Биография Богуновой Наталии Васильевны
Родилась 08.04.1948, Ленинград.
Балерина
Что значит «работать над собой» Наталья знала с малых лет. С раннего детства она мечтала стать балериной. Ей безумно нравились грациозные девушки, которых она видела в своем дворе, благо, что хореографическое училище находилось в соседнем доме. Наталию безумно манил тот таинственный мир, который назывался «театром».
Для того чтобы поступить в хореографическое училище, она с 9 лет начала упорно трудиться, занимаясь с педагогом, бывшей балериной.
Богунова: «Я ее помню посей день, и она сделала мне выворотные ноги, она из девятилетней девочки из маленькой сделала трудягу, это был ад занятий с ней, она эти бедные ножки разворачивала, хлестала по ним, по попе ладошкой так сильно, что это было, но она сделала чудеса, и я туда в конечном итоге поступила».
Дебют в кино
Как и все маленькие балерины, учившиеся в хореографическом училище – Наталия была занята в спектаклях Мариинки - в роли бабочек и снежинок. Однажды в училище пришел кинорежиссер Игорь Таланкин, который искал маленькую актрису на роль Вали в фильме "Вступление" по мотивам рассказов В. Пановой "Валя" и "Володя". Его выбор пал на юную Наташу, которую почему-то перспектива сниматься в кино совсем не обрадовала. Он грезила балетом. Но девочку уговорили, о чем сегодня она совершенно не жалеет.
Наталья Богунова вспоминает: «Там работала Ургант, совершенно прекрасная актриса, молодая еще, вот, Борис Токарев там снимался, ну он был моим партнером. И мне было очень интересно. Я же уезжала озвучивать в Москву, одна, у меня был воспитатель по договору, но этот воспитатель со мной был, числился, а так я была очень самостоятельной. Мне снимали в гостинице Южная номер, я сама в 11 лет через весь Ленинский проспект ездила на Мосфильм озвучивать. И это был невероятно большой город, я открывала для себя мир».
Естественно, что за время съемок Наташа утратила балетную форму, и ей пришлось немало потрудиться для того, чтобы догнать своих одноклассниц.
"До свидания, мальчики"
Через два года режиссер Михаил Калик пригласил ее в картину "До свидания, мальчики". В этом фильме снимались юные Женя Стеблов, Вика Федорова и Миша Кононов, с которым Наталью Богунову судьба сведет через 10 лет на съемках фильма «Большая перемена». А тогда, в 63-ем, Наташа, конечно же, об этом и даже не подозревала.
Богунова: «Все, кто со мной снимался, были меня старше года на четыре. Ну, если мне исполнилось 15 лет на фильме "До свидания, мальчики!", то им было 19 лет. Это большая разница в том возрасте. У них были проблемы, философские проблемы разрешения жизни, а у меня этих проблем не было. У меня, что мне разрешать проблемы в 15 лет философские жизненные? У меня были другие, попроще проблемы, им со мной, пожалуй, было не интересно, потому что решение философских проблем требовало, как бы вам сказать? Раз они решают философские проблемы, значит, они удручены чем-то».
Съемки фильма «До свидания, мальчики» проходили в течение полугода на море в Евпатории. Наташа поневоле набрала вес, который не могла сбросить. И тогда пришлось жертвовать мечтой о балете. Богунова экстерном окончила среднюю школу и решила поступать в театральный институт. В свои семнадцать лет она была уже известной киноактрисой. И даже ее портрет под заголовком "Лучшие люди города" висел на Невском проспекте в Ленинграде.
ВГИК
Училась в Ленинградском хореографическом училище им. А.Вагановой. Окончила ВГИК (1970, актерская мастерская Б.Бабочкина).
Наталья решила попытать счастья везде, сдав документы во все театральные вузы. Удача улыбнулась во ВГИКе, тогда свой курс набирал Борис Андреевич Бабочкин – легендарный актер, сыгравший Чапаева.
Наталья Богунова вспоминает о своем учителе: «Я боготворила Бориса Андреевича Бабочкина, я его боготворила он творил чудеса, он, по-моему, оборотень был просто. Он играл перед нами спектакль, например "Достигаев и другие", от Сашеньки, до игуменьи. И все роли один в сером костюме, ничего не снимая. Это меня настолько поражало, его перевоплощения дар, и потом я никогда не видела, чтобы человек так перевоплощался, играя один спектакль так мастерски».
Уже на первом курсе Богунова была приглашена на съемки фильма «Бегущая по волнам» по мотивам одноименного романа Александра Грина. Бережно относясь к молодому таланту, Бабочкин разрешил Наташе опоздать на целый месяц на занятия во ВГИК. К сожалению, этот фильм прошел в ограниченном прокате, а вскоре его вообще положили на полку лишь по той причине, что автор сценария, Александр Галич, эмигрировал заграницу. Но все это будет потом… А тогда съемки «Бегущей по волнам» проходили в Болгарии, на море, и партнерами Наталии были Ролан Быков, с которым она сыграет еще раз в фильме «Большая перемена», Савва Хашимов – известный болгарский актер и тогда еще малоизвестная Маргарита Терехова, с которой Богунова жила в одном гостиничном номере.
После съемок «Бегущей по волнам» Наташа с головой окунулась в учебу и студенческое творчество. Во ВГИКе ей нравилось все, и педагоги, и сокурсники…
Личная жизнь
На втором курсе Наташа вышла замуж за студента режиссерского факультета ВГИКа Александра Стефановича. Наташе было 20 лет, Александру - 23. Впоследствии, Александр Стефанович снял фильмы «Вид на жительство», «Дорогой мальчик», «Начни сначала». Были у него и другие картины, но не в одной из них Наталия Богунова не работала. Хотя в начале этим молодым людям прочили интересный творческий тандем, но…
Не получилось ни творческого тандема, ни семейного. Через семь лет их брак распался. Кстати после Натальи Богуновой Александр Стефанович был мужем Аллы Пугачевой. Но и здесь творческого союза не получилось.
Театр
В Театр им. Моссовета Наталья Богунова была принята в 1970 году, сразу по окончании ВГИКа. Сцена театра имени Моссовета, в котором актриса Богунова прослужила 17 лет, свела ее с изумительными актерами и людьми, которые оставили в ее памяти глубокий след. До сих пор в словах Богуновой звучит неподдельное восхищение, когда она вспоминает Любовь Орлову.
Но в Театре Наталия Богунова столкнулась и с отношениями, о которых даже не подозревала. Если раньше на съемках все относились к юной актрисе необыкновенно бережно, то театр открыл ей со всей откровенностью другие стороны взаимоотношений между актерами. В начале работы в труппе она как молодая актриса, играла и главные роли, и все массовки. Это обстоятельство создало огромные проблемы, когда Наталия начала сниматься в фильме «Большая перемена». Съемки проходили в Ярославле, а Богунову не отпускали из театра на два дня потому, что она была задействована в массовках, и грозили ей увольнением. Оказалось, что найти замену для массовки сложнее, чем для большой роли.
"Большая перемена"
В 1973 году Наталья Богунова сыграла свою самую известную роль в кино, снявшись в популярном телесериале "Большая перемена".
Как известно в советские времена идеологический отдел ЦК КПСС по-настоящему был озабочен жизнью граждан. Поэтому, когда в 72 году было принято постановление о всеобщем среднем образовании, идеологи решили, учитывая любовь нашего народа к кино - необходимо снять фильм на это тему, который бы стал близок зрителям. Вот так через год по заданию партии на свет появился фильм режиссера Алексея Коренева "Большая перемена".
Первоначально на роль Светланы Афанасьевны - жены хулигана и двоечника Ганжи режиссер пригласил Светлану Крючкову. Но, говорят, что на пробах одного из эпизодов молодая актриса так вошла в образ, что, ссорясь с Ганжой, по-настоящему укусила актера Збруева за палец. Александр Викторович серьезно обиделся. Светлану Крючкову все же взяли в фильм, но уже на роль Нелли Ледневой. А вот актрису похожую на Светлану Афанасьевну еще долго искали.
Рассказывает Наталья Богунова: «Коренев позвал меня на Мосфильм, дал мне сценарий и сказал, прочти, скажи, какую роль ты хочешь играть? Я тут же прочла его и сказала Светлану Афанасьевну потому что, ее будут все любить».
По признанию самих актеров, фильм снимался легко и весело. Для молодых актеров работа на одной площадке со Сперантовой, Яншиным, Леоновым оказалась прекрасной профессиональной школой. Великолепная Людмила Касаткина с удовольствием наставляла молодых актрис. Светлана Богунова назвала тот период в своей жизни «золотым веком», прибавляя, что работалось просто изумительно.
Картина имела невероятный успех, став в один миг одной из самых любимых в нашей стране: в час телепоказа улицы пустели, люди спешили домой, к экранам. А почти все молодые актеры, снимавшиеся в нем, стали настоящими звездами.
Дуэт Натальи Богуновой и Александра Збруева оказался настолько блестящим, что многие действительно поверили, что они муж с женой. Актриса рассказывает, что когда она садилась в троллейбус (ей приходилось часть ездить от общежития до студии), то постоянно слышала за спиной шепот: «Вон, вон жена Ганжи едет».
Сегодня "Большая перемена" кому-то кажется наивной веселой сказкой, кому-то - одной из первых советских мыльных опер с потрясающим актерским составом. Спорить о художественных достоинствах фильма-шлягера бессмысленно: он с успехом продержался на плаву три десятилетия. И даже выполнил ответственное идеологическое задание партии. Молодежь просто ринулась в вечерние школы.
Другие работы в кино
В том же году Наталья Богунова снялась в главной роли в сказке "Умные вещи". Однако это была последняя ее большая роль в кино. С конца 80-х годов актриса больше не снимается.
В заключение
Наталья Богунова: «Я тружусь над собой, уповаю на судьбу, работаю над собой, хожу в бассейн, делаю программу, выступаю с программами, … Ну вот и хорошо, вот как выгляжу, так и пытаюсь жить и дай господи, чтобы вот, вот не было хуже, чтобы было лучше, Господи, дай, чтобы у меня была творческая работа, интересная, и чтобы это было для меня духовным, духовной пищей как для актрисы, вот, Господи, молю тебя об этом».