Терентьева (Новосядлова) Нонна Николаевна

Биография Терентьевой (Новосядловой) Нонны Николаевны

Терентьева (девичья фамилия – Новосядлова) Нонна Николаевна (15.02.1942, Баку, Азербайджан – 08.03.1996, Москва) – советская и российская актриса кино и театра.

Детство

15 февраля 1942 года в Баку в семье Антонины и Николая Новосядловых родилась дочка. Отец выбрал для нее имя Нонна, просто понравились инициалы Н.Н.Н. (Нонна Николаевна Новосядлова).

Мать Нонны играла в Бакинском театре и была единственной русской актрисой, игравшей на азербайджанском языке. Отец был военным. После войны главу семьи направили служить в Румынию. Там Нонна пошла в школу. Через некоторое время семья переехала в Киев.

Любимым занятием Нонны были кукольные представления, в которых она одна пела и говорила за всех кукол. А еще любила балет и занималась в хореографической студии.

Годы учебы. Первые роли в кино

После окончания школы Нонна поступила в Театральный институт им. Карпенко-Карого, но вскоре ушла из него и поступила в московское театральное училище им. Б.С. Щукина. Курс был знаменитым – Галина Яцкина, Марианна Вертинская, Борис Хмельницкий, Владимир Долинский, Наталья Селезнева, Татьяна Егорова... На втором году обучения студентов выпускали на сцену вахтанговского театра, где они изображали рабынь в массовке спектакля «Принцесса Турандот».

В 1963 г. Нонна Новосядлова впервые снялась в кино. Режиссеры В. Усков и В. Краснопольский пригласили ее на главную роль Лены в фильм «Самый медленный поезд». Это была одна из самых удачных экранизаций прозы Юрия Нагибина.

В 1966 году, когда Нонна училась на последнем курсе, ее пригласили в фильм Иосифа Хейфица «В городе С.» по рассказу А. Чехова «Ионыч». Параллельно ее утвердили на роль в картине «Женя, Женечка и Катюша», но актриса предпочла Хефица.

Нонна очень любила Чехова и уже снялась в короткометражном фильме по его рассказу «Шуточка». Её трогательная и наивная героиня летела с горки со своим кавалером (его играл Никита Михалков) и никак не могла понять, послышалась ли ей фраза «Я люблю Вас, Наденька!» или она была на самом деле.

В начале фильма «В городе С.» Екатерина Ивановна (или, как звали ее в семье, Котик) – обворожительна и легкомысленна, высокомерна, а порой и жестока. В финале же фильма она вызывает глубокое сочувствие. В фильме снимались такие мэтры, как Игорь Горбачев, Лидия Штыкан, Анатолий Папанов. Но рядом с ними Нонна не выглядела неопытной и робкой.

Фильм Хейфица было решено показать на Каннском кинофестивале вне конкурса. Так Нонна в первый раз попала за рубеж. Красота и естественность актрисы покорили публику и критиков, ее наперебой приглашали на светские рауты. На приеме, посвященном фильму «В городе С.», она познакомилась со звездной парой – Симоной Синьоре и Ивом Монтаном. После просмотра фильма Симона сказала: «Если бы Ваш фильм был в конкурсе, Вы обязательно взяли бы приз за лучшую женскую роль, за красоту».

Личная жизнь

К тому времени Нонна уже была женой Бориса Терентьева и носила его фамилию. Свадьбу сыграли в Киеве. Но их брак был недолгим. Вскоре после рождения дочери Ксении они развелись. По словам Ксении, ее отец считал, что маму захватил вихрь актерской жизни и дом стал для нее второстепенным, а мама переживала, что он не разделяет ее озабоченность профессией. «Но после развода их отношения, как ни странно, даже улучшились. Когда отец приезжал в Москву, то останавливался только у нас. Кстати, он был единственным, кто заступился за мамину честь после той скандальной статьи», – вспоминала Ксения.

Нонна Терентьева, эта удивительно красивая и нежная женщина, всегда пользовалась успехом у мужчин. Из Шукинского училища ей приходилось убегать через черный ход, так как обычно у входа ее поджидали поклонники. Ее поклонником был поэт Игорь Волгин, посвятивший ей немало стихов. Некоторое время они встречались, но, по словам матери Нонны, «не сложилось у них что-то». Вот одно из стихотворений Волгина, посвященных ей:

Идет девчонка по Москве… (Нонне, 1967-1972 годы)

«Идет девчонка по Москве,
Идет и песню напевает.
И как синицу в рукаве
В глазах хитриночку скрывает.
Как разноцветные шары
Над ней сияют светофоры.
И молодые маляры
С ней затевают разговоры.
Она следит из-под ресниц
За их кистями в синих каплях.
Она у белых продавщиц
Берет мороженое в вафлях.
Она мелькает в проходных,
В зрачках и в зелени акаций,
Как героиня тех цветных,
Забытых мной мультипликаций.
И мы, мужчины разных лет,
Народ серьезный и бывалый,
Мы улыбаемся ей вслед
Чуть-чуть растерянно, пожалуй...»
.

После успеха на Каннском фестивале зарубежные киностудии завалили Терентьеву приглашениями. В течение десяти лет они не переставали надеяться заполучить красивую и талантливую актрису. Но руководители советского кино смотрели на это иначе. Все эти годы они отделывались ответом: «Терентьева занята, у нее много работы».

Тем временем работы у Терентьевой было как раз мало. В кино актриса в эти годы снималась редко, к тому же, как правило, в небольших ролях. Лишь однажды ей досталась главная роль – в историко-революционном фильме «Сепсель», но эта картина не имела большого успеха.

В отсутствии киноролей Терентьева отдавала себя театру. После окончания Шукинского училища Нонна проработала один год в Театре им. К.С. Станиславского. Кстати, именно тогда, в 1967 году, фотопортрет Нонны Терентьевой работы Василия Малышева попал на выставку ЮНЕСКО в Париже и занял там первое место. На адреса Театра им. К. Станиславского и «Мосфильма» стали приходить письма. Это были не только объяснения в любви, но и благодарность за то, что ей удалось сломать стереотип русской женщины – с веслом или, на худой конец, в ватнике.

В том же 1967 году Терентьева перешла в Академический театр русской драмы им. Леси Украинки, на сцене которого выступала до 1971 года.

В 1971 г. Нонна Терентьева вместе с киевским актером Владимиром Скомаровским переехала в Москву. Нонна играла сначала в Центральном академическом театре Советской армии, затем (с 1973 года) в Театре им. Гоголя, а с 1980 до 1992 г. – в Театре-студии киноактера.

После отъезда Владимира Скомаровского в Америку Нонна долго с ним переписывалась, строила планы, но…судьбе было угодно, чтобы они больше не встретились.

Роковая красавица

Роль подруги инженера Гарина (его исполнял Олег Борисов) красотки Зои Монроз в фильме Леонида Квинихидзе «Крах инженера Гарина» принесла Терентьевой огромную популярность. В зарубежной прессе Терентьеву часто называли русской Мерлин Монро, а иногда сравнивали с Гретой Гарбо.

Вместе с этим Терентьева приобрела определенный имидж и теперь режиссеры видели ее лишь в ролях роковых красавиц, авантюристок, ищущих приключений. Актриса снялась в ироническом триллере Самсона Самсонова «Бешенное золото», приключенческой картине Эльдора Уразбаева «Транссибирский экспресс», трагикомедии Александра Панкратова-Черного «Похождения графа Невзорова» и др.

В конце 80-х ролей в кино было очень мало и Нонна часто ездила с концертными программами.

Какой она была

Вспоминал телеведущий Сергей Майоров: «Она никогда не интересовалась чужими заработками. Но когда узнавала, что получила не меньше популярного артиста, обязательно благодарила. Она вообще была нашей палочкой-выручалочкой: никогда не торговалась и ехала хоть на край земли. И если многие артисты ныли, трясясь по разбитой дороге на газике, она всех подбадривала и шутила: «Это же прелесть! Ведь такое никогда больше не повторится!».

Она никогда не позволяла себе выходить на сцену в будничном платье. Всегда были роскошные вечерние туалеты, боа, песец. Никто не догадывался, что все наряды шила ей мама. Она могла по-королевски закутаться в страусовое боа, которое осыпалось от старости, или накинуть старого песца и стать богиней.

Когда она выходила на сцену, было ощущение, что это Марлен Дитрих и Мерлин Монро вместе взятые. А пела она на английском языке репертуар Эллы Фицджеральд и Дюка Эллингтона. Когда в конце ее выступления объявляли русскую песню «Калинушка», зал рыдал от восторга. После концертов зрители подходили и задавали один и тот же вопрос: «Ну почему такая актриса не снимается?».

Её московскими друзьями были известные актёры-интеллектуалы. Мужчины не оставляли её без своего внимания, но она отказывалась от предложений. А годы шли…

Нонна Терентьева писала стихи, сценарии, написала либретто для рок-оперы. Но ее планам не суждено было сбыться.

Последние дни

Ксения Терентьева: «Мама, уже предчувствуя скорый конец, незадолго до дня своего рождения, в феврале, отправила меня в Германию. Она не хотела, чтобы я видела, как она умирает. …Она угасла за месяц, умерла на бабушкиных руках». В последний месяц ей по просьбе артиста Андрея Вертоградова помогал американский «хоспис» и несколько актеров. Долгое время Нонна отчаянно боролась со страшным заболеванием – раком груди. Однако болезнь оказалась сильнее.

Умерла Нонна Терентьева 8 марта 1996 года.

Сергей Майоров: «Когда на ее могиле поставили фотографию с датами рождения и смерти, никто не мог поверить, что Нонне было пятьдесят четыре года. Казалось, что ей чуть за сорок».

Благотворительный фонд актёров А. Вертинской, фонд культуры Н. Михалкова и однокурсники Нонны Терентьевой помогли похоронить эту прекрасную и загадочную женщину. Тело актрисы покоится на Троекуровском кладбище.

P.S.: Дочь Нонны Терентьевой Ксения – модельер и журналист. В 2000 году она вышла замуж за известного актера Владимира Машкова. Познакомились они на кинофестивале. Тогда Ксения помогала актеру учить английский перед поездкой в Голливуд. В 2004 году супруги расстались. Причиной развода стала двадцатилетняя брюнетка Оксана Шелест.

Mega-Stars.ru
Ваше мнение о звезде
* Код с картинки
2013-02-28 15:08:15
Очень красивая женщина с сильным и нежным характером. Упокой её душу...
2011-08-18 07:52:49
Запоминающаяся актриса. Вечная память.