговоре выяснилось, что он студент. И гаишник ему предложил сделку: не отбирать права, если Гусинский подготовит меня для сдачи вступительных экзаменов. Владимир с радостью согласился, несмотря на то, что в тот сезон конкурс в ГИТИС был огромным – 600 абитуриентов на место...»
Гусинский честно подготовил Ольгу к экзаменам, но… она провалилась. И тогда та самая преподавательница, которая ее завалила, посоветовала молодой абитуриентке вместо актерского факультета избрать режиссерский. «Для актрисы у вас несоответствие внешних и внутренних данных», – сказала она. Так Ольга Прокофьева попала на режиссерский факультет ГИТИСа к Андрею Александровичу Гончарову.
Что же до Гусинского, то их отношения некоторое время не имели никакого развития. Так, отдельные звонки… Лишь в 1985 году, после окончания института, они вновь встретились, и… между ними вспыхнула любовь. Их совместная жизнь продолжалась четыре года. Официально свои отношения Ольга и Владимир так и не зарегистрировали, хотя Гусинский на этом не раз настаивал. Почему? Наверное, как признавалась сама актриса, потому что она его по-настоящему не любила. Уважала – да. Ценила – да. Но ведь это совсем другое. Потому со временем они и расстались…
Выбор театра
Итогом пройденного в течение четырех лет в ГИТИСе был дипломный спектакль «Завтра была война» и получение красного диплома. Ее роль учительницы, тусклой немолодой женщины в мешковатом костюме была высоко оценена критиками.
Окончив в 1985 году институт, Ольга Прокофьева получила приглашение сразу от двух руководителей театров. От руководителя «Ленкома» Марка Анатольевича Захарова (он преподавал у Прокофьевой целых четыре года) и от руководителя Театра им. Маяковского Андрея Александровича Гончарова. Марк Анатольевич не обещал, что роли найдутся сразу. «И я как-то задумалась, что же я буду делать в театре без ролей? Поэтому пошла к Андрею Александровичу, и вот моя судьба, можно сказать, уже сложилась в театре Маяковского», – рассказывала актриса.
Как показала практика, Ольга не ошиблась в своем выборе. Ей не пришлось расставаться с друзьями-однокурсниками, так как практически все они были приглашены мастером в Театр им. Вл. Маяковского. Что может быть лучше, чем играть на сцене с людьми, с которыми ты грыз гранит науки…
«Другой жанр, другое существование»
В 1991 году, когда за плечами Ольги Прокофьевой было уже несколько лет работы в театре, она дебютировала в психологической мелодраме по одноименному роману Федора Достоевского «Униженные и оскорбленные» Андрея Эшпая. Она достойно сыграла в компании таких звезд, как Никита Михалков, Анастасия Вяземская, Александр Абдулов, Игорь Игнатов. К сожалению, фильм Андрея Эшпая остался незамеченным в тени российской «новой волны» начала 1990-х годов.
Съемки в кино постепенно открывали театральную актрису для широкого круга зрителей. Но… театр и кино – разные жанры. «Мне казалось: все впереди, подождите, я еще не наигралась в театре. У меня была настолько плотная занятость, что меня это удовлетворяло. Хотя... Конечно, с годами я начала понимать, что пора уже побольше играть в кино: это интересно. Другой жанр, другое существование», – вспоминала Ольга Прокофьева.
Наследник таланта
В 1992 году у Ольги появился долгожданный сын – Александр. Он стал в ее жизни самым любимым мужчиной. Когда Саша чуть-чуть подрос, в 1995 году Прокофьева снималась в лирической комедии «Московские каникулы». Соответственно, маленький Александр рос в закулисье. И представьте себе, дебютировал на сцене драматического театра в настоящем, «взрослом» спектакле «Госпожа министерша». Стать актером прославленного драматического театра в 6 лет – это выглядит многообещающе. Безусловно, поддержка была мощная: он играл вместе со своими родителями. Муж Ольги Евгеньевны Юрий Соколов тоже был актером театра Маяковского, Евгения Симонова – подруга и крестная мать Александра, крестный папа – Александр Ильин. Ольга Евгеньева все свободное время уделяет сыну.
Что касается брака Ольги и Юрия, то он распался в 2004 году.
Театр им. Маяковского
Ольга Евгеньева в одном из интервью рассказала, что ей необходимо ощущать дыхание зрительного зала, живой обмен энергетикой, чего в кино нет. Несомненно, для театральной актрисы театр – самое главное, потому что в нем она существует более свободно, так как изучила какие-то нюансы, тонкости, какие-то законы, по которым ей уже легко. Связав однажды свою жизнь с театром им. Маяковского, Ольга Прокофьева осталась там на несколько десятков лет. Среди заметных работ – «Любовный напиток» – спектакль, которых собрал в одно время на одной сцене талантливейших актрис; «Банкрот», не потерявший своей актуальности и зрительской любви и через много показов; и многие другие спектакли.
Работать в одном театральном коллективе – большая редкость для артистического мира. Но по своей натуре Ольга Евгеньевна – консерватор. «Театр для меня пока основа, где я черпаю силы, где я проверяю все свои творческие нюансы и так далее», – как-то призналась актриса. Она открывает примерно десять спектаклей в месяц.
Помимо маяковки, Прокофьева занята и в антрепризах. «…антрепризу я обожаю за то, что я встречаюсь постоянно с новыми артистами», – говорила актриса.
«Моя прекрасная няня»
Кинематограф начал входить в жизнь Ольги Прокофьевой лишь в новом веке. Сериалы «Воровка», «Остановка по требованию»... Затем, в 2004 году Ольга снялась в сериалах «Джек-пот для Золушки» и «Дети Арбата». А год спустя – в сериале «Адъютанты любви». Если откровенно, роли были второстепенными, но все-таки яркими, изящными и, безусловно, важными.
Настоящая же популярность к актрисе пришла с сериалом «Моя прекрасная няня». После съемок в нем к Ольге Прокофьевой приклеился ярлык Жанна Аркадьевна. Всем известно, что Тихонов – это Штирлиц, Моргунов – Бывалый, а Раневская – это «Муля, не нервируй меня»… А вот Прокофьева получилась Жанной Аркадьевной. И разве это плохо?
Сама Ольга самыми трудоемкими ролями считает комедийные, поэтому такой результат в комедиях для нее – огромное профессиональное удовлетворение: «Когда критики называют меня клоунессой, я этим горжусь». Жанна Аркадьевна – это не сугубо придуманный Прокофьевой образ или четко прописанный по сценарию, а собирательный: «Конечно, и смех, который я нашла у одной женщины, когда она "ух-уху", как сова, я просто влюбилась в это ее "ух-уху" и просто забрала у нее в свой сундучок. Что-то еще, какие-то движения руками, ну и так далее. Это, конечно, собирательный образ, и в жизни я нахватала вот этих всех нюансиков и внесла в образ Жанны Аркадьевны. Мне хотелось сделать ее чуть трогательной, сентиментальной, ранимой, отойти от стереотипа. Мне встречалось в жизни немало обаятельных женщин с отрицательными чертами, вот и подсобрала… Они поднялись по карьерной лестнице, но не умеют себя правильно вести, вот и получается смешно. Хотя Жанна и сноб, конечно, и детей не любит, но палитра ее чувств получилась широкой, вот и вышел живой человек, где-то ее искренне жалко».
Великолепная четверка
На съемках «Моей прекрасной няни» Ольге Прокофьевой пришлось полтора года трудиться бок о бок с Анастасией Заворотнюк. Вот так – одна гримерка на двоих. Если у их героинь яркая антипатия, то в реальной жизни у Ольги и Насти прекрасные отношения. «Мы так плотно существовали. Мы действительно знали обо всех болячках друг друга, детей, о каких-то других проблемах и так далее, – делилась Ольга Прокофьева. – А сейчас – вот такая Москва коварный город. Если не встречаешься на работе, то можно в Москве не пересечься год, два, три, четыре. Вдруг. Хотя ты знаешь, что где-то ты рядом существуешь».
В 2007 году вся великолепная четверка из «Моей прекрасной няни» – Ольга Прокофьева, Анастасия Заворотнюк, Сергей Жигунов и Борис Смолкин – плавно перекочевали в новый водевиль «Шекспиру и не снилось», повествующий о приключениях авантюристов в XIX веке. Ольга Прокофьева рассказывала: «Когда мы доснимали "Няню", Жигунов спрашивал: "Ну что, дальше что-нибудь будем делать вместе?" И вот – сделали. В нашем водевиле снялись также Юрий Стоянов, молодой, очень талантливый Гарик Харламов из "Камеди клаб", много хороших питерских артистов. Мы даже у нашей "четверки" сохранили отношения – у меня завязывается роман с персонажем Бориса Смолкина, а у Сергея Жигунова – с персонажем Насти Заворотнюк».
Кинематограф – пространство для завоевания
Планы на будущее Прокофьевой, как у истинной актрисы, масштабные. Она всегда мечтала сыграть сильную историческую личность, драматическую и противоречивую. Неординарную женщину, Императрицу Марию Федоровну Прокофьева уже сыграла в «Адъютантах любви» (2005) – исторической авантюрной мелодраме. В роли ее супруга Павла I снялся Авангард Леонтьев. Это был тоже очень длинный проект, однако ярлык «императрица» к Прокофьевой не приклеился. Что ж… Тем не менее эта работа доказала, что актриса может быть разноплановой, и стремится к этому. В этом ее талант. Талант и большая заслуга Ольги Прокофьевой, пришедшей в кинематограф со сценических подмостков, но уже немало успевшей добиться. А сколько еще впереди! Надеемся, что очень скоро она удивит и поразит нас своими новыми работами.
Последующие киноработы Прокофьевой – «В ожидании чуда» (2007), «Крыша» (2009), «Анжелика» (2010), «Любви все возрасты…» (2011), «Ищите маму» (2012), «Трое в Коми» (2013), «Питер-Москва» (2014), «Срочно выйду замуж» (2015), «Притворщики» (2016), «Бумеранг» (2017), «Любовь и Сакс» (2018) и другие.
Телевидение
В 2007-2009 годах Ольга Евгеньевна вела передачу «Домашние сказки» на канале «Домашний». В 2017 году Прокофьеву пригласили на должность одной из ведущей программы «Субботний вечер» (канал «Россия-1»).
Награды
В 2001 году Ольга Прокофьева стал заслуженной артисткой России. В 2007 году актриса получила премию «ТЭФИ», в 2009 – приз VII Московского фестиваля отечественного кино «Московская премьера», в 2013 – театральную премию «Хрустальная Турандот», в 2015 – специальный приз XVI Российского кинофестиваля комедии «Улыбнись, Россия!» и приз XV Международного детского фестиваля искусств и спорта «Кинотаврик».