Биография Яковлевой Елены Алексеевны
Яковлева Елена Алексеевна – советская и российская киноактриса и актриса театра.
«Хочу стать знаменитой актрисой»
Родилась Елена 05.03.1961 в Новограде-Волынском (Житомирская область, Украина). Ее мама, Валерия Павловна, была сотрудницей НИИ, а отец, Алексей Николаевич, был военнослужащим. По роду деятельности отца семье пришлось много поездить по стране. «Мы столько городов в моем детстве поменяли, что до сих пор вспомнить страшно, – рассказывала Елена. – Я за год по две школы успевала сменить. Все годы была «новенькой в классе»...». Маленькой Лене приходилось следить за младшим братом, помогать маме по хозяйству.
Несмотря на то, что родители Елены никакого отношения к искусству не имели, сама она с самого детства очень хотела стать актрисой. Может быть, роль сыграли гены ее прапрабабушки, которая была крепостной артисткой? Так или иначе, но на выпускном вечере в школе Елена положила в бутылку из-под шампанского записку – «Хочу стать знаменитой актрисой». Ее мечта сбылась…
ГИТИС
Правда, прежде, чем стать актрисой, прошло еще некоторое время. Окончив в 1978 году школу, Елена попыталась поступить в Харьковский институт культуры, но экзаменатор сказал, что у нее нет сценической заразительности. Что делать... Некоторое время она работала библиотекарем в Харьковской научной библиотеке им. Короленко в библиотеке. Затем ей довелось поработать на радиозаводе. Но мечты стать актрисой Елена так и не оставила.
В 1980 году Яковлева отправилась в Москву. Елена приехала покорять столицу с мизерной суммой в кармане. Четыре дня она жила на вокзале, после чего устроилась в дешевую гостиницу, на которую ушли почти все деньги. Однако эти трудности не остановили девушку…
На вступительных экзаменах в ГИТИС Яковлева читала монолог из «Воскресения». Как признавалась сама Елена, ее выбор был не случаен. Девушку в свое время просто потрясла своей игрой актриса Тамара Семина, исполнившая роль Катюши в экранизации великого романа Л.Н. Толстого. Этот монолог был в ее честь. В итоге в ГИТИС Елена поступила с первой же попытки. Ее приняли в мастерскую Владимира Алексеевича Андреева.
Трудно в это поверить, но в студенческие годы Елену называли «второй Гундаревой». Сама она признавалась: «Я была полненькой, 68 килограммов, щечки румяные, волосики легкие…». Елену это сравнение только воодушевляло. Она с удовольствием смотрела все роли этой знаменитой актрисы, а потом пыталась повторять…
Дебют в кино
В годы учебы в ГИТИСе состоялся дебют Елены Яковлевой в кино. На третьем курсе она снялась в музыкальной лирической комедии Георгия Юнгвальд-Хилькевича «Двое под одним зонтом». В фильме Яковлева сыграла роль второго плана – цирковую артистку Леру. Она вспоминала: «Меня позвали на Одесскую киностудию на пробы к фильму «Двое под одним зонтом», где я играла цирковую артистку. Приезжаю на место и, естественно, направляюсь прямиком на пляж – подзагореть хотелось. Так полежала часик, сяк полежала, встаю – красная, как рак. Тогда еще солнцезащитных кремов не было. Когда пришла на киностудию, даже не могла одежду надеть – жгло беспощадно. Большое спасибо режиссерам, что меня все равно утвердили. Кстати, до съемок я весила шестьдесят восемь килограмм, а после – сорок пять».
Начинающей актрисе повезло – рядом с ней в картине снимались такие мастера отечественного кино, как Иннокентий Смоктуновский, Ивар Калныньш, Наталья Андрейченко.
«Современник»
В 1984 году, окончив ГИТИС, Елена Яковлева стала актрисой театра «Современник». Тогда произошел редчайший случай – за ее включение в труппу театра проголосовали все члены художественного совета.
Уже в том же году состоялся и ее дебют на сцене этого театра. Елена сыграла роль Гитель Моска в спектакле «Двое на качелях», поставленном Галиной Волчек по пьесе Уильяма Гибсона. Затем последовали роли в спектаклях «Три сестры» (Наташа), «Навеки девятнадцатилетние» (начмед.), «Близнец» (Галина).
В 1986 году Елене предложили перейти в Московский театр им. М.Н. Ермоловой. Она согласилась. «Мой уход в Ермоловский театр я бы обозначила большой впадиной вулканического происхождения...», – признавалась актриса. В театре им. Ермоловой Елена Яковлева выступала лишь три года. За это время ею были сыграны роли в спектаклях «Прощай, Иуда», «Костюмер», «Снег недалеко от тюрьмы».
В 1989 году всё вернулось на круги своя. Елена Яковлева вернулась в «Современник», где впоследствии стала одной из ведущих актрис.
В том же «Современнике» Елена познакомилась со своим будущим мужем – актером Валерием Шальных. 3 марта 1990 года они сыграли свадьбу, а 7 ноября 1992 года у них родился сын, которого назвали Денис.
Кстати, для Елены это был уже не первый брак. Еще во времена студенчества она вышла замуж за Сергея Юлина (впоследствии он стал знаменитым актером, настоящим мастером драмы). Супружеская жизнь Елены и Сергея приказала долго жить уже через шесть месяцев после свадьбы.
«Интердевочка»
Елена Яковлева продолжала сниматься и в кино. Были и главные, и второстепенные роли, но успех пришел лишь в 1989 году. Роль проститутки Тани Зайцевой в мелодраме Петра Тодоровского «Интердевочка» стала для актрисы настоящим прорывом. Конечно, успеху способствовало и то, что фильм затрагивал ранее совершенно запретную тему. Это сегодня историями о «жрицах любви» никого не удивишь, а тогда... Тогда фильм был чем-то вроде разорвавшейся бомбы. Пронзительная история «ночных бабочек» не оставила зрителей равнодушными. Большая заслуга в успехе принадлежит Тодоровскому, сумевшему собрать настоящий звездный коллектив – вместе с Яковлевой в фильме снялись: Анастасия Немоляева, Ирина Розанова, Всеволод Шиловский, Любовь Полищук, Ингеборга Дапкунайте, Мартыньш Вилсонс, Зиновий Гердт, Мария Виноградова, Татьяна Агафонова, Наталья Щукина и многие другие.
Благодаря роли в фильме «Интердевочка» Елена Яковлева была названа лучшей актрисой года по опросу, проводимому журналом «Советский экран». Высоко оценили работу актрисы и на различных фестивалях. Яковлева стала лауреатом «Ники», а также Токийского кинофестиваля и кинофестиваля «Созвездие – 90».
С того момента Яковлева прочно вошла в когорту ведущих актрис отечественного кино. В первой половине 90-х она много и интересно снималась у различных режиссеров, играя, как правило, несчастных героинь: брошенных, обманутых, загнанных, матерей-одиночек… Однако наиболее удачными для актрисы стали роли в картинах все того же Петра Тодоровского. Прежде всего, это относится к трагической мелодраме «Анкор, еще анкор!». Вот один из отзывов о картине: «Чувственная энергия пропитывает фильм, так же, как лирическая, социально-критическая, драматическая. Живая ткань жизни всегда многожанрова». За работу в этом фильме Яковлева стала обладательницей «Ники» в номинации «Лучшая актриса второго плана».
Кроме того, Елена Яковлева снялась у Петра Тодоровского в ретро-драме «Какая чудная игра» (1995) и мелодраме «Ретро втроем» (1998). Среди работ других режиссеров стоит отметить роли актрисы в трагикомедии Алексея Сахарова «Лестница», телефильмах Леонида Пчелкина «Сердце не камень» и «Дело Сухово-Кобылина».
«Каменская»
Несмотря на удачные роли, образ «Интердевочки» долгое время преследовал актрису. Не «перекрыли» его ни «Анкор, еще анкор», ни популярный сериал «Парижские тайны». Ситуация изменилась лишь с выходом на экраны сериала «Каменская».
Надо сказать, что Елена Яковлева с трудом поддалась уговорам сняться в первой «Каменской». Да и Александра Маринина, автор детективных романов, по которым снимался сериал, видела свою героиню не такой. Однако Яковлева необычайно органично вжилась в роль безупречного следователя. Сериал, что называется, пошел. Зрители полюбили Каменскую настолько, что, как это часто бывает, стали отождествлять актрису с ее персонажем. Мало того, сама Маринина стала писать свои новые книги, «примеряя» Каменскую на типаж Яковлевой.
На волне успеха первой «Каменской» были сняты продолжения – «Каменская – 2», «Каменская – 3», «Каменская – 4». Сериал растянулся на шесть лет.
Сама же Елена Яковлева, как человек творческий, со временем устала от одной роли. Со временем с «Каменской» она закончила и постаралась выбрать роли отличные, от нее: «У меня масса сил. Много опыта. Хочется использовать свои возможности целиком». Так, как это у нее получалось в театре. Елена продолжала выступать на сцене театра «Современник». Там она с одинаковым блеском играла совершенно разноплановые роли – это и Мария Стюарт («Играем… Шиллера!»), и Мария Лебядкина («Бесы» Ф.М. Достоевского), и Кабаниха («Гроза» Островского), и Людмила («Уйди-уйди» Николая Коляды), и многие другие.
В 2004 году дебютировал в кино сын Елены Яковлевой Денис. Он снялся в приключенческом фильме Аллы Суриковой «Если завтра в поход», сыграв мальчика-«ботаника» по кличке Платон. Став взрослым, Денис решил пойти по стопам своих знаменитых родителей. Он поступил в Гуманитарный институт телевидения и радиовещания (город Москва) на режиссерский факультет.
В марте 2006 года поклонники увидели Елену Яковлеву и вовсе в другом образе. Она вдруг пустилась в пляс в проекте канала «Россия» «Танцы со звездами». С тех пор, как признавалась актриса, она все делала, танцуя!
Политические взгляды
Осенью 2013 года Елена Алексеевна в одном из своих интервью заявила, что просто не понимает помыслы и желания Государственной думы Российской Федерации. Актриса не могла взять в толк, как правящие силы могут на полном серьезе издавать нелепые законы (например, запреты на курение или же на мифическую пропаганду однополых отношений), когда в стране процветает нищета, когда преступность выходит из-под контроля, когда на огромной территории России так много детей-сирот, так много обездоленных людей, так много зла…
Награды и премии
Народная артистка России (2002).
Лучшая актриса 1989 года по версии журнала «Советский экран» (за роль в фильме «Интердевочка»).
Лауреат премии «Ника» (1989, за роль в фильме «Интердевочка»).
Лауреат приза Токийского кинофестиваля (1989, за роль в фильме «Интердевочка»).
Лауреат приза Римского кинофестиваля (1990, за роль в фильме «Лестница»).
Лауреат международного фестиваля телевизионных фильмов в Шанхае (1990, за роль в фильме «Сердце не камень»).
Лауреат приза кинофестиваля «Созвездие – 90» (1990, за роль в фильме «Интердевочка»).
Лауреат премии «Ника» в номинации «Лучшая роль второго плана» (1992, за роль в фильме «Анкор, еще анкор!»).
Лауреат приза кинофестиваля «Созвездие – 93» в номинации «Лучшая роль второго плана» (1993, за роль в фильме «Анкор, еще анкор!»).
Лауреат фестиваля отечественного кино «Женский мир» (1994).
Лауреат театральной премии газеты «Московский Комсомолец» за лучшую роль второго плана (1999).
Лауреат премии VII Международного кинофестиваля детского кино «Артек – 99» (1999, за роль в фильме «Юкка»).
Лауреат специального приза жюри X Международного фестиваля «Балтийский дом» (2000, за актерский дуэт с Мариной Неёловой в спектакле «Играем... Шиллера!»).
Лауреат театральной премии газеты «Московский Комсомолец» (2000, за роль в спектакле «Играем... Шиллера!»).
Лауреат премии I Международного телекинофорума «Вместе – в третьем тысячелетии» (2000, за роль в сериале «Каменская»).
Лауреат премии VIII Международного кинофестиваля детского кино «Артек – 2000»
Лауреат государственной премии РФ в области «Драматический театр» (2001).
Лауреат премии X Всероссийского кинофестиваля «Виват кино России!» (2002, за роль в сериале «Каменская»).
Лауреат премии «Лица года – 2002» газеты «Комсомольская правда» (2002, за роль в сериале «Каменская»).
Лауреат премии кинофестиваля «Любить по-русски» в номинации «Самая элегантная» (2003).
Лауреат премии V Международного фестиваля детективных фильмов и телепрограмм «Закон и общество» (2003, за роль в сериале «Каменская – 2»).
Лауреат ТЭФИ в номинации «Исполнительница женской роли в телевизионном фильме/сериале» (2004, за роль в сериале «Каменская»).
Лауреат фестиваля «Кинотавр», приз президентского совета за актерский ансамбль (2004, за роль в фильме «Мой сводный брат Франкенштейн»).
Лауреат премии «Гэллап Медиа» (опрос по заказу журнала «Семь дней») в номинации «Самая популярная актриса 2002 года».
Лауреат премии «Гэллап Медиа» (опрос по заказу журнала «Семь дней») в номинации «Самая популярная актриса 2003 года».
Лауреат премии «Гэллап Медиа» (опрос по заказу журнала «Семь дней») в номинации «Самая популярная актриса 2004 года».
Лауреат национальной премии в области кино «Золотой орел» в номинации «Лучшая актриса второго плана» (2005, за роль в фильме «Мой сводный брат Франкенштейн»).